WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 ||

   4. Очень низкий (нулевой) – устойчивое негативное отношение (интолерантность).

   Для диагностики уровней отношения к Иному, которая предшествовала формирующему эксперименту, по первому показателю (признание и уважение прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними) испытуемым было предложено написать небольшое сочинение на тему: «Как Вы относитесь к мигрантам Были бы Вы за или против обучения детей мигрантов вместе с Вами». Чтобы оценить, насколько человек руководствуется стереотипами, мифами, предрассудками и широту диапазона принятия различных проявлений «инакости», были разработаны структурированные анкеты. Для оценки способности эмоционального постижения Иного (эмпатийности) использовались две методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и разработанная нами методика для определения способности сочувствия другому. Диагностика терпимости к жизненным проявлениям «инакости» осуществлялась с помощью теста О.И. Тушкановой «Насколько вы терпимы».

Таблица 1

Критерий, показатели и уровни толерантности личности

Критерий

Показатели

Уровни:

1) высокий; 2) средний; 3) низкий; 4) очень низкий

   ОТНОШЕНИЕ К ИНОМУ

 1. Признание и уважение прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними

 1) человек безусловно признает и уважает права людей, отличных от него, готов к позитивному взаимодействию с ними;

 2) человек в целом признает права «инаких», готовность к позитивному взаимодействию с ними является избирательной;

 3) человек декларирует равенство прав, но в конкретных ситуациях проявляет нетерпимость к тем, кого не может или не хочет понять и не готов к позитивному взаимодействию с ними;

 4) человек отрицает права тех, кто отличается от него и возможность позитивного взаимодействия с ними

 2. Отсутствие стереотипов, ми- 
фов, предрассуд- 
ков в отношении к Иным

 1) человек полностью свободен от стереотипов, мифов и предрассудков;

 2) человек в целом свободен от стереотипов, мифов и предрассудков, однако иногда неосознанно поддается некоторым из них;

 3) на словах человек толерантен к другим, но в конкретной ситуации нередко оказывается во власти бытующих стереотипов и предрассудков;

 4) отношение к Иным полностью определяется усвоенными стереотипами, мифами и предрассудками, человек не способен на самостоятельное и непредвзятое суждение

 3. Широта диа-

пазона принятия различных проявлений «инакости»

 1) принятие всего диапазона Иных, не похожих на тебя, отличающихся в социальном, этническом и других планах;

 2) принятие большей части диапазона Иных, при избирательном отношении к ним;

 3) принятие лишь отдельных проявлений «инакости»;

 4) категорическое непринятие любых проявлений «инакости», что распространяется практически на весь ее диапазон

 4. Способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность)

 1) высокоразвитая способность к сочувствию, сопереживанию другим, умение увидеть человека как бы изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения;

 2) способность к сочувствию, сопереживанию другим достаточно развита и чаще всего проявляется;

 3) недостаточная эмоциональная чуткость, способность к сочувствию, сопереживанию другим проявляется лишь в редких случаях;

 4) эмоциональная черствость, неспособность к сочувствию, сопереживанию другим

 5. Терпимость к жизненным проявлениям «инакости»

 1) высокоразвитая способность терпимо относиться к другим людям, к проявлениям их «инакости»;

 2) достаточно развитая способность терпимого отношения к другим, к жизненным проявлениям их «инакости»;

 3) ситуативная реакция на жизненные проявления «инакости», недостаточно развитая терпимость как качество личности;

 4) нетерпимость, стремление навязать свое мнение другим во что бы то ни стало, агрессивное отношение к «инаким»

 

  В ходе формирующего этапа эксперимента нами был создан дискуссионный киноклуб, работа которого позволила реализовать разработанное нами содержание воспитания толерантности и целенаправленно создать условия, позволяющие наиболее полно и эффективно использовать возможности киноискусства как средства воспитания. Затем была проведена повторная диагностика уровней сформированности толерантности у учащейся молодежи. Из-за небольшой численности испытуемых результаты опытно-экспериментальной работы могут рассматриваться нами только как тенденции, а не как закономерности (И.А. Зимняя). Однако количество участников эксперимента явилось достаточным для того, чтобы проверить предположения, сформулированные в гипотезе исследования. Результаты диагностики до и после проведенной работы представлены в таблице 2. 

