WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

Религиозно-магические представления карачаевцев и балкарцев, связанные с пищей, проявлялись с особой яркостью в земледельческих обрядах, например в обрядах вызывания дождя и солнца, где пище приписывались сакральные свойства: сила плодородия, исцеления, то есть использовалась не по прямому назначению, а как оберег или жертвоприношение. В системе обрядов особенно была велика роль умилостивительной жертвы, где заметное место занимало мясо, молоко, яйца, зерновые. Жертвоприношения земле, т.е. принесение ей в жертву пищевых продуктов, приобщение земли к своей трапезе, по народным представлениям увеличивало плодородие почвы и обильность урожая. Центральная идея заключалась в получении основных жизненных благ (изобилия пищи, здоровья, плодородия скота, многодетности и т.д.) путем принесения жертвы. Считалось, что в случае выполнения определенных обрядов можно достичь цели и способствовать своевременному исполнению просьб подателей жертвы. Существовала строго регламентированная система жертвоприношений, приуроченных к определенным этапам индивидуального жизненного цикла человека, производственного цикла и т.д.

В XIX-XX вв. изменения коснулись всей обрядности, в том числе связанной с пищей. Часть ритуалов была забыта, часть исполнялась машинально, как положенное действие, утратившее свой первоначальный смысл. Тем не менее, в пережиточном состоянии некоторые ритуалы бытуют и сегодня.

Заключение содержит выводы по исследуемой проблематике.

Обобщение сведений этнографических источников, данных других гуманитарных и естественных наук позволяет получить полное представление о месте пищи карачаевцев и балкарцев в системе жизнеобеспечения, о глубинной связи традиций питания с различными сторонами материальной и духовной культуры, о стабильности пищевых традиций, о влиянии состава рациона и режима питания на поведенческие и культурные особенности населения. Подробно проанализировав традиционную систему питания карачаевцев и балкарцев, в ней выделино, согласно классификации С.А. Арутюнова и Ю.И. Мкртумяна49, три основных пласта: основной - это тот, который связан с ведущим хозяйственно-культурным типом; другой пласт - субстратный, связанный с рудиментами предшествовавшего хозяйственно-культурного типа, основанного на собирательстве, охоте; и, наконец, третий – адстратно-субстратный, являющийся отражением формирования историко-этнографических областей на Кавказе, развития межэтнических контактов и культурных заимствований, последующего усложнения, развития и обобщения структуры и спектра производящего хозяйства. При этом следует иметь в виду, что все выделенные пласты не являются полностью разделенными, а порождают многочисленные явления смешанного и синтетического порядка. Отметим при этом, что в рамках первого пласта именно мясомолочные и зерновые продукты являются основой традиционного комплекса питания, входя в качестве основного или существенного дополнительного компонента в большую часть всевозможных блюд, зафиксированных у карачаевцев и балкарцев. Следующей формой обработки зерновых продуктов выступает печеное тесто в различных технологических вариантах. Имеются в виду как разновидности самого теста - пресное, как наиболее архаическое, кислое и сдобное, так и техника выпечки - на углях, камнях, в золе, специальной утвари и приспособлениях. Появление кислого теста означало качественно новое начало в переработке зерновых продуктов: к термическим и механическим способам обработки добавляется ферментационный, например, проращивание зерна для получения солода, который шел на изготовление обрядового хлеба, каши, основы для бозы и сыра и т.д. Наиболее сложным способом приготовления является варка приготовленного различными способами зерна или муки: сюда можно отнести многочисленные каши, хинкал, лапшевидные изделия.

Молочные продукты также подвергались тем же трем способам обработки - термическому, механическому, ферментационному. Однако соотношение их отличалось от мучных изделий. В формировании ассортимента молочных продуктов предпочтение отдавалось ферментации: спонтанная молочнокислая, культурная молочнокислая и сычужная (айран, гыпы айран, сыры, творожистые массы). Далее идет механическая сепарация живого компонента (сливки, масло), а затем уже с помощью термической обработки изготовляли различные творожистые массы, топленое масло.

Следующий наиболее древний пласт в системе питания карачаевцев и балкарцев - это растительный компонент, который являлся важнейшим источником витаминов и других, физиологически необходимых организму дополнительных пищевых компонентов. Растения употреблялись в пищу как в сыром, так и обработанном виде (тушение, варка, обжаривание). Многие дикорастущие растения применялись не только как ароматические добавки к мучным изделиям, но и в сочетании с другими продуктами в роли начинки печеных и вареных изделий.

