WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Необходимость положительного права в социальной философии И. А. Ильина как целесообразной формы поддержания естественного права, по мнению И. А. Ильина, обосновывается низким уровнем правосознания, вызванным в России «незрелым состоянием человеческих душ», которое может измениться с течением времени.

Естественное и позитивное право, по мнению юриста-философа, не только не исключают, а, напротив, взаимно дополняют и обогащают друг друга. В таком соотношении естественное право является моральной основой, «идеалом положительного права», которое, в свою очередь, является «целесообразной формой поддержания естественного права». Диссертант показывает, что И. А. Ильин на «совпадении по своей идее» естественного и положительного права выстраивает учение о государстве, и формах политического устройства. В результате философом формулируются и обосновываются основные «аксиомы правосознания»: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу.

В концепции правосознания отечественного мыслителя обосновывается легитимность «покушения на исконный государственный строй» при соблюдении двух условий: во-первых, нарушение позитивно-правовой нормы должно совершаться во имя высших целей права и, во-вторых, лишь тогда, когда будут исчерпаны все лояльные пути, ведущие к обновлению позитивного права.

Таким образом, И. А. Ильин при разработке теории правосознания избежал крайностей как субъективного «фантазирования» о должном праве, так и простого усвоения и воспроизведения в сознании граждан существующих позитивно-правовых норм. Как юрист он сумел отказаться от формально-юридического, утилитарного понимания права, а как философ – сумел осмыслить феномен правосознания в социально-философском контексте.

Во второй главе диссертации «Сущность и значение социально-философской концепции правосознания И. А. Ильина» представлен концептуальный анализ учения о правосознании в социальной философии И. А. Ильина.

В параграфе 2.1. «Аксиологические основания «здорового» правосознания» выявляются ценностные основы правосознания в социально-философской концепции И. А. Ильина.

При выявлении аксиологических оснований правосознания используется исторический метод, позволяющий выделить детерминирующие обстоятельства, присущие рассматриваемому феномену, как в ходе эволюции, так и на современном этапе. Применение данного метода позволяет определить причины и характер изменений в индивидуальном и общественном сознании, которые обусловливают высокую значимость «здорового» правосознания.

В полемике с радикализмом и нигилизмом И. А. Ильин создает свою работу «О сущности правосознания» (1918 г.), в которой разрабатывает целостную концепцию «здорового правосознания», способного успешно противостоять разрушительным нигилистическим идеям.

Определяя правосознание, как «особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей», Ильин исследует «глубокие источники духовной жизни», которые соответственно становятся и аксиологическими основами правосознания. Это – вера, любовь, внутренняя свобода, совесть, патриотизм, чувство собственного достоинства и чувство справедливости». Только имея в своем основании эти ценности, правосознание будет не только здоровым, но будет стоять на высоте жизни людей, будет не вырождаться от их действий, а совершенствоваться.

Аксиология правосознания Ильиным простраивается через трехуровневую систему измерений ценностей:

  1. экзистенциально-личностное, через духовную сущность человека;
  2. социальное, через семью, нацию, государство;
  3. религиозное (сверхиндивидуальное и надсоциальное).

Этот позволяет Ильину одну и ту же ценность анализировать в трех плоскостях. Например, свобода рассматривается, во-первых, как внутренняя свобода человека, его духовная самостоятельность, во-вторых, как политическая свобода, конкретный набор гражданских прав, в-третьих, как «религиозная автономия», свободная любовь к Богу. Отсюда и вырастает аксиологическая специфика правосознания, понимаемая Ильиным как соотношение между человеком, обществом и Богом.

Признавая, что человек и его жизнь являются одной из высших ценностей, но, по его мнению, «попытка видеть смысл жизни в самой жизни несостоятельна». Недопустимо рассматривать человека как самоценность и Абсолют, от этого утрачивается смысл самопожертвования – Абсолютом не жертвуют. Такими логическими построениями и определяется антииндивидуалистический характер аксиологии «здорового» правосознания.

