WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 7 |

Ключевыми реформами и документами 2-го этапа стали: 1) Манифест о создании министерств 8 сентября 1802 г.40, по которому губернаторская власть вошла в систему МВД; 2) Общий наказ гражданским губернаторам Николая I от 3 июня 1837 г.41, строго регламентировавший все нюансы реализации губернаторской власти и учитывавший все «веяния времени»; 3) «Учреждение губернских правлений» 1845 г., изменившее структуру губернаторской власти и конкретику ее реализации на местах; 4) в 1857 г. должности военных губернаторов отделили от постов гражданских губернаторов, разделив между ними сферы деятельности и объемы полномочий; 5) изменения сферы влияния и задач губернаторской власти с введением крестьянской реформы 1861 г.; 6) изменения сферы влияния и задач губернаторской власти с началом полицейской реформы 1862 г.; 7) изменения сферы влияния и задач губернаторской власти с проведением судебной и земской реформ 1864 г.; 8) в 1869 г. упразднили должности военных губернаторов; 9) изменения сферы влияния и задач губернаторской власти с реализацией городской реформы 1870 г.; 10) изменения сферы влияния и задач губернаторской власти с проведением военной реформы 1874 г.; 11) в 1876 г. комитет министров разрешил губернаторам издавать обязательные постановления, имеющие силу закона; 12) изменения сферы влияния и задач губернаторской власти с тюремной реформой 1879 г.; 13) убийство императора Александра II привело к принятию 14 августа 1881 г. Положения о чрезвычайной и усиленной охране, расширившей полномочия губернаторской власти; 14) Положение «Об участковых земских начальниках» от 12 июля 1889 г., раздвинувшее границы полномочий губернаторской власти; 15) Положение «Об губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 г., увеличившее полномочия губернаторской власти; 16) Городовое Положение от 1 июня 1892 г., усилившее полномочия губернаторской власти; 17) революционные события 1905-1907 гг., расширившие полномочия губернаторской власти.

Характер губернаторской власти неразрывно связан с субъектами – ее носителями, личностные особенности которых заметно влияли на реализацию губернаторской власти, например: происхождение (в подавляющем большинстве случаев – дворянское); национальность (чаще всего – русская, но нередко – немцы или из старых родов татарского и польского происхождений); вероисповедание (чаще всего православное, изредка – римско-католическое или евангелистско-лютеранское); недвижимость (обычно – крупные землевладельцы, родовые имения, пусть небольшие, – почти у всех); образование (наиболее эффективным было высшее, особенно юридическое, в идеале – Санкт-Петербургское императорское училище правоведения, наименее эффективное – военное, особо среднее); возраст (оптимален по подсчетам соискателя – 41-45 лет для губернатора и 31-35 – для вице-губернаторов); семейное положение (в подавляющем большинстве случаев – семья, но детей, в отличие от всей остальной России, у носителей губернаторской власти было немного – мешали частые переезды по службе); служебный опыт (наличие жесткой привязки к Табели о рангах, в основном – VI – III чинов, гражданская или военная с переходом в гражданскую карьера); количество раз пребывания в одном регионе (почти всегда – не более одного, в редчайших исключениях – по два); средняя длительность пребывания на посту (подсчитана Лысенко42 для губернаторов как 4,29 года); местное или иногороднее происхождение (чаще – иногороднее, реже – местное, сильно влившее на качество исполнения службы). В России стороннее воздействие на карьеру также было заметным фактором и в конкретике губернаторской власти. Назначение на пост или снятие с него было вариативным, но все возможности строго оговаривали законы или традиции. Соискатель подсчитал 4 варианта назначения губернатора на пост и 7 вариантов его оставления.

Губернаторы относились к чиновничьей страте (бюрократии) российского общества, потому важнейшим личностным элементом ментальности губернаторской власти являлись узы, соединявшие их с этой стратой.

Супруги губернаторов и вице-губернаторов также влияли на карьеру и положение супругов. Они занимались в большинстве своем благотворительностью, помогая мужьям.

Ряд российских административно-территориальных единиц в силу своей специфики предоставляли сотрудникам своей губернаторской власти особые возможности, полномочия, льготы и отличия.

