WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

В третьей главе «Перспективы совершенствования налогообло­же­ния малых нефтяных компаний (на примере малой нефтяной компа­нии Татар­стана)» представлены результаты моделирования деятельности ма­лых нефтедобывающих компаний в зависимости от системы льготи­рования ре­сурсного налога (НДПИ) с целью определения оптималь­ного (с точки зрения и малой компании, и государства) подбора критериев дифферен­циации НДПИ и порядка их применения (на примере "типовой" малой нефтедобывающей компании Республики Татарстан).

Рассматриваемая Компания и по особенностям своей сырьевой базы (одно неболь­шое месторождение с труд­ноизвлекаемыми за­пасами), и по фи­нансово-эконо­мическим показателям, и по общей страте­гии деятельности яв­ляется доста­точно типичным представителем группы ма­лых нефтедобываю­щих компаний. При разработке модели производственно-экономической дея­тельности исполь­зованы данные из отчетности Компании за последние 6 - 8 лет, в том числе по­лученные сотрудниками Компании расчет­ные показатели инди­видуаль­ной рен­та­бельности скважин и объема нефти, до­бытой из от­дельных скважин за 2004 год. Эти показатели позволили рассчитать прогноз­ные параметры нефтедобычи до 2025 года, как по всему месторожде­нию, так и по скважинам, используя кор­реляционные зависимости между тех­нологи­ческими и экономическими показа­телями по месторождению в целом - с од­ной стороны, и по отдельным скважи­нам – с другой.

Предварительно были выявлены возможные факторы дифференциации НДПИ, связанные с горно-гео­ло­гическими усло­виями месторождения, а также проведена оценка влияния этих факторов на рентабельность нефте­добычи. При этом рас­четные техно­логические и экономические показатели по отдельным скважи­нам дали воз­можность сопоставить влияние от­дельных факторов (дебита скважин, обводненно­сти) на рентабельность на разных уровнях: ме­сторо­ж­дения в целом, от­дельных участ­ков и пла­стов, а также конкретных скважин.

В результате было установлено следующее.

  1. Из всего многообразия предложенных для дифференциации НДПИ горно-гео­логиче­ских факторов наиболее важными для МНК пред­ставляются:
  • дебит скважин, с «пороговым» значением 1,4 т/сутки, ниже кото­рого добыча нефти ста­новится для Компании нерентабель­ной, – величина весьма близкая к оценке аналогичного порога рентабельно­сти до­бычи в «старых» нефте­добываю­щих провинциях, к которым отно­сится и Татар­стан;
  • обводненность нефтеносных пластов – как показал анализ, на теку­щей стадии отработки Месторождения данный фактор для деятельности Ком­пании не играет критической роли, однако при достижении «порогового» уровня 85% обводненность делает до­бычу нефти нерентабельной;
  • вязкость нефти - более половины текущих извлекаемых запасов нефти на Месторожде­нии имеет вяз­кость выше выведенного специалистами ТЭНИ порога 50 мПа*с, так что с точки зре­ния Компании фактор вязкости нефти весьма ва­жен для возможной дифференциации НДПИ.
  1. Использование расчетных показателей рентабельности и дебита отдель­ных скважин для анализа экономических показателей МНК является вполне обос­нованной и эф­фективной методикой, результаты которой хо­рошо коррелируют и до­полняют данные анализа по месторождению в целом.

Однако дифференциация НДПИ сама по себе не является самоцелью. Важно оценить экономический эффект от применения дифференцированных ставок НДПИ как для государства (бюджета), так и для нефтедобывающего предприятия. С целью такой оценки был проведен расчет прогнозных экономических показателей по различным сценариям и вариантам льготного налогообложения НДПИ.

Целью моделирования по разным сценариям и вариантам являлось си­туа­ционное про­гнозирование результатов деятельности Компании в разных за­дан­ных условиях льготного налогообложения. Основная задача анализа различных моделей заключается в оценке эконо­мических последствий льгот­ного налогооб­ложения (по приведенным ниже сценариям) для го­сударства (бюджета) и кон­кретной малой нефтедобывающей Компании. В основу такой оценки положен показатель удельной (на 1 т прольготированной добытой нефти) прибыли (убытка) для бюджета и для компании. Также пред­ставля­лось важным сравнение сценариев льготного налогообложения, при­меняемого к объектам разного масштаба – к лицензионному участку (в данном случае - Место­рождению) и к отдельным скважинам.

