WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

– проведено исследование аксиологических оснований «здорового» правосознания в концепции И. А. Ильина;

– установлено, что конформистское и антиправовое отчуждение выдвигает на первый план задачу формирования «здорового» правосознания;

– проанализированы представления И. А. Ильина о задачах и функциях правосознания в развитии общества и российского государства;

– определены основные институциональные и функциональные аспекты воспитания «здорового» правосознания как средства преодоления нигилистических тенденций в отечественном общественном сознании.

Положения, выносимые на защиту

1. Собственные методологические приемы философского познания, И. А. Ильин, творчески переработав гегелевскую диалектику, герменевтику В. Дильтея и феноменологию Э. Гуссерля; обозначил как: «вчувствование» и «сердечное созерцание», сочетающие в себе рациональные и внерациональные методы познания. Религиозная вера становится определяющим критерием при постановке социально-философских проблем и выборе приемов и способов их разрешения.

2. Своеобразие российского правосознания, заключающееся в высоком уровне правовой моральности, общинном характере мировоззрения, религиозности и патернализме. Причины этого усматриваются И. А. Ильиным в особенностях месторазвития, климата, обширности и равнинного характера территории, в постоянной угрозе внешнего насилия, общинной форме землепользования, православном вероисповедании подавляющего большинства населения и его многонациональном характере.

3. Специфика соотношения позитивного и естественного права в социально-философской концепции И. А. Ильина заключается не только в том, что они не исключают друг друга, а, напротив, взаимодополняют и обогащают. В таком соотношении естественное право является моральной основой для права положительного, иначе говоря, выступает идеалом положительного права, которое, в свою очередь, проявляется как «целесообразная форма поддержания естественного права». Определив позитивное («положительное») право как правовые нормы, установленные государственной властью и подлежащие применению, а естественное право – как правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, признавая его правом, соответствующим самому естеству человека как духовно-нравственного существа, отечественный правовед тем самым преодолевает устоявшееся мнение о противостоянии позитивного и естественного права.

4. Основные мировоззренческие принципы социально-философской концепции правосознания И. А. Ильиным определяются: в онтологии – имманентным сочетанием органицизма, иерархизма и традиционализма; в гносеологии – сопряжением трансцендентализма, иррационализма и интуитивизма, лежащего в основе метода «сердечного созерцания» познаваемого объекта; в аксиологии – совмещением религиозных, общесоциальных и экзистенциально-личностных ценностей, предопределяющих все многообразие форм и содержания индивидуального и общественного бытия, в том числе и в государственно-правовой сфере.

5. Вера, любовь, свобода и совесть как универсальные элементы духовности и вместе с тем ее ценностные основания образуют органическое единство. Будучи фундаментом правосознания, они определяют не только уровень его духовно-нравственного развития, но и направленность политико-правовой деятельности обладающего им человека. Солидарность, патриотизм, «истинный» национализм, справедливость, ответственность, долг, «жертвенное служение», – это те основы, которыми, по мнению И. А. Ильина, должен руководствоваться человек, определяя свое сопричастие к обществу и государству.

6. Признание естественного права в качестве критерия легитимности права позитивного философом констатируется диалектическое единство прав и обязанностей, внутренней и внешней свободы, социальной справедливости и естественного неравенства, свободы выбора и дисциплины поступка.

