WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

Соловьянюк Лариса Григорьевна

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

К РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(информатика)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2008

Работа выполнена в лаборатории обучения информатике

Института содержания и методов обучения РАО

Научный руководитель:

академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Александр Андреевич Кузнецов

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, член-корреспондент РАО, профессор

Сергей Георгиевич Григорьев

кандидат педагогических наук

Ирина Ивановна Косенко

Ведущая организация:

Вятский государственный гуманитарный университет

Защита диссертации состоится _____________________ 2008 года в  ______ часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.06 в Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119435, Москва, Погодинская ул., 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института содержания и методов обучения РАО.

Автореферат размещен на сайте http:// www.ismo.ioso.ru

Автореферат диссертации разослан «_____»____________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.п.н.

Е.А. Седова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

В 2001 году принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», которая предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. При этом ставится задача организации «специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

Реализация профильного обучения может быть осуществлена по разным схемам. Школы могут быть однопрофильными и работать в автономном режиме - внутришкольная профилизация позволяет организовать учебный процесс образовательному учреждению самостоятельно, возможна организация нескольких профилей. Вместе с тем для реализации профильного обучения в одной школе не всегда хватает образовательных ресурсов этого учреждения. Часто невозможно в пределах одной школы обеспечить квалифицированными педагогическими кадрами, учебно-методическими материалами и другими ресурсами все востребованные учениками профили обучения.

Эти проблемы предлагается решать с помощью сетевой модели профильного обучения. В этом случае обучение учащихся конкретного образовательного учреждения ведется за счет привлечения и использования образовательных ресурсов (кадры, учебно-методическое обеспечение, техническая база) других образовательных учреждений и организаций.

Рассматриваются два основных варианта сетевой модели профильного обучения: «ресурсный центр» и «паритетная кооперация». В модели «ресурсный центр» преподавание базовых общеобразовательных предметов каждое образовательное учреждение осуществляет самостоятельно. По возможности оно реализует и часть профильных предметов и элективных курсов. Остальная профильная подготовка организуется в ресурсном центре. Такая модель предполагает координацию ресурсным центром учебной деятельности образовательных учреждений данной сети.

Реализация сетевой модели организации профильной подготовки на принципах паритетной кооперации общеобразовательных учреждений среднего, среднеспециального, высшего и дополнительного образования позволяет взаимодействовать всем образовательным учреждениям такой сети в качестве равноправных партнеров. В этом случае учебные занятия в рамках выбранного профиля учащийся может изучать не только там, где он учится, но и в любом образовательном учреждении этой сети.

Использование дистанционных образовательных технологий в рамках ресурсного центра или паритетной кооперации существенно актуализирует вопросы подготовки будущих учителей (в частности, учителей информатики) к реализации сетевой модели организации профильного обучения и требует соответствующей теоретической проработки.

Вопросы подготовки будущих учителей к применению информационных технологий в профессиональной деятельности рассматривают в своих работах Я.А. Ваграменко, Т.В. Добудько, В.А. Извозчиков, И.В. Роберт, О.К. Филатова и др. Относительно возможности применения дистанционного обучения и его преимуществах проведен ряд исследований (А.А. Андреев, М.Ю. Бухаркина, И.В. Марусева, М.В. Моисеева, М.И. Нежурина, П.И. Образцов, Е.В. Огородников, Ю.А. Первин, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Солдаткин и др.). А.А. Кузнецов, Т.А.Лавина, Н.В.Софронова, М.П. Лапчик, Е.К. Хеннер и др. анализировали перспективы и тенденции профессиональной деятельности учителей информатики. Однако при этом не рассмотрены в теоретическом и методическом плане специфика организации дистанционного обучения в профильной школе, реализация сетевой модели профильного обучения.

Анализ содержания подготовки, опросы, анкетирование и беседы с выпускниками педагогических вузов и администрациями школ показали, что в настоящее время существует противоречие между запросами практики и уровнем подготовки учителей информатики к профессиональной деятельности в средней школе с использованием дистанционных технологий в профильном обучении.

Учебные курсы теоретико-методологической и программно-технологической содержательных линий формируют у будущего педагога фундаментальные знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, знание архитектуры и программного обеспечения компьютера, методологические аспекты и математический аппарат информатики, а также совокупность знаний о функционировании компьютерных сетей, возможности работы с распределенными данными и применении технологии мультимедиа.

Курсы предметно-методической линии формируют у студента практические навыки применения информационно-коммуникационных технологий, как при преподавании информатики, так и при внедрении их в образовательный процесс всего учебного заведения, рассматривают вопросы организации профильного обучения в средней школе при изучении государственного стандарта образовательной области «Информатика и информационные технологии» для старшей школы.

