WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Правосознание в учении И.А. Ильина рассматривается как творческий источник права. Для понимания сущности действующего права, необходимо пропустить его содержание через живое правосозна­ние законодателя, рядового гражданина. Тогда выясняется, что правосознание связано с внутренним источником их духов­ной жизни: им необходима вера, любовь, внутренняя свобода, совесть, патриотизм, чувство собственного достоинства и справедливости. Живое правосознание органически связано с нравственными ценностями, которые призваны наполнить закон справедливостью.

В учении И.А. Ильина о естественном правосознании ощущается влияние учения Канта о «доброй воле». Естественное правосознание, как и добрая воля Канта, стремится отодвинуть в сторону свой личный интерес, старается извлечь из каждого зако­на то, что в нем верно и справедливо. Правосознание есть ин­стинктивная воля к духу, к справедливости, к добру.

В третьем параграфе первой главы «Религия как духовная основа единства морали и права» показывается связь религии с моралью и правом в концепции И.А. Ильина.

Религия оказывается связанной с моралью и правом в концепции И.А. Ильина следующим образом: возникновению морали предшествует появление религии. Источником морали служит совесть, которая является не только источником моральных норм, но и сосредоточием всех духовных и нравственных сил человека, соединяет душу человека с Богом, который воздействует на каждого человека посредством совести. Религия в учении И.А. Ильина рассматривается как высшая инстанция в формировании правоотношений. Осознавая различный характер двух царств, «кесарева» и «Божьего», И.А. Ильин полагает, что их противостояние не носит абсолютного характера. Согласно концепции И.А. Ильина, потребность в религии порождает потребность в духовной свободе и, следовательно, в правопорядке. Рассматривается его утверждение, что право есть необходимая форма духовного бытия человека, а так как религиозное бытие есть бытие духовное, вне права не может быть и религии. И.А. Ильин, являясь верующим человеком, выдвигает концепцию веротерпимости, согласно которой между религией и правом в светском государстве складываются непростые взаимоотношения, Церковь играет важную роль, но не поглощает нации, государства, науки, семьи, не является тоталитарным институтом.

И.А. Ильин продолжал философско-правовую традицию русской мысли, при этом на него оказали влияние теории И Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Но он не копирует слепо их концепции, в трудах И.А. Ильина важную роль играет понятие «правосознание». Мораль и право обретают единство в правосознании, которое важно не только для отдельно взятого человека, но и для жизни общества в целом.

Во второй главе «Проблемы единства морали и права в жизни общества» рассматривается значение единства морали и права для правового государства, гражданского общества, отношений граждан и государства. При этом особое значение уделяется концепции правосознания, с которой оказывается связанной критика И.А. Ильиным учения о классовой борьбе и его понимание гармонизации отношений граждан и государства. Проблема воспитания правосознания связывается с ролью семьи как ячейки общества, участвующей в этом процессе. Проблема собственности анализируется с точки зрения единства морали и права, показывается, что важным фактором в развитии правосознания оказывается собственность, соединенная с ответственностью и свободой.

В первом параграфе второй главы «Значение единства морали и права для правового государства и гражданского общества» анализируется концепция И.А. Ильина, в которой он связывал правосознание с государством и общественными отношениями. Критика И.А. Ильиным учения о классовой борьбе рассматривается как вытекающая из его понимания государства как органа духовной солидарности. Отношения граждан и государства в этом учении приобретают гармоничность с точки зрения единства морали и права.

В учении И.А. Ильина через правосознание в государстве соединяются правовое и духовное начало: государственное правосознание связано с нравственным развитием личности, подчиняется доброй воле. Значение правосознания для жизни государства раскрывается следующим образом: право и государство создаются для внутреннего мира и осуществляются через правосознание, в государстве соединяются правовое и духовное начало.

И.А. Ильин отрицал формальное понимание государства, когда люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к формально законным, внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира человека. Внешний порядок тогда обеспечивается любой ценой (насилием, страхом, корыстью). Формальное понимание государственной жизни разрушает единство морали и права. Государственное правосознание неразрывно связано с нравственным развитием личности: правильно понятое государственное правосознание не только не враждебно доброй воле, но принимает ее цель и служит ее задачам.

