WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Особое значение имеют вопросы-предвосхищения и вопросы-про­вокации, создающие условия для рождения новых смыслов. К вопросам провокационного типа можно отнести, например, такой вопрос: Верно ли, что чем больше цифр в записи числа после запятой, тем оно боль­ше Ответы на вопросы-провокации приводят к появлению новой точки зрения, возможности изменить привычные способы интерпретации учебного материала. Вопросы-предвосхищения (например: Можете ли вы предположить, какими свойствами должно обладать число, чтобы оно делилось на 8) формируют умение предвидеть результат, развива­ют способность получения собственного способа решения проблем.

К вопросам, способствующим обогащению эмоционально-оценоч­ного опыта учащихся можно отнести следующие: Какие решения пока­зались более красивыми Соответствует ли данная идея нашим целям Какие из предложенных заданий понравились больше всего и почему Какой вариант вы выбрали и почему).

Составление вопросов самими учащимися – это особый вид дея­тельности, также направленный на обогащение их понятийного, реф­лексивного, эмоционально-оценочного (субъектного) опыта. Нами были разработаны специальные приемы, которые создают условия для разви­тия умения ставить вопросы самими учащимися. Например, дидактиче­ские игры «Дополни вопрос», «Ромашка вопросов», «Фехтование во­просами» и др. Цель таких приемов заключается в том, чтобы обучаю­щиеся сами начали ставить себе вопросы. Это приводит к следующим результатам: 1) ученики осознают, какие стратегии применяют; 2) по­нимают, как продвинулись, применяя эти стратегии; 3) выбирают луч­шие стратегии; 4) предлагают оригинальные стратегии; 5) учатся дове­рять собственному воображению и интуиции.

Развитие творческого мышления учащихся с помощью учебных вопросов было проиллюстрировано примерами, связанными с изучени­ем темы «Делимость чисел» (таблица 2). Работа строилась с использо­ванием учебной книги «Делимость чисел» (Э. Г. Гельфман и др.). Тема «Делимость чисел», с одной стороны, имеет прикладное значение в кур­се математики 5–6-х классов, так как теоретические и практические ре­зультаты, полученные при ее изучении, используются при выполнении преобразований рациональных чисел. С другой стороны, данный учеб­ный материал может создать условия для развития творческого мышле­ния учащихся. Внешне простые по своей постановке задачи темы «Де­лимость чисел» привлекают учащихся, мотивируют их творческую дея­тельность. Изучая данную тему, школьники приобретают опыт поиска закономерностей построения гипотез, опровержения и обоснования со­ответствующих предложений.

Большинство задач по теме «Делимость чисел» отличается нестан­дартностью, разнообразием идей решения, многие из них могут быть решены несколькими способами. Они формулируются на доступном для школьников уровне, не требуют для решения большой предвари­тельной суммы знаний. Как правило, при их решении не требуется вла­дение серьезными математическими техниками, что позволяет ученику с любым уровнем знаний активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

Нами предлагается последовательность изучения темы «Дели­мость чисел», которая позволит учащимся принять участие в поиске соответствующих свойств целых чисел. Затем рассматриваются основ­ные понятия и приводятся примеры вопросов, которые создают условия для развития уровневого понимания учебного текста и обогащают поня­тийный, рефлексивный и эмоционально-оценочный опыт учащихся, способствуя развитию их творческого мышления.

В рамках каждого уровня понимания можно выделить три типа вопросов, направленных на обогащение понятийного, рефлексивного и эмоционально-оценочного опыта. Так, вопрос первого уровня – вос­производящий/понятийный, воспроизводящий/рефлексивный, воспро­изводящий/эмоционально-оценочный.

В диссертации приводятся примеры реализации типологии вопро­сов на отдельных уроках темы. Комплексы вопросов имеют избыточ­ный характер, чтобы дать возможность учителю организовывать диалог в зависимости от возникающих ситуаций. Пример одного из комплексов вопросов приведен в таблице 2.

