WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

На третьем этапе (2008 г.) осуществлялся анализ и теоретическое обоснование полученных эмпирических данных и сопоставление с выводами других исследователей по затронутым вопросам, внедрение результатов в практику учебного заведения, завершалось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

–  уточнена сущность понятия «готовность к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников» как совокупности личностных качеств, психического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является формирование основ орфографической грамотности младших школьников на начальном этапе обучения русскому языку;

– определены и охарактеризованы компоненты готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников: мотивационный, ориентировочный, процессуальный и рефлексивный;

–  выявлены и теоретически обоснованы уровни готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников: адаптивно-репродуктивный (низкий), репродуктивно-продуктивный (средний), креативный (высокий), критериальными показателями которых выступают: познавательный интерес; знание сущности и специфики ОП; умение определять наиболее рациональные формы, методы, приемы организации ОП; сформированность рефлексивной позиции;

– смоделирована авторская технология формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников, имеющая четко разработанные структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– результаты исследования расширяют научные представления о сущности готовности будущих учителей начальных классов к формированию основ орфографической грамотности младших школьников; позволяют ввести в научный оборот авторское определение понятия «готовность к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников», что способствует теоретическому осмыслению содержательного аспекта профессиональной подготовки специалистов;

– теоретическое обоснование и апробация авторской технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников способствует решению проблемы поиска новых эффективных путей подготовки кадров для начальной школы.

Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы для разработки технологий профессиональной подготовки учителей начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

– полученные в исследовании результаты обеспечивают возможность диагностики уровней готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников;

–  учебно-методический комплекс, включающий спецкурс «Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте», практикум по орфографии для студентов, методические рекомендации для преподавателей, студентов и учителей по организации орфографической пропедевтики младших школьников и авторский пакет диагностических методик позволяют усовершенствовать процесс подготовки студентов с учетом современных требований;

–  авторская технология формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников оптимизирует подготовку студентов к профессиональной деятельности, позволяет получить гарантированный результат и может быть использована в практике работы педагогических вузов без кардинальных изменений учебного плана и дополнительного финансирования.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечены четкостью исходных методологических позиций, научной аргументацией теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения педагогической практики и проведением опытно-экспериментальной работы; получением положительных результатов опытно-экспериментальной деятельности и возможностями их репродукции; опорой на личный опыт работы автора в вузе; сочетанием количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных.

Апробация результатов исследования и внедрение в практику проводились через обсуждение материалов проделанной теоретической, а также опытно-экспериментальной работы на заседаниях и методических семинарах кафедры педагогики и кафедры педагогики и методик начального образования Балашовского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»; участие во всероссийских научно-практических конференциях (г. Курск, 2005 г.; г. Балашов, 2008 г.) и международных научно-методических конференциях (г. Саратов, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.).

Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий Балашовского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников представляет собой совокупность личностных качеств, психического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является формирование основ орфографической грамотности младших школьников на начальном этапе обучения.

Структура готовности характеризуется единством компонентного состава. Мотивационный компонент отражает положительное отношение будущего учителя к осуществлению ОП младших школьников и выражается в целевых установках, интересах, мотивах. Ориентировочный компонент объединяет в себе совокупность общепедагогических, лингвистических и методических знаний будущего учителя о сущности ОП и специфике ее осуществления в учебном процессе. Процессуальный компонент основан на комплексе умений и навыков организации ОП. Рефлексивный компонент характеризует осмысление, анализ и оценку будущим учителем собственного опыта организации ОП.

2. Авторская технология формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников как сложное системное образование реализуется поэтапно и включает в себя следующие компоненты: целевой, ориентированный на достижение высокого уровня готовности будущих учителей к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников; содержательный, направленный на формирование системы знаний, лежащих в основе отработки практических действий студентов по осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников; процессуальный, отражающий особенности становления готовности будущих учителей к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников; оценочно-результативный, предполагающий мониторинг изменения уровня готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

3. Использование разработанного диагностического аппарата позволяет выявлять уровни готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников (адаптивно-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативный) и отслеживать их динамику. В качестве критериев, определяющих сформированность уровней готовности к осуществлению орфографической пропедевтики, выступают: 1) познавательный интерес к орфографической пропедевтике (ОП) и личностно-значимый смысл ее осуществления; 2) знание сущности ОП как одного из разделов системы обучения родному языку и его специфики; 3) умение определять и использовать наиболее рациональные формы, методы и приемы организации ОП; 4) сформированность рефлексивной позиции.

