WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |

Патриарх Никонотстаивал «симфоническое» единствоцерковно-государственного устройства иуправления на принципах христоцентричной картины мира.Экклесиологичность – стремление коцерковлению всех без исключениясторон жизни и человека, и общества, игосударствабыло общей основой идеологии и патриархаНикона, и расколоучителей.

Патриарх Никонописывает современный ему период как времятретьего «великого борения» за «СвятыяЖивотворящыя неразделимыя Троицы, Отца иСына и Святаго Духа», исповедуя христологическое богословие,направленное на выражениеединства Господа Иисуса Христа приодновременном утверждении Его истинностии совершенства как Бога и истинности исовершенства как человека. Вхристологическом богословии, в отличие отбогословия тринитарного, в рассмотрениенепосредственным образом включаетсячеловек. Для догматико–полемическойтрадиции раннего раскола свойственентринитаризм. Протопоп Аввакум защищаетдогмат о телесном сошествии Христа в ад,отстаиваемый крайними монофизитамиюлианитского толка (актиститами).Староверы сосредоточены на свойствахотдельных ипостасей Бога, на роли Христа вспасении людей («крест Христов, а неТроицын»), малейшее отступление от этойточки зрения расценивается как ересь(«Отца и Сына сливают во едино лице»).Патриарх Никон осмысляет догматТриединства и роли в спасении людей нетолько Христа, но и всей Св. Троицы.

Патриарх Никонразработал принципы каноническогоустройства Церкви, а также каноническиевопросы взаимодействия Церкви игосударства (экклезио-эсхатологические инравственно-аскетические). Существеннаяразница в доминирующей тенденциейзаключается в том, что патриарх Никон необращался к прошлому русской национальнойдуховности (вечность – в прошлом) какединственному благодатному временицерковной истории, в его представлениивнеисторично не «предание отцов», анеиссякающая благодать Божия. Длятеоретиков догматико-полемическойтрадиции раннего раскола (Ивана Неронова,протопопа Аввакума, дьякона Федора и др.)историческое прошлое является объектом, ккоторому обращаются за доказательствомисторической преемственности,прецедентности православных догматов,якобы нарушенных патриархом Никоном в ходесправы,за счетнеприемлемого обращения к греческимкнигам, пострадавшим, «олатинившимся»из–заФерраро–Флорентийского собора 1439–1440 гг.

Старообрядцы не хотелипорывать с традициями, торопить иподгонять историю; они были духовно«растворены» в ней»81, но невернобыло бы отрицать, что самоидентичностьРусской православной церкви к середине XVIIв. строилась вокруг хранения старыхобрядов, тогда как в нормальномправославном сообществе таким стержнемвыступают догматы, каноны ивоспроизводящее все это монашескоеделание. Что было бы с Русской православнойцерковью, если бы стержень обрядоверия небыл сломан, мы видим на примере множестваразличных старообрядческих толков.

Государство, помнению патриарха Никона, должностроится по принципам горнего мира, иглавная функция патриарха – защитить общество(паству) от нестроений. Патриарх несет всебе образ Христов – духовный и материальный,чувственный, в этом и заключается высшийсмысл обожения. Патриарх Никон собрал в«Возражении» основной блокэсхатологических пророчеств и цитат нетолько из Священного Писания, Отцев церкви,но и богословско-полемическойлитературы того времени. Онвидел в апостасии(вероотступничестве) знаки наступленияантихристова царства и грядущую гибельОтечества, и он боролся с этим мольбами,протестами, уходом с ка­федры, отряхиваниемпраха от ног своих, анафемой направонарушителей, грозными пророчествами,своей непреклонной стойкостью впосылаемых на него гонениях.

