WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА

ВОСПОМИНАНИЯ А. А. ФЕТА

И МЕМУАРНАЯ ПРИРОДА ЕГО ПРОЗЫ

Специальность 10.01.01 – Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь 2008

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Михаил Викторович Строганов

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Александр Петрович Ауэр

кандидат филологических наук, доцент

Елена Георгиевна Милюгина

Ведущая организация Псковский государственный педагогический

университет им. С. М. Кирова

Защита состоится «9» октября 2008 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212. 263. 06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, д. 70, ауд. 48.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского го-сударственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, д. 44 а.

Автореферат разослан «___» ____________ 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор С. Ю. Николаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В современной западной науке исследование автобиографических произведений в последнее время вошло в традицию и стало одним из приоритетных направлений. На Западе исследовательский интерес к автодокументальным жанрам возник в начале XX в. (работы Г. Миша и А. Барр). Во второй половине 1950-х гг. началось серьезное изучение автобиографических произведений, которое велось в двух направлениях. С одной стороны, названные жанры рассматривались как важные исторические источники и использовались для составления психологического портрета эпохи. С другой стороны, во второй половине 1950-х — 1970-е гг. появляются работы, связанные с осмыслением жанровых особенностей автодокументалистики (труды Ж. Гюсдорфа, Р. Паскаля, Э. Брюс, Ж. Старобински, Ф. Лежена)1.

В России вопросы о жанровых особенностях и разновидностях мемуаристики затрагивались уже в 1830—1840-е гг. в критических работах П. А. Вяземского, М. П. Погодина, В. Г. Белинского2. Но вплоть до середины XX в. достоверность описываемого в автодокументальных текстах оценивалась как абсолютная истина, что и позволяло исследователям изучать и использовать их преимущественно как исторический источник. Серьезные исследования, посвященные автобиографическим произведениям, в русском литературоведении стали появляться сравнительно недавно3. И до сих пор автодокументальные тексты изучены еще недостаточно, а основополагающими здесь остаются работы М. М. Бахтина об отношениях автора и героя в автодокументальных жанрах4 и исследования Л. Я. Гинзбург о мемуарно-биографических произведениях русских писателей5.

В ряде новейших филологических исследований возник теоретический интерес к проблеме автобиографии как жанра. Его причиной, по всей видимости, является нынешнее положение литературоведения и его методов. Как замечает М. Медарич, «вопрос о сути литературного текста, решаемый различным образом в зависимости от выбранного метода, вновь подвергается испытаниям применительно к автобиографии, одному из законных художественных жанров»6.

Метод биографического прочтения эпических произведений в современной науке мало популярен. Считается, что он противоречит пониманию художественного текста как эстетического феномена. Однако обращение к данному методу позволяет остановить внимание на эпизодах, содержащих прямой автобиографический подтекст и являющихся точками непосредственного соприкосновения сфер биографии и творчества, их зафиксированной взаимосвязи. Несомненно, что специфика и разновидности художественного автобиографизма требуют специального теоретического и исторического исследования. И прозаическое творчество А. А. Фета дает для него богатейший и разнообразнейший художественный материал.

Выбор прозы Фета в качестве объекта исследования объясняется тем, что в современном культурном сознании Фет предстает только как поэт, хотя прозаическое наследие его огромно: это и художественная проза, и публицистика, и воспоминания. Но до сих пор не существует работ, посвященных изучению всего прозаического творчества Фета как целостного единства. Так в начале XX в. существовала только работа Б. А. Садовского «Ледоход: Статьи и заметки» (1916), в которой рассматривалось поэтическое и прозаическое наследие Фета. С середины 1980-х гг. Курский государственный (пединститут) университет издает сборники статей, посвященные творчеству Фета. Но до середины 1990-х гг. они посвящены поэзии Фета, и только курские сборники 1995—2008 гг. включают в себя работы о его прозе, что свидетельствует об актуальности изучения этой части творческого наследия Фета.

Цель диссертационного исследования — раскрыть характерные особенности мемуаров Фета и выявить мемуарную природу его сюжетной и очерково-публицистической прозы.

