WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |
    • выделены новые составляющие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики, необходимые для реализации сетевой модели организации профильного обучения с помощью дистанционных образовательных технологий;
    • обоснованы организационные формы и методы обучения, адекватные новому содержанию компонентов профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована новая структура содержания гностического, организационного, конструктивного, коммуникационного, проектировочного компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики при реализации сетевой модели организации профильного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рабочей программы спецкурса «Теория и методика дистанционного обучения в профильной школе» для студентов специальности 030100 и 030500.06, обеспечивающего теоретическую и практическую подготовку будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; в составлении методических рекомендаций по организации и проведению занятий спецкурса (в том числе и дистанционных); в составлении инструкций по разработке студентами элективных курсов по информатике для различных профилей.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе (2005 - 2006 гг.) проводился анализ педагогической, психологической, технической литературы для изучения степени разработанности проблемы; анализировались направления применения средств ИКТ (в том числе дистанционных) в учебном процессе профильной школы. Проведен эксперимент по определению уровня подготовки выпускников вуза к реализации сетевой модели организации профильного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. На втором этапе (2006 - 2007 гг.) уточнено содержание компонентов профессиональной деятельности учителя информатики при реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий; разработана структура спецкурса, способствующего усвоению знаний и формированию компонентов профессиональной деятельности, необходимых при реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий. На третьем этапе (2007-2008 гг.) обобщались материалы проведённого исследования, был проведен эксперимент, подтвердивший предположение о влиянии разработанной методики на подготовку будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.

Апробация результатов исследования. Теоретические материалы, основные положения и выводы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, семинарах и других мероприятиях: на республиканской научно-практической конференции «Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы» (г. Уфа, 2006, 2007 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Система управления качеством образования в Республике Башкортостан» (г. Уфа, 2007 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды «РОИС-2007» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.), на научно-практической конференции молодых ученых «Контроль знаний и умений как основа повышения качества образования» (г. Москва, 2007 г.), на межрегиональном интернет-педсовете «Использование дистанционных форм обучения в повышении качества общего образования» (г. Уфа, 2008 г.)

Положения, выносимые на защиту:

  1. Введение профильного обучения на старшей ступени школы влечет за собой развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Основным средством реализации сетевого взаимодействия является использование дистанционных образовательных технологий. В условиях развития сетевых форм организации профильного обучения существующая сегодня система подготовки учителей в педагогических вузах не в полной мере соответствует новым задачам профессиональной деятельности учителя.
  2. Решение новых задач подготовки учителя связано с развитием содержания коммуникативного, организаторского, конструктивного, гностического и проектировочного компонентов его профессиональной деятельности. Среди факторов, определяющих основные направления изменения компонентов профессиональной деятельности, следует назвать:
    • использование различных моделей организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
    • усиление роли экспертной деятельности учителя по оценке электронных образовательных ресурсов в условиях постоянного роста рынка этих ресурсов;
    • учет взаимодействия различных составляющих содержания профильного обучения (базовые, профильные и элективные курсы, учебное проектирование, исследовательская деятельность и т.д.) в подборе и обеспечении согласования этих составляющих;
    • выбор соотношения традиционных и дистанционных форм обучения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются объект, предмет исследования, формулируется цель, гипотеза и основные задачи, показаны научная новизна и теоретическая значимость работы, описаны положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений при организации профильного обучения» проведен анализ организации обучения на старшей ступени средней школы и необходимости введения профильного обучения для разностороннего развития творческих способностей учащихся, их умений и навыков, формирования у подрастающего поколения готовности к самообразованию и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Профильное обучение позволяет дифференцировать процесс обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития (согласно теории Л.В. Выготского). Профильная дифференциация направлена на развитие способностей, склонностей, интересов учащихся, активизацию познавательной деятельности, формирование устойчивых интересов к определенной сфере человеческой деятельности, которые впоследствии должны перерасти в профессиональные стремления. Её можно рассматривать как средство самооценки старшеклассников, позволяющее реально оценить свои способности и наметить пути профессионального самоопределения.

При организации профильного обучения с помощью сетевого взаимодействия образовательных учреждений средствами дистанционных образовательных технологий появляется возможность существенно увеличить количество профильных и элективных курсов за счет дистанционных курсов, появляется больше возможностей для обучения как для профильных классов, так и для учащихся, занимающихся по индивидуальным учебным планам.

Организацию сетевой модели профильного обучения с помощью дистанционных образовательных технологий поддерживают сетевые учителя. При осуществлении дистанционного обучения основной функцией учителя остается управление обучением, развитием и воспитанием, но при этом появляются специфические психологические и педагогические аспекты в их деятельности.

Дистанционное взаимодействие «ученик - учитель» обеспечивают менеджер, организатор курсов, педагог-координатор, куратор, преподаватель, методист, технические специалисты, системные администраторы, сетевые методисты, сетевые учителя, сетевые тьюторы, сетевые психологи (Е.С. Полат, М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная).

