WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

1. Мораль, определяемая на основе предложенной И.А. Ильиным характеристики норм морали, интерпретируется как совокупность определенных норм, задаваемых таким источником, как голос совести, который само­стоятельно воспринимается и формулируется каждым человеком, контролируется укорами со­вести и чувством вины. При этом мораль требует всеобщего признания своих норм, которыми связываются только те, кто добровольно признал их, искренне убедившись в них. Мораль предписывает добровольное признание требований совести, определенное внутреннее поведение, основанное на внут­реннем отношении ко всему живому, в том числе к человеку, и на внутренней доброте.

2. В понимании И.А. Ильина разделены «мораль» и «нравственность». Нравственность, то есть сфера практической свободы коллективного индивидуума, проявленная через семью, гражданское общество, государство, выше морали отдельного индивидуума как совокупности неписанных норм. Мораль может перейти к более высокой ступени — к нравственности, которая возможна благодаря единству морали и права.

3. Правосознание в учении И.А. Ильина имеет особое значение, объединяя и чувство, и волю, и во­ображение, и мысль. С точки зрения концепции единства морали и права, правосознание связывает мораль и право воедино, способствуя переходу морали в нравственность.

4. Правосознание способствует гармоничному развитию единства морали и права в государстве, гражданском обществе, семье, позволяет подойти к проблеме собственности не только как правовой проблеме, но и как к аспекту приобретения гармонии в отношениях человека и общества.

5. В контексте единства морали и права важен аспект применения силы. Право без применения силы оказывается беспомощной декларацией. В то же время правовое принуждение вне моральных рамок оказывается бесплодным и ведущим к насилию. Мораль без строгих рамок права оказывается субъективной, скатывается к морализаторству, открывающему дорогу злу. Поэтому концепция И.А. Ильина о сопротивлении злу силой имеет особое значение для единства морали и права.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и выводы являются вкладом в развитие проблематики соотношения морали и права, могут послужить дальнейшему комплексному изуче­нию творческого наследия И.А. Ильина, интерпретации его идеи о единстве морали и права в контек­сте современной политической и культурной ситуации как в Рос­сии, так и в мире, поскольку проблемы правосознания, нравственного и правового воспитания являются актуальными и в XXI веке.

Факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут стать частью курса по этике, явиться основой спецкурса по истории философии права в России, а также использоваться в учебной и воспитательной работе.

Апробация работы. Предварительные результаты исследования были опубликованы в научных статьях и были изложены в докладах на научно-практических конференциях «Россия на пути к правовому государству: диалектика становления» (Рязань: АПУ ФСИН, 2004 г.), «Тенденции развития отечественной философской мысли в XXI веке и перспективы регионального обществоведения» (Рязань: РГПУ, 2004), на международных философско-культурологических симпозиумах «Человек в мире культуры: проблемы исследования» (Рязань: РГПУ, 2005) и «Человек в мире культуры: вызовы современности» (Рязань: РГУ, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении содержится обоснование актуальности темы, формулируется проблема исследования, показывается степень её изученности и новизна, определяется ее научное значение, а также цель и задачи исследования, его теоретическая и методологическая база, формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе I реконструированы понятия «мораль» и «право» в философии И.А. Ильина. Рассматриваются особенности специфики норм морали, права и религии по И.А. Ильину. Показывается значение правосознания в проблематике соотношения морали и права.

В первом параграфе первой главы «Сходство и различия в нормах и понятиях морали, права, религии» анализируется сходство и различие норм морали, права, религии, реконструированы понятия «мораль» и «право» в философии И.А. Ильина. Отношения морали и права подвергаются рассмотрению через призму единства морали и права. При этом подчеркивается различение понятий «мораль» и «нравственность». Нравственность рассматривается как более высокая ступень, для достижения которой необходимы взаимодействие морали и права. Подвергается разбору концепция И.А. Ильина, диалектически сочетающая положения естественного и позитивного права.

Целостная реконструкция определений морали, права и религии осуществлена на основе предложенной И.А. Ильиным характеристики их норм.

