WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 9 |

Первый параграф «Христианская антропология ипатрология патриарха Никона» отданрассмотрению учения о христоцентричности,обожении человека и его соборной сущности.Древняя и средневековая русскаяправославная философия преимущественноразвивала учение о человеке, созданное«золотым веком» святоотеческой литературы–творениями Василия Великого, ГригорияНазианзина, Григория Нисского, КириллаИерусалимского, Иоанна Златоуста, а такжетрудами более поздних отцов Церкви – ИоаннаЛествичника, Иоанна Дамаскина и др. Побогословским воззрениям, на наш взгляд,патриарх Никон наиболее близок теологииСв. Григория Нисского, на которогоссылается в «Возражении» более 50 раз.

Наиболее важнымпринципом христианской антропологии дляпатриарха Никона является исповеданиеХриста в любви, так как Бог являет Себячеловеку в любви, жертвуя Собой радиспасения через любовь. Патриарх Никон дает подробноетолкование символики священнических одежд(л. 282–286),такое же толкование дает и атрибутамцарской и державной власти (л. 394 – 396 об.), что еще разподтверждает его большое внимание к сутисимвола. Основные мыслисв. Григория Нисского и СвятейшегоПатриарха Никона по вопросу воплощенияОбраза Божия в человеке и пастыре, на наш взгляд, таковы:

  1. небесноепутешествие души становитсявнутренним;
  2. откровениеговорит нам о Боге, чтобы затем найти вчеловеке то, что соответствует в нем образуБожию, а небрежениезамутняет в человеке Образ Божий;
  3. образ Божий вчеловеке и познаваемый и непознаваемыйодновременно;
  4. человек - венецтворения, микрокосм, заключающий в себе всесущее,изначально человек был создан для участияв Боге;
  5. мир оказалсяотрезанным от Бога через человека, связь сБогом - в свободе и самоопределении.

В.В. Лепахин в статьеоб иконическом зодчестве патриархаНикона64 обосновываетсемиотическое значение монастыря НовогоИерусалима, предлагая термин «иконотопос»- святое, избранное Богом или человекомместо, которое осознает себя избранным,имеет небесный Первообраз, описанный вСвященном Писании или церковнойлитературе, которому соответствует земнойпрототип65. Иконотопосорганизует пространство вокруг себя попринципу священной топографическойиконичности. В образИверского Афонского монастыря устраивалсяИверский Валдайский монастырь, в образ горнегоИерусалима из Откровения Иоанна Богослова- престолом у моря и поющими Богуправедниками, стоящими на море был устроенКрестный Кий-островский монастырь. И,наконец, как иеротопос Нового Иерусалима(Града Небесного) – Воскресенский монастырь,задуманный вобраз храма Гроба Господня в Иерусалиме (Л.111 об.-112 об.) и Святой Земли. То естьметафизика образа, выражаемая в догматеиконопочитания, применялась патриархом Никоном кмонастырскому строительству (кроме того, известно, чтои сам патриарх Никон писал иконы, следовательно,владел этим языком в полной мере), это быларазработанная система иеротопии – сакрализациипространства.

Второй параграф «Церковно-канонические воззренияпатриарха Никона всоотношении с общими тенденциями развитиябогословской мысли третьей четвертиXVII в.»исследует вопрос о соотношении Церкви игосударства винтерпретации патриарха Никона.Классическая формула взаимоотношениймежду церковной и светской властямизаключается в «Эпанагоге» — кратком сборникеправовых норм, составленном в Византии вконце IX в. По мнению патриарха Никона,основой права должны быть нормы, взятые «исправил святых апостол и святых отец, и изградских законов греческих царей». В 6-й новеллеЮстиниана говорится, чтоцарство и священство — это дваБожественных дара, данных человече­ству свыше.Происходя из одного Божествен­ного начала, онидополняют друг друга: свя­щенствоохватывает сферу религиозной, а цар­ство – мирской жизни.Забота о духовном обеспечивает светскойвласти благополучие го­сударства, амолитвами духовенства укрепляет­ся могуществоцарства. От союза священства и царствазависит сохранение и соблюдение пе­реданных черезапостолов и святых отцов свя­щенных правил.Патри­архесть живой и одушевленной образ Христов,словом и делом свидетельствующий истину. Взадачу царя входит доброе управление, апатри­арха– охранениеверных в чистоте и благоче­стии. Цель царя–благодетельствовать народу, а патриарха– спасатьдуши пасомых. Царь – благочестив и усерден вБожественном, патри­арх – обличает неправду,защищает догматы даже перед лицом царя.Царь защища­ет истины, провозглашенные Св.Пи­санием,патриарх толкует правила святых отцов идревних патриархов. 3-й титул Эпанагогипровозглашает согласие священства ицарства.

