WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Содержательный компонент предусматривает отбор содержания образования, выбор форм c учетом их конкретного назначения (лекции, семинары, практикумы, педагогическая практика), методов и средств обучения, обеспечивающих формирование готовности студентов к осуществлению ОП, к которым относятся: вербальные средства (владение грамотной, логически и стилистически верно построенной речью; невербальные средства (мимика, жесты); учебно-вспомогательные средства (учебно-методические комплексы: учебники, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, методическая литература, тесты и опросники, печатный и раздаточный материал); аудиовизуальные средства (аудиозаписи, видеозаписи, кино- и телефильмы и др. с записью фрагментов уроков обучения грамоте).

Процессуальный компонент технологии раскрывает основные направления формирования готовности студентов к осуществлению ОП: 1) информационно-познавательное, предполагающее включенность студентов в учебно-познавательную деятельность с целью овладения системой знаний и умений: общепедагогических, лингвистических, методических, обеспечивающих готовность к осуществлению ОП в процессе лекций, практических занятий, при осуществлении НИРС, написании курсовых и дипломных работ; 2) действенно-практическое, включающее приобретение студентами в ходе учебных практических и лабораторных занятий, практикумов, спецкурсов комплекса практических умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять ОП; 3) действенно-творческое, отражающее включенность студентов в реальную педагогическую деятельность в ходе педагогической практики и предполагающее применение студентами нестандартных подходов (приемов и методов) к работе в процессе осуществления ОП.

Основными задачами оценочно-результативного компонента авторской технологии является определение достигнутого уровня сформированности у студентов готовности к осуществлению ОП и осуществление рефлексии, характеризующейся внутренними процессами осмысления собственной деятельности и ее самоанализа, самооценки процесса осуществления ОП и его результатов. Применение разработанного пакета диагностических методик дает возможность отследить динамику развития каждого компонента готовности, оценить и своевременно внести коррективы.



Действенно-практическое

Рис.1. Модель технологии формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников в период обучения грамоте

Сказанное выше позволило разработать структурную модель технологии готовности студентов педагогического факультета к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников в период обучения грамоте (рис. 1).

Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования готовности студентов к осуществлению ОП младших школьников» представлена программа, раскрывается логика и содержание основных этапов экспериментальной работы, дается анализ эмпирических результатов реализации авторской технологии. Экспериментальной базой служили студенческие группы педагогического факультета Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Достоверность полученных данных обеспечивалась репрезентативностью выборки (101 студент) и значительным количеством полученных и проанализиро­ванных данных, а также пролонгированностью эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась по специально составленной программе (табл. 1).

Таблица 1

Программа опытно-экспериментального исследования

Этапы

Задачи

Методы

Констатирующий этап

  • определение исходного уровня сформированности готовности студентов к осуществлению ОП.
  • прямое и косвенное наблюдение; индивидуальные и групповые беседы; анкетирование; тестирование.

Формирующий этап

  • целенаправленное формирование готовности студентов к осуществлению ОП;
  • реализация разработанной технологии;
  • выявление динамики формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики.
  • анализ форм и методов деятельности преподавателей, студентов;
  • анализ результатов исследования;
  • количественная и качественная обработка полученных данных.

Итоговый этап

  • расширение и углубление достигнутого на предшест-вующих этапах уровня готовности студентов к осуществлению ОП.
  • анализ результатов практической деятельности студентов по осуществлению ОП.

В процессе проведения констатирующего этапа выявлялись уровни сформированности готовности студентов к осуществлению ОП.

С этой целью была использована авторская диагностическая методика, которая включала в себя тест и анкету, при составлении которых учитывалось их соответствие содержанию компонентов готовности студентов к осуществлению ОП.

Вопросы теста и анкеты составлялись таким образом, чтобы студенты имели возможность дифференцированного и творческого подхода к выбору возможного ответа. Варианты ответов в тесте располагались по степени сложности и глубине понимания проблемы, вопросы анкеты предполагали ответы, сформулированные студентами самостоятельно, без опоры на данные и оценивались 1, 2, 3 баллами.

Сумма баллов при ответе на вопросы, соответствующие уровням готовности студентов к осуществлению ОП, составила:

0 – 5 баллов –  низкий уровень (адаптивно-репродуктивный);

6 – 10 баллов –  средний уровень (репродуктивно-продуктивный);

11 – 15 баллов –  высокий уровень (креативный).

При расчете исходного уровня готовности студентов экспериментальной и контрольной групп к осуществлению ОП использовалась следующая формула:

К = ni / Nэ (Nк),

где К – показатель количественной оценки уровня готовности студентов к осуществлению ОП;

n – соответствующий балл ответа;

i – номер вопроса предлагаемого теста;

Nэ – количество студентов экспериментальной группы;

Nк – количество студентов контрольной группы.

