WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |
  • проведенный анализ американской модели вспомоществования показал, что роль государства в развитии системы вспомоществования и снижении уровня бедности в стране не ограничивается финансированием и реализацией программ социальной помощи нуждающимся, но заключается также в долговременной устойчивой тенденции содействия расширению возможностей занятости и самообеспечения, которая находит выражение в разработке и осуществлении специальных образовательных и профессиональных программ для реципиентов государственных пособий;
  • особенностью государственного регулирования вспомоществования в США является разделение ответственности и полномочий всех уровней власти. Проведенное исследование показало, что при сохранении основных социальных гарантий нуждающимся на федеральном уровне, период 90х годов XX века – 2007 г. характеризовался возрастающей ролью штатов как непосредственно действующих субъектов в сфере социально-экономических отношений, в том числе по поддержке уязвимых групп населения;
  • в результате анализа динамики бюджетных приоритетов выявлено усиление роли человеческих ресурсов и, в частности, программ вспомоществования нуждающимся, в деятельности государства по регулированию социально-экономического развития в течение второй половины XX – начала XXI века, что нашло выражение в фундаментальных изменениях структуры расходной части бюджета США, в том числе в опережающем другие статьи росте расходов на человеческие ресурсы, которые к середине текущего десятилетия достигли 66% расходной части федерального бюджета; однако, период второго срока администрации Дж. Буша-мл. характеризовался сокращением расходов на программы помощи беднейшим слоям населения;
  • опыт США в реализации программ вспомоществования свидетельствует о том, что цели снижения уровня бедности не могут быть достигнуты лишь проведением специальных программ поддержания доходов и удовлетворения первейших потребностей человека, но требуют государственных мер по расширению возможностей профессиональной подготовки, трудоустройства получателей пособий и переходу их на собственные источники доходов;
  • несмотря на значительный вклад государственных программ вспомоществования в снижение уровня бедности в стране, они оказались не в состоянии ликвидировать значительный разрыв между уровнями бедности среди различных групп населения – семей с одним родителем и полных семей с двумя родителями, среди белого населения и афроамериканцев, среди разных возрастных подгрупп лиц пенсионного возраста;
  • анализ охвата наиболее уязвимых групп населения государственными программами помощи показывает, что некоторые из них, например, медицинского обслуживания, образовательные, распространяются на лиц, имеющих доход выше установленной черты бедности; вместе с тем значительная часть домохозяйств с доходом ниже черты бедности (около 40%) остается за пределами получения помощи;
  • реализация программ вспомоществования нуждающимся семьям (возглавляемым преимущественно женщинами), которые предполагают не только денежные и натуральные пособия, но также помощь в трудоустройстве, способствовала сближению гендерных различий по показателям уровня бедности, занятости, оплаты труда;
  • сокращение финансирования и/или ликвидация ряда программ вспомоществования в текущем десятилетии не означает снижения роли государства в поддержке и развитии человеческих ресурсов, участие которого в поддержании социальных гарантий находит выражение в новых формах, например, в расширении охвата населения социальным страхованием, в мерах по трудоустройству реципиентов пособий; развитию сети детских учреждений для детей трудоустроившихся реципиентов пособий;
  • опыт США в сфере государственного вспомоществования может стать полезным для России и предупредить возможные риски в процессе реализации общенациональных социальных проектов, в частности в сферах разработки критериев охвата государственной поддержкой разных категорий населения; введения ряда условий предоставления помощи (например, прохождения переобучения, частичной занятости и т.п.), учитывая особенности современного этапа развития; разработки мер по оказанию гарантированной социальной поддержки нетрудоспособным инвалидам, слепым вне зависимости от возраста и др.

Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании и выделении наиболее важных в методологическом и теоретическом плане вопросов сущности и содержания государственного регулирования системы вспомоществования; в комплексном анализе механизма реализации программ социальной помощи с учетом проблем, стоящих перед Россией.

Материалы диссертации имеют прикладное значение для всех уровней власти Российской Федерации при разработке программ помощи для социально-уязвимых групп населения.