Таблица 2

Динамика изменения уровней сформированности

толерантности личности (данные указаны в процентах)

Уровни

ЭГ

(до)

ЭГ

(после)

КГ-1

(до)

КГ-1

(после)

КГ-2

(до)

КГ-2

(после)

высокий

8,7

15,44

10,06

10,46

8,82

7,62

средний

41,26

55,84

46,18

47,02

42,34

41,68

низкий

37,42

21,48

30,8

29,54

32,84

35,0

очень низкий

12,62

7,24

12,96

12,98

16,0

15,7

 

   Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности толерантности личности в ЭГ значительно возросло. В контрольных группах произошли небольшие изменения, которые нельзя считать значимыми. Но все же в КГ-1, где были организованы просмотры специально отобранных кинофильмов, небольшие изменения в лучшую сторону произошли, а в КГ-2 количество ребят с высоким и среднем уровнями толерантности за год даже немного уменьшилось. Статистическая достоверность результатов опытно-экспериментальной работы доказана с помощью 2-критерия, вычисленного по каждому показателю с использованием компьютерной программы  
«SPSS 10.0 for Windows».

   Таким образом, гипотеза о значительном социально-педагогическом потенциале киноискусства как фактора социализации и средства воспитания толерантности, механизмами реализации которого в процессе восприятия и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающих зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»); о том, что содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая таким образом их развитие, и что наиболее адекватной формой организации этой работы на основе киноискусства в молодежной аудитории является дискуссионный киноклуб; о педагогических условиях, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, экспериментально подтвердилась.

   Вместе с тем проделанная работа не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Нам представляется, что необходимы более обстоятельные исследования отдельных видов толерантности и путей их формирования, дальнейший поиск инновационных средств и форм воспитания толерантности, выявление возможностей использования киноискусства в процессе социально-педагогической работы с другими категориями населения. 

   Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

  1. Жмырова, Е.Ю. О понятии «толерантность» и ее видах / Е.Ю. Жмы- 
    рова // Вестн. Тамб. гос. техн. ун-та. 2006. Т. 12. №4Б. С. 1265-1269.
  2. Жмырова, Е.Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности / Е.Ю. Жмырова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 3 (59). С. 303-306.
  3. Жмырова, Е.Ю. Подростковый киноклуб как форма дополнительного образования / Е.Ю. Жмырова // Развитие дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образовании: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (19–25 мая 2005 г.). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – С. 152-153.
  4. Жмырова, Е.Ю. Национальные и духовные традиции как фактор формирования этнической толерантности в условиях учебного заведения /  
    Е.Ю. Жмырова // Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект: материалы Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (25–31 окт. 2005 г.). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – С. 153-155.
  5. Жмырова, Е.Ю. Подготовка будущих социальных педагогов к воспитанию толерантности у подростков и молодежи / Е.Ю. Жмырова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (22–28 мая 2006 г.). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – С. 26-27.
  6. Жмырова, Е.Ю. Киноклуб как форма организации воспитательной работы в техническом колледже / Е.Ю. Жмырова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (24–29 мая 2007 г.). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – С. 13-15.
  7. Жмырова, Е.Ю. Формирование толерантности и психологические механизмы взаимодействия зрителя с экранными героями / Е.Ю. Жмырова // Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. заочной конф. (22–23 нояб. 2007 г.). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – С. 170-173.
  8. Жмырова, Е.Ю. К вопросу о понятии «толерантность» (социально-педагогический подход) / Е.Ю. Жмырова // Х Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ  
    им. Г.Р. Державина, 2005. – С. 31-32.
  9. Жмырова, Е.Ю. Возможности киноискусства как средства воспитания подростков / Е.Ю. Жмырова // ХI Державинские чтения: материалы  
    науч. конф. преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Дер- 
    жавина, 2006. – С. 73-74.
  10. Жмырова, Е.Ю. Исследование культурно-образовательного кругозора подростков и молодежи в аспекте воспитания толерантности /  
    Е.Ю. Жмырова // ХII Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. –  
    С. 103-107.

  

Подписано в печать 21.04.2008 г. Формат 6084/16. Объем 1,4 усл. печ. л.

Тираж 100 экз. Заказ 1106. 

Издательский дом Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

392008, г. Тамбов, Советская, 190г.


Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»