Высшей ценностью также не может быть и общество, в противном случае семья, нация и государство обожествляются, а это, по мысли Ивана Александровича, кощунственно и греховно. В этой части своего учения русский философ не только резко критикует гегелевское обожествление государства, но и преодолевает это заблуждение немецкого философа. организованный социум не должен становиться целью, он всего лишь средство служения Богу, поле «для посева и возрастания царства Божия». На этом основании высшей ценностью признается только Бог и духовные ценности.

Религия, религиозная вера и любовь как ценность в теоретических построениях И. А. Ильина приобретают фундаментальный характер. Это обуславливается той ролью, какую он им отводит. Русский мыслитель не приемлет сведение человеческой жизни к материальным процессам, при котором пренебрежительное отношение к духовным законам ведет к атомизации и распаду общества и государства. Следование духовным законам, познаваемых исключительно путем веры, обеспечивает достойную, творческую и прекрасную жизнь. Подлинная христианская любовь, всегда предполагает самоотречение и самопожертвование. Отторжение или неприятие религиозной веры и любви, сведение человеческой жизни к материальным процессам ведет к душевному разложению, вырождению правосознания, что заканчивается общественным беспорядком и смутой.

Таким образом, религиозность и любовь становятся у отечественного мыслителя основной духовно-творческой силой русской души и основой правосознания, самым глубоким и могучим источником духовного обновления. На этой основе философ рассматривает задачи и функции правосознания в развитии российского общества и государственности.

В параграфе 2.2. «Задачи и функции правосознания в развитии общества и российского государства» раскрывается понимание Ильиным основных направлений воздействия правосознания на развитие общества и государства.

Дуализм онтологической сущности правосознания заключается в том, что оно, с одной стороны, является отправной точкой формирования права, достойного его идеи, а с другой – приобретает здоровую и жизненную нормальность в процессе этого продвижения к высшей цели права. Поэтому И. А. Ильин справедливо отмечает вслед за Ш. Монтескье, что не существует единой политической формы правления, пригодной для всех времен и народов, так как она определяется всею совокупностью социокультурных условий развития отдельных народов и, прежде всего, присущим ему уровнем правосознания. Главной задачей и функцией правосознания в социально-философских построениях русского мыслителя оказывается организация народа в государственной форме и определение самой формы государства.

Исследование соотношения идеи государства и уклонений от нее проводится Ильиным на основе «аксиом правосознания» в их позитивных и негативных модификациях.

И. А. Ильин вполне верно указывает на глубинные органические основы всякого государственного единения, определяемые укладом жизни народа, однородностью его духовной жизни и общностью духовной культуры. Философ утверждает, что множество индивидов подвигается к осознанию необходимости объединения, прежде всего волей к единой цели ради высшего блага. Таким образом, государство оказывается правовым союзом, организованным и живущим на основании обязательных правил, действующих по правовым нормам. Диссертант приходит к выводу о том, что необходимость понимания государства как юридического лица в качестве равноправного по отношению к другим субъекта права являлось новаторским для юриспруденции того времени.

Рассмотрение Ильиным сущности государства во взаимосвязи с правосознанием позволило ему создать концепцию дуалистической природы государственного союза. «Здоровое государство», по мнению философа, всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится и сверху, и снизу; и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления.

Анализ «природы» государства и детерминант форм правления привел Ильина к выводу о том, что всякая государственная форма есть, прежде всего «порождение» не индивидуального, а общественного правосознания. При этом различие между монархической и республиканской формами правления усматривается философом в сфере правосознания. Таким образом, философ приходит к убеждению, что форма правления определяется не столько особыми условиями внешней жизни народа, сколько внутренним складом его характера («души»), и, соответственно, особым типом личности, формируемой всем конкретно-историческим укладом жизни.

Проблема выбора предпочитаемой для России формы правления, а также сочетания черт корпорации и учреждения разрешалась мыслителем не на основе изучения юридических норм и внешних политических событий, а исходя из особенностей уклада жизни народа и уровня развития его правосознания. Именно поэтому в последний период его творчества на первый план выходят проблемы воспитания «здорового» правосознания.