Анализируя работу, которую должны будут выполнять локальный координатор и дистанционный учитель, мы получаем перечень функций, которые этим работникам предстоит выполнять: взаимодействие с администрацией сетевого центра при решении организационных вопросов; осуществление связи с дистанционным учителем; проведение занятий с очной учебной группой; создание комфортного психологического климата при работе группы; оказание помощи учащимся в понимании сути курса; принятие технологии проведения конкретного дистанционного курса; знание Интернет-технологий; контроль и оценку работ участников курса; разрешение конфликтных ситуаций; разработку учебного курса (общеобразовательного, профильного или элективного); адаптацию к конкретным условиям имеющихся курсов; активизацию и мотивацию познавательной деятельности учащихся; организацию и проведение консультаций; проведение контроля за усвоением знаний (тестирование, выполнение творческих работ и др.) и формированием умений и навыков; формирование целеполагания по применению приобретенного опыта; отслеживание динамики уровня подготовки каждого учащихся; организацию рефлексии деятельности учащихся; взаимодействие с администрацией сетевого центра и др.

Все это позволяет сформулировать противоречия, которые существуют при подготовке учителей информатики к профессиональной деятельности, связанной с применением сетевой модели профильного обучения в средней школе:

    • между требуемым уровнем организации учебной деятельности и фактическим уровнем умений начинающего специалиста применять теоретические знания на практике;
    • между традиционными (чаще всего пассивными) формами обучения в вузе и новыми формами обучения, требующими активности от всех участников образовательного процесса, которые необходимо применять при реализации сетевой модели организации профильного обучения;
    • между существующим уровнем информационных и телекоммуникационных технологий и отсутствием системы их использования в учебном процессе в вузе;
    • между необходимостью обучать учащихся исследовательской и проектной деятельности и отсутствием системы обучения студентов методике организации такой деятельности и др.

Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательный процесс меняет требования к учителю информатики, работающему в ресурсном центре, реализующему сетевую модель профильного обучения. Студенты в процессе обучения должны не только познакомиться с элементами дистанционного обучения, но и научиться применять их для реализации сетевой модели организации профильного обучения в средней школе. Сетевая организация учебного процесса является непривычной (новой), поэтому существуют сложности управленческого характера (нарушается ряд имеющихся принципов управления) и отставание научных исследований от практического опыта в реализации сетевой модели обучения.

Дистанционные образовательные технологии позволяют проводить учебные занятия на расстоянии с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Компьютерные телекоммуникации и сети являются технической основой дистанционного обучения и дают возможность разрабатывать и внедрять в учебный процесс новые формы и методы обучения.

Во второй главе «Методика подготовки студентов к работе в профильной школе» рассматривается содержание компонентов профессиональной деятельности будущего специалиста.

Компоненты профессиональной деятельности учителя были предметом целого ряда исследований (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). Н.В. Кузьмина в своих работах выделяет и описывает функциональные компоненты педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический и проектировочный, каждый из которых отвечает за выполнение определенных видов деятельности.

Конструктивный компонент характеризует деятельность учителя, связанную с анализом, отбором, преобразованием учебного материала. В организаторском компоненте деятельности учителя Н.В. Кузьмина выделяет три аспекта: организация своего рассказа (беседы, лекции), организация своего поведения и организация деятельности учащихся. От коммуникативного компонента зависит, как сложатся взаимоотношения между учителем и учащимися. Гностический компонент предусматривает овладение способами воздействия и методами обучения учащихся, применение творчества и изобретательности в обучении учащихся, осуществляет помощь в формировании личности учащегося и овладении им научных методов исследования. Проектировочный компонент предполагает внесение изменений и преобразование готовых сценариев педагогической деятельности, проектирование промежуточных и конечных результатов педагогической деятельности, создание проблемных ситуаций при проведении занятий, анализ результатов работы и их сопоставление с планируемыми результатами.

Опираясь на исследования Н.В. Кузьминой и уточнения содержания компонентов деятельности учителя в условиях информатизации образования, сделанные Т.А. Лавиной, сформулируем содержание компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в связи с необходимостью применения в учебном процессе сетевой модели профильного обучения с помощью дистанционных образовательных технологий.

Конструктивный компонент должен обеспечить:

    • освоение понятийно-терминологической базы дистанционного обучения и учебного курса по предмету;
    • наличие навыка работы с сетевыми информационными ресурсами;
    • проведение дистанционного курса или занятия по материалу, разработанному дистанционным учителем.

Организаторский компонент проявляется:

    • в осуществлении групповой и индивидуальной работы при изучении дистанционного курса;
    • в организации и проведении теле- и видеоконференций, чат-занятий, форумов;
    • в адаптации учащихся на начальном этапе дистанционного обучения.

Коммуникативный компонент отвечает:

    • за умение логически последовательно выполнять указания дистанционного учителя при проведении дистанционных занятий;
    • за культуру речи и письма при проведении телеконференций, чат- занятий, форумов;
    • за стиль общения с учениками при проведении дистанционных занятий;
    • за умение вести переписку по электронной почте;
    • за применение методов эффективного взаимодействия педагогов и учащихся при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

Гностический компонент дополняется элементами деятельности, предполагающими:

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»