На констатирующем этапе студенты контрольных и экспериментальных групп имели следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты диагностики уровней сформированности готовности студентов к осуществлению ОП на констатирующем этапе эксперимента

Уровни сформированности готовности

Количество студентов, имеющих данный уровень

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Адаптивно-репродуктивный

(низкий)

22

24

Репродуктивно-продуктивный

(средний)

23

22

Креативный

(высокий)

6

4

Данные результаты показывают, что студенты контрольной и экспериментальной групп достигли второго уровня сформированности готовности, но количественные показатели этого уровня невысокие.

Средний суммарный балл, полученный студентами контрольной группы, составил 6,9, а экспериментальной – 6,8.

На втором этапе педагогического эксперимента – формирующем – реализовывалась авторская технология формирования готовности студентов к осуществлению ОП. На данном этапе решались задачи повышения уровня готовности, совершенствования учебного процесса посредством внедрения спецкурса «Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте», практикума по орфографии, дидактических материалов и комплекса диагностических методик, что содействовало повышению достижений студентов (табл. 3).

Таблица 3

Результаты диагностики уровней сформированности готовности студентов к осуществлению ОП на формирующем этапе эксперимента

Уровни сформированности готовности

Количество студентов, имеющих данный уровень

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Адаптивно-репродуктивный

(низкий)

16

14

Репродуктивно-продуктивный

(средний)

26

26

Креативный

(высокий)

9

11

Средний суммарный балл, полученный студентами контрольной группы, составил 8,0, соответственно, экспериментальной группы – 9,4.

На итоговом этапе было отмечено повышение уровней сформированности готовности студентов к осуществлению ОП (табл. 4).

Таблица 4

Результаты диагностики уровней сформированности готовности студентов к осуществлению ОП на итоговом этапе эксперимента

Уровни сформированности готовности

Количество студентов, имеющих данный уровень

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Адаптивно-репродуктивный

(низкий)

12

7

Репродуктивно-продуктивный

(средний)

28

27

Креативный

(высокий)

11

16

Повысился суммарный балл, полученный студентами контрольной группы (9,0) и экспериментальной группы (12,5).

Представим в виде гистограммы математические данные, полученные на различных этапах опытно-экспериментальной работы, которые наглядно показывают динамику сформированности готовности студентов к осуществлению ОП, что еще раз подтверждает эффективность предлагаемой технологии (рис. 2).

Рис. 2. Динамика уровней сформированности готовности студентов к осуществлению ОП

Данные экспериментального исследования позволяют увидеть устойчивое повышение уровня готовности к осуществлению ОП студентов экспериментальной группы. Реализация авторской технологии способствовала повышению интереса студентов к решению поставленных учебных задач, стимулировала их самостоятельность и творческую активность.

В заключении обобщены результаты исследования, подведены итоги, позволившие подтвердить верность гипотезы и решение поставленных задач, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших научных разработок, связанных с проблемами исследования.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. На основе анализа состояния проблемы формирования готовности будущих учителей начальной школы к осуществлению орфографической пропедевтики в теории и практике уточнена сущность понятия готовности к данному виду деятельности и определены ее структурные компоненты (мотивационный, ориентировочный, процессуальный и рефлексивный).

2. Технология формирования готовности студентов к осуществлению ОП представляет собой системное образование, компонентами которого являются целевой, заключающийся в достижении студентами высокого уровня готовности к данному виду деятельности; содержательный, представленный методическими процедурами по отбору содержания, форм, методов и средств обучения, способствующих достижению поставленной цели; процессуальный компонент, раскрывающий особенности деятельности, организуемой по информационно-познавательному, действенно-практическому и действенно-творческому направлениям; оценочно-результативный, отражающий достижение студентами определенного уровня сформированости готовности.

3. Реализация авторской технологии формирования готовности студентов к осуществлению ОП приобретает особое значение в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов, так как способствует повышению их профессиональной компетентности на основе приобретения определенного личностного опыта и позволяет выявить уровни сформированности готовности к данному виду деятельности.

4.  Анализ эмпирических данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствует об эффективности разработанной технологии, что выразилось в позитивной динамике изменений уровней готовности студентов к осуществлению ОП.

В данном исследовании представлен один из вариантов разработки технологии готовности студентов к осуществлению ОП, который не исчерпывает всех возможностей. Анализ полученных результатов исследования обусловил постановку новых, требующих своего решения, вопросов, среди которых:

- выявление и теоретическое обоснование педагогических условий и механизмов эффективной реализации технологии;

-  разработка иных диагностических методик, позволяющих объективно определять уровни сформированности готовности студентов к осуществлению ОП.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»