В качестве критериев льготирования НДПИ по отдельным скважинам вы­браны рентабельность нефтедобычи и дебит скважин (табл. 1). Соот­ветст­венно, проанализировано развитие ситуации по 5 сценариям, из кото­рых 4 пре­дусматривают льготирование нефтедобычи по отдельным скважинам, один - льготирование по лицензионному участку в целом (Месторожде­нию).

В качестве основы для расчета и анализа экономических последствий приме­нения различных сценариев и вариантов льготного налогообложения НДПИ ис­пользуется Ба­зисный сценарий, включающий прогнозные пара­метры нефте­добычи до 2025 года без при­менения каких-либо налоговых льгот (рис. 2). При этом в ка­честве основных прогнозных пара­метров нефте­добычи в модели были рассчи­таны:

1. Ежегодная добыча нефти по всему месторождению, в том числе:

  • добыча из нерентабельных скважин,
  • добыча из малодебитных скважин,

2. Общее число действующих скважин, в том числе:

  • нерентабельных скважин,
  • малодебитных скважин.

Таблица 1

Сценарии и варианты льготного налогообложения

ВАРИАНТЫ

по структуре инвестиций в новые

скважины и по участию в

нефтедобыче

нерентабельных

скважин

СЦЕНАРИИ

по типу льготирования НДПИ

На инвестиции –

только доходы

от льготирования

На инвестиции -

доходы от льготирова­ния и прибыль от реализации нефти из новых скважин

Нерентабель­ные сква­жины закры­ваются

Нерентабель­ные скважины не закрыва­ются

Нерента­бельные скважины закрываются

Нерентабель­ные сква­жины не за­крыва­ются

1

2

3

4

Льготирование

по скважинам

Для нерента­бельных сква­жин

НДПИ = 0,5

А

А-1

А-2

А-3

А-4

НДПИ = 0

Б

Б-1

Б-2

Б-3

Б-4

Для малодебит­ных скважин

НДПИ = 0,5

В

В-1

В-2

В-3

В-4

НДПИ = 0

Г

Г-1

Г-2

Г-3

Г-4

Льготирование

по Месторож­де­нию

Методика ТЭНИ

НДПИ = 0,75

Д

Д-1

Д-2

Д-3

Д-4

Примечания: 1. Серым цветом выделены все рассмотренные в модели варианты; 2. Жирным шрифтом выделены варианты, проанализированные при разных значениях доли доходов, направляемых на инвестиции в строительство но­вых скважин: 100% (А-4.1., В-4.1., Г-4.1., Д-2.1.), 75% (А-4.2., В-4.2., Г-4.2.) и 50% (Г-4.3., Д-2.3.)

Исходя из этих основных параметров нефтедобычи рассчитаны такие по­казатели как средняя величина ежегодной добычи из скважин разных кате­го­рий, прогнозная числен­ность персонала, сумма доходов бюд­жета в виде налоговых отчис­лений, а также величина прибыли Компании (рис. 2 – 3).

Рис. 2 Прогнозные показатели нефтедобычи по Месторождению до 2025 года (Базисный сценарий)

Рис. 3 Прогнозные показатели численности персонала, ежегодной прибыли Компании и дохо­дов бюджета (Базисный сценарий)

Из четырех сценариев льготного налогооб­ложения по отдельным сква­жи­нам два пре­дусматривали льготы по НДПИ для нерентабельных скважин (при НДПИ равном 0,5 и для случая полной отмены НДПИ), а два сценария – льготы по НДПИ (также при НДПИ равном 0,5 и при полной отмене НДПИ) для скважин с дебитом 1,4 т/сутки и менее. Каждый из этих сценариев рас­сматривается в нескольких вариантах, отражающих, во-пер­вых, структуру инвестиций в бурение дополнительных скважин (инве­стирование только дополнительных доходов Компании от льго­тирования НДПИ или указан­ных доходов плюс прибыль от реализации нефти, добытой из дополнительно пробуренных скважин) и, во-вторых, политику Компании в отношении нерентабельных скважин (продол­жение их эксплуата­ции или за­крытие). Кроме того, для некоторых вариантов были проанализиро­ваны слу­чаи (подварианты) с инвестированием Компанией в строительство но­вых эксплуатацион­ных скважин только части (75% и 50%) дополнительно по­лу­ченных (и от льготирования и от реа­лизации дополнительно добытой нефти) доходов.