Основной тенденциейразвития богословской мысли в Россиивторой половины XVII в. былицезареполистское66 рассмотрение«симфонии властей» как «симбиоза»государства и Церкви. В симфониипризнавались два начала, светское ицерковное. Церковь не от земли, но от Бога,государство же – это устроение земной жизничеловека и создается творческими силамичеловека. Высшей целью государстваявлялось сохранение православной веры: «всимфонии государство признает законЦеркви основным законом жизни, высшейценностью, и стремится служить ему,провести его в жизнь»67. Поэтомугосударство считало себя вправевмешиваться в церковную жизнь – от избранияПатриарха, осуществлявшегося поинициативе царя, до царских указов,регламентирующих соблюдение православныхпостов. В XVII веке «трудно было указать, гдеоканчивалась церковь и начиналосьгосударство»68, государство визучаемый период прямо ставилорелигиозные заповеди и нормы христианскойжизни в основу своей политики. Царьутверждал назначение патриарха и долженбыл сыграть главную роль в избрании нового«пастыря и учителя», принимал участие вовнутрицерковной жизни, все это вполнесоответствовало догматико–полемическойтрадиции раннего раскола, например ИванаНеронова69. Неразрывнобыло связан с концепцией «симфониивластей» дальнейшее развитие доктрины оМоскве –Третьем Риме, по которой миссия хранениячистоты православной веры возлагалась намосковского самодержца – последнегоправославного царя.

Пат­риарх Никон по-иному виделреализацию идеи симфонии церковногосозна­ния, свидоизменениями, приспособленными к новымисторическим условиям, ипроводил ее с учетом верховногоруководящего принципа, определяющего задание церкви похристианизации всех социальных отношений: все сферы жизни должныбыли организоваться в одну гар­моническуюсистему по указанию христианских идей подсверхпри­родным руководством Церкви.Поэтому он реанимировалисконный византийский смысл «симфониивластей» не отождествляя ее ни сцезарепапизмом70, ни спапоцезаризмом71. Симфониятребует подчинения идейгосударст­венных идеямцерковным, но никак не их слияния и темболее отождествления, спо­собных привести кзамещению, слиянию или порабощению нетолько этих идей, но и самихинституциональных организаций. Церковь игосударство выступают как структурыпараллельные.

Вожди старообрядчестваискренне считая себя «государевымибогомольцами» воспринимали функциюпророка. Для Ивана Неронова и егодрузей церковный Собор был выше голосаепископа­та,или даже любого собрания, находящегося подконтролем «сбившихся с пути» епископов.

Для патриарха Никона– церковнаяиерархия есть отражение Божественной,он не отождествлялправославие с обрядностью и церковноеобщество сполитическим.Отождествление же приводило к квази–политизациирелигиозного дискурса староверов, досих пор этот вопрос остаетсядискуссионным72. Не придаваяцерковному обряду такой неизменности какдогмату, патриарх Никон почитал егоподлежащим изменению и исправлению состороны власти Поместного собора, особеннокогда получил одобрения ВосточныхПатриархов. Борьба Святейшего патриархаНикона была направлена к тому, чтобыгосударство возглавлялось истинноюцарскою самодержавною властью, при которойтолько и возможно осуществление симфониивластей и, следовательно, процветаниеЦеркви и Государства силою православнойверы.

Находясь на различныхидеологических полюсах, Иван Неронов иСвятейший патриарх Никон схожи ввоззрениях на взаимоотношения царя иЦеркви как сына и матери. Пределыиерархического послушания русскогоправо­славного человека были обозначеныпрп. Иосифом Волоцким: «царь, запо­дозренный в отходеот православной веры, не слуга Божий, нодиавол, и не царь, а мучитель и... ты таковогоцаря не послушавши»73. Отхождениецаря Алексея Михайловича от этого канона– несомненныйпоказатель Апостасии74

, наступленияпоследнего времени, времени Антихриста идля староверов, и для патриарха Никон.

В четвертойглаве «Пастырское богословие патриархаНикона» раскрываютсяособенности практического богословия ивидения патриархом Никоном прерогативсвятительской власти.

В первомпараграфе «Концепцияпастырства патриарха Никона»анализируются воззрения патриарха Никонана проблему христианского пастырства. Помнению патриарха Никона, именно духовныйнаставник, проповедник, пастырь несетответственность за поступки каждогочеловека, и ответственен перед Богом занеправедность жизни пасомых. Но толькоБогу, а не человеку, принадлежит правосудить людей. Особое положение занимает вцерковной иерархии патриарх: «Патриархесть образ жив Христов и одушевлен делесы исловесы в себе живописуя истину». ПатриархНикон отстаивает церковные права иобосновывает их, посвящаяэкклезиологическим ицерковно-государственным вопросам большуючасть своего «Возражения...» (26-й вопрос). В24-м вопросе: власть духовная и светская, поего мнению, соотносятся через Христаследующим образом: «Священник же аще когосвяжет на земли, ни Сам Бог разрешит того,якоже свидетелствует, будет, рече, связан ина Небеси... Зриши ли, яко небеснагожителства достойнаго свяжет священник наземли, Бог того на Небеси не разрешит».Епископы должны не только во всемслушаться патриарха, но даже не могутсамопроизвольно возбранять ему те илидругие действия, но даже исоветовать.Право суданад патриархом может быть дано толькодругим патриархам. Священство «преболецарства есть, так как происходитнепосредственно от Бога и иерархпоставляется на служение через благодатьСвятого Духа непосредственно, царьпоставляется при посредстве елея черезсвященника. Царь (и светская власть в целом)не должен вмешиваться в церковные дела.Патриарх имеет право покровительствоватьбедным и неимущим, бороться противзлоупотреблений властью, включая самогоцаря и царь не должен на это гневаться, асмотреть на это как на прямую обязанностьпатриарха, его долг. Всякого рода попыткинарушить эти отношения есть «презорство»,«насильство», «лихоимство», «любодейство»,гонение против Церкви. Захват государствомцерковной собственности влечет за собойстрашные наказания от Бога, как это было убиблейских царей.