Последний пласт в системе питания горцев Карачая и Балкарии - это суперстратный, связанный с межэтническим взаимовлиянием.

Весь комплекс ритуальных действий, связанных с пищей, относится к самым ранним этапам истории становления общества, когда человек еще окончательно не отделял себя от живой природы. Во всех ритуальных действиях пища выступала своего рода медиатором в противопоставлении природа-культура. Следует отметить, что значительная часть этих представлений носит универсальный характер и имеет соответствия в других этнических зонах Кавказа, Алтая, Средней Азии, Поволжья, что является свидетельством, как общих генетических корней, так и историко-культурных контактов народов этих регионов на протяжении довольно длительного периода.

В работе рассмотрена на примере карачаевцев и балкарцев основа системы питания, которая составляла хорошо сбалансированное соотношение молочных продуктов, зерна и мяса. Основой этой модели были продукты животноводства и земледелия, которые обеспечивали организм человека необходимым количеством жиров, белков, углеводов, крахмала и других ферментов, необходимых для правильного обмена веществ. Эта модель служила основой системы питания карачаевцев и балкарцев, отчасти дополнявшейся продуктами собирательства и охоты.

Основные положения диссертации
опубликованы в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Хаджиева М.Х. Традиционные напитки карачаево-балкарского народа // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена № 24 (55). Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 325-329.

В научных изданиях общего характера:

  1. Хаджиева М.Х. Отражение в этногенезе карачаевцев и балкарцев некоторых компонентов пищевой традиции // Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета «Алиевские чтения». – Карачаевск, 1997. – С. 246.
  2. Хаджиева М.Х. Зерновые культуры в традиционной пище карачаевцев и балкарцев // Культурология, этнология. Обычаи, культурные, религиозные традиции, этикет и искусство народов Северного Кавказа. Симпозиум VI. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 8-12 октября 2007 года. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С. 75-77.
  3. Хаджиева М.Х. Пища и утварь военно-политического центра Хазарского каганата // Социокультурные проблемы кавказского региона в контексте глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14-16 мая 2007). – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. – С. 178-182.
  4. Хаджиева М.Х. «Белый Кислород» Карачая и Балкарии // Вестник развития науки и образования. Научно-образовательный журнал. М.: Изд-во «Наука». - № 3, 2008. – С. 57-59.
  5. Хаджиева М.Х. Традиционные блюда, продукты и напитки народов Карачая и Балкарии // «Современные аспекты экономики» и «Человек и Вселенная». № 2 (66). СПб, 2008. – С. 109-115.

ХАДЖИЕВА МАДИНА ХАМИТОВНА

Автореферат

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ

КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ В XIX XX вв.

Подписано в печать 27.09.2008 г. Тираж 100 экз. Усл.п.л. 1,5.

Отпечатано в типографии

Карачаево-Черкесского государственного университета:

369200, г. Карачаевск, ул. Ленина, 46.


1 Крупник И.И. Питание и экология хозяйства ненцев Большеземельской тундры в 20-х годах XX в. // Некоторые проблемы этногенеза и этнической истории народов мира. (Сб. научных трудов). М., 1976. - С. 65.

2 Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке // КЭС. - М, 1955. - Вып. 1.

3 Петрусевич Г. Н. Заметки о карачаевских адатах по долговым обязательствам // ССКГ. – Тифлис, 1870. - Вып. 4.

4 Петров Г.С. Верховья Кубани – Карачай // Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. – Екатеринодар, 1880.

5 Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. – Тифлис, 1892. - Вып. 14.

6 Дьячков-Тарасов Н.А. Заметки о Карачае и карачаевцах // СМОМПК. – Тифлис, 1898. - Вып 25.; Его же: В горах Большого и Малого Карачая // СМОМПК. – Тифлис, 1900. - Вып. 28.

7 Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении // СМОМПК. - Тифлис, 1913. – Вып. 43.

8 Атманских А.А. Скотоводство в Карачае Кубанской области // СПб. - 1910. Его же: Животноводство в Карачае Кубанской области // Юго-Восточный хозяин. - Ростов / Дон, 1913. - № 2.

