WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

ДОЗМОРОВА Елена Владимировна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 56-х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(математика, уровень общего образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Омск – 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Томский государственный
педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор
Гельфман Эмануила Григорьевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор
Далингер Виктор Алексеевич;

кандидат педагогических наук, доцент
Берникова Инга Корнеевна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Кузбасская государственная
педагогическая академия»

Защита состоится 30 декабря 2008 г. в 9.30 на заседании объеди­ненного диссертационного совета ДМ 212.177.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Омском государственном педагоги­ческом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан « » ноября 2008 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета

М. И. Рагулина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях проблема развития творческого мышления учащихся приобретает особую актуаль­ность. Это связано с постоянно возрастающими потребностями общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить инновационные решения в условиях неопределенности и множественно­сти выбора. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года делается акцент на индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей школьников. Остро встает вопрос об организации познавательной деятельности учащихся, способствующей развитию творческого мышления как основы самореализации личности на последующих этапах непрерывного образования. Актуальной являет­ся проблема поиска возможностей развития творческого мышления учащихся в рамках учебной деятельности. Эта проблема стала предме­том ряда диссертационных исследований. Развивать творческое мыш­ление предлагается с помощью специально сконструированных задач, организации самостоятельной исследовательской работы, создания во­просно-ответных процедур и т. д. Данные исследования в основном по­священы развитию творческого мышления учащихся либо начальной, либо старшей школы, а проблема развития творческого мышления уча­щихся 5–6-х классов остается малоразработанной.

В ряде психолого-педагогических работ (Э. К. Брейтигам, Н. Д. Ле­витов, С. Л. Рубинштейн, И. В.Угрюмова, И. С. Якиманская и др.) как один из важных факторов развития творческого мышления рассматри­вается «понимательная способность» личности. Считают, что процес­сы понимания – это превращение определенных единиц объективно существующего знания в субъективные познавательные структуры, представляющих в интегрированном виде индивидуальные познава­тельные ресурсы (Л. С. Выготский, Л. М. Веккер, М. А. Холодная
и др.). Понимание растет через обогащение понятийного, рефлексив­ного и эмоционально-оценочного компонентов индивидуального ум­ственного опыта (М. А. Холодная). Одним из условий движения к по­ниманию и одной из форм этого движения, по словам С. Л. Рубин­штейна, является вопрос. По мнению ряда авторов (А. Д. Король, М. К. Мамардашвили, Ю. В. Сенько, В.Э. Тамарин и др.), вопрос – это особая дидактическая категория, создающая возможности для развития творческого мышления. В психолого-педагогических исследованиях (Л. М. Веккер, Э. Г. Гельфман, Л. Э. Генденштейн, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, Д. Пойа, Г. Цумме и др.) вопрос рассматривается как ведущий элемент обучения. Он может использоваться в учебной дея­тельности как средство, способствующее подведению учеников к твор­ческому уровню понимания учебного материала и формированию их творческого мышления. Проблеме эффективного использования вопро­сов через разработку их типологии посвящены работы Б. Блума, Н. М. Зверевой, Д. Д. Зуева, Я. А. Микка, Н. Н. Сметанниковой и других авторов. Анализ и обобщение практики изложения учебного мате­риала по математике показывают, что проблема поиска дидактических возможностей учебного вопроса для развития творческого мышления в рамках учебной деятельности остается по-прежнему открытой. Со­временную ситуацию можно охарактеризовать сложившимися противо­речиями:

  • между значимостью проблемы развития творческого мышления учащихся и недостаточной разработанностью методических средств, направ­ленных на его развитие, в частности, при анализе роли учебных вопросов;
  • между высокими развивающими возможностями вопросов и недос­таточной разработанностью научно-методических основ обучения матема­тике школьников 5–6-х классов с использованием разных типов вопросов, ориентированных на развитие творческого мышления учащихся.

На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы учащихся на уроках математики была сформулирована проблема исследования: как с помощью учебных вопросов в препода­вании математики в 5–6-х классах развивать творческое мышление учащихся. В рамках указанной проблемы была определена тема иссле­дования: «Развитие творческого мышления учащихся 5–6-х классов на уроках математики с помощью учебных вопросов».

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся
5– 6-х классов.

Предмет исследования: развитие творческого мышления учащих­ся 5–6-х классов с помощью вопросов и методика их использования
в учебном процессе.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка ме­тодики преподавания математики в 5–6-х классах с помощью учебных вопросов, реализация которой обеспечивает условия для развития твор­ческого мышления учащихся.

Была выдвинута следующая гипотеза: если в процессе обучения математике учащихся 5–6-х классов использовать разные типы вопро­сов, предъявление которых основано на уровневой системе понимания учебного материала и интеграции понятийного, рефлексивного и эмо­ционально-оценочного опыта учащихся, то будут обеспечены условия для развития творческого мышления и повышения качества усвоения математических знаний.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы вы­явить условия развития творческого мышления учащихся и критериев его сформированности.
  2. Проанализировать методические средства, способствующие раз­витию творческого мышления учащихся 5– 6-х классов.
  3. Выявить функции учебных вопросов в развитии творческого мышления учащихся.
  4. Разработать типологию вопросов, предусматривающую уров­невое понимание учебного материала через обогащение понятийного, рефлексивного и эмоционально-оценочного опыта учащихся.
  5. Разработать, описать и апробировать методику использования учебных вопросов в процессе обучения математики в 5–6-х классах на примере темы «Делимость чисел»; экспериментально проверить ее эф­фективность.

