WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

Борзова Любовь Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ   ГОТОВНОСТИ  СТУДЕНТОВ   ПЕДВУЗА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ  ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ  ПРОПЕДЕВТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Саратов — 2009

Работа выполнена в Балашовском институте (филиале) Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

ТИМУШКИН Александр Владимирович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

ТЕЛЬТЕВСКАЯ Нателла Вахтанговна

доктор педагогических наук, профессор

ВЕДИНЯПИНА Валентина Алексеевна

Ведущая организация: Курский государственный университет

Защита состоится «26» июня 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по адресу: 410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 7, аудитория 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан « 22 » мая 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.К.Кондаурова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах современного общества детерминируют необходимость модернизации системы высшего профессионального образования и требуют принципиально новой позиции, заключающейся в установке на подготовку конкурентоспособного профессионала.

Значительная роль в этих преобразованиях принадлежит школе, которая, являясь важнейшим социальным институтом, отражает состояние и тенденции развития общества и сама влияет на него. От деятельности учителя, осуществляющего разностороннее воспитание подрастающего поколения, во многом зависит рост духовного и интеллектуального потенциала общества. В связи с этим возрастает потребность в пересмотре концептуальных подходов к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя.

Одной из ведущих тенденций совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте Концепции модернизации системы образования РФ является усиление внимания к проблеме формирования их готовности к предстоящей деятельности.

Изучению различных сторон подготовки будущих педагогов в системе высшего образования посвящены работы О.А. Абдуллиной, Н.А. Асташова, Е.П. Белозерцева, Э.А. Власовой, В.И. Ворониной, Ф.Н. Гоноболина, Г.И. Железовской, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, Н.В. Тельтевской, А.И. Щербакова и др.

Несмотря на различия в рассмотрении многих вопросов, связанных с проблемой профессиональной подготовки будущих учителей, всеми исследователями признается необходимость учета требований Государственного образовательного стандарта, предъявляемых в соответствии с их профилем обучения.

Профессиональная подготовка учителей начальных классов имеет свою специфику, обусловленную особенностями развития детей младшего школьного возраста и необходимостью усвоения студентами общепедагогических и методических знаний и умений для преподавания различных учебных предметов.

Общеизвестно, что одной из наиболее сложных задач начального обучения является достижение высокого уровня сформированности орфографических навыков младшими школьниками. От того, насколько полно в период обучения грамоте будет осуществляться орфографическая пропедевтика (ОП) как необходимая практическая деятельность по накоплению речевого опыта, зависит орфографическая и речевая грамотность ребенка, способность усваивать программу не только по русскому языку, но и по другим учебным предметам в последующих классах.

Большинство исследователей аргументировано утверждает, что младший школьный возраст наиболее сензитивен для развития грамотности и овладения правилами русского языка. Поэтому готовность учителей к созданию условий для полного раскрытия и объективной оценки потенциала овладения младшими школьниками орфографией является важнейшей задачей их профессиональной подготовки.

Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте младших школьников рассматривается всеми исследователями (В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, В.А. Кирюшкин, М.Р. Львов, Г.В. Митина, Н.В. Нечаева, М.М. Разумовская, В.В. Репкин, Н.С. Рождественский, Л.С. Сильченкова, А.Ф. Шанько, Н.С. Шаповалова, Д.Б. Эльконин и др.) как необходимое звено современной системы начального обучения чтению и письму.

Однако на практике при наличии на современном этапе различных систем обучения грамоте нет единства подходов к обучению студентов педвузов особенностям осуществления орфографической пропедевтики младших школьников, в то время как готовность будущего учителя начальных классов к ее реализации является важным показателем их теоретической и практической подготовки в вузе.

Формирование готовности будущего учителя к педагогической деятельности является предметом многочисленных научных исследований.

В работах М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович, А.И. Кочетова, Д.Н. Узнадзе и др. раскрываются теоретические основы готовности к деятельности. Проблемам психологической готовности к профессиональной деятельности посвящены работы Л.И. Захаровой, М.А. Котик, К.К. Платонова, Р.Д. Санжаевой, В.А. Сосновского и др. В научных трудах О.В. Госсе, К.М. Дурай-Новаковой, Т.В. Лавриковой, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Н.А. Сорокина, Ю.В. Янотовской, И.Л. Яцуковой и др. рассматриваются различные аспекты готовности учителя к педагогической деятельности. Но до настоящего времени проблема формирования готовности не получила своего решения, свидетельством чему является то, что само понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию.

Принципиальное значение в контексте нашей работы имеют труды по теории и практике подготовки учителя начальных классов (Н.В. Александров, Л.Г. Арчажникова, А.М. Арсеньев, Г.М. Бочарова, О.И. Воронина, А.В. Дмитриев, Е.Н. Герасименко, В.В. Горбенко, Т.И. Зиновьева, Т.С. Комарова, В.П. Кузовлев, Л.П. Курбаналиева, В.И. Лопаткин, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, О.В. Сосновская, Л.П. Стойлова, Н.В. Фетисова, Л.А. Фролова, Р.М. Чумичева и др.).