Сформулированные выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности руководителей субъектов федерации, краев, областей, республик, а также муниципалитетов при разработке программ вспомоществования на разных уровнях власти, а в случае выбора варианта, предусматривающего программу помощи нуждающимся, – для решения всего комплекса связанных с этим вопросов. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при подготовке проектов законодательных и нормативно-методических актов, регламентирующих данную сферу деятельности, а так же в научно-педагогической работе.

Диссертационное исследование выполнено в рамках направления экономических исследований Института США и Канады РАН по теме «Комплексные исследования экономического и политического развития зарубежных стран и регионов мира во взаимосвязи с национальными интересами России. Опыт реформ в зарубежных странах» (7.3.7.).

Апробация результатов исследования. Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, а также выводы, получили отражение в публикациях, подготовленных автором, общим объемом 5,3 а.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение

Глава 1. Становление и эволюция системы государственного вспомоществования

    1. Роль государства в развитии вспомоществования:
      теоретико-методологические подходы
    2. Особенности американской модели вспомоществования
    3. Факторы и принципы реформирования государственной системы вспомоществования в конце XX – начале XXI века

Глава 2. Бюджетный механизм как инструмент реализации программ вспомоществования

2.1. Правовые основы бюджетного финансирования программ социальной помощи

2.2. Трансформация бюджетных приоритетов в 80е годы XX века – 2007 г.

2.3. Роль и место программ вспомоществования в федеральном бюджете США

Глава 3. Формы государственной социальной поддержки населения и их роль в сокращении бедности

3.1. Динамика распространения бедности

3.2. Денежные виды социальной помощи

3.3. Неденежные виды социальной помощи

Заключение

Библиография

Приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации рассмотрены теоретические и методологические аспекты государственного регулирования социально-экономического развития применительно к сфере вспомоществования, проанализированы основные подходы к решению вопросов социальной защищенности населения, определению источников финансирования и механизмов реализации социальных программ.

Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, автор прослеживает эволюцию участия государства в социально-экономическом развитии, принципы и особенности формирования социальных моделей в разных странах. Государственное регулирование вспомоществования рассматривается как неотъемлемая часть деятельности государства по обеспечению экономико-правовых и организационных основ развития социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения из средств государственного бюджета. Анализируя роль и место проблем вспомоществования в разных странах, автор выделяет определяющие черты этапов эволюции теории и практики реализации социальных функций государства. Обращаясь к различиям между либеральным подходом, отдающим предпочтение обеспечению равенства социальных возможностей, и консервативным, делающим акцент на достижение равенства, автор приходит к выводу, что при всех особенностях национальных моделей период второй половины XX – начала XXI века характеризуется возрастающим вниманием правительственных кругов к решению вопросов социально-экономической поддержки граждан. Это находит выражение в упрочении нормативно-правовой базы вспомоществования, трансформации приоритетов финансирования, в совершенствовании механизмов реализации социальных программ.

Развитие систем вспомоществования является одним из важнейших элементов государственной социальной политики в развитых странах. Различаясь по масштабам, степени охвата населения, критериям предоставления различных видов помощи из бюджетных средств, принципам организации и функционирования, программы вспомоществования играют важную роль в обеспечении социальной защищенности наиболее уязвимых групп населения, расширении их возможностей, сглаживании напряжения, возникающего в обществе в результате неравенства стартовых условий, распределения.

Несмотря на то, что в сравнении со скандинавской и европейской континентальной моделями, американская модель вспомоществования является более ограниченной и в большей степени ориентированной на личную ответственность и самореализацию, государственные программы вспомоществования в США играют важную роль в достижении социальной защищенности наиболее уязвимых групп населения, в расширении их возможностей самообеспечения.

В середине текущего десятилетия среди домохозяйств, имеющих доход ниже черты бедности, около 60% получали по крайней мере один вид не денежной помощи, из них 20% получали еще денежную помощь2.