Для того чтобы учащиеся приобрели опыт работы с вопросами, научившись их составлять, полезно, чтобы они получили метакогни­тивные сведения об учебных вопросах, в частности, о различных их типах. Для этого необходимы специальные приемы работы с вопро­сами. Некоторые из этих приемов реализованы на примере темы «Де­лимость чисел». Подход к изучению темы «Делимость чисел» с помо­щью учебных вопросов может служить ориентиром при разработке методики изучения других тем курса математики 5–6-х классов.

Педагогический эксперимент по теме исследования проведен в 5–6-х классах Русской классической гимназии № 2, МОУ СОШ № 37, МОУ СОШ № 12 Томска и состоял из трех этапов: констатирующего, поискового, формирующего. Охват обучаемых на поисковом этапе составил 620 человек; объем выборки на заключительном этапе фор­мирующего эксперимента составил 403 человека. На первом этапе эксперимента было проведено пилотажное исследование, анкетирова­ние и беседы с учителями. В частности, учащимся 6-х классов по ос­новным темам курса математики 5–6-х классов (203 человека) предла­гались специальные задания (на выбор), инициирующие их творческую деятельность. Отметим, что 40 % учащихся не выбрали ни одного за­дания творческого характера. Результаты выполнения выбранных за­даний показали неумение учащимися актуализировать свои знания при решении новых задач, использовать общие методы и идеи, демонстри­ровать разнообразие и гибкость знаний. Например, предложенное творческое задание «Я в мире чисел» по показателям, характеризую­щим некоторые компоненты творчества учащихся, выявило следующие результаты (таблица 3).

Таблица 3

Показатели развития качеств творческого мышления, %

Тип
показателя

Умение
увидеть проблему

Гибкость

Оригинальность

Эмоцио-нальность

Исходные

40

10

15

6

Конечные

60

30

45

35

Результаты первого этапа эксперимента обозначили проблему поиска дидактических средств, создающих условия для развития творческого мышления на уроках математики. Целью второго этапа эксперимента была апробация типологии учебных вопросов, способ­ствующих развитию творческого мышления учащихся 5–6-х классов, выявление психолого-педагогических и методических условий органи­зации обучения учащихся 5–6-х классов средствами использования ти­пологий вопросов. На данном этапе эксперимента была создана творче­ская группа учителей под руководством автора исследования, в состав которой вошли учителя, эксперты, психологи, а также были выделены творческие площадки (Русская классическая гимназия № 2, МОУ СОШ № 37, МОУ СОШ № 12 Томска). Основное внимание на данном этапе исследования уделялось тем изменениям, которые вносит внедрение типологии вопросов в результаты учебной деятельности и развитие качеств творческого мышления учащихся. Эти изменения прослежива­лись с использованием тех же заданий, которые были выделены на констатирующем эксперименте. Прежде всего отметим, что по итогам экспериментального обучения только 18 % учащихся не выбрали творче­ские задания. Кроме того, положительная динамика показателей (табли­ца 4) позволила сделать вывод, что предложенная методика преподава­ния с использованием специальной типологии вопросов создает условия для развития творческого мышления учащихся.

Формирующий этап эксперимента проходил в тех же образова­тельных учреждениях. Для подтверждения корректности выбора уча­щихся контрольных и экспериментальных групп был использован крите­рий 2. Были сформированы экспериментальные (201 учащийся) и кон­трольные (202 учащихся) группы. Для организации деятельности учи­телей-участников эксперимента была разработана система непрерывно действующих курсов и семинаров (программа представлена в диссерта­ции) и подготовлены необходимые методические рекомендации. С це­лью диагностики уровня развития качеств творческого мышления уча­щихся были использованы тесты творческого мышления П. Торренса и контрольные работы по основным темам. Оказалось, что, при пример­но одинаковых результатах до начала эксперимента, после его оконча­ния экспериментальные группы имели более высокие результаты по показателям «гибкость», «оригинальность» и «беглость» (рис.1).