7. Сформированное, «здоровое» правосознания способно выступить основным средством противостояния негативным процессам отчуждения, вызванным нигилистическими установками индивидуального и общественного сознания. Такое правосознание должно быть основано на «духовном обновлении человека», которое станет возможным только тогда, когда духовность будет выказана человеку другими людьми, причастными к воспитанию (в первую очередь родителями, учителями). Главной целью воспитательной деятельности, основанной на принципах традиционализма, патриотизма, здорового национализма, солидаризма, иерархизма и авторитаризма, преобладании духовно-нравственных доминант, добровольном признании дисциплины, является, по мысли И. А. Ильина, воспитание гражданина, заботящегося не только о личном благе, но и о благополучии общества и государства.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретические положения и выводы диссертации имеют существенное научное и практическое значение. Проведенное исследование позволяет выявить на конкретном источниковедческом материале своеобразие философии права и концепции правосознания И. А. Ильина. Диссертация уточняет понимание отечественной философско-правовой мысли и концепций правосознания в России. В учении о правосознании И. А. Ильина синтезируются принципы универсализма и цивилизационно-культурного подходов, что позволяет выделить ценное в научном отношении обоснование идеи правосознания, взаимосвязи нравственности и права, естественного и позитивного права.

Исследование концепции правосознания И. А. Ильина в контексте отечественной философии права открывает новые перспективы в изучении современных философско-правовых проблем, что может стать одной из теоретических предпосылок построения правового государства и гражданского общества в России.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для разработки учебных курсов, при чтении лекций по истории русской философии, теории государства и права, истории правовых и политических учений, ювенальной юстиции и философии права для студентов юридических и других специальностей.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета (сентябрь 2007 г.) и кафедры философии Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ноябрь 2007 г.).

Теоретические выводы и основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях автора, а также представлены в ряде выступлений и докладов, в частности: на XV международных Ломоносовских чтениях (ноябрь 2003 г.), VI Ломоносовских научных чтениях студентов, аспирантов, молодых ученых (апрель 2004 г.), Всероссийской научной конференции «Современный мир: проблема свободы» (Архангельск, сентябрь 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Местное управление и самоуправление: опыт стран Баренц-региона» (Северодвинск, 17–18 октября 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации» (Вологда, 14–15 декабря 2006 г.), Всероссийской научной конференции «Наука, культура, общество: проблемы взаимодействия» (Архангельск, 17–19 мая 2007 г.); XIX Ломоносовской конференции студентов, аспирантов, молодых ученых (Северодвинск, 8–9 ноября 2007 г.); Международной научно-практической конференции Правовые отношения в контексте развития современного законодательства и правоприменения (Иваново 3–4 октября 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты прав человека» (Архангельск, 30–31 октября 2008 г.).

Некоторые положения диссертационного исследования были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (проект № 08-03-14128г руководитель проекта – Л. А. Чикин)) и нашли свое отражение в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации» (Северодвинск, 23–25 октября 2008 г.)

По теме диссертации опубликовано десять статей, общим объемом 4,2 п.л. Лично автору принадлежит 4,2 п.л.

Материалы диссертационного исследования используются автором в курсах лекций по учебным дисциплинам «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «Проблемы теории государства и права», «Философия права», «Ювенальная юстиция», которые читались диссертантом в 2004–2008 гг. студентам факультета управления и права Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, обучающимся по специальности «Юриспруденция».

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии (363 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обоснована актуальность темы, рассмотрена степень ее научной разработанности, определены объект и предмет, цель и задачи, методологические основания исследования, раскрыта научная новизна, представлены основные положения, выносимые на защиту, показана теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, приведены данные об апробации, описана структура диссертации.

В первой главе «Методологические проблемы социально-философского исследования правосознания в отечественной философии права» исследуются особенности методологических приемов и способов, используемых И. А. Ильиным для создания концепции правосознания, определяется ее место и роль в социальной философии. Выявляются факторы, обуславливающие, по мнению философа, развитие правосознания.

В параграфе 1.1. «Методологические особенности творчества И. А. Ильина» проводится исследование методологических особенностей творчества И. А. Ильина и детерминирующих их факторов.

На основании предложенной И. И. Евлампиевым периодизации творчества И. А. Ильина производится уточнение временных границ первого периода как наиболее важного для темы нашего диссертационного исследования. Именно в рамках начального этапа научного творчества русского мыслителя происходит выработка и становление методологических приемов и способов, которые использовались им в дальнейшем на протяжении всего творческого пути.

