WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |

В последнее времяинтерес к личности и деятельностипатриарха Никона и его наследию возвращенв научно-исследовательское поле. Запоследние несколько лет изданы четырередакции жизнеописания патриарха Никона исвидетельства современников. Обращение к образу патриархаНикона было связано с подготовкой кпразднованию юбилейных памятных дат вотечественной истории. Юбилейные торжествапришлись на 2002 г. (350 лет со дняинтронизации), 2005 (400 лет со дня рождения) и2006 гг. (325 лет со дня смерти) выдающегосяцерковного и государственного деятеля– Святейшегопатриарха Никона (1605-1681)46. Важным фактомкультурной жизни стали юбилейные выставки,устроенные в музее «Новый Иерусалим» (1998, 31октября 1999 г., 2001, 2002, 21- 22 июня 2005 г., 26 июня 2006г., 7 июня 2007 г.)47;Государственном историческом музее -выставка «Патриарх Никон и его время» (27июня - 18 ноября 2002 г., научная конференция– 9-10 декабря2002 г.)48; В преддверии 400-летнего юбилеяСвятейшего патриарха Никона в Москве вСоюзе писателей России подпредседательством В.Н. Ганичева прошел«круглый стол» по теме «Преодолениесредостения: народ, власть, церковь. Вознаменование 400-летия со дня рожденияСвятейшего патриарха Никона» (июнь 2005), вМосковском Кремле – выставка «ЦарьАлексей Михайлович и патриарх Никон.Премудрая двоица» (29 сентября 2005 г. по 22января 2006 г.)49;Кирилло-Белозерском монастыре – выставка«Святейший патриарх Никон» (2005)50,Печерском Вознесенском монастыре НижнегоНовгорода - выставка «Рожденный на землеНижегородской» (с 31 мая 2005 г.), которыепредставили личные вещи, автографы ипортреты патриарха на фоне эпохи, а такжекнижная выставка в ГосударственнойПубличной Исторической библиотеке«Патриарх Никон – государственный и общественныйдеятель (1605-1681)» (2 июня по 2 июля 2005 г.), накоторой были представлены издания,вышедшие до 1918 г.

Наиболее значительныйвклад в изучение наследия патриарха Никонавнес В.В. Шмидт51. Анализируясодержание таких источников как«Возражение или Разорение», «Духовныенаставления» он доказал, что богословиепатриарха Никона было возвращением ксвятоотеческой традиции. В работе «Свод«Судного дела Никона, ПатриархаМосковского и Всея Руси», и других архивныхматериалов как проблема интерпретации»приводится опись судного дела и другихархивных материалов, хранящихся в РГАДА.В.В. Шмидт убедительно доказывает, чтопатриарх Никон старался преобразитьгосударственную жизнь, воскресить иреставрировать традиционный социальныйстрой, базирующийся на догматическихпринципах православия52. По егомнению, богословские и религиозныевзгляды и убеждения патриарха Никонаполностью согласованы с традиционнымсвятоотеческим православнымвероучением, притом в его каппадокийскойтрадиции, и представляют довольноразработанную систему, которую авторопределяет как «иерократия».

В 2004 г. в издательствеМосковского университета под общейредакцией В.В. Шмидта вышли труды патриархаНикона. В научный оборот был введен корпусар­хивныхматериалов: «Возражение, или Разорениесмиреннаго Никона, Божиею милостиюПатриарха, противо вопросов бояринаСимеона Стрешнева, еже написа Газскомумит­рополитуПаисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы»,«Духовные наставления христианину»,«Духовное завещание Никона, Патриарха»,гомилетическое и эпистолярное наследие,стихотворное наследие нико­новской школыпесенной поэзии с самым полным на сегоднякорпусом Новоиерусалимских псалмов идр. 53 Докторскаядиссертация В.В. Шмидта представляет собойпервое в гуманитарной науке (философии,религиоведении, культурологии)систематическое междисциплинарноеисследование образа патриарха Никона врусской социокультурной исоциально-политической картине мира, атакже наследия патриарха.

Ряд важных работ вышлииз-под пера исследовательницыэпистолярного наследия патриарха НиконаС.К. Севастьяновой54. В статьях,посвященных переписке патриарха Никона,она указывает на особенности стиляпатриарха Никона как писателя: в обращениис цитатами он ведет себя как типичныйдревнерусский книжник. Практически неперерабатывая текст источ­ника, он, какправило, дословно цитирует его; кругисточников Никона не слишком широк - это восновном цитаты из Библии, тексты которойНикон, будучи чрезвычайно начитанным иобразован­нымчеловеком и значительную частьвреме­нипроводя за богослужением, знал наизусть;патриарх собственным примером убеждаетадресата следовать в жизни евангель­ским заповедям иуповать на Бога.

Таким образом, в рамкахгуманитарных наук (философии, филологии,культурологии, искусствознания)выработана адекватная методологическаябаза для изучениягосударственно-конфессиональныхотношений второй половины XVII века, а вчастности Историко–канонических и богословскихвоззрений патриарха Никона.

