WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |

Актуальность теорииинтерпретации текстов приводит кнеобходимости использованияследующих специальныхметодов: историко–системный и историко–сравнительный,историко-семиотическийметоды, а также дискурсивныйсемантико–когнитивный анализ. Тексты,представленные в идейном наследиипатриарха Никона рассматриваются в работекак пространство, выраженное знаками,символами, образами, «сущностнымисвойствами культурного бытия, авторатекста»7. Упатриарха Никона нетспециальныхбогословских трудов. Егорассужденияразбросаны поработам, посвященным самым разным проблемам. В связи с этим первоначально был применен метод дискурсного анализа8, с цельювычленениярассуждений, имеющих отношение к историко–каноническойсоставляющейвоззрений патриарха Никона.Отобранные таким образомтекстысистематизировались,после чего,с использованием методасинтеза, былиреконструированыосновные положения историко–каноническихи богословских взглядовпатриарха Никона. В отличие отантропоцентричных моделей, модель картинымира патриарха Никона былахристоцентрична, соединялаонтологическое, аксиологическое иэстетическое восприятие действительности.Мы исследуем концептосферурелигиозного дискурса патриарха Никоначерез анализ текстовых фрагментов егопроизведений. В «Возражении или Разорении»патриарха Никона представленные в видебиблейской цитации (маркированные,немаркированные, парафраз) текстовыефрагменты, исследуются с помощью методовсплошной и фронтальной выборки.

Источниковая базаисследования. Выбористочников продиктован целью и основнымизадачами диссертационногоисследования.

В соответствии спредставлением о том, что уникальностьлюбого текста порождена своеобразиемличности автора. К первомувиду отнесены источникиличного происхождения, которыепредставлены как «автокоммуникативные» и«межличностно-коммуникативные»9источники.

В первую группу этоговида вошли тексты, вышедшие из–под пера патриархаНикона и позволяющие реконструировать иинтерпретировать его идейное наследие. Измногогранного идейного наследияпатриарха Никона вычленены лишь тетруды, которые отвечают целям данногоисследования. Их анализ позволяетпроследить эволюцию воззрений патриархаНикона в контексте определенной эпохи,осмыслить единую парадигму еготворчества. В их число вошли рукописи,хранящиеся в фондах Российскогогосударственного архива древних актов (г.Москва)10, а также опубликованныеисточники – «Возражение или разорениесмиренного Никона, Божиею милостиюпатриарха, противо вопросов боярина С.Стрешнева, еже написа Газскому митрополитуПаисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы»,«Духовные наставления царю /христианину»11,гомилетическое наследие12. В этихпамятниках зафиксировано не толькополемическое наследие патриарха, как былопринято считать в литературе, онипозволяют выявить самостоятельную иоригинальную систему богословских иисторико–канонических взглядов их автора.

Вторую группуисточников личного происхожденияпредставляет эпистолярное наследие(частная и официальная переписка)патриарха Никона и связанных с ним крупныхгосударственных и церковных деятелей– царяАлексея Михайловича, Константинопольскогопатриарха Паисия I, митрополита Афанасия,Саввы Дмитриева; разные типы посланий,включая грамоты патриарха Никона всозданные им монастыри: ИверскийВалдайский, Крестный Кий-островский,Воскресенский Ново-Иерусалимский;«Духовное завещание Никона,Патриарха»13. Эпистолярноенаследие позволяет анализировать взглядыпатриарха Никона, в частности способы исредства их выражения, их истоки,взаимоотношения с современниками, а такжеинструменты стратегической коммуникации врамках религиозного дискурса14.

В третью группуисточников личного происхождения вошлиполемические произведения оппонентовпатриарха Никона: история Московскогособора 1666-1667 гг. о суде над Никономмитрополита Газского Паисия Лигарида,сборники догматико-полемических сочиненийстарообрядцев с целью обличения «реформы»патриарха Никона15,эсхатологические сочинения, «прения овере», сказания, повести агиографическогосодержания16.

В четвертую группуисточников личного происхождения вошлижизнеописания патриарха Никона17,свидетельства иностранцев18. Труды И.К.Шушерина и Павла Алеппского являютсясвидетельствами участников и очевидцевсобытий, в отличие от работ ПаисияЛигарида, который видел Никона лишьдважды – виюле 1663 г., описано в «Возражении илиРазорении» и на суде в 1666 г. Изсовременников патриарха Никонасоставителем еще одного жизнеописания былПавел Алеппский, посетивший Россию в1654-1656 гг., он преклонялся перед личностьюпатриарха Никона.

Второй вид источниковпредставлен официальными документами иделопроизводственными материаламиРоссийского государства, сюда относятся– деяниямосковских соборов; чины постановления насвященство и на царство; «Судное дело»патриарха Никона19.