Из проведенного намианализа «Возражения или Разорения…»действительно следует, что принципыкафолического экклезиологизма(пространственной, временной икачественной универсальности природы исвойств христианской церкви) были общейосновой и богословия, и философских,социально-политических воззрений, иидеологии, как патриарха Никона, так илидеров старообрядческого движения.Насколько показывает исследованиебиографии и наследия Святейшего патриарха,вся его жизнь, труды, воззрения былиисповеданием каппадокийской системыортодоксального богословия в исихастскомварианте (концепция соборности, которуюразвивали каппадокийцы. Они рассматривалине индивидуальное «Я», открытоебесконечности всеобщего – Богу, а соборное«Я».

Второй параграф обозначен как «Нравственноебогословие патриарха Никона в общемконтексте богословской мысли третьейчетверти XVIIвека». Главными источникамипо нравственному богословию патриархаНикона выступают его произведения -«Духовное завещания Никона, ПатриархаМосковского»75 (сентябрь 1660 – ноябрь 1666 гг.) и«Нравственные наставленияцарю/христианину»76 (1660 – декабрь 1662гг.).

С.К. Севастьяноваопределяет жанр «Духовного завещания» какпроизведение завещательно-уставногохарактера с признаками духовной грамоты,схожий с текстом Устава Иосифа Волоцкого.По форме –это завещание, по содержанию – устав, причемособенностью являются явные византийскиетрадиции этого жанра. Противопоставляются«нерадивость и леность» (л. 486, 487, 487об., 488,489об., 491) и «небрежение» (л. 486об., 488об., 489об.,491, 493об.) «благочинию» (л. 486об., 489, 489об.,490об.) и «усердию» (л. 487, 487об., 488об.), приводя в примерХриста во храме (Мф. 24, 15; Мк. 13, 14; Лк. 21, 20.«Нравственные наставленияцарю/христианину» начинаются выдержкамииз «Кормчей» 1653 г. – л. 298а, 309, 310, 327об., 330об., 331 – и представляетсобой тетради с выписками из Нового Завета.Патриарх Никон наставляет царя к покаянию,очищению души.

К тому же призывал всвоих посланиях царя и противник Никона– протопопАввакум77, целькоторого –защитить христианского царя отсатанинского воинства. В отличие отАввакума, патриарх Никон применялевангельское учение об ограничениицарской власти законом Божиим, отстаиваяправо Церкви на роль внутренней оппозициив случае деспотического правления, долг иправо обличать царя, как и всех делающихнеправду. Патриарх Никон попыталсяосвободить духовную власть от подчиненияее власти светской, добиваясьнезависимости власти Патриарха от властицаря во всех церковных делах, а в делахгосударственно-общественных считая правомПатриарха осуществлять духовный контроль,чтобы они совершались согласно СловуБожию, правилам святых апостолов и святыхотцов, вселенских и поместных соборов изаконам древних благочестивых царей.Патриарх Никон обращает внимание читателяна главное дело каждого христианина – соблюдениезаповедей Божиих и пребывание в воле Его.Он указывает на то, что обличение всехделающих неправду, в том числе и царя, егодолг как пастыря, что «подобает обличение изапрещение приимати, яко лечбучистительную страстем, и здравиесодевающу» (л. 390). Патриарх Никон призывает впосредники и свидетели на суд царев Христа,надеясь, что благодать Слова умягчитсердце царево. Он и заботится о спасениидуши своего царственного друга и боретсяза то, чтобы во главе Российской державыстоял царь, способный благодатно исполнятьсвое служение в послушании Церкви.Патриарх Никон подчеркивает, что грех вжизни личной и общественной есть причинанесчастий, следующих за уклонение от волиБожией, и что единственным средствомотсечения поврежденной грехомчеловеческой воли является выправлениевсей жизни согласно церковному канону истяжание благодати Святаго Духа. И в этомПатриарх должен быть учителем царя, каквторая половина «Богомудрой двоицы», какдуховное восполнение царя.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»