WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

________________

ПОГОНЦЕВА Дарья Викторовна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЖЕНЩИН О КРАСИВОЙ ЖЕНЩИНЕ

Специальность 19.00.05 «Социальная психология»

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2010

Работа выполнена на кафедре социальной психологии

факультета психологии Южного федерального университета

Научный руководитель -

доктор психологических наук, профессор

Лабунская Вера Александровна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Щербакова Татьяна Николаевна;

кандидат психологических наук, доцент

Короченцева Анна Вячеславовна

Ведущая организация:

Кубанский государственный университет

Защита состоится 24 июня 2010 г. в 9.30 часов на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 21 мая 2010 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном обществе наблюдается повышенный интерес к социальной психологии женщин, обусловленный динамикой трансформации сложившихся гендерных отношений и связанных с ними экономических преобразований. Изменение социального положения женщин привлекает внимание к изучению «женских проблем», к исследованию «женского взгляда» на фундаментальные вопросы бытия человека. Начиная со второй половины двадцатого века развиваются как самостоятельные направления в гуманитарных науках, «женские» и «мужские» исследования, выводом которых стал отказ от «смешения» мужских и женских представлений о самых разнообразных культурных, социальных и иных явлениях (Д. Батлер, Р. Брайдотти, А.А. Костикова, Э. Оукли, Н.Л.Пушкарева, Е.Р. Ярская-Смирнова). Современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе (Е.П. Ильин), в большей степени обращает внимание на сам объект представлений – женщину и, в меньшей степени, акцентирует внимание на исследовании женщин как субъектов представлений о женщине. Данный ракурс изучения «женского взгляда» на женщину приобретает особое значение в связи с исследованием представлений о женской красоте или красивой женщине.

Во все времена и во всех сообществах придавалась особая ценность женской красоте. Каноны женской красоты периодически менялись и не совпадали у разных наций и народов, у различных поколений и социальных групп, но общечеловеческий смысл красоты и феномена «красивая женщина» оставался неизменным. В современном мире феномен «красивая женщина» обретает новые смыслы, превращаясь в культурно-информационный символ, который говорит о социально-демографическом, экономическом, социальном статусе личности в обществе. Практика поддержания красоты становится в наше время абсолютно легитимной, утратили силу все давние ограничения на ее распространение (Ж. Липовецкий). Мы являемся свидетелями индустриализации красоты, подчинения ее законам рынка, появления в связи с этим новых видов профессиональной деятельности.

Понятие «красота» в контексте восприятия человека чаще всего употребляется в связи с оценками внешнего облика женщины (Е.В. Либина, В.Суэми, А.Фернхем). Акцент на «внешней красоте» способствует масштабной эскалации визуальных образов «красивой женщины», увеличивает стремление к совершенствованию своего внешнего облика, а вместе с этим повышает степень «обеспокоенности своей внешностью», которая достигла в современном мире размеров эпидемии (Н. Рамси, Д. Харкот, A. Carr, D. Harris). В социальной психологии внешнего облика обсуждается новый вид дискриминации: «looking» – преследование на основе внешнего облика. Этот вид дискриминации основывается на нормах «красивого/уродливого» (В.Суэми, А. Фернхем). «Маскулинная эстетика», вынуждающая женщин стремиться к неким эталонам красоты, начинает рассматриваться как подавляющая женщин, лишающая их индивидуальности, как средство дискриминации (Н.Вольф, Э. Гросс, А.Дворкин).

Таким образом оценка женской красоты сквозь призму физических компонентов внешнего облика ведет не только к возникновению новых негативных социально-психологических феноменов, но и вступает в противоречие с трактовками женской красоты как репрезентации телесно-душевно-духовного единства, как гармонии «внешней» и «внутренней» красоты. Учитывая данный вывод, одной из проблем современной социальной психологии является проблема создания целостного образа «красивой женщины», проблема рассмотрения женской красоты, как интегратора «внешней» и «внутренней» формы (В.П. Зинченко). С социально-психологической точки зрения объединение этих компонентов женской красоты может происходить в результате конструирования социальных представлений, которые являются не только научным понятием, но и феноменом повседневной жизни, группового социального познания (К.Г Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, И.Б. Бовина, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московиси, Т.Г. Стефаненко), выполняющего функции облегчения коммуникации, регуляции поведения и оправдания социальных отношений.

Изучая представления женщин о красивой женщине, мы определяем способ интерпретации и осмысления определенной группой феномена «красивая женщина», той группой, которая чаще всего обращается к услугам индустрии красоты, для которой, по мнению различных СМИ, «красота» становится товаром, которая больше других подвержена дискриминации, в отношении которой все чаще высказывается требование, что женщина должна быть: «и умная, и красивая, и счастливая».

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, ростом как общественного, так и научного интереса к «женским проблемам», одной из которых является проблема представлений женщин о красивой женщине, а, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в рамках социальной психологии.

Состояние научной разработанности проблемы. Рассматриваются антропологические факторы оценки женской красоты (V. Swami, M.J. Tovee и др.); в психофизиологических исследованиях обсуждается роль гормонального фона женщины, соматотипа, показателей индекса массы тела и соотношения «талия-бедра» в процессах формирования самооценок и оценок: «красивая – некрасивая» (M. Imm, K.M. Kniffin, I.S. Penton-Voak, D.I. Perrett, A. Shanley, T.J. Wade, D.S. Wilson); в клинической психологии изучается отношение врачей к «красивым» и «некрасивым» пациентам (L.A. Nordholm).