Третий вид источников представляют документыЦеркви: тексты Священного Писания, Ветхогои Нового Заветов и богословские трудыотцов Церкви, которые сопоставляются намис историко-каноническими и богословскимивоззрениями патриарха Никона посредствомлингвокогнитивного илингво-культурологического анализа,который предусматривает изучение базовыхконцептов религиозного дискурса, ихсистемных отношений и функций.

Богословие патриархаНикона пытаются осмыслить философы,филологи, искусствоведы, но средиисториков целый корпус источников поидеологическим воззрениям патриархаНикона, введенный в научный оборот,остается невостребованным. Очевиднанеобходимость переоценки значениявоззрений и личности патриарха Никона какцерковного писателя и незаурядногомыслителя. Положения, которые принималисьв науке априори должны быть либодоказаны, либо опровергнуты. Традицияизучения историко–канонических воззрений патриархаНикона в исторических исследованияхдолжна, наконец, быть заложена.

Научная новизнаисследования.

В диссертации впервые вотечественной науке:

  1. представленаоригинальная авторская концепцияисследования системы взглядов церковногодеятеля через совмещение историческихметодик (контент–анализ, историко–системный иисторико–сравнительный анализ) сметодологическими приемамилингвокультурологии, лингвистическойконцептологии и семиотики(герменевтический иисторико-семиотический методы,семантико–когнитивный и дискурсный анализ).Материал исследования сложился изтекстовых репрезентаций 4112 единицавторского текста и представляет собойрезультат выборки трех источников:наибольшей по объему была сплошная выборкабиблейских цитат (2653); во–вторых, цитат изпроизведений Святых отцев-каппадокийцев– 490 (из них 417–сопоставлены с «Нравственными правилами»Василия Великого (80 правил, 233 главы);в–третьих– свыдержками из Кормчей 1653 г. (300);
  2. произведенареконструкция картины мира патриарха Никона наоснове исследования цитатного потока– методикифрактата –приспособления чужоготекста к индивидуальному восприятию или жесоотношение чужого текста с конкретнойситуацией, воспринимаемой какиндивидуальное, особенное;а также методики центона – художественногоэффекта в подобии или контрасте новогоконтекста и воспоминания о прежнемконтексте каждого фрагмента; «цитатного монтажа»;
  3. проведеносопоставление богословских воззренийпатриарха Никона с догматико–полемическойидеологией раннего раскола (протопопАввакум, дьякон Федор и др.) и в контекстебогословских поисков XVII в. посредствомисторико–сравнительного метода;
  4. реконструированыисторико–канонические воззрения патриархаНикона и в соотношении с каппадокийскимбогословием (Григорий Нисский,Василий Великий);
  5. доказано,что взгляды патриархаНикона на национально-историческое бытие,законодательно-правовую идогматико-каноническую базы государства иЦеркви в регулировании институциональныхотношений стали основой егопрактической деятельности;
  6. проведеноисследование историографического образа патриарха Никона в научнойлитературе.На материалеболее 1900 работ, которые сопоставлены с 283историческими источниками,дореволюционная историографияпредставлена 162 работами XVIII в., 774 трудами XIX в. 764 трудами XX в.;зарубежная (на английскоми немецком языке) составляетболее 200 трудов);
  7. представленразвернутыйкомплексный анализ историографическихштампов, прослежен генезис и развитиеосновных мифологем («патриарх Никон – реформаторЦеркви», «патриарх Никон –папоцезарист–теократ», «патриарх Никон – гонительстарообрядцев»).

Практическая значимость.

Фактологическийматериал, теоретико-методологическиенаработки и выводы автора могут бытьиспользованы при написании научных инаучно-популярных работ по истории РусскойПравославной Церкви, проведениимеждисциплинарных исследований историигосударственно–конфессиональных отношений.

На основе проведенногоисследования были разработаны авторскаяконцепция, структура и содержаниеучебных и учебно–методических пособий «Русскаяправославная церковь в середине XVII века:Учебное пособие для студентовнеисторических специальностей высшихучебных заведений. С грифом «РекомендованоНаучно–методическим советом по историиМинистерства образования и науки РФ».Омск, 2004» (12.25 п.л.), монография «Личностьпатриарха Никона в отечественнойисториографии. Омск, 2007» (18,5 п.л.)рекомендована Фондом развитияотечественного образования дляиспользования в учебном процессе ипереиздания для широкой научнойобщественности в России и зарубежом.

Структурадиссертации. Работа состоитиз введения, четырех глав,включающих десятьпараграфов, заключения, списка источникови литературы, пятиприложений.

ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение содержит обоснование актуальноститемы, хронологических, объекта и предмета,цели и задач, методологических основ,новизны и практической значимости,характеристику степени изученности темы иисточниковой базы, положений,выносимых назащиту.

