WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

4. Успешная реализация целей и задач, направленных на развитие критического мышления старшеклассников в процессе анализа медиатекстов молодежных популярных «реалити» телепередач, может быть осуществлена в рамках модели, включающей ряд блоков: диагностический (содержащий первоначальную констатацию уровня развития критического мышления старшеклассников по отношению к телевизионным медиатекстам), содержательно-технологический (предусматривающий вовлечение учащихся в процесс критического анализа медиатекстов жанра «реалити», результативно-оценочный (предполагающий анализ итоговой констатации уровней развития критического мышления учащихся на материале медиатекстов молодежных «реалити» телепередач).

Достоверность выводов исследования обусловлена использованием классических и современных подходов, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, обращением к передовому педагогическому опыту.

Экспериментальная база исследования, апробация и внедрение результатов исследования. Констатирующий и формирующий эксперименты проводились в МОУ гимназия № 2 имени А.П.Чехова (г.Таганрог). В констатирующем эксперименте принимало участие 180 человек: учащиеся школ, студентов вузов в возрасте от 16 до 18 лет, в формирующем – 100 учащихся старших классов гимназии.

Основные положения диссертационного исследования излагались в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях различного уровня: на ежегодных конференциях в Таганрогском государственном педагогическом институте (2006-2008), на Всероссийской ежегодной конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре – шаг в XXI век» (Москва, 2006г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Экранная культура в современном медиапространстве: Методология, технологии, практики» (Екатеринбург, 2006);. на Международных научных конференциях «Таганрогская гимназия имени А. П. Чехова в истории России: К 200-летию со дня основания (Таганрог, 2006); на VI ежегодной международной конференции «Языки в современном мире» (Москва, 2007); на Второй Международной научно-практической конференции «Журналистика и Медиаобразование» (Белгород, 2007 г.); на международной научной конференции «Медиа как предмет философии» (Санкт - Петербург, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим авторским объемом в 3, 9 усл. п. л. печатных листов, в том числе 1 статья - в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, включающего 197 источников, из них 24 - на английском языке, и 1 приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность исследования, определена его цель, объект и задачи, раскрывается научная новизна и теоретическая значимость, практическая ценность. Формулируется гипотеза, указываются методы исследования. Отмечаются теоретическая и практическая значимость работы. Излагаются положения, выносимые на защиту.

В главе I «Теоретические основы медиаобразования старшеклассни-ков на материале молодежных телепередач» определена роль теории «диалога культур» и «массовой культуры» в медиаобразовательном контексте; дан исторический обзор развития одного из самых востребованных у молодежи жанров - «реалити»; рассмотрены его функции, причины популярности у аудитории на современном социокультурном этапе; выявлены механизмы манипулятивного воздействия медиатекстов современных молодежных телепередач; специфика влияния медиатекстов телепередач «реалити» на молодежную аудиторию; показаны особенности медиатекстов данных телепередач (представлена их типология, особенности, видовые отличия, а также дана их характеристика); проведен анализ возможных механизмов развития критического мышления старшеклассников. При этом нами было уточнено и конкретизировано понятие «критическое мышление».

В параграфе 1. 1 «Теории диалога культур и массовой культуры в медиаобразовательном контексте» речь идет о том, что особенности развития современного общества порождают появление нового типа культуры – медиакультуры, которая, с одной стороны, являясь видом культуры, обладает всеми ее основными чертами, а с другой стороны, характеризуется специфическими особенностями.

Анализ медиакультуры традиционно базируется на концепции «диалога культур», созданной М.М.Бахтиным и В.С.Библером, предполагающей рассмотрение «я во взаимоотношении с другими личностями, то есть я и другой, я и ты» [Бахтин М. М., 1979].

Теоретико-методологическим фундаментом анализа рассматриваемой проблемы является также семиотический подход [Лотман Ю.М., 1992, 1994; Барт Р., 1994; Эко У., 2005 и др.]. В русле семиотики разрабатывается понимание медиакультуры как знаковой системы, как сложной системы текстов, несущих воспринимающему субъекту определенную информацию, передающих скрытые смыслы.

