WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

В этом стихотворении обращение к Богу включено в текст являющийся стилизацией молитвы. Кроме канонических форм обращения Господи!; Господи, твоя власть!, поэт использует нетрадиционное обращение Господи мой Боже, зеленоглазый мой!. Эта необычная для молитвы форма придает индивидуальный, авторский колорит стихотворению, которое можно с полным правом отнести к духовной лирике, имеющей в русской поэзии глубокую традицию (духовная лирика Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого).

Определяя ядро семантического поля поэзии Окуджавы, (на материале используемых в ней форм обращений), выдвигаем положение: Основной темой поэзии Окуджавы является тема любви. Это любовь к друзьям, товарищам, коллегам-поэтам, художникам, любовь к женщине, любовь к Арбату в том концептуальном понимании, которое вбирает в себя это понятие, любовь к «родине вечной», любовь к поэзии. Это поле обслуживает комплекс художественно-выразительных средств, в первую очередь лексических: выражение этого чувства в лексемах любимый, хороший, драгоценный, милые, дорогой.

К сопутствующим зонам поля относятся следующее: «уважение» к идеальному адресату и адресату-читателю; «ностальгия» по прошлому, по Старому Арбату, по старым друзьям; тема «одиночества» не как "исключённости" из социума, а как состояние души, как тема трагической участи поэта; тема "дороги" как прохождение сквозь испытания, поиск нового и обреченность на этот поиск, духовная неудовлетворенность, тема "творчества". Данные поля расширяется за счет семантический групп, как темы «мужества» и "испытаний" (А где же твое мужество, солдат…; Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней…), тема "возмездия" в историческом ракурсе, тема «героизма» и «ценности человеческой жизни».

Языковая картина мира поэтического наследия Окуджавы оказывается сложно структурированной и многополярной. Она дает представление о судьбе и личности поэта, отражает испытания, выпавшие на его долю, его жизненные приоритеты, его мировоззрение.

"Анализ текстообразующих форм и функций обращения в поэтических текстах Б. Окуджавы" в Главе III приводит к следующим выводам.

В поэтических текстах Булата Окуджавы, обращения служат как внутритекстовым связям, так и межтекстовым. Для идиолекта Булата Окуджавы характерна "погруженность" в определенную временную, территориальную и этическую среду.

Наиболее активной текстообразующей функцией обращений в стихах Булата Окуджавы является функция тематической детерминации. Различная стилистическая окраска обращений – от торжественной до фамильярной – настраивает читателя на соответствующую тональность общения. (Надежда, я вернусь тогда…; Женщина, ваше величество, как вы решились сюда; О чем, красотка современная, ты вдруг вздохнула тяжело; Ах, флейтист, флейтист, в старом пиджаке…; Пора, пора, усталая пехота!; Красный клён, моё почтение!; Ах, война, что ж ты сделала, подлая; Ваше величество женщина, как вы решились сюда; Капли Датского короля, пейте, кавалеры!; Живописцы, окуните ваши кисти…; Отчего ты печален, художник; Возьмёмся за руки, друзья!; Шестидесятники Варшавы, что вас заботило тогда; Надежда, ты крылатое такое существо).

Принцип раскрытия темы у Булата Окуджавы основан на последовательном развёртывании и раскрытии основной характеристики темы, заявленной в обращении, открывающем текст как, например, в стихотворении Смилуйся, быстрое время, бег свой жестокий умерь:

Смилуйся, быстрое время, бег свой жестокий умерь.

Не по плечу это бремя, бремя тревог и потерь.

Будь милосердней и мягче, не окружай меня злом.

Вот уж и Лета маячит прямо за ближним углом.

Плакать и каяться поздно. Тропка на берег крута.

Там неприступно и грозно райские смотрят врата.

Не пригодилась корона, тщетною вышла пальба…

И на весле у Харона замерли жизнь и судьба.

(Смилуйся, быстрое время. Под управлением любви. Лирика 70-е – 90-е. Екатеринбург, 2005. – С. 166)

В этом стихотворении тема "быстротекущего времени", столь характерная для поэзии, и для поэзии Булата Окуджавы в частности, получает своё последовательное раскрытие, будучи обозначена в обращении, открывающем текст, а также в заглавии.

Такие обращения открывают текст выступают в качестве рефрена: До свидания, мальчики; Живописцы; моя Гитара; Смилуйся, быстрое время; Прощайте, стихи, ваши строки, и ваши намёки, и струны…; Красный клён; Отчего ты печален, художник…; Мой брат по перьям и бумаге, одной мы связаны судьбой.

Рефрены, характерны для поэзии Блата Окуджавы служат эффекту ритмизации и акцентуации.

Вот скоро дом она покинет,

Вот скоро вспыхнет бой кругом,

Но комсомольская богиня…

Ах, это, братцы, о другом!

