WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

____________________

ГРИГОРОВА Дарья Евгеньевна

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИАТЕКСТОВ МОЛОДЕЖНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ НА РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена на кафедре социокультурного развития личности

Таганрогского государственного педагогического института

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Фёдоров Александр Викторович;

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Александров Евгений Павлович;

доктор педагогических наук, профессор

Фоменко Владимир Трофимович

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Ростовский областной институт повышения квали-

фикации и переподготовки работников образования»

Защита состоится «19» декабря 2008 года в 12-00 на заседании  диссертационного совета Д-212.208.04 при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 17 ноября 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ и ХХI веков произошла окончательная переориентация молодёжной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Огромную значимость для любого человека, а для молодого - особенно, приобрели масс-медиа, становясь для человека средством восприятия, познания и освоения окружающего мира.

Средства массовой коммуникации сегодня представляют собой систему неформального образования и весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм, на формирование ценностных ориентаций личности.

В этих условиях самыми незащищёнными оказываются дети и молодежь: именно они существенно зависят от различного рода информационно-психологических воздействий. Одна из причин этого – доверчивость в восприятии информации, а также недостаточный жизненный опыт.

Медиа, являясь одним из важнейших источников социализации личности, отрывают людей от реальности, предлагая целую индустрию ощущений взамен полноценных отношений, а также готовые образцы мыслей и поступков, оказывая манипулятивное воздействие на аудиторию.

В такой ситуации особую значимость приобретают телепередачи, рассчитанные на молодежную телеаудиторию, особенно популярные и яркие образцы массовой культуры в жанре «реалити».

По мнению экспертов [Карабанова О. А., Подольский А. И., 2002], такого рода молодежные телепередачи не соответствуют требованиям информационной безопасности по подавляющему числу критериев: ценностно-смысловому, коммуникативному, поведенческому и личностному.

Такого рода медиатексты, на наш взгляд, обладают значительными манипулятивными возможностями и часто опасны - как для физического и психического здоровья, так и для становления личности ребенка, подростка.

Конечно, не все подобные телепередачи несут негативную информацию. Но многие молодежные телепередачи формата «реалити», идущие в эфире ежедневно в течение нескольких лет, несомненно, имеют большое формирующее негативное влияние на вкусы современного молодого поколения.

Таким образом, становится очевидной необходимость развития критического мышления аудитории, однако не в смысле абсолютно негативного и все отрицающего. Речь идет о развитии умений ставить перед собой проблемы и вопросы, искать объяснение непонятной информации, анализировать, интерпретировать, оценивать медиатексты, находить в них скрытый смысл, выявлять манипулятивные возможности. А это посильно только медиакомпетентному человеку.

От системы образования, ее качества и концепции во многом зависит развитие подрастающего поколения, в связи с чем особую актуальность приобретает медиаобразование, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации (прессы, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, владеть способами общения на основе невербальных средств коммуникации с помощью различных технических средств [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия, 1993].

Вопросы медиаобразования исследуются в научных трудах многих отечественных и зарубежных авторов [Усов Ю.Н., 1981, 1989, 1993, 1995, 2000; Зазнобина Л.С., 1996, 1998; Спичкин А.В., 1999; Шариков А.В., 1989, 1991; Федоров А.В., 1986, 1989, 1990, 1994, 1999, 2001-2008; Мастерман Л., 1985, 1997 и др.]. В настоящее время разработано немало концептуальных подходов и в сфере влияния телепередач на несовершеннолетнюю аудиторию [Левшина И.С., 1983; Полуэхтова И.А., 2003; Собкин В.С., 2000; Федоров А.В., 2001-2008; Шариков А.В., 1991 и др.], развития критического мышления [Мастерман Л., 1993, 1997; Симэли Л.М., 2000; Стил Дж., Меридит К., Темплер Ч., Уолтер С., 1997; Брайант Дж., Томпсн С., 2004; Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., 2003, 2004 и др.]. Вместе с тем, особенности влияния медиатекстов наиболее популярных молодежных передач жанра «реалити» на несовершеннолетнюю аудиторию, как и медиаобразовательный потенциал такого рода телепередач пока еще не получили должного освещения в спектре научных исследований в области медиапедагогики и развития критического мышления.

Несмотря на выявленные исследователями (Полуэхтова И.А., 2002; Собкин В.С., 2000; Шариков А.В., 1991 и др.) сильные, часто негативные влияния современных молодежных телепередач на несовершеннолетнюю аудиторию, в практической педагогической деятельности учителя все еще редко используют медиатексты для развития критического мышления школьников. Из этого становится явным противоречие между необходимостью развития критического мышления учащихся по отношению к медиатекстам молодежных телепередач (особенно наиболее популярного жанра «реалити») и недостаточной разработкой моделей и технологий включения медиаобразования в учебный процесс современной школы.

Исходя из данного противоречия нами определена проблема исследования: каковы возможности медиаобразования в развитии критического мышления старшеклассников средствами анализа медиатекстов молодежных телепередач жанра «реалити» с учетом особенностей влияния медиатекстов молодежных телепередач на данный тип аудитории

Цель исследования - разработка педагогической модели развития критического мышления старшеклассников средствами анализа медиатекстов популярных молодежных телепередач.

Объект исследования - учебный процесс, ориентированный на медиаобразование.