Механизм губернаторской власти, динамичный и постоянно изменяющийся, состоит из элементов: должностей, учреждений и отношений между ними и элементами других структур. Важные элементы губернаторской власти – губернское правление, канцелярия губернатора и чиновники на официальной или заштатной службе у губернатора. Деловые отношения между ними позволяли работать механизму.

Реализовывать губернаторскую власть губернаторам помогали вице-губернаторы. На этих постах они на практике знакомились с механизмом и конкретикой реализации губернаторской власти, исполняя губернаторскую власть полностью, частью – временно.

Важным элементом механизма являлись канцелярии губернатора. Сперва они были самостоятельными, с 1728 г. становятся частью губернаторской власти, обеспечивая переписку губернаторской власти, подготовку ряда документов. Они даже отвечали за дела, не относящиеся к ним43.

Не менее важным элементом механизма реализации с 1713 г.44 стали губернские правления. Ряд исследователей ошибочно указывает, что губернские правления – весь комплекс чиновников губернии, либо высшие административные или административно-полицейские учреждения в губернии. Решаемый ими круг вопросов был шире административных и полицейских.

Многие конкретные параметры губернаторской власти формировали чиновники из окружения губернатора. По реформе 1708-1710 гг. правителям в руководстве губернией помогали ландрихтеры (чиновники, занимавшиеся судебными делами), ландраты, воеводы, разные комиссары. В 1719 г. ввели должности губернских камериров, комиссаров, рентмейстеров. У появившихся в 1801 г. военных губернаторов были стандартные для военных помощники – адъютанты, роль которых исполняли офицеры. По указу Сената от 31 мая 1827 г. стали определять к гражданским губернаторам чиновников для особых поручений. В середине XIX в. на важные места в окружении губернатора вышли секретари и столоначальники.

Экономика губернаторской власти, на взгляд диссертанта, состоит из 4 основных элементов: финансовой сферы полномочий (ориентированной на организацию сбора налогов и контроль за ним), расходов на саму губернаторскую власть (выплаты чиновникам и расходы на здания под губернаторскую власть, мероприятия от имени губернаторской власти), банковско-инкассаторское хранение денег и неофициальное влияние губернаторской власти на бюджет губернии.

Плотность губернаторской власти (дефиниция автора), связанная с плотностью населения подчиненной губернатору губернии, влияла на регион (дробление губерний с ростом плотности населения на их территории) и параметры губернаторской власти. Под «территорией» губернаторской власти соискатель предлагает считать территорию губерний. Плотность – понятие малоизученное, и соискатель не претендует на возможность в данном исследовании представить готовый комплекс по работе с ним, но полученные экспериментальные материалы позволяют с уверенностью утверждать, что:

а) плотность губернаторской власти есть отношение количества населения в стране к количеству регионов, управляемых губернаторской властью – губерний и областей;

б) этот показатель тяготеет к стабильному показателю, оптимальному в диапазонах 0,91 млн. человек на 1 губернатора (или управляемую им губернию или область) до 1,45 млн.;

в) отклонения от оптимального показателя совпадают с кризисными для страны (или самой губернаторской власти) периодами развития;

г) этот показатель показывает степень эффективности политики государя или государства по отношению к губернаторской власти по всей стране.

Плотность губернаторской власти влияла на ее официальный (генерал-губернаторская, губернаторская, военная, гражданская), и неофициальный (отношение в центре, граждан) статусы45.