Текст перестает быть посредником в акте коммуникации и становится как для его автора, так и для чита­теля самостоятельным интеллектуаль­ным образованием, играющим в диалоге активную роль. Медиатексты, в свою очередь, несут знаковую нагрузку, передавая реципиенту не только видимую информацию, но и скрытые смыслы, не только текст, но и подтекст. Это позволяет использовать медиа и, в частности, телевидение, как средство воздействия на умы и сердца молодежи, в том числе не всегда позитивного. С этой целью используется популярность медиатекстов среди соответствующих слоев населения - подростков и молодежи.

Эмоциональная вера зрителя в подлинность показываемого на экране (что часто проявляется у старшеклассников) используется создателями многих телепрограмм и, в частности, реалити-шоу. Большую роль в нейтрализации отрицательного воздействия подобных программ может сыграть медиаобразование.

Одним из важнейших методологических подходов в медиаобразовании является теория критического мышления, разрабатывающая основные способы и формы формирования у молодежи и подрастающего поколения критического отношения к медийной информации.

В параграфе 1. 2 «Молодежные телепередачи жанра «реалити» на современном социокультурном этапе» рассмотрено понятие массовой культуры в целом, а также специфического телевизионного жанра реалити-шоу, как одного из самых популярных феноменов массовой культуры.

В результате анализа научной литературы, конкретных медиатекстов и итогов анкетирования аудитории старшеклассников мы выделили следующие причины популярности телепередач жанра «реалити»:

- эффект новизны (российские телезрители впервые увидели «реальное» шоу в 2001 году. Таким образом, этот телеформат можно считать относительно новым);

- эффект реальности и сиюминутности происходящего (многие старшеклассники верят в то, что события, происходящие в такого рода телепередачах, не запланированы заранее, не регламентируются, а возникают и развиваются стихийно; многие «реалити» претендуют на то, что демонстрируются в режиме one-line, что рождает ощущения присутствия «внутри действия»);

- эффект «замочной скважины» (возможность наблюдать за другими людьми, их проблемами, чувствами, интимными подробностями личной жизни; «реалити» дают такую возможность, размывая границы приватного и общественного);

- эффект популярности человека из толпы (к примеру, старшеклассники, получают удовольствие от осознания того, что популярными могут быть не только звезды эстрады или спорта, но и самые заурядные люди, «раскрученные» телевидением);

- эффект зрелищности (зрелищные произведения должны отличаться внешней выразительностью и эффектностью, эпатажем, вызывающим эмоции; события содержат долю драматизма, отражающего конфликты, борьбу. Должны быть «зацепка», действие, сцена приковывающие внимание. Очень важны сенсационность, умение зарабатывать «легкие деньги», необычность и отклонение от общепринятой нормы, а также демонстрация приватного. К тому же «реальное» телевидение играет на чувстве удовлетворенности от осознания неудачи другого человека, которое люди часто испытывают в повседневной жизни. Именно поэтому почти неизменный атрибут всех «реалити» - процедура публичного «отчисления» проигравших участников. Пытаясь понять причины успеха «реалити», нельзя игнорировать и эстетический аспект. Красивые молодые герои, модная, привлекательная одежда, мастерски снятый антураж и т.д. – всё это, несомненно, удовлетворяет эстетическим запросам «среднего» юного телезрителя, благо они у него не слишком высоки);

- эффект идентификации с участниками такого рода телепередач, нарушающими общественные табу (аудиторию привлекает возможность лицезрения нарушений общественных запретов);

- эффект интерактивности (телезрителям дается возможность путем телефонных звонков, интернет и смс-голосования и т.д. принять участие в развитии действия передачи, и старшеклассники этим активно пользуются).

В параграфе 1. 3  «Механизм манипулятивного воздействия медиатекстов телепередач жанра «реалити», рассмотрена проблема возможности этого жанра оказывать социально-деструктивное, манипулятивное воздействие, регулировать и предписывать определенные модели поведения; выражать и отображать оценки действительности.