Нормы морали и религии отличаются: 1) по авторитету, который устанавливает правило (в религии — воля Божия, в морали — голос совести); 2) по тому порядку, в котором правило формулируется (в религии — соборное изложение откро­вения, данного избранным людям, в морали — само­стоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому человеку); 3) по санкции (в религии — гнев и суд Божий над грешником, в морали — укор со­вести и чувство вины).

В то же время нормы религии и нормы морали имеют сходство: 1) в том, что они требуют всеобщего признания, но связывают только тех, кто их добровольно признал (в религии — уверовал, в мора­ли — убедился); 2) в том, что нормы предписывают определенное поведение, вырастающее из глубины души.

Нормы морали и права отличаются:

1) по авторитету, устанавливающему правила: в праве — внешний авторитет, то есть другие люди, уполномоченные на это; в морали — внутренний авторитет, то есть голос совести.

2) по порядку формулирования правила: в праве — последовательное прохождение правила через установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди; в морали — самостоятельное восприятие голоса совести, данного каждому особо.

3) по получившему предписание: в праве — всякий член общности, указанный в норме, независимо от его согласия; в морали — добровольно признавшие требование совести.

4) по поведению, предписанному нормой: в праве — внешнее поведение; в морали — внутреннее поведение.

5) по санкции: в праве — внешние принудительные меры; в морали — укор совести и чувство вины.

Своеобразие позиции И.А. Ильина заключается в том, что он не давал определений морали как таковой, считая это понятие само собой разумеющимся, не писал специальных работ по нравственной философии, но в своем творчестве затрагивал ряд этических вопросов, это прослеживается в таких произведениях, как «О сопротивлении злу силою», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований», «Путь к очевидности». Но до сих пор в его творческом наследии не были выявлены дефиниции терминов «мораль», «нравственность».

На основе характеристики, данной И.А. Ильиным нормам морали, права и религии, осуществляется целостная реконструкция понятия «морали», определяемой как добровольное следование определенным нормам, задаваемым таким источником, как голос совести, который само­стоятельно воспринимается и формулируется каждым человеком. Мораль человека контролируется укорами со­вести и чувством вины. При этом мораль требует всеобщего признания своих норм, которыми связываются только те, кто добровольно признал их, искренне убедившись в них. Мораль предписывает добровольное принятие требований совести и определенное внутреннее поведение, вырастающее из глубины души, основанное на внутренней доброте по отношению ко всему живому, в особенности к человеку.

Анализ концепции И.А. Ильина о происхождении морали производится с учетом его религиозных взглядов. Рассматривается положение И.А. Ильина, согласно которому совесть является не только источником моральных норм, но и сосредоточием духовных, нравственных сил человека, связывает душу человека с Богом. Непосредственная выработка этих норм определяется самим человеком.

Особенности специфики норм морали в учении И.А. Ильина выделяются следующие: 1) нормы морали определяются совестью человека, а не внешними факторами; 2) они возможны лишь при допущении свободы воли человека, которая находит мораль в себе и не может ее вывести ни из природы, ни из общества; 3) мораль распространяется на всех людей, то есть присуща всем индивидам. Норма морали предполагает добровольное согласие и признание.

Творческое наследие И.А. Ильина показывается как связанное с трудами Гегеля, под влиянием которого И.А. Ильин разделял понятия «мораль» и «нравственность». Концепция И.А. Ильина раскрывается как критика морального учения, которое остается рассудочным, превращает добро в абстрактное понятие, дает убежище лицемерию. Это связано с тем, что мораль низводит этику в пределы человеческого самосознания и превращается сама в идеологию «слишком человеческого». Поэтому нельзя вопрос о добре и зле ограничивать желанием индивидуума исполнить долг. Тогда все сводится к личному душевному самочувствию; в конце концов, оказывается, что для такого человека характерна не скромность, а наслаждение мнимой добродетелью. Рассматривается концепция И.А. Ильина, согласно которой сущность добра нельзя раскрыть в терминах отвлеченно-нормативной морали, ибо добро, прежде всего, является свободой, а мораль не знает истинной свободы. Тем не менее моральное состояние есть необходимый этап для духовного освобождения.