Задача губернаторской власти – направление деятельности ее исполнителей по отраслевому принципу, определенное законом или самостоятельно на себя взятое, не противоречащее законам России. Документов в петровское время по статусу губернаторов и их задачам не было, только по военным задачам. Да и в более позднем законодательстве в системе задач губернаторской власти существовало немало пробелов. Диссертант выделил 22 задачи: правоохранительная (самая важная с точки зрения соискателя, – участие губернаторской власти в охране правопорядке на территории губернии); военная (реализация задач военного характера – набор и содержание войск, вопросы участия региона в войнах и военных событиях на территории губернии); финансовая (сборы податей налогов и контроль за ними, решение финансовых и бюджетных проблем региона на его территории во взаимосвязи с центром); судебная (контроль за судопроизводством, судебными решениями на территории губернии); административная (издание распоряжений, исполняемых местными органами власти и самоуправления, организационный контроль за административными учреждениями на территории региона); пенитенциарная (исполнение наказаний на территории губернии, ее многие исследователи ошибочно присоединяют к полицейской – в 1895-1917 гг. губернаторы и тюремная система даже подчинялись разным ведомствам – МВД и МЮ); противопожарная (централизация управления противопожарными силами на уровне региона); здравоохранительная (антиэпидемические мероприятия); повинностная (руководство осуществлением повинностей населения региона, позже быстро утратившая злободневность и оставшаяся в рамках губернаторской власти, скорее больше по традиции, чем по необходимости); правотворческая (в рамках которой представителей губернаторской власти привлекали к работе комиссий и комитетов по выработке новых законов и корректировке старых, кодификации и осуждению направлений возможных реформ); строительно-благоустройственная (работа строительного отделения губернского правления, инициативы представителей губернаторской власти по благоустройству вверенных им регионов); призревательная (организация благотворительных акций, мероприятий и организаций, участие в ней чаще было инициативным по характеру, не только на территории контролируемого региона, но и нередко в соседних); продовольственная (организация питания бедствующего населения региона); почтовая (организация почтового сообщения); развития путей сообщений и кораблестроения (надзор за путевыми дистанциями и контролем за развитием частного транспорта на территории губернии); торгово-производственная (контроль за развитием торговли и промышленности на территории губернии); товарно-бытовая 1-й необходимости (поддержание «материального прожиточного минимума» для жителей региона, особенно в период катаклизмов); таможенно-пограничная (только в регионах на границах с зарубежьем и с таможенными учреждениями); цензурная (контроль за печатью на территории губернии); управления народностями и конфессиями (управление развитием народностей и конфессий на территории региона); общественная (контроль на территории губернии за общественными организациями); культурная (инициативная, реализуемая по желаниям сотрудников губернаторской власти по развитию культуры в регионе).

Их структуризация предполагает 6 вариантов, выстроенных на разных подходах к их формированию: 1) по хронологии; 2) характеру; 3) предмету, 4) степени важности их выполнения; 5) отраслевой принадлежности к разным министерствам и ведомствам; 6) значимости. 14 задач (63,6%) появились у губернаторской власти сразу (в 1708-1710 гг.), остальные 8 (26,4%) – в течение оставшегося времени. Нередко задачи пересекались меж собой.

Адекватное восприятие губернаторской власти невозможно без анализа системы ее взаимоотношений46. При этом необходимо четко разделять внешние (межрегиональные) и внутренние (внутрирегиональные, с субрегионами) отношения губернаторской власти, что улучшит понимание всей системы в целом. Основой механизма взаимоотношений губернаторской власти с другими властями и самоуправлениями была переписка (письма с распоряжениями, информацией и просьбами). Этой работой занимался коллектив канцелярий губернатора и губернских правлений.

Сотрудников губернаторской власти назначали, переводили, снимали, наказывали, предлагали и заставляли участвовать в разных мероприятиях. Они должны были прекрасно ориентироваться: кто имел право отдавать им указания, кому отдавали распоряжения они. Но основным в этой сложной системе взаимоотношений было их общение с центром.

Доминантой правового мировоззрения россиян являлось представление, что каждый орган или чиновник есть представители монарха, а границы властных полномочий определяли не право и закон, а воля государя47.

Центральная проблема системы управления – разграничение предметов ведения и полномочий. Оно было возможно по горизонтали (меж разными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и по вертикали (меж разными территориальными уровнями каждой из этих ветвей (центр – генерал-губернаторство – губерния – уезд – волость).

Большинство исследователей видит в отношениях губернаторской власти с государственной некий «центр», меньшинство дифференцирует этот конгломерат48: император и представители его окружения, имевшие право интерпретировать монаршую волю (в 1708-1917 гг.); Сенат и представлявшие его сенаторы, ревизовавшие губернии, объем прав которых был больше (1710-1917 гг.) – губернатор обращался в Сенат с «доношениями»; министр внутренних дел, совет при нем и ряд его сотрудников (в 1802-1917 гг.); генеральный прокурор (в 1721-1917 гг.); правительство, общавшееся с губернаторской властью через указы (1810-1917 гг.).

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»