WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) по «крупицам» собран, систематизирован и проанализирован значительный объем исторической информации о феноменах сознания русской интеллигенции 1830-1850-х гг.; 2) немаловажной частью диссертации является исследование идейных исканий многих выдающихся мыслителей указанного периода. Автором уточняются сложившиеся в науке взгляды и мнения об их мировоззрении и общественно-политических ориентирах; 3) диссертант подчеркивает выявившиеся расхождения различных течений в среде интеллигенции по вопросу «открытия» и осмысления творческого наследия Н. В. Гоголя, а также выделяет узловые моменты самосознания всей отечественной интеллигенции.

Практическая значимость исследования.

Диссертация может представлять интерес для ученых, исследующих различные проблемы интеллигентоведения. В ней предприняты усилия для прокладывания путей к новым изысканиям в данном направлении.

Материалы диссертации и выводы автора могут быть использованы в исследованиях по исторической и другой гуманитарной тематике, в частности, при чтении лекционных курсов по отечественной истории, культурологии, истории литературы, философии, политологии.

Апробация результатов исследования.

По теме диссертации автором опубликованы 4 статьи и 8 тезисов общим объемом 3,1 п. л. Диссертация обсуждалась на кафедре истории и культуры России ИвГУ. Главные ее положения были апробированы на ряде ивановских республиканских и межгосударственных конференций.

По своей структуре исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обоснована актуальность темы, определен объект, предмет и методология исследования, проанализирована историография вопроса, сформулированы цель и задачи диссертации, указаны источники и характер их использования, рассмотрена научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Творческое наследие Н. В. Гоголя в идейной жизни русского общества и общественно-политические ориентиры интеллигенции России 30-50-х годов XIX века» изучены, с одной стороны, общественно-политические воззрения Н. В. Гоголя и представителей интеллигенции из окружения мыслителя, а с другой – неоднозначный процесс эволюции их взглядов, сложного и подчас противоречивого сочетания консервативных, либеральных и радикальных начал.

В первом параграфе – «Особенности общественной жизни России 1830-50-х годов как факторы социально-культурного самоопределения отечественной интеллигенции» диссертант выявляет существенный момент, предопределивший судьбу всей отечественной интеллигенции в целом – она осознала себя вне государственных институтов и самовыразилась в литературе. Литературный фарватер идейной жизни российского общества в 1830-50-е годы был предопределен законодательными инициативами правительства в области образования и цензуры. Невозможность организационного оформления и легального представительства в условиях всеобъемлющего идеологического контроля со стороны самодержавной власти обусловили направление потока интеллигенции в литературу и способ действий в форме осмысления общественных проблем через призму художественно-фило-софского и публицистического слова.

Область словесного творчества стала для индивидуалистов интеллигентской рефлексии сферой дистанцирования от общинно-государ-ственной структуры и «оказененной» действительности, в которой личностная этика не приветствовалась. Художественные потребности интеллигенции указанного периода в диссертации рассматриваются в качестве сублимированной идеологической активности, а литературное творчество – как форма оппозиции по отношению к власти, но не в политической вариации, а в этико-психологическом аспекте, в контексте деятельности как основополагающем принципе культуры.

Во втором параграфе – «Творчество Н. В. Гоголя в контексте идейного размежевания интеллигенции России 1830-50-х годов» последовательно выявляется специфика политической позиции представителей консервативной, либеральной и радикальной мысли и анализируется роль произведений писателя в формировании идейных качеств интеллигенции. Символическое пространство русской литературы в XIX веке стало тем культурным ареалом, в пределах которого шло формирование конститутивных норм консерватизма и либерализма.

В тридцатые годы консервативная российская интеллигенция предпринимает ряд общественных мероприятий, направленных на идеологическое сотрудничество с властью. В этот период возникает несколько конкурирующих с государственной программой вариантов воздействия на общественное мнение. В области журнально-газетной периодики формируются центры классикалистских ориентаций интеллектуальных сил.

Другое направление интеллектуальных изысков – интерпретация и переработка европейского философского опыта и осмысление общественных идеалов в историческом ракурсе. Сформировалась целая область гуманитарного знания, универсального и всеобщего по сути, а основной особенностью интеллектуальной деятельности стал художественно-философский и литературно-исторический эклектизм, означавший выход отечественной мысли на путь широких обобщений и самостоятельных выводов.