Неприятие И.А. Ильиным концепции борьбы классов основывается на том, что, по его мнению, классовый интерес есть частное вожделение, не подлежащее удовлетворению, ибо является проявлением противогосударственной алчности. Классовая борьба деструктивна, ведет к гражданской войне. Истинная политика должна служить не частным интересам определенного лица, группы, класса, ибо принципиально отклоняет частные вожделения и возникает из солидарности на основе идеи народного единства. Анализируется отрицание И.А. Ильиным трактовки государства как механизма принуждения и классовой конкуренции, и понимание им государства как органа духовной солидарности.

Концепция отношений граждан и государства в учении И.А. Ильина основана на том, что основные права граждан не даруются, кем бы то ни было, а изначально принадлежат каждому и вытекают из самого понятия личности, наделенной достоинством, свободой и сопричастностью высшему началу жизни. Государство распоряжается лишь теми полномочиями, которые ему доверили его граждане. При этом от человека не требуется полного отречения от себя во имя государства, как это происходит при тоталитарных режимах. Сознательная личность руководствуется здоровым гражданским правосознанием. Правовое государство не вмешивается во все стороны жизни своих граждан, которые служат государству и получают с его стороны защиту прав и свобод.

Своеобразие подхода И.А. Ильина к вопросу отношений государства и гражданина раскрывается с позиции единства морали и права, когда для гражданина государственный и его личный интерес находятся в состоянии единства. Гражданин сознательно принимает интересы государства как свои, а государство стремится к гармоничному удовлетворению интересов своих граждан. Взаимны права и обязанности государства и гражданина, их ответственность друг перед другом. И.А. Ильин, по сути дела, описывает социальное государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования всех граждан, социальной защищенности. Данные положения во многом созвучны идеям социального либерализма. Идеям либерализма также соответствует выдвинутая И.А. Ильиным концепция «свободной лояльности», обозначающая борьбу за гражданские права и свободы при соблюдении существующего законодательства, не разрушая государство и право, но совершенствуя их.

Во втором параграфе второй главы «Роль семьи в воспитании правосознания» подвергается анализу проблема воспитания правосознания, роль семьи как ячейки общества в этом процессе.

Необходимость воспитания свободного и ответственного гражданина рассматривается как залог развития здорового правосознания, осознания необходимости единства морали и права. Проблемам семьи и воспитания И.А. Ильин уделял особое внимание исходя из понимания семьи как основной ячейки об­щества, а также учитывая ее влияние на физиче­скую и духовную жизнь растущего в ней человека. Роль морали в формировании правосознания подвергается рассмотрению на основе мысли И.А. Ильина о том, что нормальное правосознание может быть развито только в связи с общим, моральным и нравственным воспитанием, которое должно ввести правосознание в жизнь нравственно-доброй души. В этом процессе семья играет важную роль, являясь первоосновой общества. Человек должен строить свою семью на основе любви, ве­ры, взаимоуважения, взаимопомощи, ответственно­сти, верности, преемственности поколе­ний, патриотизма, совместного труда на благо се­мьи. Показываются задачи, которые осуществляет семья: продолжение рода; создание нормальных условий для свободного и гармоничного развития всех дарований ребенка; воспитание детей в атмосфере любви и уважения к их личности и свободе; духовно-нравственное, трудовое, национально-патриотическое и гражданское воспитание; развитие творческой инициативы у детей; воспитание в потомстве свободного и здорового правосознания; развитие уважительного отношения к старшим; сохранение и передача подрастающему поколению знания, опыта и национальных традиций. В семье происходит и воспитание уважения к собственности, как составная часть развития правосознания.

В третьем параграфе второй главы «Частная собственность с точки зрения единства морали и права» анализируется проблема собственности с точки зрения единства морали и права, показывается, что частная собственность подлежит рассмотрению не только с точки зрения абстрактного права, но и этики, сама оказывается важным фактором в развитии правосознания, связанным с ответственностью и свободой.

С точки зрения единства морали и права анализируется концепция И.А. Ильина, согласно которой собственность связана со свободой, ибо гражданин становится хозяином самому себе, делу рук своих. Свобода, которую обеспечивает правовое государство, дает человеку возможность полноправно владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью. Значение собственности для процесса развития правосознания раскрывается на основе концепции И.А. Ильина, в которой собственность есть не просто «право», а «нравственно обязывающее право», выделено сплетение нравственных и правовых аспектов в этом вопросе, показано значение частной собственности для свободы личности. Отрицание собственности означает отрицание личного духа и подрыв общества, государства, хозяйственной жизни своей страны. Собственность означает власть: непосредственно — над вещами, но опосредствованно — и над людьми. И к этой власти необходимо готовить с помощью воспитания. Собственность означает свободу, и к ней тоже необходимо приучать, чтобы употреблять во благо.