Поэтому в диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи:

— проследить становление автобиографического метода Фета в сюжетной прозе;

— выявить особенности взаимосвязи сюжетной прозы и мемуаров Фета;

— раскрыть механизмы создания мемуаров Фета;

— охарактеризовать черты автоцензуры Фета при воспроизведении в мемуарах писем И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого;

— проследить связь очерково-публицистической прозы и мемуаров Фета;

— выявить художественную природу мемуаров Фета;

— подготовить материалы для комментирования мемуаров Фета.

Актуальность диссертационной работы связана с обострившимся в современной науке теоретическим интересом к проблеме соотношения художественной и документальной литературы и вследствие этого — интересом к автобиографии как литературному жанру и к методологии анализа художественного автобиографизма. В диссертационном исследовании биографический метод, широко применяемый до начала XX века для изучения художественных произведений и не очень популярный в современном литературоведении, модифицируется нами для того, чтобы попытаться создать целостный анализ фетовской прозы через призму ее автобиографичности. Актуальность исследования подтверждается и повышенным вниманием современных фетоведов к прозаическому наследию писателя.

Научная новизна работы заключается в попытке рассмотрения всей прозы как целостной и самодостаточной части творческого наследия А.А. Фета.

На защиту выносятся следующие положения:

• обращение Фета к автобиографическому материалу при создании сюжетной прозы является осознанным авторским приемом;

• в сюжетной прозе Фет стремился найти оптимальное соотношение между реальными и вымышленными элементами в пределах одного художественного произведения;

• мемуары Фета создавались по разработанным в предшествующей сюжетной прозе принципам, организующим художественное произведение;

• письма И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, включенные в текст мемуаров Фета, нацеливают читателей и исследователей на восприятие этого произведения как «неизменного снимка с действительности» (Фет), но являются художественно и идеологически преобразованной реальностью;

• корректировка писем Тургенева и Л. Толстого необходима для создания их художественных образов в воспоминаниях Фета;

• все последующие публицистические тексты Фета вбирают в себя материалы предыдущих и выполняют по отношению к ним роль обобщающего текста;

• обширный трактат «Наши корни» и очерк «Из деревни» (1871), с одной стороны, многогранно отражают реалии жизни Фета, а, с другой стороны, обобщают все его разнообразные размышления в предыдущей публицистики и становятся, таким образом, подобием «мемуарного» текста об одном из эпохальных периодов в жизни Фета;

• в очерково-публицистической прозе и мемуарах Фет воспроизводит одни и те же события, которые, тем не менее, различаются множеством фактических несовпадений, хотя отражают целостность мировоззрения Фета;

• в воспоминаниях Фет не воссоздает свою жизнь, а художественно и идеологически преобразует ее согласно своему замыслу, который он хотел представить читателям.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является биографический метод, разработанный в литературоведческих трудах XX века (Н. А. Котляровский, М. А. Кузьмин, С. К. Маковский, Ю. И. Айхенвальд, Д. М. Магомедова) и частично воплощенный в исследованиях творчества Фета (В. С. Федина, Б. А.  Садовский, Б. Я. Бухштаб, Н. П. Генералова, М. В. Строганов, В. А. Кошелев), а также в статьях Фетовских сборников научных трудов, издаваемые в Курске (1985—2008). Вместе с тем мы учитываем труды о мемуарно-биографическом жанре исследователей разных научных направлений: Ф. Лежена, М. М. Бахтина, Л. Я. Гинзбург, А. Г. Тартаковского.

Материалом диссертационного исследования служат все прозаические произведения Фета (за исключением его критических статей) и письма И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого к Фету.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и результатов в эдиционной практике — при комментировании сочинений Фета, а также в учебном процессе — в учебных курсах по истории русской литературы XIX в. и в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Фета.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации были представлены в докладах на международных и общероссийских конференциях: «Лев Толстой: Литературные диалоги. XIII Ищуковские чтения, посвященные 175-летию со дня рождения Л. Н. Толстого» (Тверь, 28 ноября 2003 г.), «Международная научная конференция “XIV Ищуковские чтения”, посвященная 80-летию профессора Г. Н. Ищука» (Тверь, 24—26 ноября 2004 г.), «Научные чтения, посвященные 100-летию В. А. Никольского» (Тверь, 14 марта 2008 г.), «Международная научная конференция “Степь широкая: пространственные образы русской культуры”» (Курск, 27—29 июня 2008 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 203 наименования. Объем диссертации 200 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении диссертационного исследования излагается история изучения автобиографических произведений в западной и русской литературных традициях, ставится вопрос о специфике и разновидностях художественного автобиографизма. В этой части работы определяются цели и задачи исследования, аргументируются выбранные методы изучения литературы, обосновываются актуальность и научная новизна заявленной темы.