Во второй главе «Возражение или разорениесмиренного Никона…»: история появления, изучения ипринципы написания» изучены методы иприемы работы историков с наследиемпатриарха Никона, а также процедуры испособы работы патриарха Никона систочниками при составлении «Возраженияили Разорения».

В первомпараграфе «”Возражение илиРазорение…” патриарха Никона: проблемыисследования и методика интерпретации»исследуется наиболее значительноеконцептуальное произведение на тему оботношении двух властей, которое составило900 рукописных листов: «Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостиюпатриарха, противо вопросов боярина С.Стрешнева, еже написа Газскому митрополитуПаисию Лигаридиусу и на ответыПаисеовы», написанноепатриархом предположительно в 1662 г. Никонответил-«возразил» на 27 из 30 ответов ПаисияЛигарида и Симеона Стрешнева.

В историографиисуществуют различные мнения о временисоставления патриархом Никоном«Возражения или Разорения». Текст«Возражения» издан дважды на славянскомязыке: первый раз не полностью в «ЗапискахОтделения русской и славянской археологииимп. Русского археологического общества»под редакцией В. Ламанского55 и Г.В.Вернадским56. Переводпамятника на англий­ский язык и его изданиеосуществлены в 1871 г. У. Пальмером. Внастоящее время В.В. Шмидтом проведенотекстологическое исследование иосуществлена публикация«Возражения»57.

Отметим, что этотисточник в исторической наукеиспользовался крайне скудно. С.М. Соловьевцитирует его в XI томе «Истории России…»58,митрополит Макарий (Булгаков)нелицеприятно отзывался по поводу«Возражения или Разорения»: по его мнению,патриарх Никон подкреплял не толькоглавные, но и второстепенные свои мыслипроизвольным набором библейских текстов ицерковных правил, отчего сами мысли Никонарасплывались и терялись, источники онпросто переписал в свою книгу59.

Переосмысление иактивное использование «Возражения илиРазорения…» в работах Б.А.Успенского60 в трактовкеобряда шествия на осляти в Вербноевоскресенье в Москве при патриархе Никонеи соотнесении патриарха московского и папыримского. Д.Ф. Полознев рассматривает 8-й и11-й вопрос-ответы «Возражения»61 иприходит к выводам о довольно цельнойсистеме представлений патриарха Никона,опиравшейся на православную церковнуютрадицию и ориентированного насложившуюся в связи с «делом Никона»ситуацию. В другой работе он отмечаетзначение «Возражения» в исследованиипроблем церковного суда в России XVII в.62. С.В.Лобачев называет «Возражение илиРазорение» своеобразным духовнымзавещанием, в котором он высказался по всемволнующим его вопросам. В нем патриарх ниразу не обмолвился о церковной реформе.Очевидно, главным делом Никона в его собственном понимании была не реформа, а возвышение ролисвященства и вселенского православия, чтонашло отражение в новомвнешнеполитическом курсе Русскогогосударства63.

Таким образом,несмотря на то, что текст«Возражения илиРазорения»патриарха Никона уже более150 лет введен в научныйоборот, использовалсяон исследователями мало иочень специфично: выявлялся комплекс«теократических» воззрений патриарха, абогословская составляющая и принципынаписания отходили на второй план. Исключением можносчитать работы М.В. Зызыкина. Имрассматривались вопросы соотношениясвященства и царства в«Возражении», а такжетекстологическиекомментарии Г.В. Вернадского и В.Б. Туминой,где были выявлены источники (не все)«Возражения». В диссертации В.В. Шмидта воззренияпатриарха Никона рассматривались черезпризму состояния православнойбогословской мысли X-XVIIвв. Не были раскрыть вопросы принциповсоставления «Возражения», методовцитирования священного Писания иСвященного предания, детально непрорабатывались отдельные отраслибогословия на предмет соответствия вкладапатриарха Никона в развитие религиознойфилософии в контексте полемики третейчетверти XVIIв.

Во второмпараграфе «Экзегетика игерменевтическая гомилетика патриархаНикона» мы провели интроспективный идефиниционный анализ для определенияпринципов экзегетики и герменевтическойгомилетики в «Возражении или Разорении»патриарха Никона. В «Возражении» можновыделить несколько пластов традиционныхтекстов: Св. Писание и Св. Предание,постановления Вселенских соборов,Поместных соборов, Русских церковныхсоборов, Градские законы греческих царей,правила святых отец, Кормчую книгу, правиласвт. Василия Великого, заповедиблагочестивого царя Константина, заповедиблагочестивого царя Мануила греческого,правила и апостольские заповеди Кирилла,архиепископа Александрийского, устав св.Владимира, Соборное Уложение.

Библейская цитация уПатриарха Никона прослеживается как вмаркированном, так и не в маркированномвиде. Маркированные цитаты в данномслучае – это точноеуказание на библейскую книгу в пометах наполях. Чаще всего маркированные цитатызанимают сильные позиции начала или концатекста. Немаркированные цитаты основанылибо на пересказе библейского текста, либона указанииперсонажа из библейской истории.