Определяющее воздействие на становления научного мировоззрения И. А. Ильина оказали П. И. Новгородцев и Е. Н. Трубецкой. Идеи, первого, являвшегося научным руководителем начинающего философа, определили дальнейшие творческие усилия молодого студента. В работах раннего периода творчества И.А. Ильина происходит методичное и глубокое усвоение западной философской традиции через анализ классических философских систем. В центре его внимания оказались труды отечественных и зарубежных философов различных научных направлений и школ: С А. Муромцева, Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Аристотеля, В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Э. Гуссереля, В. Дильтея, Р. Йеринга, И. Канта, Платона, Г. Риккерта, И. Г. Фихте, Ф. Шлейермахера, и др.

Именно в этот период определяются главные методологические принципы творчества И. А. Ильина – методологический плюрализм, сочетание рациональных и внерациональных приемов познания, интуитивный акт как основной источник философского знания. Специфическим методом познания, используемым отечественным мыслителем, является «вчувствование» субъекта, представляющее собой творческий синтез гегелевской диалектики, феноменологии Э. Гуссерля, а также герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дильтея с учетом предложенного неокантианцами Баденской школы различия «наук о природе» и «наук о духе». На этой методологической основе, органично дополненной традицией русской «философии сердца», И.А. Ильиным было переработано классическое европейское (от Платона и Аристотеля до Монтескье, Канта и Гегеля) и отечественное философское наследие (от славянофилов, Н. Я. Данилевского и В. С. Соловьева до Б. Н. Чичерина, Е. Н.  Трубецкого и П. И. Новгородцева).

Результатом философско-методологического синтеза стал метод «сердечного созерцания» как онтологического переживания. В 1914 – 1918 годах вырабатывается «ильинский» стиль изложения: от узкоспециальных и научных работ, рассчитанных на хорошо подготовленных читателей, он постепенно трансформировался в публицистический стиль, но без какого-либо ущерба для содержательной части.

В параграфе 1.2. «Особенности формирования правосознания в России» рассматриваются факторы, оказывающие определяющее влияние на формирование и эволюцию российского индивидуального и общественного правосознания.

Отечественное право значительно отличается от западного, так как с момента своего возникновения они исторически формировались в рамках различных культурно-исторических условий. Как следствие, определенными особенностями обладает и российское правосознание. Традиционно в отечественной науке существует два основных подхода к определению содержания правосознания. Представители либерального подхода абсолютизируют универсальные признаки права, связывая их преимущественно с правами человека, его индивидуальной свободой и автономией личности. В соответствии с данной точкой зрения для определения особенностей отечественного правосознания и всей правовой культуры России используется понятие правового нигилизма. Представители консервативного подхода к пониманию правосознания в меньшей степени обращают внимание на универсальные черты русской правовой культуры и абсолютизируют её своеобразие, которое заключается в иерархичности, религиозности и общинности находя в этом определенные преимущества в сравнении с европейским правом.

По мнению диссертанта, ответ на вопрос о своеобразии правосознания в России требует выхода за рамки узкотеоретического мышления и диктует необходимость учета всего многообразия духовного и практического опыта российского народа, потому что правосознание с самого начала развивалось как национальное, поскольку было генетически связано с нормами обычного права.

Среди внешних факторов, определяющих своеобразие отечественного правосознания, в диссертации выделяются: особенности месторазвития России, общинный уклад жизни, монархическая форма правления, постоянная угроза внешнего насилия, русское православие, многонациональный состав страны.

К основным внутренним факторам, определяющим своеобразие российского национального правосознания, диссертант относит правовую моральность, общинность, религиозность, патернализм.

В параграфе 1.3. «Место и роль концепции правосознания в социальной философии И. А. Ильина» определяется ее центральное место в обществе и государстве и ее взаимосвязь с другими государственно-правовыми феноменами.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»