Осмысление идеалов Просвещения вылилось у представителей консервативной интеллигенции в особую поведенческую парадигму – «идеалистический аристократизм», когда идейные искания помещались в область философских абстракций, условного исторического сюжета, риторических моделей будущего и прошлого, густо уснащенных художественными образами. К таковым можно отнести политико-поэтические утопии В. Ф. Одоевского и С. П. Шевырева, историческую ретроспекцию М. П. Погодина.

Интерес Н. В. Гоголя к истории в начале 1830-х годов носил профессиональный и специализированный характер. Некоторое время писатель даже преподавал всеобщую историю в Петербургском университете. Историческая проблематика отражена в материалах гоголевских лекций, статьях сборника «Арабески», художественных произведениях. На их основе в диссертации синтезирована историческая концепция и проанализированы государственно-правовые взгляды мыслителя.

Первоначальное идейное размежевание сменяется резкой поляризацией общественных сил в 1840-х годах, а прежняя философско-историческая созерцательность уступает место критическому сличению действительности с идеалом, социализации утопий.

В 1840-е годы меняется и общественно-политическая позиция Н. В. Гоголя. В его социальных взглядах отчетливо проявляются мотивы религиозно-гражданского наставничества. В 1847 году он опубликовал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», где выступил с программой «общественного добротолюбия» и широкого приобщения каждого человека к гражданской работе. «Выбранные места» обнаружили не только процесс дальнейшего дробления мнений, но и тенденцию образования «протопартийных» установок в литературно-журнальных отзывах, когда фигура писателя использовалась как ценностный масштаб для оценки групповых разногласий.

Во втором тридцатилетии XIX века происходит формирование мировоззренческих систем славянофильства и западничества – двух разновидностей раннего российского либерализма. 1840-е годы означены выходом из полосы неопределенно-идеалистических абстракций и поворотом к «русской теме». Вызревают варианты целесообразных преобразований российской действительности. Футурологические построения славянофилов основывались на открытии «русского чуда» в раме «допетровской» архаики. Западники отстаивали движение «вдогонку», путь буржуазных преобразований в стране по аналогии с европейскими нововведениями.

В восприятии Н. В. Гоголя западники и славянофилы выглядели замкнутыми интеллектуальными сообществами, окутанными философско-мистическим флером и покрытыми декоративным глянцем европейского лоска. Гоголевские наблюдения были не лишены качества проницательности, поскольку особенностью общественной деятельности ранних славянофильских и западнических кружков была салонная изоляция как следствие сужения сферы публичного выражения мнения контролем цензуры. Наплыв «европейских гостей» в умах отечественных мыслителей вынуждал производить «селекцию» философских идей, но эта фильтрационная работа оставалась достоянием небольшого круга людей. Сами литературно-общественные партии находились в стадии выбора доминирующей темы, которая захватит горизонт сознания.

На основе сопоставления писем Аксаковых, П. Я. Чаадаева, А. А. Григорьева, Н. М. Языкова, П. В. Анненкова и других автором выдвинута следующая гипотеза: оформление основных «контентов» (от английского «contens» – содержание) психоментальных мировоззренческих систем раннего славянофильства и западничества происходило в том числе под влиянием гоголевского творчества. «Либералы-идеалисты» «замечательного десятилетия» (1838-1848 гг.), обращаясь к тексту «Мертвых душ», находили у автора согласие с собственными идеями, их подтверждение и развитие только зарождавшихся мыслей. Воспринимая близкую по теме и общему пониманию речь собеседника (а таковым по праву считали Н. В. Гоголя его современники, произведения писателя были самыми читаемыми в сороковые годы), они нередко находили в «беседе» новые мысли, к которым были уже на полпути.

Анализ публицистики В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского показал, что в процессе обособления радикального направления общественной мысли творчество Н. В. Гоголя сыграло первенствующую роль. Сама по себе группа радикалов революционно-демократического толка была малочисленна и слишком лишена общественной почвы, чтобы удержать за собой устойчивые позиции в гражданской жизни.

