WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

АЛИ НАЖВА ФУАД

СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЯ

В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

(на материале поэзии Б.Ш. Окуджавы)

Специальность 10.02.01- русский язык

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре общего и русского языкознания

Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Соколовская Татьяна Дмитриевна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Аннушкин Владимир Иванович

кандидат филологических наук, доцент

Морослин Петр Василевич

Ведущая организации:

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Защита состоится «11» марта 2009 г. в «10.00» ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина по адресу: 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.

Автореферат разослан «09» февраля 2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор В.В. Молчановский

I. Общая характеристика работы

В основе исследований использования обращения в художественной речи (Мальцев, 1986; Костылев, 1987; Ковтунова, 1986) лежат приемы функционально-синтаксического и лексико-семантического анализа обращения как структурно-синтаксической единицы предложения. Анализ обращения как стилистической и риторической фигуры художественной речи учитывает структурно-композиционную функцию обращения (Розенталь, 1987). На сегодняшний день созданы устойчивые семантическая, структурно-грамматическая и функционально-стилистическая типологии обращений.

Недостаточно изученным является вопрос об использовании обращений в художественных текстах, в том числе функций обращений в создании художественного образа. Среди исследователей существует единое мнение, что роль обращений в реализации замысла поэта-творца выявляется на основе функционально-семантического анализа.

Актуальность исследования заключается в соответствии его объекта и предмета современной тенденции в лингвостилистике – росту интереса к анализу использования семантического потенциала языковых форм для усиления художественной образности идиолекта.

Цель диссертационной работы проведение лингвостилистического исследования в области поэтической художественной речи на материале идиостиля; а именно: в поэзии Булата Окуджавы.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

1. Сформулировать рабочую концепцию для описания предмета исследования.

2. Отобрать речевой материал методом сплошной выборки: обращения, употребляемые в поэтических текстах Булата Окуджавы.

3. Провести анализ отобранного материала на основе сформулированной рабочей концепции: исследовать функционально-семантические аспекты употребления обращения в поэтическом идиостиле Булата Окуджавы.

Научная новизна исследования состоит в системном анализе функций обращения в поэтической речи, в которой обращения имеют ярко выраженную специфику, а именно: полифункциональность как отличительное свойство поэтического обращения в творчестве Булата Окуджавы. Семантика обращений в поэтической речи рассматривается в связи с их контекстуальным значением, а также с учетом экстралингвистических факторов.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут способствовать дальнейшему осмыслению проблем, связанных с изучением семантики обращений в художественном произведении, их текстообразующих и других функций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в разработках для преподавания курса стилистики художественной речи в вузах и поствузовском обучении.

В работе используются следующие методы:

1. Метод функционально-стилистического анализа, имеющего целью описание закономерностей функционирования языковых форм для создания речевой системности стиля и его разновидностей (текстов).

2. Общефилологический метод интерпретации.

3. Элементы текстового анализа, используемого в лингвостилистике как анализ структурно-семантической особенности текста во взаимосвязи с экстралингвистическими основами конкретной речевой сферы: на материале поэзии Булата Окуджавы.

Объектом исследования является идиостиль в стихотворной речи поэта Булата Окуджавы.

Материал исследования составляет выборка обращений из поэтических текстов Булата Окуджавы (см. Приложение). Объем картотеки – 600 единиц.

Предмет исследования Предметом данного исследования являются функционально-семантические характеристики обращений в поэтическом тексте Булата Окуджавы в различных формальных разновидностях: одиночные обращения, обращения-словосочетания и апеллятивные высказывания, используемые в различных фрагментах стихотворного текста.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре общего и русского языкознания Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 4 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обращения в поэтических текстах Булата Окуджавы составляют органичный функционально-семантический компонент идиолекта поэта.

2. В корпусе обращений, представленном в нашей картотеке, функционируют все основные типы "предметных" обращений, выделяемых современной лингвостилистикой. Основные предметные типы, которые предпочитает поэт, – это личные обращения, обращения-индексы и обращения, имеющие референтом концепты и лингвокультурные константы.

3. Обращения в поэтическом тексте Булата Окуджавы полифункциональны, они не только формируют художественный образ через номинацию, но и несут модально-эмоциональную нагрузку: содержат оценку и передают отношение автора к адресату обращения, служат средством регулирования читательского внимания и восприятия, участвуют в формировании текстовой структуры, стилизации, выявляют специфику языковой картины мира поэта.

4. Обращения в поэзии Булата Окуджавы участвуют в создании следующих аспектов его художественного идиолекта:

- изобразительного,

- выразительного,

- этического,

- эстетического.

В системной целостности данные аспекты создают функциональную семантику данного идиостиля.

II. Основное содержание работы

Во введении представлены предмет и объект исследования, источник исследуемого материала, теоретические положения, которые легли в основу рабочей концепции.

Глава I "Теоретические основы описания функций обращения в поэтической речи" посвящена общим вопросам методологии лингвостилистического описания идиостиля поэтической речи и обращению как речевой форме и как поэтическому художественному приему.

В отечественной стилистике длительное время язык художественной литературы рассматривался как один из функциональных стилей.

Однако к середине 70-х годов прошлого века появляется подход к этому языку не просто как к одному из функциональных стилей, а как к особому явлению национального языкового существования. Ведущую роль в этом направлении сыграли труды А.Н. Васильевой, В.В. Виноградова, В.П. Григорьева, А.И. Ефимова, М.Н. Кожиной, Л.А. Новикова и других.