Основы пастырскогобогословия патриарха Никона сосредоточеныв монастырском уставе – «Духовномзавещании», созданном после оставленияпатриаршей кафедры. Пастырские обязанности,рассматриваемые патриархом Никоном,таковы: учительное руководство в«святой молитве», «умном послушанииевангельским и апостольским словесам»,«пении и славословии», «смиреннойработати», духовничество, борьба ссуевериями, проповедь, священнодейство,наблюдение за пристойным поведениемприхожан во время службы, душепопечение. В«Духовном завещании», кроме общихназиданий о благочестии, патриарх даетуказания о долженствующем епископам,священникам и диаконам, т.е. тем, ктопризван хранить духовный закон и веру вчистоте и неповрежденности. В практическойдеятельности патриарх Никон шел по путинаиболее сложных типов христианскогоподвижничества (предпринимая духовныеподвиги столпничества и юродства, имеядары прозорливца и целителя). Исследованиепастырского богословия как практического,на примере чудес исцелений Святейшегопатриарха Никона, позволяет определитьособенности его ценностной картины мира,выделить когнитивные слои: 1) «чудо какмерило Первосвятительства» (предстояниеперед Богом за Царя и паству) и 2) «чудо– как меразащиты» (от нечестых сил и болезней).

Таким образом, патриархНикон не только сам выражал каппадокийскуюсистему богословия, но и распространял еечерез опыт монастырского строительства,иконописи, трансляции реликвий,воссоздание сакральных простарнств,справу богослужебного текста, личноеподвижничество. Патриарх Никон не толькопродолжил линию «оцерковления» паствы,заложенную кружком «ревнителей древлегоблагочестия» в 40–50–е гг.XVII столетья, но и возвел ее на болеевысокий уровень христологическогобогословия, средством чего стал заметноусложненный религиозный дискурс.

Апробация результатовисследования.

Положения и выводыдиссертации отражены в 83 научныхпубликациях общим объемом (98,9 п.л.). Атакже докладывалисьна 2международных научных симпозиумах (Москва,Волгоград, 2007), в 23 международныхконференциях (Омск, Москва, Санкт–Петербург, Ижевск,Барнаул, 2000–2008), в 12 Всероссийскихконференциях (Саранск, Нижневартовск,Санкт–Петербург, Тюмень, Владивосток,Рубцовск, 2003-2008), 7 межрегиональных,региональных конференциях, чтениях, семинарах (Новосибирск,Омск 2002–2008).


Списокосновных публикаций автора по темедиссертационного исследования

Статьи вреферируемых изданиях:

  1. Воробьева Н.В. Святые отцы–каппадокийцы вбогословии патриарха Никона // Омскийнаучный вестник. 2009. Серия Общество.История. Современность. № 4 (79). (0,5п.л.)
  2. Воробьева Н.В. Кругчтения и источники самоидентификациипатриарха Никона (на материале «Возраженияили Разорения» // Библиотековедение. Вып. 1.2009. (0,38 п.л.)
  3. Воробьева Н.В. «Кормчая» какисточник «Возражения или Разорения»патриарха Никона // Вестник Тамбовскогогосударственного университета. Вып. 12 (68).2008. (0,5 п.л.)
  4. Воробьева Н.В. Византийские истокивоззрений патриарха Никона // ИзвестияАлтайского государственного университета.Серия «История, политология». Вып. 4/3. 2008. С.42–52.(0,6п.л.)
  5. Воробьева Н.В. Экзегеза жизнисвятейшего Патриарха Никона // ВестникТомского государственного университета.2006. № 124 (II). Декабрь. С. 22-29. (1п.л.)
  6. Воробьева Н.В. Откровение Св.Иоанна Богослова в «Возражении илиразорении…» Патриарха Никона // Омскийнаучный вестник. 2006. № 9 (47) декабрь. С. 14-21. (0,5п.л.)
  7. Воробьева Н.В. Герменевтическаягомилетика в «Возражении или разорении»святейшего Никона // Вестник Томскогогосударственного университета 2006. № 70 (I). Май. С. 20-28. (1 п.л.)
  8. Воробьева Н.В. Кружок ревнителейблагочестия и начало русского раскола //Омский научный вестник. № 1 (26). 2004. С. 15-19. (0,7п.л.)
  9. Воробьева Н.В. «Капитоновщина» иэсхатологическая идеология
    русского раскола (к постановкепроблемы) // Омский научный вестник.№3
    (24). 2003. С.30-34. (0,32п.л.)
  10. Воробьева Н.В. К вопросу о певческойреформе середины XVII века // Омский научныйвестник. №1 (22). 2003. С.16-19. (0,4 п.л.)
  11. Воробьева Н.В. Духовный аспектреформы богослужебного пения РусскойПравославной церкви в середине XVII столетья //Омский научный вестник. Омск, 2001. Вып. 17.Декабрь. С.54-58. (0,5 п.л.)


