WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

В параграфе 2. 1 «Психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников» нами рассмотрен возраст старшеклассника, который приходится на период ранней юности (т.е. 15-17 лет) - это возраст личностного и профессионального самоопределения, выработки мировоззренческих установок. В данном возрасте все мотивы, а также значимость либо незначительность тех или иных жизненных аспектов становятся более осознанными. Поэтому очень важно, кто и как принимает участие в процессе социализации старшеклассника. Устремленные в будущее молодые люди при создании жизненного плана, в который входят такие вопросы: кем быть, каким быть и как это осуществить - зачастую обращаются именно к социальному опыту других, опираясь на тех, кто авторитетен, ориентируясь на общепринятые ценности, на оценку окружающих, которая, в свою очередь, особенно важна для молодых людей, жизненная концепция, которых еще не сложилась.

В этой связи особое значение приобретают СМИ, являясь для молодежи доминирующим источником познания жизни.

Стремясь к независимости, старшеклассник зачастую игнорирует наставления родителей и учителей и ищет альтернативные источники познания жизни, например, телевидение (в частности, пользующиеся огромной популярностью «реальные» шоу, которые пропагандируют цели, ценности жизни и образцы поведения).

Апробация разработанной нами модели медиаобразовательных занятий по развитию критического мышления учащихся на материале реалити-шоу осуществлялась в рамках факультативного спецкурса «Развитие критического мышления старшеклассников на материале молодежных «реалити» телепередач» Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны учащиеся 10-х - 11-х классов гимназии им. А.П.Чехова г. Таганрога (99 человек).

В параграфе 2. 2 «Диагностика уровня развития критического мышления  старшеклассников на материале медиатекстов молодежных телепередач жанра «реалити» отображены результаты констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент включал в себя комплекс традиционных методов исследования: анкетирование, беседа, опрос, наблюдение. При проведении диагностики уровня развития критического мышления старшеклассников по отношению к медиатекстам жанра «реалити» мы опирались на следующие показатели: мотивационный (мотивы обращения к медиатекстам жанра «реалити»), контактный (частота общения), информационный (знание терминологии, теории и истории жанра «реалити»), интерпретационный/оценочный (умение анализировать, оценивать и интерпретировать такого рода медиатексты), креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности). Каждый из указанных показателей может находиться на различных уровнях: высоком, среднем, низком.

Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента дал возможность сделать вывод о том, что большинство учащихся старших классов находятся на среднем и низком уровнях развития критического мышления по отношению к телевизионным медиатекстам жанра «реалити» по всем пяти показателям.

Обращаясь к каждому из показателей, следует отметить следующее: 85% старшеклассников смотрят «реалити», из них 53,2% - несколько раз в неделю, 20,6% - несколько раз в месяц, 12,1% - ежедневно. При этом у 38,9% учащихся преобладает только развлекательная мотивация при обращении к данному жанру. Несмотря на достаточно частые контакты с медиатекстами «реалити», 63,2% учащихся находятся на низком уровне развития информационного показателя, 30,6% на среднем и только у 6,2% - высокий уровень информационного показателя.

Показатели интерпретационного/оценочного показателя оказались еще ниже: 78,8% учащихся находились на низком уровне развития данного показателя, 20,2% - на среднем и лишь 1% - на высоком.

Что касается креативного показателя развития критического мышления, то у 65,5 % старшеклассников выявился низкий уровень, 21,2% - средний, 12,3% - высокий.

Полученные данные подтвердили наши предположения о необходимости развития критического мышления учащихся старших классов с помощью разработанной нами медиаобразовательной модели, нашедшей отражение в рамках спецкурса «Развитие критического мышления старшеклассников на материале молодежных «реалити» телепередач». Результаты апробации данной модели нашли отражение в практической части нашего исследования.

В параграфе 2. 3 «Использование материалов молодежных телепередач жанра «реалити» для развития способностей старшеклассников интерпретировать, анализировать и оценивать содержание медиатекстов» представлен формирующий эксперимент, реализация которого осуществлялась с опорой на разработанную модель медиаобразования старшеклассников на материале телевизионного жанра «реалити». При разработке и внедрении данной модели учитывались результаты констатирующего эксперимента, выявившего у старшеклассников уровни развития медиакомпетентности.

На базе данной модели была разработана программа факультативного спецкурса «Развитие критического мышления старшеклассников на материале молодежных «реалити» телепередач». Программа рассчитана на три учебных четверти и состоит из двух основных блоков: «Знакомство учащихся с основными теоретическими понятиями жанра «реалити», «Развитие у старшеклассников способности к критическому анализу телевизионных медиатекстов жанра «реалити», обучение умениям выявлять манипулятивные технологии».

Содержание программы включало знания историко-теоретического материала, а также конкретных умений и навыков, необходимых для полноценного восприятия и критического анализа телевизионных медиатекстов жанра «реалити».

Итак, в процессе формирующего эксперимента построение практических занятий проводилось с учетом технологии развития критического мышления, с помощью элементов проблемного обучения. Структура технологии включает три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Занятия развивались по следующим направлениям: 1) выявление манипулятивных технологий в конкретном медиатексте жанра «реалити»; 2) анализ культурной мифологии, медийных стереотипов и персонажей (на материале телепередач данного жанра). Нами был проведен ряд занятий с использованием различных видов уроков, методов и приемов, ориентированных на развитие критического мышления учащихся. Например, использовалась кластеры, таблица пометок, синквейн, и т. д.