В первой главе «Историки овоззрения патриарха Никона»характеризуется формирование иразвитие направлений висторической науке, по–разномуинтерпретирующих взгляды ПатриархаНикона, прослежена эволюция представленийсторонников этих направлений в контекстахактуализации их идей.Структура главы определяетсяпериодизацией историографическогопроцесса от ее зарождения (70– гг. XVII в.) до 2005 г.(юбилейных торжеств, посвященных 400–летию патриархаНикона). Выделим этапы, характеризующиеэволюцию представлений исследователей обидейном наследии патриарха Никона: 1)вторая половина XVIII – середина XIX в., характеризуетсяпочти полным незнанием или игнорированиемисследователями источников личногопроисхождения о патриархе Никоне; 2) 60-егоды XIX –начало XX в. –исследовательский бум, оформлениеисторико–редукционного и православно–документальногонаправлений историографии, 3) 20–80-е годы XX в.,большое внимание личности и наследиюпатриарха Никона уделяли историкикультуры и филологи; 4) 90-е годы XX в.– досегодняшнего дня.

В первомпараграфе «Генезис традиций апологетики и«хуления» патриарха Никона»показан процесс зарождения и становлениятрадиций почитании и «хуления» патриархаНикона в конце XVII –первой половине XVIII.

Первый свод«хулительных» рассказов о патриархеНиконе был состав­лен в Пустозерске в70-х гг. XVII в.сосланными тудаписателями-старообрядцами, которыеоформили их в отдель­ную книгу под общим заголовком «Оволке и хищнике и богоотметнике Никонедостоверно свидетельство, иже быстьпа­стырь воовчей кожи, предотеча Антихристов», гдепатриарх описывался как «еретик, богохульник» (1667 г.);«антихрист, сатана, рог антихриста» (1670 г.);«волхв, алхимик, нечестивец, прелюбодеец»(1676 г.); «властолюбец, убийца ПавлаКоломенского» (1678 г.). Идея«вины» патриарха Никона за расколразработана Паисием Лигаридом.Рассмотрение фигуры опального патриархакак «захватчика» царской власти, «русскогопапы», объяснение поступков патриархаНикона гордостью было введено в рангисториографических аксиом ПаисиемЛигаридом в его «Истории суда надпатриархом Никоном».

Почитание патриархаНикона как местночтимого святого началосьвскоре после его кончины. Традициюжитийного почитания патриарха Никона каквеликого угодника Божия продолжилкелейник патриарха Никона – Иван КорнильевичШушерин, трудами которого потомкамсохранено «Известие о рождении ивоспитании и о житии Святейшего Никона,Патриарха Московского и всея России».Составление старообрядцами развернутогоподробного антижития патриарха Никонарастянулось на довольно большой период ибыло завершено лишь к концу XIX в.Старообрядческое антижитие воспринял внаибольшей степени жанр историческогоромана о патриархе Никоне. Висторических биографиях и историческихроманах патриарх Никон показывается сполитико-идеологической антипатией, чтосоответствовало актуальным тогдаположениям европейского Просвещения имифологическому образу развенчанного«культурного антигероя». Образ патриархаНикона в художественной литературепоявляется во времена Петра I в придворныхкругах, когда возникают рассказы-анекдотыо патриархе Никоне20. Биографийпатриарха Никона в художественной ипопулярной исторической литературе многобольше, чем, например, протопопа Аввакумаили Алексея Михайловича.

Во втором параграфе«Рассмотрение личности идеяний патриарха Никона вдореволюционной историографии» изучены первый и второй этапынаучного изучения проблемы.

Со второй половиныXVIII векадо 60-х годов XIX века наличествуют дваподхода. Впервом историки рассматривали фигуру патриархаНикона сквозь призму угрозы для российскойгосударственности21. Цензурныесложности, неразработанность, да инедоступность архивной базы, определеннаязаданность рамок рассмотрения проблемыпатриаршества в России привело кискусственному моделированию образапатриарха Никона как развенчанногоантигероя: надменного, амбициозного,горделивого владыку; папоцезариста – теократа,стремившегося возвысится над царем;церковного деятеля, управляющего иосуществлявшего суд в церковных владенияхпо своему усмотрению и без вмешательствагосударственной власти.

Второе направлениесложилось в рамках церковнойисториографии. Историками данногонаправления (митрополит Платон (Левшин),митрополит Евгений (Болховитинов),архимандрит Аполлос (Алексеев),архиепископ Филарет) в качестве основногоисточника использовалось «Известие ожитии…» И.К. Шушерина, кроме того, онирассматривали архитектурное, летописное иидейное наследие Святейшего патриарха.Модификациягосударственной идеологии всторону благочестия, преданности вере и престолу привела к переключению фигурыпатриарха Никона со второйчетверти XIX века из«культурного антигероя» в разряд«культурных героев» в рамках этого направления.Не случайно первые историографическиеапологеты –настоятели или историки монастырей,построенных патриархом Никоном(архимандрит Лаврентий (Далматов),архимандрит Досифей (Немчинов), митрополитКиевский Евгений (Болховитинов),архиепископ Филарет (Гумилевский), Савва(Тихомиров), Варлаам (Денисов).Патриарх Никон сталрассматриваться как, прежде всего,православный пастырь, предстоятель,церковный, а не государственный деятель.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»