Монографии и учебныепособия:

  1. Воробьева Н.В. Церковные реформы вРоссии в середине XVII века: идейные идуховные аспекты. Монография. Омск, 2002.– 188 с. + 16 с.вкл. (8,5 п.л.)
  2. Воробьева Н.В. Личностьпатриарха Никона в отечественнойисториографии. Монография. Омск, 2007. – 243 с. (18,25 п.л.)
  3. Воробьева Н.В.Историко-канонические и богословскиевоззрения патриарха Никона. Монография.Омск, 2008. – 413 c.(26 п.л.)
  4. Воробьева Н.В. Русская православнаяцерковь в середине XVII в. Учебное пособие. Сгрифом «Рекомендовано Научно–методическимсоветом по истории Министерстваобразования и науки РФ». Омск, 2004. – 102 с. (12,25 п.л.)


Статьи всборниках научных трудов и материалы докладов наконференциях:

  1. Воробьева Н.В. Знаковые события вжизни патриарха Никона // Социальныеконфликты в России XVII–XVIII веков: Мат-лыВсерос. научно-практ. конф. (Саранск, НИИ ГНпри Правительстве Республики Мордовия,20–22 мая 2004г.). Саранск, 2005. (0,3 п.л.)
  2. Воробьева Н.В. К вопросу оконцепции пастырства Святейшего ПатриархаНикона) // Международная научная конференция«Государство, Церковь,общество: исторический опыт и современныепроблемы» г. Москва 11-13апреля 2005. М.: ИВИ РАН, 2005.C. 215-220. (0,5п.л.)
  3. Воробьева Н.В. ««Возражение илиразорение смиренного Никона, Божиеймилостью патриарха…» висториографической традиции» // Человекверующий в культуре Древней Руси.Материалы международной научнойконференции 5 – 6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т.В.Чумакова. СПб., Издательство «Лемма». 2005. С.63-72. (1 п.л.)
  4. Воробьева Н.В. Понятие «благочиние» в «Духовномзавещании Никона, Патриарха Московского»// ПатриархНикон: История и современность: Мат-лыВсерос. науч. конференции, посвященной400-летию со дня рождения СвятейшегоПатриарха Никона. (Саранск, НИИ ГН приПравительстве Республики Мордовия,27–28 октября2005). Саранск, 2007. (0,3 п.л.)
  5. Воробьева Н.В. Квопросу о взаимоотношениях Царя и Церкви вэкклезиологии Ивана Неронова и патриархаНикона // Человек в культуре русскогобарокко. Сборник статей по материаламмеждународной конференции. ИФ РАН Москва,Историко-архитектурный музей «НовыйИерусалим» 28-30 сентября 2006 г. М.: ИФ РАН, 2007.С.318-322. (0,2 п.л.)
  6. Воробьева Н.В. К вопросу осостоянии нравственного богословия вРусской Православной церкви во второйполовине XVIIвека // Патриарх Никон. Созидание государстваРоссийского в симфонии разделенныхвластей: Сборник научных трудов / Сост. иобщ. ред. В.В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС. 2006.Ученые записки РАГС при Президенте РФ.(0,5 п.л.)
  7. Vorobiova N.V. Russian Orthodox Church in the middle of17th century:ideological and spiritual aspects // Scientific notes. Vol. 4. Krasnoyarsk,2006. P. 263-266. (0,22 п.л.)
  8. Воробьева Н.В. Интернет-нарратив опатриархе Никоне // Международный научный симпозиум«Время культурологии», посвященного75-летию Российского институтакультурологии. Москва. 24-26 мая 2007 г. М.: РИК, 2007. (1п.л.)
  9. Воробьева Н.В.Социально-философские идеи в трудахпатриарха Никона (к вопросу об источникахконцепции пастырства) // Русскаясловесность в поисках национальной идеи,международный научный симпозиум(Волгоград; 2007, 6-9 июля 2007): материалы / Сост.и общ. ред. А.Н. Долгенко. Волгоград: Изд-воФГОУ ВПО ВАГС, 2007. С. 109-112. (0,3 п.л.)
  10. Воробьева Н.В. Историографиявоззрений и деяний Святейшего ПатриархаНикона в XVIII– первойполовине XIXвв. // Человек в пространстве времени икультуры: Материалы Всероссийской научнойконференции «Человек и мир человека».Рубцовск, 26-27 октября 2007. Барнаул – Рубцовск:Издательство Алтайского государственногоуниверситета, 2008. С. 9-19. (1 п.л.)
  11. Воробьева Н.В. Патриарх Никон висторическом романе // VI международнаямеждисциплинарная конференция «Культура итекст: Культурный смысл и коммуникативныестратегии», 11-12 сентября 2008 г., БарнаульскийГПУ (0,5 п.л.)
  12. Воробьева Н.В. Челобитная царюАлексею Михайловичу от 4–14 февраля 1675 г.:целительство в концептуальной картинемира патриарха Никона // Документ вконтексте истории. Омск: ОмГУ, 2008. (0,3 п.л.)