В параграфе 2.3. «Воспитание «здорового» правосознания как средство преодоления нигилистических тенденций» исследуется проблема преодоления нигилистических тенденций посредством воспитания «здорового» правосознания.

Как отмечают социологи, в результате масштабной вестернизации российского общества, в индивидуальном и общественном сознании россиян с начала 1990-х гг. стали нарастать ценностные ориентации индивидуализма и эгоизма. Стремительно прогрессирующая глобализация не только не способствовала созданию устойчивых оснований для выхода из социально-экономического кризиса, а, напротив, способствовала его обострению.

На современном этапе развития российского общества, как отмечает А. С. Панарин, механистически организованному аппарату управления противостоит стихия народной жизни. Это противоположение принято называть отчуждением.

Отчуждение, в самом общем виде, есть всеобщая универсальная характеристика отношения человека к окружающему миру и этого последнего к человеку. Оно возникло с выделением человека из природы, его отделением и обособлением сначала от естественной среды, а затем, с возникновением общественного разделения труда, – с обособлением одной личности от другой, а равно и групп людей друг от друга.

В практической деятельности он порождает три поведенческие парадигмы, которые представляется возможным обозначить как правовое отчуждение. В государственно-правовой сфере первый вектор отчуждения оказывается позитивным, имманентно присущим праву как социальному институту; второй вектор отчуждения – негативно-конформистским, приспособленческим, заключающимся во внешнем соблюдении правовых (шире – социальных) норм при безразличном внутреннем отношении к ним; третий – антиправовым, означающим сознательное неприятие индивидом права, самоотлучение от него, более того – преступание через него.

Анализируя демократический и тоталитарный режимы, И. А. Ильин приходит к выводу о том, что только авторитарное государство может, во-первых, принудить субъектов конформистской и антиправовой алиенации к соблюдению социальных норм; во-вторых, максимально сократить степень правового отчуждения; в-третьих, наиболее продуктивно способствовать воспитанию «здорового» правосознания, что, в свою очередь, благотворно скажется на состоянии общества и государства.

Преодоление кризиса отчуждения индивида от государства и права, по мнению философа, возможно только на основе развитого, «здорового» правосознания, которое формируется в процессе воспитания. Первичные основы такого правосознания закладываются в семье, далее формируются в процессе обучения и получения профессионального образования, «шлифуются» и проверяются на прочность в процессе самостоятельной деятельности. Таким образом, процесс воспитания осуществляется через различные социальные институты: семью, школу и университет («академию»), церковь и религию, нацию и государство.

И. А. Ильин неоднократно указывал на то, что основная задача образования и воспитания заключается не в совершенствовании интеллекта и не в развитии памяти за счет полезных сведений, а в пробуждении сердца выделяя в качестве основных принципов воспитания «здорового» правосознания: религиозность, любовь, доверие и искренность, альтруизм и взаимопомощь, самостоятельность и творческую инициативность, труд и дисциплину, чувство частной собственности, справедливость, верное восприятие авторитета, патриотизм и национализм, сохранение традиций, правосознания и внутренней свободы.

Особое место в решении вопросов воспитания и сохранения «здорового» индивидуального и общественного правосознания И. А. Ильин отводил юристам. При этом главной задачей русского правоведения он считал концептуальную разработку проблем нормального правосознания. Долгом русской интеллигенции русский философ признавал познание и преодоление недугов индивидуального и общественного правосознания. Таким образом, как справедливо отмечал русский философ и юрист, поколение прозревших и перевоспитавших себя правоведов сумеет, усвоив верную мудрость старого, в то же время предохранить свою родину от повторения злосчастных ошибок прошлого.

В заключении представлены основные итоги проведенного исследования, формулируются основные теоретические и практические выводы, обозначены перспективы дальнейшего исследования проблем социально-философского анализа концепции правосознания И. А. Ильина.

Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях автора:

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»