Со второй половины 90х годов XX века система государственного вспомоществования в США находится в процессе реформирования. При сохранении денежных и не денежных видов помощи нуждающимся полным инвалидам и слепым вне зависимости от возраста, также нуждающимся лицам пенсионного возраста, временной помощи нуждающимся семьям были пересмотрены основные принципы предоставления государственной помощи, прежде всего, пособий трудоспособным реципиентам.

Закон 1996 г. «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» внес принципиальные изменения в порядок предоставления социальной помощи, ограничив ее по продолжительности, ввел требование трудоустройства для трудоспособных получателей пособий на всей территории Соединенных Штатов. Таким образом, программы вспомоществования и политика трудоустройства социально-уязвимых групп населения стали еще более взаимосвязаны и взаимообусловлены. Активная интеграция бывших реципиентов в общественное производство способствовала не только количественному росту, но и структурным изменениям в предложении рабочей силы, а также усилила потребность в ее обучении и переобучении в соответствии с современными требованиями рынка труда.

Анализ происходящих изменений и структурных сдвигов в системе вспомоществования позволил автору выявить приоритетные направления ее реформирования: увеличение роли расходов на обучение и профессиональную подготовку реципиентов государственных пособий, помощь в трудоустройстве; на услуги по уходу за детьми, на предоставление транспорта до места работы; при этом для работающих или проходящих переподготовку реципиентов сохраняется возможность получения продовольственных талонов, медицинской помощи в рамках «Медикейд». При сохранении гарантий вспомоществования нетрудоспособным лицам и нуждающимся пенсионного возраста, для трудоспособных установлены предельные сроки получения пособий.

Реформирование государственной системы вспомоществования сопровождается расширением самостоятельности штатов в деле принятия решений и разделения ответственности по преобразованию, реструктуризации, управлению программами вспомоществования, что уже к середине текущего десятилетия привело к росту разнообразия форм реализации общенациональных программ, особенно программы временной помощи нуждающимся семьям.

С принятием закона «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» в 1996 г. основным направлением трансформации социального вспомоществования стала переориентация трудоспособных реципиентов пособий на трудовые доходы. При переходе на оплачиваемую занятость бывшие реципиенты денежных пособий по программе временной помощи нуждающимся семьям в течение определенного времени продолжают пользоваться бесплатной медицинской помощью, детскими учреждениями, им оплачивается обучение, оказывается помощь в трудоустройстве, предоставляется транспорт до места работы, что способствует дальнейшему росту доли не денежных видов помощи в общих государственных расходах на вспомоществование.

Во второй главе рассмотрены роль и место программ вспомоществования в федеральном бюджете США, правовые основы и порядок их финансирования, сдвиги в системе бюджетных приоритетов в 1980е годы – 2007 г. Показано, что усиление роли государства в социально-экономическом развитии США и расширение его социальных функций в XX – начале XXI века нашло отражение в росте государственных расходов как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в изменении их структуры. Доля расходов на человеческие ресурсы, ставших приоритетной сферой государственного финансирования, достигла к середине текущего десятилетия 66% расходной части федерального бюджета.

Развитие системы вспомоществования во второй половине XX – начале XXI века происходило на фоне усиления роли государства в перераспределительных процессах. В работе показано, что наряду с системой государственных гарантий лицам, чей доход не достигает (или немного выше) черты бедности, важное значение имеет деятельность государства по развитию таких сфер как здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, социальные услуги. Несмотря на усиление в начале текущего десятилетия тенденции к стимулированию личной ответственности, около трети всех федеральных расходов на человеческие ресурсы приходится на программы вспомоществования. Роль государства в развитии системы вспомоществования в общенациональных масштабах является определяющей.

Государственное регулирование сферы вспомоществования не ограничивается финансированием программ социальной помощи, охватывая также такие задачи как разработка, утверждение социальных стандартов; мониторинг уровня бедности до и после предоставления государственных пособий; определение приоритетных направлений поддержки нуждающихся лиц, механизмов реализации социальных программ.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»