WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |
    • изучение и анализ деятельности учащихся при профильном обучении;
    • ориентирование педагога на самосовершенствование и дальнейшее развитие как специалиста;
    • совершенствование и повышение качества педагогической деятельности;
    • создание предпосылок для разработки собственного индивидуального стиля работы, что в перспективе может привести к возникновению и разработке новых обучающих технологий.

В проектировочный компонент добавляются:

    • адаптация готовых обучающих программ для проведения дистанционных курсов;
    • применение новых форм организации учебного процесса;
    • разработка и подготовка учебно-методических материалов для своих дистанционных курсов;
    • особенности проведения телекоммуникационных проектов;
    • применение различных систем оценивания учебных достижений учащихся.

Все вышеперечисленные компоненты взаимосвязаны и показывают реальную картину подготовленности учителя к применению сетевой модели профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.

Большой перечень специфических вопросов, касающихся организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, профильного обучения и организации сетевой модели обучения в школе, остается неохваченным при изучении дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, таких как адаптация готовых обучающих программ по курсам, знание моделей организации учебного процесса (кейс-технология, сетевое обучение в Интернете, корреспондентское обучение, радио- и телевизионное обучение), разработка и подготовка учебно-методических материалов дистанционных курсов, владение квалификацией дистанционного учителя, понятийно-терминологическая база учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, умение применять методы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, знание механизмов построения образовательных сетей и выбора оптимальных решений при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, адаптация учащихся на начальном этапе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, психологическое сопровождение учащихся в учебном процессе с использованием дистанционных образовательных технологий, организация и проведение консультаций в режимах off- и on-line.

Для подготовки будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения разработан спецкурс, цель которого - подготовить будущих учителей информатики к применению компьютерных телекоммуникаций в профильном обучении. При этом мы опираемся на деятельностный подход: субъект (обучающий и обучаемый) активно взаимодействует с объектом (информационно-образовательной средой).

Предлагаемая нами методика подготовки будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий, структура которой показана на рис. 1, обеспечивает подготовку будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения. Сначала предусмотрено освоение теоретических знаний, таких как концепция профильной школы, проблемы реализации профильного обучения в школах, сетевая модель профильного обучения, организация работы «ресурсного центра» и вариант «паритетной кооперации» при реализации сетевой модели организации профильного обучения, возможные варианты реализации сетевой модели организации профильной школы, возможности дистанционного обучения, принципы дистанционного обучения, типы дистанционного обучения, организация контроля в дистанционном обучении, средства обучения в дистанционном обучении, информационно-образовательная среда дистанционного обучения, психологические особенности взаимодействия участников дистанционного обучения, вопросы воспитания информационной культуры и культуры общения участников дистанционных занятий, управление познавательной деятельностью учащихся и другие теоретические вопросы.

Формирование у будущих учителей информатики навыков выполнения всех видов деятельности, характерных для учителя профильной школы, применяющего Интернет-технологии, предлагается осуществлять в два этапа.

Рис. 1. Структура подготовки будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения с помощью дистанционных образовательных технологий

На начальном этапе организуется работа по усвоению видов деятельности, когда студенты выступают в роли удаленных учеников и выполняют задания дистанционного курса по информатике: знакомятся с теоретическими материалами курса, выполняют задания по приведенному образцу и задания для самостоятельной работы, оформляют результаты работы в соответствии с требованиями разработчиков курса. Выполненные задания проверяются преподавателем, разбираются ошибки, допущенные студентами, даются рекомендации и пожелания по дальнейшей работе. Наработка личного опыта дистанционного взаимодействия продолжается при проведении чат-занятия в режиме реального времени.

На следующем этапе студенты разрабатывают дистанционный элективный курс по информатике. Профиль, для которого разрабатывают дистанционный элективный курс по информатике, студенты выбирают самостоятельно. В соответствии с выбранным профилем студенты выбирают тему элективного курса и разрабатывают для него тематическое планирование. Далее каждый студент самостоятельно разрабатывает и оформляет дистанционные занятия своего элективного курса. Разработанные студентами материалы дистанционных занятий коллективно обсуждаются, при необходимости даются рекомендации по доработке. Контроль за результатами усвоения теоретического материала и правильностью выполнения практической части курса организуется на протяжении всего курса в виде контрольных работ и отчетов о выполнении лабораторных работ.

В третьей главе «Опыт реализации методики подготовки будущих учителей информатики к работе в профильной школе» описаны результаты работы студентов при изучении вышеназванного спецкурса и проверена эффективность изучения спецкурса студентами.

Исследование проведено в Институте профессионального образования и информационных технологий и на физико-математическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В эксперименте приняли участие студенты 4 - 5 курсов.

В ходе эксперимента оценивались уровень усвоения теоретических знаний о профильном обучении, о сетевой модели профильного обучения, о применении дистанционных образовательных технологий при реализации сетевой модели организации профильного обучения; уровень практической подготовки к реализации сетевой модели организации профильного обучения в профессиональной деятельности; формирование компонентов профессиональной деятельности.