Методологические основы исследования: системный подход к изучению педагогических явлений (Ю. К. Бабанский, Ю. В. Сенько и др); деятельностный и личностно-развивающий подход к обучению (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Е. Н. Кабанова-Мел­лер, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др.).

Теоретические основы исследования: психологически ориенти­рованные теории обучения (В. В. Давыдов, Дж. Дьюи, И. Е. Малова, И. С. Якиманская и др.); разработки по проблемам интеллектуального и творческого развития личности (Л. М. Веккер, Л. С. Выготский,
Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.); концепции интеллектуального вос­питания учащихся на основе обогащения их умственного опыта при обучения математике (Л. И. Боженкова, М. А. Холодная и др.); теорети­ческие разработки в области формирования понятийного мышления (Э. К. Брейтигам, Э. Г. Гельфман, В. А. Далингер, Ю. М. Колягин, М. А. Холодная и др.); работы по обоснованию содержания курса мате­матики (Э. И. Александрова, Э. Г. Гельфман, Г. В. Дорофеев, И. Г. Ли­патникова, З. П. Матушкина, Л. Г. Петерсон и др.); теоретические зако­номерности использования деятельностного подхода в обучении (Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, М. П. Лапчик, М. И. Рагулина и др.); теоретические разработки роли вопроса в развитии личности (Б. Блум, Л. М. Веккер, И. Я. Лернер, М. К. Мамардашвили, М. И. Махмутов, А. А. Окунев, С. Л. Рубинштейн, Е. Е. Семенов, М. Н.Скаткин и др.).

Применялись следующие методы: теоретические: изучение и ана­лиз психолого-педагогических, методических исследований проблемы развития творческого мышления в процессе обучения; эмпирические: беседа, анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью учащих­ся, педагогический эксперимент; математические: статистическая обра­ботка результатов эксперимента.

Научная новизна исследования:

  • впервые проанализирована роль вопросов (с учетом их дидакти­ческих и психолого-педагогических функций), их влияния на уровень понимания учебного материала и, как следствие, на развитие творческо­го мышления учащихся в процессе изучения математики;
  • разработана типология вопросов, при этом впервые в качестве основания типологии выступили психодидактические характеристики вопросов: их ориентация на обогащение понятийного, рефлексивного и эмоционально-оценочного опыта учащихся;
  • предложен методический подход к преподаванию курса мате­матики для 5–6-х классов с использованием различных типов вопросов, сконструированных с учетом уровневого понимания учебного материа­ла и обеспечивающих рост творческого мышления учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

  • обоснованы условия развития творческого мышления учащихся в процессе обучения математике, в частности, сформулировано положе­ние о возможности развития творческого мышления на основе уровне­вой организации процесса понимания учебного материала;
  • обоснованы дидактические возможности вопроса, обеспечива­ющие эффективность процесса развития творческого мышления путем обогащения разных форм умственного опыта учащихся;
  • расширена типология учебных вопросов, используемых на уро­ках (за счет ввода вопросов, развивающих творческое мышление).

Практическая значимость исследования:

  • разработаны и внедрены учебные вопросы для преподавания курса математики 5–6-х классов на основе уровневого понимания мате­риала и обогащения различных форм умственного опыта учащихся;
  • созданы и активно применяются в практике обучения матема­тике дидактические материалы для учащихся 5–6-х классов по теме «Делимость чисел», включающие типологию вопросов и способствую­щие развитию творческого мышления учащихся;
  • разработаны методические рекомендации для учителей матема­тики по использованию учебных вопросов как средства развития твор­ческого мышления учащихся. Результаты исследования легли в основу программы повышения квалификации учителей (54 ч.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методические условия, обеспечивающие развитие творческого мышления учащихся 5–6-х классов на уроках математики с использова­нием дидактических возможностей учебных вопросов на основе учета уровней понимания учебного материала.

2. Типология учебных вопросов, основанная на учете уровней понимания учебного материала и психодидактических характеристик вопросов: их ориентации на обогащение понятийного, рефлексивного и эмоционально-оценочного опыта учащихся.

3. Методика организации учебного процесса с использованием типологии вопросов и комплекса приемов организации деятельности учащихся по использованию и конструированию вопросов, способст­вующая повышению качества математической подготовки и развитию свойств творческого мышления учащихся: беглости, гибкости, ориги­нальности, инициативы и рефлексивности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются их соответствием теоретическим положениям и выво­дам базисных наук; их внутренней согласованностью; применением методов, адекватных задачам исследования; результатам опытно-экс­периментальной работы.

Организация, база и этапы исследования. Исследования прово­дились в три этапа на базе муниципальных общеобразовательных учре­ждений (МОУ): Русской классической гимназии № 2, СОШ № 37 и № 12 Томска. На каждом этапе, в зависимости от задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2002–2004 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательной школы; анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования; разрабатывались понятийный аппарат и программа ис­следования. Была выдвинута рабочая гипотеза; определены задачи, про­веден констатирующий эксперимент. Использовались такие методы научно-педагогического исследования, как теоретический анализ, на­блюдение, методы опроса.

На втором этапе (2004–2005 гг.) осуществлялся поисковый экспе­римент, выявлялись психолого-педагогические и методические условия обучения с использованием типологии учебных вопросов, апробирова­лась и корректировалась методическая система обучения с помощью вопросов, уточнялся дидактический инструментарий развития творче­ского мышления.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»