На углу у старой булочной,

Там, где лето пыль метет,

В синей маечке-футболочке

Комсомолочка идет.

А её коса острижена,

В парикмахерской лежит.

Лишь одно колечко рыжее

На виске её дрожит.

И никаких богов в помине,

Лишь только дела гром кругом,

Но комсомольская богиня…

Ах, это, братцы, о другом!

(Надежды маленький оркестрик. Лирика 50-х – 70-х. – Екатеринбург, 2004. – С. 38)

Для поэзии Булата Окуджавы более характерны обрушения в формы повторов-зачинов, они составляют основной корпус повторов в песенной лирике поэта. Стилистическое своеобразие стихов с повтором-зачином заключается в заявке и акцентировании темы, вводимой обращением. см. "Сентиментальный марш", "До свидания, мальчики", "Старый флейтист", "Молитва", "Ваше благородие, госпожа разлука", "Песенка кавалергарда", "Прощальная песня волковских актёров", "Вечера французской песни", "Дерзость, или разговор перед боем", "Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал", "Ну, что, генералиссимус прекрасный", "Ребята, нас вновь обманули", "Благородные жёны безумных поэтов", "Акулина Ивановна, нянька моя дорогая", "Красный клён, моё почтение!", "Матушки Нонна и Анна".

Повторы лексико-грамматических и синтаксических апеллятивных конструкций также выполняют важные текстообразующие функции. В целом ряде стихотворений в творчестве Б. Окуджавы повторы синтаксических конструкций с разными адресатами обращения создают особую смысловую глубину и повышенную ассоциативность смыслового пространства текста. См. песня к кинофильму «Белое солнце пустыни»:

Ваше благородие госпожа чужбина

……………….

Ваше благородие госпожа разлука

………………

Ваше благородие госпожа удача

………………

(Надежды маленький оркестрик. Лирика 50-х – 70-х. – Екатеринбург, 2004. – С. 96)

В следующем стихотворении Булата Окуджавы функция рефрена, в который включено обращение, акцентирует тему прихода весны. Сетка повторов, в которую включено обращение, формирует высказывание, повторяющееся в различных контекстах, что создает своеобразную художественную Речею.

На арбатском дворе веселье и смех.

Вот уже мостовые становятся мокрыми.

Плачьте, дети!

Умирает мартовский снег.

Мы устроим ему весёлые похороны.

По кладовкам по тёмным поржавеют коньки,

Позабытые лыжи по углам покоробятся…

Плачьте, дети!

Из-за белой реки скоро-скоро кузнечики к нам заторопятся.

Будет много кузнечиков. Хватит на всех.

Вы не будете, дети, гулять в одиночестве…

Плачьте, дети!

Умирает мартовский снег.

Мы ему воздадим генеральские почести.

(На арбатском дворе – и веселье и смех. Надежды маленький оркестрик. Лирика 50-е – 70-е. Екатеринбург, 2004. – С. 50)

В заключении подводятся итоги работы. Настоящее исследование доказывает, что обращения являются одной из важнейших характерных черт поэтической речи Булата Окуджавы. Не только количественные показатели – среди хорошо известных стихотворений поэта нами было выявлено более 600 стихотворений, в которые входят обращения – но и их структурное и семантическое разнообразие отличают его творчество. Обращения в исследуемом материале полифункциональны. Главные функции обращений в поэзии Булата Окуджавы следующие:

1. Изобразительная функция реализуется через номинацию героев стихотворений, использование номинации для формирования художественного образа лирических героев.

2. Выразительная функция реализуется через индивидуальные эстетические образы.

3. Этическая функция реализуется через выражение нравствственной позиции автора и его героев.

4. Стилистическая функция реализуется через использование обращении как средства диалогизации стихотворного общения с героями стихотворения и читателем; а также функция стилизация, которая реализуется через обращения к историческим лицам и образам давно ушедших эпох.

5. Текстообразующая функция реализуется через использование различных форм обращений в структуре тексты.

В приложении представлены контексты, в которых имеются обращения.

III. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Али Нажва Фуад. Обращение-концепт "Арбат мой, Арбат" в поэтическом творчестве Б.Ш. Окуджавы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради СПб., 2008. – № 29 (65). – С. 11-15.

2. Али Нажва Фуад. Личные обращение в поэзии Булата Окуджавы // Вестник Воронежского государственного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2008. – № 3. – С. 36-39.

3. Али Нажва Фуад. О жизни и творчестве Б.Ш.Окуджавы // Лингвистический журнал Улан-Баторского государственного университета. Улан-Батор, 2008. – № 17. – С. 86-89.

4. Али Нажва Фуад. Средства поэтической образности в русской поэзии (на примере образа кузнечика) // Международной научно-практической конференции "Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве". Москва. Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 333-338.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»