Теоретические знания усваивались студентами при проведении лекций, при самостоятельной работе с предложенными учебными материалами. Уровень усвоения теоретических знаний оценивался с помощью промежуточных срезов. При выполнении практических заданий студенты знакомились с организацией и проведением дистанционных занятий. Они выполняли задания, присланные им по электронной почте. После изучения полученных материалов (в одном файле содержался теоретический материал, во втором файле - образцы выполнения заданий, задания для самостоятельного выполнения, требования к оформлению отчета о выполнении заданий) испытуемым предлагалось выполнить задания и оформить отчет в соответствии с требованиями. Выполненное задание оценивалось, комментировались ошибки, допущенные студентами как при выполнении заданий, так и при оформлении отчетов. Студенты познакомились с проведением веб-уроков (на примере урока по истории), проанализировали структуру дистанционного веб-занятия, сделали вывод о том, что материал при отборе, представлении и разработке дистанционных занятий разных видов систематизируется по-разному. Это соответствует первому уровню овладения навыками.

При осуществлении деятельности, соответствующей второму уровню, студентам было предложено разработать тематическое планирование и подобрать материал для проведения элективного курса по информатике. Для выполнения этого задания студенты должны были проанализировать «Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям» (базовый и профильный уровни обучения), сформулировать тему и составить тематическое планирование, соответствующее выбранному уровню обучения.

Следующий шаг – это разработка дистанционных занятий собственного элективного курса. Были сформулированы требования к оформлению материалов курса (теоретическая часть, примеры заданий с подробными алгоритмами выполнения, задания для самостоятельного выполнения, требования к оформлению отчета).

На диаграммах сопоставлены уровни знаний студентов в вопросах профильного обучения (рис. 2) и в вопросах дистанционного обучения (рис. 3) до изучения спецкурса и после его изучения. Из диаграмм видно, что наблюдается рост знаний студентов в обоих случаях.

Рис. 2. Изменения уровня знаний студентов в вопросах профильного обучения

Рис. 3. Изменения уровня знаний студентов в вопросах дистанционного обучения

Для каждого компонента (конструктивного, организаторского, коммуникативного, гностического и проектировочного) выделены уровни сформированности и указаны требования для каждого уровня. Проведен анализ формирования компонентов профессиональной деятельности с точки зрения подготовки к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий. В результате обработки данных были получены следующие результаты:

    • среднее значение количества студентов, имеющих репродуктивный уровень подготовки, снизился более чем в два раза;
    • среднее значение количества студентов, имеющих продуктивный уровень подготовки, повысился на треть;
    • среднее значение количества студентов, достигнувших творческого уровня подготовки, повысилось в четыре раза;
    • изменился преобладающий уровень проявления сформированности элементов компонентов профессиональной деятельности с репродуктивного на продуктивный.

Таким образом, исследование подтверждает гипотезу, что изучение спецкурса «Теория и методика дистанционного обучения в профильной школе», методика проведения лабораторных занятий позволяют эффективно готовить студентов к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведённый в диссертации анализ возможностей применения дистанционных образовательных технологий для реализации сетевой модели организации профильного обучения показал, что:

    • существенно расширяется спектр образовательных услуг для реализации индивидуальных запросов учащихся;
    • создаются благоприятные условия для самообразования и развития познавательной деятельности школьников;
    • становится свободным доступ к электронным образовательным ресурсам;
    • появляется возможность получения образования не только в конкретной школе, но и во всем сетевом пространстве по интересующим программам;
    • расширяются возможности реализации учебного процесса при организации профильного обучения с помощью различных моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Введение профильного обучения и организация сетевой модели профильного обучения с применением дистанционных технологий предъявляют новые требования к преподавателям: необходимо привлекать учащихся к активной учебной и познавательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий на основе компьютерных коммуникаций. Но для этого будущий учитель во время обучения в вузе должен побывать субъектом подобной деятельности, студентов необходимо не только привлекать к исследовательской и проектной деятельности, но и обучать их методике организации такой деятельности.

В исследовании теоретически обоснованы требования к учителю информатики, работающему в ресурсном центре, реализующем сетевую модель профильного обучения, и сформулированы направления подготовки учителей. Уточнено содержание компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в связи с необходимостью применения в учебном процессе сетевой модели профильного обучения с помощью дистанционных образовательных технологий.

Определены содержание подготовки, организационные условия, обеспечивающие формирование компонентов профессиональной деятельности будущих специалистов к реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Показана целесообразность применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе для подготовки студентов к работе.

Предложенная методика подготовки будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий включает в себя освоение теоретических знаний о профильной школе, дистанционном обучении и практическую подготовку студентов по ознакомлению и отработке навыков выполнения деятельности, характерной для учителя профильной школы, применяющего дистанционные образовательные технологии.

Экспериментальная проверка уровня сформированности компонентов профессиональной деятельности будущих специалистов к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий подтверждает эффективность разработанного спецкурса. Около 70 % студентов достигли продуктивного и творческого уровня подготовки.

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»