9 Иваненков Н.С. Карачаевцы. Доклад, прочитанный на общем собрании членов Общества любителей изучения Кубанской области 28 ноября 1908.) // ИОЛИКО. - Екатеринодар, 1912. - Вып.5.

10 Чурсин Г.Ф. Этнографические заметки о Карачае // Газ. «Кавказ». - 1900, № 305-306; Его же: Экономическая жизнь Карачая // Газ. «Кавказ». - 1900, № 322.

11 Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа // ССКГ. - Тифлис, 1869. - Вып. 2. - С. 11.

12 Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев // Русский антропологический журнал. - СПб, 1913. - Вып. 1-2.

13 Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. – Черкесск, 1991.

14 Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока. - Ростов/Дон. 1924., Его же: В горах Карачаево-Черкесии // Газ. «Советский юг». - Ростов/Дон, 1923. - № 183.

15 Тамбиев И. Х.-Б. Карачай прежде и теперь. - Ростов/Дон, 1931. Его же: Карачай и Балкария (Сборник очерков, статей, заметок). Сост. И.М. Шаманов, Ф.И. Шаманова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

16 Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. - Нальчик, 1965. - С. 271-272.

17 Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии (вторая половина XIX-60-е годы XX в.) Нальчик, 1971. - С. 26-27.

18 Жакомихов Т.А. История народного хозяйства Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1965. ч. 1. - С.115-124.

19 Ацканов М.Х. Экономические отношения и экономические взгляды в Кабарде и Балкарии (1860-1917 гг.). Нальчик, 1967. - С. 51.

20 Шаманов И.Б. Хозяйство и хозяйственный быт карачаевцев. Автореферат диссертации… канд. ист. наук. М. - 1972.

21 Кучмезова М.Ч. Землевладение и землепользование в Балкарии по обычному праву в XIX в. // Вестник КБНИИ.- Нальчик, 1972. - Вып.6. - С.214-216.

22 Харадзе Р.Л. Сельская община в Балкарии // МЭГ, 1960. Т. XI. - С. 114.

23 Такоева Н.Ф. Балкарцы // Народы мира. Этнографические очерки. М, 1960. - Т.1. - С. 271.

24 Вермишев Х. А. О скотоводстве на Кавказе в связи с пастбищным вопросом // МУКЛЗПИСК. - Тифлис, 1887, - Т.I.

25 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе // МУКЛЗПИСК. - Тифлис – 1890. - Т. II.

26 Геевский В.Н. О состоянии скотоводства в верховьях рр. Терека и Белой Арагвии // МУКЛЗПИСК. – Тифлис, 1887. - Т. 1.

27 Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке. Дореформенный период. - Черкесск, 1960. Ее же: Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964.

28 Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. - М.: Наука, 1989.

29 Кулинария народов Северного Кавказа. Отв. ред. С.Ш. Гаджиева. - Махачкала, 1964.

30 Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII – XVIII вв. -Нальчик: Нарт, 1991.

31 Мамбетов Г.Х. Пища в обычаях и традициях кабардинцев, балкарцев // Вестник КБНИИ. - Нальчик, 1972. Вып.6. - С. 6-7.

32 Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик: Эльбрус, 1988.

33 Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев связанные с рождением ребенка (XIX – XX вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1980.

34 Къарачай-малкъар фольклор / Карачаево-балкарский фольклор /. На кар.-балк. яз. Сост. Р.А.-К. Ортабаевой. – Черкесск: Карачаево. - Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1987.

35 Хаджиева Т. М. Эстетическая и утилитарно-магическая функции календарных песен балкарцев и карачаевцев (весенне-летний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Сев Кавказа. - Махачкала, 1988.

36 Джуртубаев М.Ч. Древние религиозные верования балкарцев и карачаевцев. – Нальчик, 1991; Его же: Карачаево-балкарские мифы. Сост. Джуртубаева М.Ч. – Нальчик: Эль-фа, 2007.

37 Жуковская Н.Л. Пища кочевников центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) // СЭ, 1979. - №5. - С. 6

38 Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. - С. 604

39 Потапов Л.П. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни // Сб. Музея антропологии и этнографии. М.: 1949. Т.12. - С. 64-65.

40 Кишкин А. Зерна Магомеда // Газ. «Труд». 1968. - № 28.

41 Энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2005.- С. 36.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»