Рис. 1. Результаты развития гибкости, оригинальности, беглости мышления
в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах

Показатель «рефлексивность» (Р) оценивали по количеству и уров­ню вопросов, составленных учащимися на заданную тему. Способность и желание учащихся использовать свой творческий потенциал оценива­ли по критерию «творческая инициатива» (И), основываясь на результа­тах проведенной рейтинговой контрольной работы. Показатель инициа­тивы рассчитывали по количеству выбранных и правильно выполнен­ных заданий, носящих творческий характер. Результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты педагогического эксперимента по критерию
«рефлексивность» (слева) и «творческая инициатива» (справа)

Уровень показателей учебной успешности по предмету отслежи­вали на основе контрольных работ. Для сопоставления результатов экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп использовали стати­стический метод (2-критерий). С достоверностью 95 % подтверждено, что применение предложенной методики способствует повышению учебной успешности. В таблице 4 приведены результаты рейтинговой контрольной работы в конце формирующего эксперимента.

Таблица 4

Результаты выполнения рейтинговой контрольной работы

Группа

Количество учащихся, получивших
соответствующую отметку

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольная

40

90

62

10

Экспериментальная

72

109

17

3

Сравнивая результаты по развитию качеств творческого мышле­ния и по показателям учебной успешности, можно утверждать, что экс­периментальное обучение, основанное на реализации методики исполь­зования типологии вопросов на уроках математики в 5–6-х классах, способствует развитию творческого мышления учащихся. Проведен­ный эксперимент показал, что использование на уроках математики типологии учебных вопросов, основанной на уровневом понимании учебного материала и психодидактических характеристиках вопросов (их ориентации на обогащение понятийного, рефлексивного и эмоцио­нально-оценочного опыта учащихся), позволяет создать условия для повышения качества математической подготовки учащихся, содействуя развитию их творческого мышления.

Как указано в заключении, в процессе диссертационного исследо­вания подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные зада­чи, получены следующие результаты и сделаны выводы:

1. Теоретически обоснованы условия развития творческого мышле­ния учащихся в процессе обучения математике, в частности, сформули­ровано положение о возможности развития творческого мышления на основе уровневой организации процесса понимания учебного материала.

2. Проанализирована роль вопросов (с учетом их дидактических и психолого-педагогических функций) с точки зрения их влияния на уровень понимания учебного материала и, как следствие, на развитие творческого мышления учащихся в процессе изучения математики.

3. Разработана типология учебных вопросов, основанная на учете уровней понимания учебного материала и психодидактических харак­теристиках вопросов, их ориентации на обогащение понятийного, реф­лексивного и эмоционально-оценочного опыта учащихся.

4. Внедрена методика организации учебного процесса с использо­ванием типологии вопросов и комплекса приемов организации дея­тельности учащихся по использованию и конструированию вопросов, способствующая повышению качества математической подготовки
и развитию качеств творческого мышления: беглости, оригинальности, гибкости, инициативы и рефлексивности.

5. Разработаны рекомендации для учителей математики 5–6-х классов по использованию учебных вопросов как средства развития творческого мышления учащихся, а также дидактические материалы для учащихся 5–6-х классов по теме «Делимость чисел» на основе предложенной типологии учебных вопросов.

Разработанная методическая система может быть адаптирована к другим этапам изучения школьного курса математики.

Основные результаты диссертационного исследования
отражены в следующих публикациях:

Публикации в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Дозморова, Е. В. Урок для каждого ученика [Текст] / Е. В. Дозморова // Математика в школе. – 2003 – № 5 – C. 24–26.

2. Дозморова, Е. В. Возможности развития творческого мышления обучающихся 5–6-х классов на уроках математики с помощью вопро­сов [Текст] / Е. В. Дозморова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – Вып. 2 (76). – 2008. – С. 5–8.

Другие статьи и материалы выступлений на конференциях:

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»