При этом проведенный нами контент-анализ показал, что содержание большинства телепередач жанра «реалити» не соответствует требованиям информационной безопасности по ряду показателей: ценностному (доминирующие ценности – материальные); поведенческому (демонстрация вседозволенности, фривольного поведения); личностному (потребительское отношение ко всему и ко всем, цель оправдывает любые средства и т. д.); познавательному (уровень познавательной информации очень низок, в большинстве шоу он сводится к демонстрации бытовизма и праздного существования).

К тому же жанр «реалити» обладает значительными манипулятивными возможностями и способен оказывать социально-деструктивное влияние, особенно – на несовершеннолетнюю аудиторию. Структуру анализа процесса воздействия и восприятия можно представить следующим образом: субъект воздействия – объект – средства, способы и приемы – последствия. Конкретным субъектом воздействия, проанализированным в нашем исследовании, стал наиболее популярный у современной несовершеннолетней аудитории жанр телепередач – «реалити», а объектом - молодежь в возрасте от 15 до 17 лет (мы выявили, что 87% учащихся старших классов в возрасте от 15 до 17 лет являются зрителями подобных телепередач).  

Манипулятивное воздействие такого рода телепередач направлено на то, чтобы вызвать у аудитории нужные реакции, поступки и поведение. Оно может осуществляться путем воздействия как на рациональную, так и на эмоциональную сферу человека. Это происходит   путем навязывания мифов, стереотипов и образов. Вот почему важен педагогический анализ приемов, повышающих эффективность манипулятивного воздействия:  «приклеивание ярлыков», «сияющее обобщение», «перенос» (трансферт), «свидетельство» (ссылка на авторитеты), «игра в простонародность», «подтасовка фактов», «общая платформа» и др.  

 Эффективность воздействия на аудиторию позволяют повысить такие факторы, как: частота трансляции; амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию передач; релевантность события по отношению к культуре и осведомленности целевой аудитории; сохранение актуальности.

Все перечисленные способы, средства и приемы в совокупности, различной степени способны оказывать манипулятивное влияние, которое приводит к различным последствиям: кратковременным и длительным. Типология последствий может быть представлена следующим образом: подражание, ориентировка, установка.  

В медиатекстах жанра «реалити» очень четко прослеживается описанный механизм   манипулятивного воздействия.  В связи с этим становится актуальной необходимость развития критического мышления, направленного на развитие умения учащихся анализировать такого рода медиатексты, оценивать их, правильно интерпретировать, находить скрытый смысл (что реализуется в рамках медиаобразовательных занятий, с опорой на теорию развития критического мышления).

В параграфе 1. 4 «Обоснование медиаобразовательной модели развития критического мышления старшеклассников средствами анализа телевизионных медиатекстов жанра «реалити» рассмотрено, уточнено и конкретизировано понятие «критическое мышление», дан концептуальный анализ сущности и содержания данного понятия в рамках медиаобразования учащихся старших классов, теоретически обоснована возможность использования медиатекстов «реальных» телепередач для развития критического мышления старшеклассников.

Критическое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам – сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и поступающих к человеку через средства массовой коммуникации медиатекстов [Федоров А. В., 2007].

Процесс развития критического мышления, поданным нашего исследования, наиболее успешно реализуем при наличии трех составляющих: 1) условия (специальные медиаобразовательные занятия); 2) информативный материал, способствующий развитию критического мышления (в нашем случае, медиатексты жанра «реалити»); 3) технология, при которой активную роль должны играть сами учащиеся структура технологии развития критического мышления состоит их трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии).

Таким образом, мы пришли к выводу: успешная реализация целей и задач, направленных на развитие критического мышления старшеклассников на материале телевизионных медиатекстов жанра «реалити», может быть осуществлена в рамках медиаобразовательной модели [Рисунок 1.]

Рисунок 1. 

В главе II «Медиаобразование старшеклассников на материале

молодежных телепередач как фактор развития критического мышления» рассмотрены особенности возраста старшеклассников, дан подробный анализ результатов апробации, внедрения разработанной нами медиаобразовательной модели (с разработкой и анализом методики проведения медиаобразовательных занятий со старшеклассниками на материале жанра «реалити», направленной на развитие критического мышления учащихся).

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»