Глава первая «Автобиографизм сюжетной прозы А. А. Фета» доказывает осознанность использования Фетом в прозе автобиографического приема для создания произведений и раскрывает механизмы создания Фетом сюжетной прозы. Это позволяет проследить пути становления автобиографического метода Фета-прозаика и выявить специфику взаимной связи сюжетной прозы и мемуаров Фета. В первом параграфе «Соотношение реальных и вымышленных элементов в сюжетной прозе» анализируются рассказ «Каленик», повести «Дядюшка и двоюродный братец» и «Семейство Гольц», в которых Фет пытался достичь оптимального соотношения между реальными и вымышленными элементами в художественном произведении. В «Каленике» автобиографические реалии (время и место действия, сюжетные положения и действующие лица) составляют основу повествования, а главный герой — Каленик Вороненок, с одной стороны, имеет реального прототипа — денщика Фета с тем же именем, но, с другой стороны, вымышлен автором. Мудрая близость к природе является сюжетообразующей особенностью главного героя рассказа. Но она придумана Фетом для того, чтобы откликнуться на актуальную для русской литературы 1840—1850-х гг. проблематику — положение современного «социального» человека перед лицом «равнодушной» природы.

В «Дядюшке…» Фет пытается полемизировать сразу с несколькими литературными произведениями, отсюда и два четко отделимых друг от друга пласта повести. С одной стороны, это собственно автобиографический пласт, касающийся, в основном, детства главных героев: это отклик на «Детство» Л. Н. Толстого и попытка полемизировать с ним. С другой стороны, это художественно преобразованная действительность, в которой переплелись малое количество автобиографических реалий и вымышленный сюжет, восходящий к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Эта двухчастная структура повести несколько нарушает ее художественную стройность, однако не умаляет ее значения в формировании неповторимой авторской манеры, которая обрела свои завершающие черты в повести «Семейство Гольц». В отличие от предыдущей сюжетной прозы Фета, в которой ясно видны факты биографии автора, а также степень и художественные цели их преобразования, в «Семействе Гольц» работа с автобиографическим материалом видоизменяется. Здесь, безусловно, присутствуют факты, просто перекочевавшие из биографии автора в художественное произведение (время и место действия, некоторые второстепенные персонажи). Но наряду с ними есть и такие реальные образы, которые художественно преобразуются автором до такой степени, что исследователь может только предполагать прототипичность данных персонажей (И. И. Богоявленский и семья помещика Коваленко). Эта повесть, органично соединившая в себе вымышленный сюжет и малое количество автобиографического материала, оказалась наиболее привычной для русской повествовательной традиции XIX в.

Во втором параграфе «Автобиографизм как основной прием сюжетной прозы» рассматриваются два незаконченных фрагмента <Корнет Ольхов> и <Полковник Бергер>, рассказы «Первый заяц» и «Не те», представляющие собой фактически несюжетные повествования, как бы вырванные из жизни отдельные ее страницы. Автобиографический материал в них, из-за отсутствия ярко выраженного сюжета, прочитывается более зримо, так что их вполне можно назвать автобиографическими рассказами. Все они построены в форме реальных воспоминаний повествователя, многие моменты из этих автобиографических рассказов позднее были перенесены в книги Фета «Ранние годы моей жизни» и «Мои воспоминания», хотя степень точности переноса различна: рассказ «Не те» почти дословно воспроизведен (перепечатан) в составе мемуаров — это буквальное повторение текста; в неоконченных произведениях <Корнет Ольхов> и <Полковник Бергер> и рассказе «Первый заяц» главные события и герои изображены в такой степени «жизнеподобно», что различия с мемуарным повествованием следует интерпретировать как стилистическое явление. Все эти прозаические произведения явились одним из «маршрутов», по которым Фет «бродил» в поисках своего места в прозе.

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»