Выделеныиспользование Святейшим Патриархом такихприемов как: сугубая цитата,сюжетообразующий пересказ -немаркированная цитата. Принципы контаминирования,реферирования, сгущения примеров изСвященного Писания, цитатная избыточностьи другие традиционные способыдидактического и эмоциональноговоздействия на читателя, использованныеНиконом при работе с источниками,свидетельствует об особом отношенииавтора к библейскому тексту: с нимнеобходимо работать, чтобы обнажить ивыразить его глубочайшее духовноесодержание с максимальной полнотой идоходчивостью для наиболее адекватноговосприятия текста читателем.

Основной структурнойособенностью выступает принадлежностьцитируемого текста той или иной библейскойкниге, новстречаются и переходные случаи – например,цитируется отрывок из Евангелий, Деяний иПосланий со ссылками на параллельные местаиз Ветхого завета (см., например: Возражение26, Л. 618-699). Соотношение Ветхозаветных иНовозаветных цитат соответственно 927 (35%) и1736 (65%).

Следующая особенность- мотивированность цитаты – ее использованиев гомилетических текстах-образцах. Объем,как правило, ограничивается в пределаходного библейского стиха, иногда двух-трехстихов, в остальных случаях перед намиконтаминация отрывков из разных глав однойкниги или разных книг (см.: Возражение 9. Л. 61об., 62 об.; Возражение 16. Л. 142; Возражение 20. Л.21, 232; Возражение 22. Л. 264, 270; Возражение 23. Л.274, 283об., 290об.; Возражение 24. Л. 297 б.;Возражение 25. Л. 427об., 430об.; Возражение 26. Л.547 [на правом поле листа помета: Лук. 13 - ср.Гал. 1, 8]. Л. 720 [на правом поле листа помета: «1Петр» - ср. 2 Тим. 2, 18], Л. 721 об. [на правом полелиста помета: Колас. 2 - ср. 2 Кор. 11, 3]).Например, в некоторых отрывках патриархНикон ссылается на Евангелие от Луки, норегулярно контаминирует текст с текстамидругих евангелистов, текст подвергается нетолько сокращению, но и одновременнорасширению за счет комментирующих вставок,то есть, получается контаминация из всехупоминавших эпизод евангелистов.

Евангельский фрагментвыступает, таким образом, в качествеидеологической, композиционной,нарративной и стилистической основытекста. По нашим подсчетам в «Возраженииили Разорении…» 417 заимствований изнравственных правил свт. Василия Великого,архиепископа Кесарийского (330-379). Упатриарха Никона наиболее частовстречается немаркированноеиспользование 70 правила (48 упоминаний– 12%), 69правила (33 упоминания – 8%), 72 (18 - 4%) и 80правила (16- 4%). Из 80 правил использованы 69.Патриарх Никон использует 70–е правило в 1 (4упоминания), 5 (4), 6 (1), 9 (4), 10 (1), 11 (1), 14 (3), 17 (6), 18(1), 20 (2), 22 (1), 24 (3), 26 (17) возражениях, причемименно правило 70. В некоторых случаяхтематическая группа цитат следует безнаименования правила и отсутствует перваяцитата-выписка из Нового Завета, не называятого или иного правила Василия Великого,патриарх Никон пользовался ими (судя поподстрочным примечаниям), цитируя изразных источников, прежде всего, из«Кормчей» (л. 173об. «Возражения» - л. 61об.-62«Нравственных правил»).

Проанализировав«Нравственные правила» Василия Великого и27 вопрос-ответов «Возражения илиРазорения» мы разместили результатысличения текстов в сравнительных таблицах,состоящих из четырех колонок:

  1. источник – выделены книги,главы, стихи из Священного Писания (Ветхийи Новый Завет), ссылки на текст Ветхого иНового Завета у патриарха Никона даны позачалам, поэтому глава и стих определялисьнами во всей случаях дополнительно;
  2. «Правила»Василия Великого - на основеопубликованной версии мы делали сличение стекстами Нового завета;
  3. лист – номер листа врукописи «Возражения…»;
  4. тип цитаты–маркированная (самим патриархом Никоном впометах), немаркированная – парафразбиблейского текста, выявленныйнами.

Нами исследованыданные сплошной выборки библейских цитат в«Возражении…» патриарха Никона, общееколичество текстовых репрезентацийсоставило 2653. У патриарха Никона цитатыобозначаются по зачалам, следовательнонеобходимо было установить границыцитируемого текста внутри зачала (глава истих), поэтому каждая цитата сверялась спервоисточником, в качестве которых былииспользованы Евангелие и Апостол. В текстенами выявлено 545 цитат без указания текстаисточника, посредствомсемантико-когнитивного анализа источниквосстановлен. Выявлено 16 случаевконтаминаций. Кроме этого, произведеносличение текста «Возражения…» с«Нравственными правилами» ВасилияВеликого (80 правил, 233 главы).

Третья глава «Историко-канонические воззренияпатриарха Никона» посвящена проблемегосударственно–конфессиональных отношений вкартине мира патриарха Никона.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»