В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь дал общее представление о том противоречии, которое отличало российскую действительность от идеала, но не указывал меры, необходимые для исправления жизни. Радикалы согласились признать критику Н. В. Гоголя правильной, увидев в ней стимул к заботам об улучшении жизненных отношений. И хотя речь шла о более общих социальных проблемах гражданских свобод, открыто выступать с политической пропагандой своих идей революционные демократы не могли. Им нужен был «отражатель» их взглядов. Гоголевские произведения стали для радикальных мыслителей «умственным бассейном», питавшим их общественно-реформа-торские настроения. Безусловно, радикалы пользовались наследием писателя для посторонних политических целей, раздумья о художнике слова содержали скрытый, второй план рефлексии на общественные темы. Модель развития России на основе ценностей православной культуры была представлена им в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Этот вариант общественного обустройства оказался неожиданным для радикалов и противоречил их реформаторским замыслам внешнего способа преображения жизни. Но даже так называемые «ошибки» Н. В. Гоголя им пригодились. В противодействии Н. В. Гоголю, отталкиваясь от его «неверного» хода мыслей, революционные демократы упорно «гнули свою линию». Произведения мастера «заставили» радикальных мыслителей самоорганизоваться, к тому же Н. В. Гоголь был для них слишком дорог, чтобы отказаться от него: в его творениях радикалы лелеяли собственные политические иллюзии. Писатель в глазах представителей революционно-демократического направления был гипостативной, обожествленной фигурой, центром, вокруг которого выстраивалась новая идейная традиция, его же именем скрепляемая.

Вторая глава – «Нравственные приоритеты российской интеллигенции второго тридцатилетия XIX века» – состоит из двух параграфов. В первом – «Христианское мирочувствие Н. В. Гоголя в системе нравственных представлений русских интеллигентов» дается характеристика религиозной ситуации в России и объясняются причины высокого общественного внимания к центральному элементу доктрины «официальной народности» – Православию. На основе биографических фактов Н. В. Гоголя и учета сведений, касающихся судеб известных общественных деятелей 1830-50-х гг., выявлены уровни взаимодействия интеллигенции и церковных кругов. Проанализирована религиозно-нравственная позиция художника слова и восприятие ее интеллектуалами светского и церковного образа мыслей. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» отчетливо проступила сознательная церковная позиция человека, видящего и оценивающего все окружающее в свете Божественного присутствия. Н. В. Гоголь звал интеллигенцию к служению России и направлению страны по пути Вечности, то есть глубокого погружения в церковность. Часть интеллигентов не приняла «Переписку» Н. В. Гоголя – духовно-религиозную вариацию осмысления жизни, поскольку более близким оказался другой источник мироотношения – либо безрелигиозный гуманизм социального равенства, либо способ частичных общественных преобразований посредством проведения буржуазных реформ «сверху».

Диссертант высказывает предположение о формировании в этот период религиозно-публицистического слоя интеллигенции. Об этом говорит факт появления «пограничных» фигур из среды духовенства, которые находились на грани выхода из своего слоя, поскольку осваивали «поле» светской публицистики. В то же время часть интеллектуалов светского образования вступила на путь церковно-просвети-тельского подвижничества.

Во втором параграфе – «Нравственные императивы Н. В. Гоголя в диалоге с ведущими представителями интеллигентской рефлексии» – проанализировано значение нравственной составляющей в формировании духовного облика русской интеллигенции. Интеллектуальный ореол, который окружал идейные «ристалища» в кружках интеллигенции, был одним из значительных слагаемых ее жизни, но не единственным. Консерваторы, либералы, радикалы существенно расходились в основных элементах политических воззрений и предлагали различные варианты футурологических модернизационных построений. И одной образованности было недостаточно, чтобы удерживать динамическое единство между мыслителями различных идейных предпочтений. Только лишь «головная» деятельность не могла объединять фигур, столь несхожих по мировоззрению. Людей, стоявших во главе умственного и литературного движения эпохи, связывало эмоционально-нравственное притяжение друг к другу. Общим для всех них был образ личного поведения: совестливость, чувство долга и самоуважения, склонность к самопожертвованию. Нравственная канва жизни российской интеллигенции предопределила особый ее облик.

Общественное миросозерцание Н.В. Гоголя, наиболее полно выраженное им в «Выбранных местах из переписки с друзьями», может быть охарактеризовано как «теория личного совершенства». «Будьте не мертвые, а живые души»49 – такова главная нравственная идея Н.В. Гоголя, которая оставалась неизменной и вела его вперед от самого начала общественно-литературного пути.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»