Рецензии на монографииавтора

  1. Учебное пособие «Русская Православная Церковь всередине XVII в.» Омск, 2004. – 102 с. (12,25 п.л.) рекомендовано Научно–методическимсоветом по истории Министерстваобразования и науки РФ для студентовнеисторических специальностей.
  2. Монография «Личность патриархаНикона в отечественной историографии»Омск, 2007 рекомендованаФондом развития отечественногообразования для использования в учебномпроцессе и переиздания для широкой научнойобщественности в России и зарубежом.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисканиеученой степени

доктора историческихнаук

ВоробьеваНаталия Владимировна

Тема диссертационногоисследования:

ИСТОРИКО–КАНОНИЧЕСКИЕ ИБОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ПАТРИАРХА НИКОНА

Научныйконсультант –

доктор историческихнаук, профессор Ю.А. Сорокин

Подписано в печать _______Тираж 150 экз.

Усл. ___ п.л.



1 Макарий, митр.  Патриарх Никон вделе исправления церковных книг и обрядов : : Ст. высокопреосвящ. Макария, митр. Моск.Москва: тип. М.Н. Лаврова и К°, 1881 - [2], 116с.;25. С. 264.;Ключевский, В.О. Курс русской истории // Сочинения : В 9 т. / Василий ОсиповичКлючевский ; [Под ред. В. Л. Янина] М.: Мысль,1989 - 508,[1] с. Т. VIII. С. 250-251; Сенатов, В.Г. Философия историистарообрядчества. Выпуск I. М.: Т-вотипо-литографии И. М. Машистова, 1908. С. 69-70;Юрганов, А.Л. Категории русскойсредневековой культуры /  / А. Л. Юрганов     М. : Ин-т "Открытое о-во" : МИРОС, 1998 - 447с. С. 266.

2 Бубнов, Н.Ю. Никон // Словарь книжников икнижности Древней Руси : [В 3 вып.] / Рос. АН,Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом)     Вып. 3.   XVII в. : И-О      СПб. : Дмитрий Буланин, 1993 - 438,[1]с. С. 400-404.

3 Румянцева, В.С. Патриарх Никон в отечественнойисториографии периода ее становления:конец XVIII- середина XIX века // Вопросыистории. – М.,2005. – № 10.– С.156-161.

4 Балалыкин, Д.А. Русский религиозный раскол вконтексте церковно-государственныхотношений второй половины XVII в. вотечественной историографии. Автореф.докт. ист. наук. 07.00.09. М., 2007. – 69 с.

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»