Анализ программы и практики проведения занятий по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» показал, что при преподавании данного курса не рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения в школе. Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» рассматривает дистанционное образование, программное и учебно-методическое обеспечение процесса дистанционного обучения на уровне знакомства. Вопросы профильного и дистанционного обучения не рассматриваются во взаимной связи ни при изучении вышеперечисленных дисциплин, ни при изучении спецкурсов.

Совершенствование процесса подготовки педагогических кадров предлагается в ряде диссертационных исследований. Например, Н.Л. Дашниц для формирования поисковых и исследовательских навыков учащихся, повышения мотивации к обучению исследует возможность «…осуществления учебно-воспитательного процесса в условиях школьной информационно-образовательной среды…». С.Д. Каракозов предлагает «два перспективных направления развития содержания существующей специализированной подготовки учителя информатики»: «Системный аналитик информационно-образовательных систем» и «Системный администратор учебных компьютерных сетей». М.В. Афонина предлагает для формирования готовности учителя информатики решение «целесообразно подобранных задач». А.С. Звягина рассматривает как основное направление подготовки будущих учителей информатики разработку и преподавание элективных курсов в профильных классах (очный вариант). Вопросы построения и реализации сетевой организации профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования рассмотрены в диссертационном исследовании А.Ф. Мазника. Т.М. Петрова рассматривает консультирование как основной элемент в дистанционном обучении информатике и предлагает свою методическую систему подготовки будущих специалистов «к реализации ситуаций консультирования в дистанционном обучении информатике, определив цели, содержание, средства, методы и организационные формы обучения».

В содержании вышеперечисленных работ исследуются важные и актуальные аспекты методической подготовки учителей информатики, рассматривается и уточняется содержание методической системы профессиональной подготовки будущего учителя информатики в связи с реформированием системы и содержания школьного образования при переходе к профильному обучению в средней школе. Но вместе с тем не рассматриваются подготовка учителей к сетевому взаимодействию, преподавание элективных курсов в профильных классах с использованием дистанционных образовательных технологий и другие дидактические возможности применения дистанционных образовательных технологий при реализации сетевой модели организации профильного обучения.

Таким образом возникает проблема, заключающаяся в противоречии между теоретической разработанностью вопроса и запросами практики по реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.

Цель исследования — определить содержание, формы и методы подготовки будущих учителей информатики к использованию дистанционных образовательных технологий при реализации сетевой модели организации профильного обучения.

Объект исследования подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности.

Предмет исследования — подготовка будущих учителей информатики к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.

Гипотеза исследования: подготовка студентов к реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий будет эффективной, если

    • подготовка студентов будет дополнена содержанием, адекватным развитию компонентов деятельности учителя информатики в условиях реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий;
    • обосновано содержание занятий, при организации которых студент сначала выступает в роли дистанционного ученика, а затем в роли дистанционного учителя;
    • подготовка ориентирована на реализацию двух сетевых моделей (ресурсный центр и паритетная кооперация) профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ места и назначения дистанционных образовательных технологий в организации и осуществлении сетевого взаимодействия образовательных учреждений при профильном обучении.
  2. Проанализировать функции учителя информатики при реализации сетевой модели организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.
  3. Обосновать изменения содержания компонентов профессиональной деятельности учителя информатики и необходимость внесения соответствующих изменений в его подготовку к реализации сетевой модели организации профильного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
  4. Разработать методику подготовки учителя информатики для сетевой организации профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий, включающую в себя подбор содержания, выбор методов и форм практической подготовки студентов к реализации сетевой модели организации профильного обучения.

Методологическую основу исследования составили:

    • философско-методологические, дидактические и организационно-методические основы использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе (А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов, А.Д. Иванников, А.А. Кузнецов, И.В. Марусева, Е.В. Огородников, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Солдаткин и др.);
    • теория высшего педагогического образования (О.А. Абдуллина, Н.В. Александров, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.);
    • концепция профильного обучения на старшей ступени школы (А.А. Кузнецов, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.);
    • концепции образовательных стандартов (В.С. Леднев, М.В. Рыжаков и др.).

Методы исследования:

    • анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
    • сравнительный научно-методический анализ образовательных стандартов;
    • анкетирование, интервьюирование преподавателей и студентов педагогических вузов, учителей и руководителей средних общеобразовательных учреждений;
    • педагогический эксперимент;
    • статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в том, что

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»