В работах русских филологов указывается на "двойственность" языка художественных текстов, которые, обладая общенациональной конвенциональной семантикой, используются в художественной литературе для создания особой образной семантики.

Такая "двойственность" художественной речи основывается на существенно отличной от "практической речи" функциональной направленности. А.Н. Васильева так постулирует эту направленность: Базовой специфической функцией художественной речи является функция создания "вторичной действительности" – целостного мира образов, через соотношение и движение которых прокладывает себе путь авторская идея, обычно прямо не декларируемая. Этот образный мир, формирующийся в творческом сознании писателя и проникнутый его отношением, как бы "кодируется" в словесных формах, чтобы потом " декодироваться" в творческом сознании читателя в соответствующий мир образных понятий.

В лингвистике вопросы использования обращения разрабатываются на различном материале – от разговорной речи до художественной. Большую часть исследований использования обращения в художественной речи посвесшены собой исследования поэтической художественной речи. В исследованию обращения наметились несколько направлений: лексико-синтаксическое (Костылев, 1987), функционально-синтаксическое (Мальцев, 1986, Проничев 1971; Костылев, 1987; Бейлина, 1974), функционально-прагматическое (Арутюнова, 1976; Гольдин, 1978, 1982, 1987; Формановская, 1982, 1987, 2002, 2004, 2007), функционально-стилистическое (Васильева, 1982, Ковтунова, 1986), экспрессивно-стилистических особенностей (Галлис, 1978).

Дискуссионным остается вопрос о синтаксическом статусе обращения, его функциональной нагрузке: от взглядов на обращение как на осложнитель грамматической структуры предложения до признания его распространителем ("Русская грамматика" 1980), детерминантом (Полонский, 1999, 2000), ведущим членом предложения (Федорова, 1998) и свернутым однословным предложением (Проничев, 1965, 1971; Попов, 1958).

Функционально-семантический подход к исследованию обращений реализуется в трех аспектах:

- в исследовании семантики обращений и ее роли в создании языковой картины мира;

- в исследовании функций обращений: художественных, функционально-стилистических, семантико-структурирующих и организующих;

- в исследовании авторской позиции, выраженной в художественном произведении.

Обращения в художественной речи, как показал в своем исследовании В.Е. Гольдин, выполняют иные функции и по-другому участвуют в реализации авторского замысла, нежели в разговорной спонтанной диалогической речи, поскольку основные текстовые характеристики данных сфер существенно различны. В разговорной речи обращение является главным образом средством явного выделения (обозначения) адресата, установления речевого контакта. В художественной речи обращения преимущественно являются средствами организации и направленности речи, а также средством выражения авторской интенции. Обращения являются средствами организации и направленности высказывания и в разговорной спонтанной речи, но там они не подчинены творческому замыслу художественного произведения. Из художественного произведения мы извлекаем, кроме "семантической", "эстетическую" информацию, поэтому в художественной речи важна форма обращения, его стилистическая окраска, его место в высказывании.

Наряду с псевдоапеллятивной и характеризующей функциями (аппеллятивная функция обращения в поэтических текстах может ослабляться и исчезать при усилении характеризующей функции), обращение в поэтической речи выполняет дополнительные функции, главными из которых являются функция номинативная (называние, выделение референта поэтической речи) и экспрессивно-характеризующая функция. Не менее важна в поэтической речи и функция текстообразующая. Особенно в поэтической речи важно подчеркнуть, что "любой текст отличается единством обращенности" (Гольдин, 1987. С. 101)

Функционально-семантическая нагрузка обращения реализуется в поэтическом тексте в двух аспектах – в создании поэтического образа и структурировании самого текста.

В Главе II "Выразительные и модально-оценочные функции предметных типов обращений в поэзии Булата Окуджавы" описываются функциональные особенности (включая и модально-оценочную семантику) предметных типов обращений в поэтической речи, выделенных И.И. Ковтуновой, (Ковтунова, 1986).

Выделяются обращения к лицам и не к лицам. Среди обращений к лицам различаются, помимо именования самого адресата, некоторые наиболее типичные для лирики следующие типы обращений:

-обращения метафорические,

-обращения - характеристики, описательные обращения, иногда включающие высказывания или фрагменты высказываний.

Распространенный в лирике тип обращений — обращение к лицам, отдаленным в пространстве и во времени. Это могут быть обращения к героям, политическим деятелям, историческим лицам.

Распространенным в поэтической речи типом обращений, является тип обращений к лицам и живым существам — обращения к образам, созданным воображением и фанта­зией.

Среди обращений не к лицам выделяются распространенные в лирической поэзии типы обраще­ний: обращения к странам и континентам, к городам, к явлениям природы, стихиям, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к явлениям эмоционального и интеллектуального мира человека, к явлениям человеческой культуры.

Обращения к явлениям духа, абстрактным понятиям, чувствам. Судьба, Воля, Любовь попадают в ряд слов, становящихся обращениями.

Обращения к пространству и времени, к этапам жизни человека, к историческим эпохам.

У Булата Окуджавы функции личных обращений, используемых в поэтических посланиях и посвящениях, отличаются от обращений других типов. Они полнее всего интегрированы в реальные отношения автора с адресатом, поэтому в интерпретацию поэтического текста включается информация о факты биографии поэта и его творческой жизни, факты истории стороны.

Номинативно-характеризующая функция при использовании таких обращений связна с предполагаемыми репликами адресата в структуре диалога художественного типа- это поэтический прием, часто встречающийся в поэзии Булата Окуджавы.

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»