WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

В правящих кругах США, отмечается автором, нет единства по вопросам роли государства, масштабов и форм его участия в социальной поддержке нуждающихся. Но независимо от политической принадлежности исполнительной и законодательной властей, ассигнования на государственные программы вспомоществования выделяются преимущественно по так называемым «обязательным» статьям бюджета, а не по «текущим», подлежащих ежегодному утверждению.

В основе выделения ассигнований из государственного бюджета – национальное законодательство, регулирующее порядок финансирования, формирование и исполнение бюджета. Если объемы финансирования «обязательных» социальных статей зависят от численности лиц, подпадающих под предоставление помощи и обратившихся за ней в течение данного года, то финансирование «текущих» статей находится в зависимости от политики ныне действующих администрации и конгресса.

Финансирование вспомоществования в США основано на законодательно установленных процедурах, разрешающих ассигнования на ту или иную программу или направление деятельности; устанавливающих их предельные объемы; разрешающих использование остатка ассигнований в последующий период (в случае их неполного использования в текущем финансовом году).

В работе прослеживается эволюция и представлена систематизация законодательства, на основании которого осуществляются программы вспомоществования.

Среди основных законов, регламентирующих вспомоществование, следует выделить: закон «О социальном обеспечении» 1935 г., закон «Об обеспечении демобилизованных солдат» 1944 г., закон «Об экономических возможностях» 1964 г., закон «О гражданских правах» 1964 г., закон
«О продовольственных талонах» 1964 г., закон «О финансовой поддержке высшего образования» 1965 г., закон «О дополнительном гарантированном доходе» 1974 г., закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» 1996 года.

Бюджетные приоритеты в той или иной стране на каждом этапе ее развития обусловлены широким спектром внешнеполитических, экономических, социальных и иных факторов, воздействующих на принятие решений о выделении ассигнований по бюджетным статьям расходов.

Анализируя трансформацию бюджетных приоритетов в конце XX – начале XXI века, особое внимание автор уделяет периоду правления Дж. Буша-мл., когда были приняты решения, затрагивающие программы вспомоществования в долгосрочной перспективе.

В период администрации Дж. Буша-мл. бюджетные приоритеты вновь претерпели серьезную трансформацию. После 11 сентября 2001 г. и объявления глобальной войны с терроризмом, главным бюджетным приоритетом стала антитеррористическая борьба. В бюджетных посланиях Конгрессу США в 2002–2007 гг. администрация Дж. Буша-мл. наряду с антитеррористической борьбой и укреплением внутренней безопасности выдвигала такие основные цели как стимулирование экономического роста и создание новых рабочих мест3. В плане социальных мер растущее внимание уделялось, в частности, социальной защищенности военнослужащих, ветеранов и их семей4. Одновременно ставилась цель сокращения ряда так называемых «второстепенных» социальных программ вспомоществования, а впоследствии и некоторых основных.

Трансформация бюджетных приоритетов в период администрации Дж. Буша-мл. в период 2001–2008 фин. гг. привела к изменениям в структуре расходной части бюджета как по основным функциональным направлениям, так и по отдельным статьям (см. таблицу).

Как видно из таблицы, доля «человеческих ресурсов» в период 90х годов XX века – 2004 г. имела устойчивую тенденцию к росту и увеличилась с 52,1% в 1991 г. до 65,6 % в 2003 г. В последующие годы она стабилизировалась на уровне около 64%. В тот же период доля расходов на «физические ресурсы» уменьшилась с 10,2% в 1991 г. до 4,9% в 2007 г. Таким образом, пятикратный разрыв между долями расходов на «человеческие ресурсы» и на «физические ресурсы» стал тринадцатикратным.

После периода увеличения уровня расходов на человеческие ресурсы в первой половине текущего десятилетия, в 2004–2005 гг. администрация Дж. Буша-мл. выступила с инициативой сокращения расходов по целому ряду социальных программ, или полной их ликвидации. При этом для перестройки бюджетных приоритетов на данном этапе характерны многообразные формы их осуществления: ликвидация программ вспомоществования, сокращение ассигнований на некоторые программы, объединение ряда программ при уменьшении прежних объемов суммарного финансирования.

Таблица

Роль раздела «человеческие ресурсы» в расходной части
федерального бюджета, в % к общей сумме расходов

Раздел

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Национальная
оборона

20,6

21,6

20,7

19,3

17,9

17

Человеческие
ресурсы

52,1

55,9

58,7

59,5

60,9

61,4

Физические
ресурсы

10,2

5,5

3,3

4,8

3,9

4,1

Нетто-проценты

14,7

14,4

14,1

13,9

15,3

15,4

Прочие функции

2,4

2,6

3,2

2,5

2,0

2,1

Раздел

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002г.

Национальная
оборона

16,9

16,2

16,1

16,5

16,4

17,3

Человеческие
ресурсы

62,6

62,5

62,2

62,4

64,1

65,5

Физические
ресурсы

3,7

4,5

4,8

4,7

5,2

5,2

Нетто-проценты

15,2

14,6

13,5

12,5

11,1

8,5

Прочие функции

1,6

2,2

3,4

3,9

3,2

3,5

Раздел

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008*г.

Национальная оборона

18,7

19,9

20

19,7

20,0

20,7

Человеческие
ресурсы

65,6

64,8

64,2

63,0

64,4

63,6

Физические
ресурсы

5,4

5,1

5,3

6,2

4,9

5,2

Нетто-проценты

7,1

7

7,4

8,5

8,7

8,3

Прочие функции

3,2

3,2

3,1

2,6

2,0

2,2

Раздел

2009* г.

2010* г.

2011* г.

2012* г.

2013* г.

Национальная оборона

21,7

19,1

17,7

17,5

16,8

Человеческие ресурсы

62,6

65,5

67,2

67,7

69,2

Физические
ресурсы

4,8

4,2

3,8

3,5

3,2

Нетто-проценты

8,4

9,1

9,3

9,3

8,9

Прочие функции

2,5

2,1

2,0

2,0

1,9

* – оценка

Источник: Budget of the United States Government. Fiscal Year 2009. Historical Tables.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»