По итогам практических занятий была осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанной модели, показавшая значительную положительную динамику изменений в уровнях развития критического мышления старшеклассников.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, практическое внедрение спецкурса «Развитие критического мышления старшеклассников на материале молодежных «реалити» телепередач», в основу которого была положена разработанная нами медиаобразовательная модель, способствовало повышению уровня развития критического мышления учащихся старших классов, что говорит как об эффективности теоретической модели, так и продуктивности методики проведения практических занятий.

Заключение содержит общие выводы исследования.

1. Содержание большинства медиатекстов телепередач жанра «реалити», рассчитанных на молодежную аудиторию, не соответствует требованиям информационной безопасности по ряду критериев: ценностному (доминирующие ценности – материальные); поведенческому (демонстрация вседозволенности, фривольного поведения); личностному (потребительское отношение ко всему и ко всем, цель оправдывает любые средства и т. д.); познавательному (уровень познавательной информации очень низок, в большинстве такого рода телепередач он сводится к демонстрации бытовизма и праздного существования). Особенно значимой в таком контексте представляется проблема информационно-психологической безопасности личности, которая должна осуществляться средствами различного рода защиты от негативного информационного воздействия.

2. Актуальным и действенным представляется развитие у аудитории умений выявления признаков скрытого психологического воздействия и противодействия им. Необходимое условие для этого - развитие критического мышления, которое в свою очередь, дает возможность ориентироваться в медийной среде, анализировать, исследовать и оценивать медиатексты (например, телевизионные). В этой связи важное значение приобретает такая предметная область, как медиаобразование, которое, в свою очередь, придает базовую значимость развитию критического мышления - как необходимого условия для компетентной ориентации в медийном поле, для умений адекватно анализировать, исследовать и оценивать информацию, которая приходит по каналам масс-медиа. 

3. В ходе исследования были выявлены и проанализированы медийные ориентации, предпочтения старшеклассников, что позволило определить особенности манипулятивного, часто негативного влияния на них медиатекстов молодежных телепередач (в первую очередь - наиболее популярного жанра «реалити»), обосновать необходимость использования такого рода телевизионных медиатекстов как средства развития критического мышления учащихся. Эффективность такого развития в процессе медиаобразования может быть достигнута при условиях разработки и внедрения педагогической модели, направленной на развитие у данной аудитории критического мышления по отношению к медиатекстам популярных молодежных телепередач.

4. Успешная реализация целей и задач, направленных на развитие критического мышления старшеклассников на материале телевизионных медиатекстов жанра «реалити», была осуществлена в процессе проведения спецкурса «Развитие критического мышления старшеклассников на материале молодежных «реалити» телепередач», что способствовало повышению уровня развития критического мышления старшеклассников. Это говорит об эффективности теоретической модели и методики проведения практических занятий. Поэтому практическая значимость исследования видится нам в разработке и апробации методики медиаобразовательных занятий, направленных на развитие критического мышления старшеклассников, включающей структуру, содержание компонентов, технологию и уровни развития критического мышления учащихся старших классов.

Практические рекомендации к использованию результатов. Материалы исследования могут быть использованы на медиаобразовательных занятиях в общеобразовательных школах в виде элективных или специальных курсов, во внеучебной работе, а также в учреждениях среднего профессионального образования и вузах.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в выходе исследования за пределы общеобразовательных учебных учреждений, в средние профессиональные и высшие образовательные заведения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора.

I. В журнале, рекомендованном ВАК РФ:

1. Григорова Д.Е. Кризис культуры. Массовая культура и личность (на материале реалити-шоу) // Искусство и образование. 2007. №4. С.53-63 0, 85 п. л.

II. Остальные работы:

2. Григорова Д. Е. Медиа - медиаобразование - развитие - критического мышления // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В. В. Савчука. СПб.: Санкт-петербургское философское общество, 2008. С. 335-345 – 0, 65 п. л.

3. Григорова Д. Е. Медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности (на материале реалити-шоу) // Медиаобразование. 2006. №3. С. 21-30 – 0, 4 п. л.

4. Григорова Д. Е. Медиаобразование как одно из условий развития критического мышления // Сб. материалов I Всероссийской Научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» / Сост. И. В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. С. 113-118 – 0, 35 п. л.

5. Григорова Д.Е. Современное образование: СМИ – подросток – развитие критического мышления // Материалы II Международной научно-практической конференции «Таганрогская гимназия в истории России: к 200-летию со дня основания» / Отв. ред. О. В. Шевченко. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2006. С. 364-372 - 0, 55 п. л.

6. Григорова Д. Е. Реалити-шоу как один из каналов распространения массовой культуры // Науки о культуре - шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых ученых. Т. 7/ Отв. ред.

И. М. Быховская. М.: РИК, 2007. С. 181-187 – 0, 35 п. л.

7. Григорова Д. Е. «Экранная экология» и медиаграмотность // Экранная культура в современном медиапространстве:методология, технологии, практики / Под ред. Н. Б. Кирилловой, К. Э. Разлогова. М. – Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. С. 261-265 – 0, 25 п. л.

8. Григорова Д. Е. Факторы выбора медиаинформации (на материале реалити-шоу) // Медиаобразование. 2007. №3. С. 28-33 – 0, 45 п. л.

Григорова Д. Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на развитие критического мышления старшеклассников: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 Ростов на Дону: ЮФУ, 2008. 25 с.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»