Структура диссертации определена целью, задачами и логикой раскрытия темы. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения, проиллюстрирована рисунками и таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, формулируются предмет, цель, гипотеза и задачи, раскрываются методологическая основа, методы исследования, опытно-экспериментальная база, описываются основные этапы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность и обоснованность результатов, представляются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации работы и внедрении ее результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников» на основе анализа философской, психолого-педагогической и лингвометодической литературы рассматриваются сущность и специфика готовности студентов к данному виду деятельности, обосновывается технология ее формирования.

Анализ состояния проблемы в научной литературе показал, что понятие «готовности» к какому-либо виду деятельности в научной литературе имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию.

Одни ученые (Г.А. Алферова, Т.Д. Бадер, В.М. Вергасов, Т.В. Лаврикова, Н.К. Шеляховская, Э.Ф. Эсаулов) определяют готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

Другие исследователи (Ю.К. Васильев, М.И. Дьяченко, Ю.В. Енотовская, Л.А. Кандыбович, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, Д.И. Узнадзе) рассматривают готовность как существенную предпосылку целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности, как особое психологическое состояние, которое помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

Некоторые ученые (Ю.В. Янотовская, В.П. Зинченко) понимают готовность не только как предпосылку, но и как регулятор деятельности, как «состояние мобилизации всех психофизических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий». Многие ученые рассматривают готовность через качества и свойства личности: «целостная система свойств личности» (В.В. Сериков), «интегральное качество личности» (И.Л. Яцукова), «структурированная система качеств личности» (О.В. Госсе).

Анализ исследования проблемы профессиональной готовности позволяет сделать вывод о том, что понятие «готовность» многоаспектно и включает как психические состояния, качества личности, так и собственно деятельность, выраженную в профессиональных умениях и навыках. Следовательно, готовность к осуществлению орфографической подготовки младших школьников можно рассматривать как совокупность личностных качеств, психического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является формирование основ орфографической грамотности младших школьников.

Опираясь на концепцию деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) и обобщая мнения ряда авторов (Г.А. Алферова, П.Я. Гальперин, Ю.В. Янотовская, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А.И. Мищенко и др.), мы рассматриваем структуру готовности к осуществлению ОП как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, ориентировочного, процессуального и рефлексивного.

Мотивационный компонент отражает положительное отношение будущего учителя к осуществлению ОП младших школьников, осознание значимости ее осуществления для целостности педагогического процесса.

Сущность ориентировочного компонента раскрывается в интеграции общепедагогических, лингвистических и методических знаний будущего учителя о сущности ОП и специфике и особенностях ее осуществления в условиях многовариантной современной системы обучения грамоте.

Процессуальный компонент предусматривает организацию деятельности студентов по направлениям, обеспечивающим овладение комплексом умений и навыков организации ОП младших школьников (гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных).

Рефлексивный компонент являет собой специфическую форму деятельности, направленную на осмысление, последующий анализ и оценку будущим учителем собственного опыта организации ОП.

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме формирования готовности будущих учителей к предстоящей профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, Т.В. Лаврикова, Е.Н. Манникова и др.), дается обоснование ее уровней. Анализ различных подходов, представленных названными выше авторами, позволяет определить следующие уровни готовности учителя к осуществлению ОП: адаптивно-репродуктивный (низкий), репродуктивно-продуктивный (средний), креативный (высокий). Критериями для определения данных уровней выступают: 1) познавательный интерес к орфографической пропедевтике и личностно-значимый смысл ее осуществления; 2) знание сущности ОП как одного из разделов системы обучения родному языку и его специфики; 3) умение определять и использовать наиболее рациональные формы, методы и приемы организации ОП; 4) сформированность рефлексивной позиции.

При разработке технологии формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики анализировались и обобщались мнения различных исследователей, что явилось основой для авторского видения ее сущности.

Технология формирования готовности к осуществлению ОП представляет собой системное образование, включающее в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный.

Целевой компонент обусловливает постановку конкретных задач: 1) обеспечение положительной мотивации и потребности в осуществлении ОП; 2) приобретение системы психолого-педагогических, коммуникативных, лингвометодических знаний; 3) развитие, совершенствование профессиональных умений и навыков организации ОП; 4) формирование рефлексивной позиции, обеспечивающей адекватную оценку результатов организации ОП.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»