В социально-психологических работах подчеркивается влияние социально-демографических факторов, знаний о позитивных личностных особенностях женщин на оценку их привлекательности (Jr.B. Fisak, S.V. Paunonen, R.D. Peterson, S. Tantleff-Dunn); обсуждается проблема отношения к красивой женщине (С.А. Крылова, Е.В. Либина, Н.В. Хамитов, D. Dolinski). В рамках гендерной социальной психологии изучается вопрос о влиянии эталонных образов мужчины и женщины на оценку Другого как привлекательного (Т.Ю. Дашкова, В.В. Коробицын, А.Р. Усманова, Ю.В. Фролова). В психологии массовых коммуникаций исследуется роль рекламы в снижении самооценки и оценки привлекательности (J. Sparhawk). В этнопсихологических работах ставится проблема влияния принадлежности к одной расе субъекта и объекта восприятии на оценку привлекательности человека (W.James, M.W. Pamela).

Таким образом, женская красота изучается в различных направлениях гуманитарного и естественно-научного знания. Несмотря на междисциплинарный характер исследования феномена женской красоты, наблюдается ряд ограничений и противоречий в его изучении. Прежде всего, это смещение понятия «красивая женщина» к определению «привлекательная», «аттрактивная», сведение женской красоты к «внешней красоте», к физической и телесной организации. Во-вторых, изучаются образы различных женщин, но не выявлены структура и содержание представлений о красивой женщине. В-третьих, изучаемые личностные особенности красивой женщины задаются исследователем, а не определяются на основе обыденных представлений о «внутренней красоте» женщины. В-четвертых, не рассматривается роль гендерной идентичности и представлений о себе в процессах отнесения женщин к группе «красивые», несмотря на тот факт, что феномен «женская красота» изначально был описан сквозь призму гендерных отношений, как явление социального и межличностного познания. В-пятых, в работах подчеркивается зависимость оценки женщины как красивой от ряда социально-демографических факторов, но они не изучаются в совокупности в качестве детерминант представлений о красивой женщине.

Учитывая отмеченные ограничения и противоречия в исследовании женской красоты, проблема нашего исследования – это представления женщин о красивой женщине, выступающие в роли интеграторов параметров «внутренней» и «внешней красоты», социально-психологического статуса красивой женщины, ее гендерной идентичности, и их динамика под влиянием социально-демографических и социально-психологических факторов.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине.

Объект исследования: представления о красивой женщине.

Предмет исследования: представления женщин, отличающихся социально-демографическими характеристиками, гендерной идентичностью, о физических компонентах внешнего облика, личностных особенностях и социально-психологическом статусе красивой женщины.

Гипотезы исследования.

1.Структурные элементы, образующие ядро и периферию представлений о красивой женщине, могут отличаться: степенью значимости для отнесения женщины к группе «красивые»; степенью устойчивости – вариативности; противоречивости.

2.Представления женщин о самих себе и гендерная идентичность могут оказывать различное влияние на оценку соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и гендерных характеристик представлению о красивой женщине.

3.Структурные элементы ядра и периферии представлений о красивой женщине могут обуславливаться взаимодействием таких социально-демографических факторов, как завершенное – незавершенное высшее образование, высокий – низкий материальный достаток, семейное положение (замужем – не замужем), молодость – зрелость.

Задачи исследования.

Теоретические задачи.

1.Осуществить социально-психологический анализ проблемы представлений о красивой женщине.

2.Выделить компоненты структуры представлений о красивой женщине и факторы их динамики.

Методические задачи.

3.Разработать методику, позволяющую изучить различные компоненты представлений о красивой женщине.

4.Разработать анкету с целью изучения прототипов представлений о красивой женщине и подобрать «визуальные образы».

5.Разработать анкету с целью изучения социально-психологического статуса красивой женщины.

Эмпирические задачи.

6.Осуществить структурный анализ свободных описаний красивой женщины и выявить на его основе элементы внешнего облика, личностные особенности и характеристики социально-психологического статуса красивой женщины.

7.Определить структурные элементы ядра и периферии представлений о красивой женщине.

8.Установить взаимосвязи между представлением о себе и представлением о красивой женщине.

9.Выявить взаимосвязи между гендерной идентичностью субъектов представлений и гендерными характеристиками представлений о красивой женщине.

10.Установить взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками субъектов представлений и особенностями представлений о красивой женщине

Методологические и теоретические предпосылки работы: философско-эстетические подходы и интерпретации феномена красоты (Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, К.-В.-Ф. Зольгер, Ж. Липовецкий, У. Хогарт, У. Эко); культурно-исторический подход к изучению динамики представлений о красивой женщине (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский); положения концепции социальных представлений (К.Г. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, И.Б. Бовина, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московиси, Т.Г. Стефаненко); теоретические выводы о динамической взаимосвязи внутреннего и внешнего, «внутренней» и «внешней» формы (В.П.Зинченко, С.Л.Рубинштейн); положения концепции о внешнем облике как репрезентации внутреннего мира личности (А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А. Петрова).

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, методы качественной и количественной обработки полученных данных, их обобщения и анализа, содержательная интерпретация полученных результатов.

Методики исследования.

1.Авторский вариант методики «свободных описаний женской красоты», разработанный с целью выявления единиц описания личностных характеристик красивой женщины, физических параметров ее внешнего облика, социально-психологического статуса.

2.Авторская анкета «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и характеристик социально-психологического статуса представлению о красивой женщине».

3.Авторская анкета «Прототипы представлений о красивой женщине».

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»