Мораль не может быть совсем отвергнута потому, что она: 1) форма жизни, уместная в обычном сознании, не восходящем к созерцанию; 2) развивает ряд определений, органически входящих в высшее, нравственное состояние. Таким образом, моральная воля не есть целиком неправая воля, как это могло бы показаться после гегелевской критики. В целом моральная свобода воли может быть выражена как право самостоятельно знать добро, личным интересом желать его и действием осуществлять его. Это возможно благодаря свободе совести.

Из проведенного И.А. Ильиным анализа учения Г.В.Ф. Гегеля о нравственности следует, что душа человека, доросшая до акта совести, познает себя как одну из живых единичностей единой духовной Всеобщности; это значит, что человек живет не в отрыве от других людей, но вместе с ними. Нравственность состоит в том, чтобы сознательно и творчески жить этой жизнью. Нравственность – это состояние Божественной субстанции, лежащей в основе всякой общественной и личной добродетели. Ее следует рассматривать как жизнь Бога в душах людей, преодолевающих материальную и социальную несвободу, как жизнь коллективного индивидуума, реализованной в семье, гражданском обществе и государстве.

Рассмотрению подвергается понимание И.А. Ильиным права, которое трактуется им как сложное и многостороннее образование, ибо существуют различные определе­ния права, ни одно из которых не может претендовать на исключительность. Право в понимании И.А. Ильина — это совокупность норм, задаваемых извне пред­писаниями, созданными уполномоченными на то лицами и связы­вающими и их самих, и других членов союза, независи­мо от согласия тех, кто должен подчиняться этим нормам, которые формулируются в обусловленном законом порядке. При этом право контролирует только внешнюю, а не внутреннюю жизнь человека. Проводится анализ доктрины естественного и позитивного (положительного) права в учении И.А. Ильина. Естественное право — это «правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью»1, которым человек подчиняется не за страх, но за совесть. Положительным правом И.А. Ильин называл правовые нормы, установленные правовою властью, подлежащие применению. Раскрывается диалектический подход И.А. Ильина, развивавшего учение естественно-позитивного права, подчеркивавшего, что позитивное право не следует отвергать, ибо в его составе могут быть морально-верные нормы. Основная задача позитивного права при этом состоит в том, чтобы интегрировать в себя содержание естественного права, раскрыть его в виде правил внешнего поведения, адаптированных к конкретным историческим условиям, зафиксировать эти правила в вербальной форме, а затем закрепить в сознании граждан в качестве авторитетного указания. Приближение позитивного права к естественному показывается как необходимое для поддержания связи между моралью и правом.

Оптимальное соотношение между моралью и правом существует, по мнению И.А. Ильина, тогда, когда право, не выходя из своих пре­делов, согласуется по существу с требованиями морали и является для нее подготовительной ступенью. Это бывает тогда, ког­да право предписывает людям такое внешнее поведение, которое может быть одобрено со­вестью (служение общему благу, уважение к свободе, и т.д.). В то же время право запрещает людям те внешние поступки, которых и совесть не одобряет. Отмечая общее и отличное у морали и права как способов нормативной регуляции, необходимо подчеркнуть важность концепции единства морали и права. Диалектический подход к проблеме соотношения морали и права в творческом наследии И.А. Ильина основывается на критике как морального абсолютизма, так и правового позитивизма

Во втором параграфе первой главы «Правосознание как фактор единства морали и права» показывается, что правосознание играет особую роль в достижении единства морали и права, раскрывается понимание правосознания И.А. Ильиным. Понятие правосознания является весьма значимым для осмысления философии И.А. Ильина.

Важное место в концепции единства морали и права в философии права И.А. Ильина занимает правосознание, в котором реализуется данное единство. Не случайно исследованию этой категории посвящен фундаментальный труд «О сущности правосознания». Анализируется, как И.А. Ильин рассматривал правосознание, которое он называл правовым чувством человека, отмечал, что правосознание охватывает и чувство, и волю, и во­ображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духов­ного опыта. Правосознание в учении И.А. Ильина характеризуется как естественное чувство права и правоты, особая духовная настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям. На основе гипотезы И.А. Ильина о том, что правосознание есть особого рода инс­тинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность дру­гих людей, выстраиваются основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уваже­ние и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат че­ловека самостоятельности, свободе и солидарности, ду­ховной воле.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»