Различное сочетание использованных в модели параметров нефтедо­бычи, инвестиро­вания и льготного налогообложения дает большое число возможных комбинаций (табл. 1), из которых были проанализированы 36 (включая подвари­анты по доле доходов, на­правляе­мых на инвестиции в строительство новых скважин) наи­более реаль­ных и ин­тересных в отношении их социально-экономиче­ских последствий – как с точки зрения государства (бюджета), так и с точки зре­ния Ком­пании. Для сравнения использованы 19 вариантов, в достаточ­ной степени харак­тери­зую­щих весь спектр возможных значений прогнозных показателей.

При сравнении результатов выполненных расчетов по различным сцена­риям и вари­антам основное внимание обращено на возможность стаби­лизации (или роста) добычи нефти и на увеличение доходов бюджета. Важней­шей характе­ристикой модельных вариантов нефтедо­бычи яв­ляется также ди­намика измене­ния выработанности Месторождения. Учитывая соци­альную значимость уровня занятости населения в нефтепромысловых районах, сце­нарии, предполагающие досрочное (до конца прогнозного периода) исчерпа­ние запасов месторож­дения, расценивались как не­перспективные. Поэтому из дальнейшего сравнения были исклю­чены те варианты, по которым полная выработанность месторождения вследствие форсиро­ванной добычи нефти дости­гается ранее 2025 года, в том числе все варианты сценариев А и Б, а также вариант Д-2.1 (предусматриваю­щий льготирование по месторожде­нию в целом при условии инвестирования в строительство новых скважин 100% доходов компании от льготирования).

Следующий критический параметр — величина накопленных к концу прогнозного периода доходов/убытков бюджета от применения льгот по НДПИ. В двух вариантах - В-1.1 и Г-1.1 - из 11 оставшихся (после исключе­ния ва­риантов с досрочным исчерпанием запасов к 2025 году) доходы бюд­жета к концу прогнозного периода не превышают уровень Базисного сценария.

Сравнивая оставшиеся девять вариантов по трем ключевым параметрам (выработан­ность месторождения, накопленные доходы бюджета и числен­ность персонала) на конец прогнозного периода (рис. 4), можно заключить, что опти­мальное сочетание этих параметров дости­гается в четырех вариан­тах: В-4., В-4.2, Г-4.1 и Г-4.2.

Рис. 4 Прогнозные параметры (накоплен­ные доходы бюд­жета и численность персонала - по отношению к Базисному сценарию, %%) к 2025 году по девяти вариантам

Таким образом, наиболее перспективными из 19 рассмот­ренных выше (и из всех 36 рассчитанных) вариантов оказываются четыре вари­анта, соот­ветствующие условиям льготи­рования добычи нефти: а) из малодебит­ных сква­жин б) при сохранении нерентабельных сква­жин в эксплуатационном фонде и в) инвестировании в строительство новых скважин не только дохо­дов от льготи­рования НДПИ, но и прибыли от реализации дополни­тельно добытой из новых сква­жин нефти (рис. 5 и табл. 2).

Рис. 5 Прогноз накопленной добычи нефти (в %% к Базисному сценарию) по наиболее перспективным вариантам льготирования

Таблица 2

Прогнозные показатели разработки Месторожде­ния

(на 2025 год, в сравнении с Базисным сценарием)

по наиболее перспектив­ным вариантам льготирования

Варианты

Г-4.1.

Г-4.2.

В-4.1.

В-4.2.

Выработанность месторождения, %%*

90,27

86,59

82,8

81,38

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»