На основе анализа учения Гегеля, в котором как непосредственные проявления нравственности рассматриваются семья, гражданское общество и государство, и концепции И.А. Ильина, констатируется вклад И.А. Ильина в этику, философию права, показывается, что он существенно развил гегелевское учение о нравственности, осмысливая государство, общество, семью, а также собственность (проявление абстрактного права) с учетом фактора правосознания. Такой подход позволяет рассматривать государство, общество, семью и собственность через призму единства морали и права.

В главе III «О сопротивлении злу в правовом государстве» рассматривается проблема сопротивления злу силой через призму единства морали и права. Анализ учения о сопротивлении злу силой позволяет выявить, как непротивленчество приводит к правовому нигилизму, отрицанию права, правосознания, государства и всех его институтов; при этом тотальное морализаторство обезоруживает перед лицом зла, способствует его победе, а в конечном итоге и дискредитации нравственных устоев. Показывается, что И.А. Ильин разработал концепцию, позволяющую бороться со злом, соблюдая единство морали и права.

В первом параграфе третьей главы «Проблема сопротивления злу через призму единства морали и права» разработанная И.А. Ильиным концепция сопротивления злу силой рассматривается как соответствующая принципу единства морали и права. Применение силы обосновывается как необходимое условие для защиты права. Критика морализаторства аргументируется с позиции единства морали и права. В то же время анализируются положительные стороны учения Л.Н. Толстого, созвучные концепции И.А. Ильина, подчеркивается необходимость борьбы со злом внутри человека.

Анализу подвергаются связь правовой и государственной жизни, а также фактор применения силы для защиты права. Право охраняется государством, подлинную силу правовые установления приобретают тогда, когда добровольно и осознанно исполняются гражданами. В то же время обществу еще далеко до поголовной сознательности и высокой нравственности граждан. Но это не означает, что государство должно идти по тоталитарному пути, уничтожая свободу. Если пренебрегать опытом человечества, выстрадавшим идею правового государства, то можно прийти к правовому нигилизму. Попытка отказаться от всякого применения силы, в том числе силы закона, приводит к отрицанию идеи государства вообще. Однако именно в правовом государстве взяты под защиту права и свободы человека. Такое государство с максимальной эффективностью защищает добро и не дает распространяться злу.

Действенность системы права и в демократичном, правовом государстве основана на пресечении действий, представляющих опасность для граж­дан, общества и государства. Если считать насилием любое использование принуждения в отношении к людям, то можно прийти к анархическому отрицанию институтов власти и правовому нигилизму. В здоровом правосознании сливаются воедино уважение к государству и ориентация на нравственные ценности и принципы, на которых зиждется духовная жизнь общества.

Критика морализаторского подхода как ведущего к эгоцентризму и субъективизму, приводится в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой». Одна из форм искажения морали — сведение ее к сентиментальности и наслаждениям; моральный гедонист отворачивается от зла, занимается спасением собственной души. В результате мора­лист отрицает саму идею права и государства, от него ускользает необходи­мость правосознания, ибо он поверхностно видит здесь насилие. По мнению «непротивленца», государство от­вечает злом на попытки насилия, исхо­дящие от преступников. Сентиментальный моралист не понимает необходимости права, его морализаторство ведет к нравственному и правовому нигилизму.

И.А. Ильин солидарен с Л.Н. Толстым в том, что главная борь­ба со злом должна осуществляться внутри самого человека, он констатирует, что зло есть противодуховная вражда, слепая сила ненависти. Зло есть душевная склонность человека, присущая каждому индивидууму тяга к разнузданию зверя. Поскольку по природе своей зло есть душевная склонность, главной ареной борьбы с ним является внутренний душевно-духовный мир человека. Когда Л.Н. Толстой и его единомышленники призывают к внутреннему преодолению зла, указывают на неправильность сведения борьбы со злом к внешнему принуждению, то они следуют христианской традиции; и в этом И.А. Ильин находит положительные стороны.

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»