При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований в данной области в настоящее время остаются востребованными обоснование сущностных характеристик готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников и разработка технологического обеспечения процесса ее формирования.

Теоретическое обоснование современных технологий обучения представлено в работах П.Р. Атутова, В.Ф. Башарина, В.И. Боголюбова, В.П. Беспалько, В.А. Извозчикова, М.В. Кларина, М.М. Левиной, Б.Ф. Лихачева, В.М. Монахова, О.П. Околелова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко,      Н.Ф. Талызиной, Н.В.   Тельтевской, О.К. Филатова, Д.В. Чернилевского, Н.Е. Щурковой и др.

Особенности технологий формирования готовности к профессиональной деятельности раскрыты в работах А.А. Вербицкого, Н.И. Ильясова, Н.С. Кузьменко, Т.В. Лавриковой, В.Я. Макашова, В.С. Овчинниковой, О.А. Онуфриенко, Н.А. Талызиной.

Проведенный анализ широкого спектра философских, психолого-педагогических, методических работ показывает, что проблема формирования профессиональной готовности современного учителя многоаспектна, но, к сожалению, отдельные ее составляющие еще не нашли должного отражения в научных исследованиях и требуют дальнейшего изучения.

Анализ состояния рассматриваемого вопроса в педагогической теории и практике позволил выявить противоречие между объективно существующей потребностью в формировании профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-технологических основ данного процесса, с другой стороны.

С учетом этого была определена проблема исследования: каким должно быть технологическое обеспечение формирования готовности будущего учителя к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников

В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников».

Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое обоснование технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Объектом исследования выступает образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников будет эффективным, если:

  • готовность к данному виду деятельности рассматривается как сложное интегративное образование, имеющее своеобразные качественные характеристики составляющих его компонентов;
  • разработано организационно-методическое обеспечение подготовки студентов педвуза к формированию основ орфографической грамотности младших школьников на начальном этапе обучения русскому языку;
  • проводится мониторинг готовности студентов педвуза к рассматриваемому виду деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

    1. На основе анализа научной литературы уточнить сущность понятия «готовность студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников», определить структурные компоненты названной готовности.
    2. Экспериментально апробировать и выявить эффективность технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.
    3. Разработать диагностический аппарат для определения уровней готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Теоретико-методологические основы исследования составляют:

  • основные положения диалектико-материалистической теории познания о всеобщей связи явлений и процессов и необходимости изучения явлений в их развитии и изменении, о взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений. Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на:
  • теорию деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
  • концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.) и личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
  • основные положения общей теории профессионального образования (О.А. Абдуллина, В.И. Андреев, Е.П. Белозерцев, С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Р.П. Скульский, А.И. Щербаков и др.);
  • концептуальные идеи формирования готовности студентов к профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, T.A. Воробьева, К.М. Дурай-Новакова, Я.Л. Коломинский, Т.В. Лаврикова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, М.А. Сорокин, Н.К. Шеляховская и др.);
  • научные разработки в области технологии обучения (П.Р. Атутов, В.Ф. Башарин, В.П. Беспалько, В.А. Извозчиков, О.Б. Капичникова,  М.В. Кларин, В.М. Монахов, А.Я. Савельев, Н.Н. Светловская, Г.К. Селевко, М.П. Симбирская, Н.В. Тельтевская, О.К. Филатов,  Д.В. Чернилевский, И.В. Штых, Н.Е. Щуркова, Ф. Янушкевич и др.);
  • подходы к совершенствованию орфографической пропедевтики младших школьников (В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, Л.Я. Желтовская, М.Р. Львов, Г.В. Митина, М.М. Разумовская, В.В. Репкин, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, М.С. Соловейчик, Н.С. Шаповалова).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретические — теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов и программно-методической документации; эмпирические — прямое и косвенное наблюдение; индивидуальные и групповые беседы; анкетирование; тестирование; анализ результатов практической деятельности студентов, что позволило выявить динамику формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников; освоение и обобщение инновационной педагогической практики (преподавателей школы и вуза); опытно-экспериментальная работа, включающая анализ форм и методов деятельности преподавателей, студентов и учащихся на всех этапах исследования; количественная и качественная обработка полученных данных.

Базой исследования был определен педагогический факультет Балашовского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2008 годы.

На первом этапе (2003 – 2005 гг.) выявлялось состояние разработанности проблемы в педагогической теории, психологии, психолингвистике; изучался опыт работы педагогических вузов по подготовке студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников. В результате были определены исходные параметры исследования, уточнен понятийный аппарат.

На втором этапе (2005 – 2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности авторской педагогической технологии формирования готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»