Предмет исследования -   медиатексты массовых молодежных телепередач как средство развития критического мышления старшеклассников.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что:

- массовая медиакультура с ее значительными технологическими возможностями неоднозначно влияет на развитие личности; особое манипулятивное, негативное влияние на старшеклассников способны оказывать медиатексты массовых молодежных телепередач формата «реалити»;

- восприятие старшеклассниками медиатекстов молодежных телепередач является большей частью стереотипным, из чего возникает необходимость развития критического мышления; критическое мышление предполагает обнаружение манипулятивного воздействия, умение анализировать и интерпретировать медиатексты с целью разграничения ложных и подлинных смыслов и ценностей, способность не принимать содержание телепередач на веру;

- медиатексты молодежных телепередач жанра «реалити» обладают значительным потенциалом развития критического мышления учащихся в условиях учебного процесса, ориентированного на медиаобразование;

- возможна разработка педагогической модели, направленно обеспечивающей развитие критического мышления старшеклассников средствами медиатекстов молодежных телепередач жанра «реалити», включающей базовые блоки обучения – диагностический, содержательно-технологический, результативно-оценочный.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1) определить роль и место популярных молодежных телепередач как одного из проводников массовой культуры на современном социокультурном этапе;

2) выявить манипулятивные возможности медиатекстов телепередач «реалити»;  проанализировать телевизионные ориентации, предпочтения старшеклассников, особенности влияния на них медиатекстов молодежных телепередач (в первую очередь, наиболее популярного жанра «реалити»);

3) обосновать необходимость использования такого рода телевизионных медиатекстов как средства развитие критического мышления учащихся, проанализировать механизмы развития критического мышления старшеклассников;

4) разработать и обосновать педагогическую модель развития критического мышления старшеклассников на материале медиатекстов популярных «реалити» телепередач, рассчитанных на молодежную аудиторию; апробировать данную модель путем внедрения ее в учебный медиаобразовательный процесс.

Теоретико-методологической базой исследования стали: теория «диалога культур» и семиотические концепции (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, У.Эко); психологические теории, отражающие особенности возрастного развития (И.С.Кон, Л.С.Выготский, Р.Немов, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин и др.); концептуальные идеи раскрывающие социально-психологические проблемы воздействия массовых коммуникаций (Р.Харрис, А.Бергер, Д.Брайант, С.Томпсон и др.), исследования по проблемам медиаобразования  (К.Бэзэлгэт, Л.Мастерман, Л.С.Зазнобина, С.Н.Пензин, Ю.Н. Усов, А.В. Спичкин, А.В.Федоров, А.В.Шариков, и др.); основные концептуальные подходы к развитию критического мышления (Л.Мастерман, Л.М.Симэли, Дж.Стил, К.Меридит, Ч.Темплер, С.Уолтер, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская и др.).

Методы исследования: теоретические - анализ и синтез философских, социологических, культурологических, социально-психологических и педагогических источников синтез, концептуализация и моделирование; эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, проективные методики; статистические и математические методы обработки полученных опытно-экспериментальных данных исследования; анализ результатов исследования; обобщение полу­ченных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- выявлены социально-психологические особенности воздействия современных молодежных телепередач на аудиторию старшеклассников;

- показаны особенности медиатекста телепередач формата «реалити» как средства развития критического мышления (представлены их типология, особенности, видовые отличия, а также дана их характеристика);

- уточнено и конкретизировано понятие «критическое мышление», дан концептуальный анализ сущности и содержания понятия «критическое мышление» в рамках дополнительного образования учащихся старших классов;

- теоретически обоснована и практически подтверждена возможность использования медиатекстов популярных «реалити» телепередач, рассчитанных на молодежную аудиторию, для развития критического мышления старшеклассников;

- впервые разработана и практически обоснована модель развития критического мышления старшеклассников в процессе анализа медиатекстов популярных молодежных телепередач формата «реалити» (с учетом умений анализировать, находить скрытый смысл и возможности манипулятивного воздействия, выявлять авторскую идею, сопоставляя с собственным представлением о тех или иных фактах и явлениях).

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации методики медиаобразовательных занятий, направленных на развитие критического мышления средствами медиатекстов молодежных «реалити» телепередач. Материалы исследования могут быть использованы на медиаобразовательных занятиях в общеобразовательных школах в виде элективных или специальных курсах, а также во внеучебной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Массовая медиакультура с ее значительными технологическими возможностями неоднозначно влияет на развитие личности. Наряду с положительным действием, она в состоянии провоцировать по отношению к учащимся с их неокрепшим сознанием ситуации нравственного риска, формировать негативные стереотипы поведения, манипулировать ценностными ориентациями молодежи.

2. Особую функцию по отношению к становлению и развитию личности выполняют молодежные телепередачи, несущие как положительный потенциал, так и негативно влияющие на облик личности. Это в особенности относится к молодежным телепередачам в формате реалити-шоу.

3. Важным средством развития критического мышления старшеклассников по отношению к содержанию исследуемых телепередач и медиасреды в целом являются медиатексты молодежных телепередач формата «реалити», включаемые в учебный процесс в качестве педагогического, по существу, дидактического фактора. Критическое мышление, формируемое средствами медиатекстов, предполагает возможность обнаружения манипулятивных воздействий, умение анализировать и интерпретировать медиатексты с целью разграничения ложных и подлинных ценностей.

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»