WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |

   Воспитательная функция кино заключается в представлении моделей жизни, образцов поведения, в пропаганде ценностей, в формировании отношений к миру, людям, к самому себе, в приобщении к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества. Искусство учит и воспитывает, расширяя жизненный опыт личности, включая в него освоенные при помощи искусства новые ситуации и отношения. Причем усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности.

   Содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества, разработанное в диссертации на основе ее структурных компонентов (образовательного, ценностно-нормативного, эмоционального, поведенческого), представляет собой совокупность направлений педагогической деятельности, обеспечивающих развитие этих компонентов с помощью произведений киноискусства.

   Под образовательным компонентом мы понимаем объективные, глубокие, разносторонние и систематизированные знания, которые должны создать

иммунитет от невежества, предрассудков, мифов, стереотипов, стать своеобразным «барьером» против интолерантного отношения к людям. Одними из основных направлений деятельности педагога для воспитания толерантности у молодежи, по нашему мнению, должны стать расширение культурного кругозора и разрушение негативных стереотипов по отношению к Иным. Но все же содержание понятия «толерантность» – намного богаче, чем оснащенность необходимыми знаниями. Поскольку мы разделяем точку зрения тех ученых, которые склонны относить толерантность к морально-нравственным качествам личности, а ее формирование рассматривать в рамках категории ценностно-нормативного воспитания. Речь идет о формировании гуманистических ценностей, убеждений, норм, регулирующих повседневную жизнь, взгляды, суждения и поведение человека.

   Многие исследователи отмечают, что наиболее действенным средством разрушения негативных стереотипов по отношению к «инаким» является возможность «вживую» пообщаться с представителями других этносов, конфессий, носителями иной культуры. Киноискусство с помощью коммуникативной функции создает ситуации, приближенные к «живому» общению, помогает понять менталитет Иных, найти не только отличия, но и то общее, что есть у различных категорий людей. Идентифицируясь с героем, зритель может не просто пообщаться с действующим лицом фильма, но и встать на его место, взглянуть на мир его глазами. Все это, в свою очередь, развивает у воспринимающего способности к эмпатии, эмоциональному пониманию других, сочувствию. Через экранные образцы, через эмоциональное восприятие, включающее психологические механизмы эмпатии и идентификации, молодые люди эффективно усваивают нормы, ценности, идеалы, иногда кардинально меняя свое мировоззрение, свое отношение к себе и к другим, а следовательно, и свое поведение. Таким образом, киноискусство способствует формированию поведенческой толерантности индивида.

   Как правило, под поведенческой толерантностью понимают конкретные умения и способности, позволяющие человеку успешно жить в мире и согласии с собой и другими. Это способности успешной коммуникации и позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, социальная активность и компетентность, социально-психологическая устойчивость, умение терпимо относиться к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражения их точки зрения, имеющей право на существование). Помочь приобрести такие навыки способны не только и не столько просмотр киноленты, сколько дискуссия после него, обсуждение картины. Практически все формы воспитания средствами киноискусства подразумевают следующий за просмотром обмен мнениями, впечатлениями. Если такие обмены станут регулярными, то постепенно (не без помощи педагога) у ребят будет формироваться культура ведения дискуссии, предполагающая способность уважать и заинтересовано выслушивать мнение другого.

   Названные структурные компоненты толерантности обусловили содержание педагогической деятельности, основными направлениями которой явились:

   - расширение кругозора учащихся, углубление их знаний из области науки, истории, культурологии, медицины, религиоведения в аспекте отношения к «инаким»;

   - развитие интеллектуальной самостоятельности и критичности мышления, разрушение негативных стереотипов, мифов, предрассудков;

   - расширение диапазона принятия других людей, отличающихся от них по каким-либо параметрам;

   - развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию другим;

   - формирование терпимого отношения к жизненным проявлениям «инакости».

   Предпринятый нами анализ существующих форм использования киноискусства в педагогическом процессе позволил сделать вывод о том, что наиболее адекватной формой организации воспитания толерантности у учащейся молодежи с опорой на киноискусство является дискуссионный киноклуб. Киноклуб является привлекательной формой работы для подростков и молодежи, так как удовлетворяет потребность учащихся в познании, общении, ярких впечатлениях, развлечении и отдыхе. Дополнительную привлекательность киноклубу по сравнению, например, со спецкурсом или факультативом сообщает в глазах юных зрителей то, что он относится к сфере досуга. Несмотря на то, что факультатив также предполагает свободный выбор и заинтересованность учащихся, он все же воспринимается как учебный элемент, а киноклуб – как компонент внеурочной досуговой жизни учащихся, как действительно добровольная и желанная форма совместной деятельности, позволяющая сочетать познание, общение, удовольствие и отдых.

   Во второй главе «Процесс реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи» дается обоснование педагогических условий, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи; раскрывается содержание опытно-экспери- 
ментальной работы по формированию толерантности у учащейся молодежи; дается оценка результатов этой работы.

   В диссертации выявлена, теоретически обоснована и проверена опытно-экспериментальным путем совокупность педагогических условий, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи.

   Одной из задач нашей опытно-экспериментальной работы было создание дискуссионного киноклуба в учебном заведении. Исходным педагогическим условием организации его воспитательной деятельности и эффективного использования киноискусства в целях формирования толерантного сознания учащихся является составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям.

К психолого-педагогическим критериям мы относим доступность фильма для учащихся (соответствие возрастным особенностям и жизненному опыту юных зрителей), проблемность произведения, возможность идентифицировать себя с героями киноленты. К морально-эстетическим критериям, которым должна отвечать кинопрограмма, относятся гуманистическая направленность фильмов, входящих в ее состав, и достаточно высокий художественный уровень каждой киноленты.

   Учитывая то, что большинство современных молодых людей отличает крайне низкий уровень зрительской культуры, что они эстетически и психологически не подготовлены к восприятию серьезного кино, одним из педагогических условий успешности использования киноискусства в воспитательной работе является формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино.

   Мы отдаем себе отчет в том, что срок и задачи нашей опытно-экспериментальной работы не предполагают воспитания зрительской культуры учащихся во всех ее аспектах. Это особая воспитательная задача и, по сути, сфера самостоятельной художественно-педагогической деятельности. Наша цель реализовать возможности кино как фактора социализации для формирования толерантности у членов киноклубного объединения. Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь формированием таких базовых компонентов зрительской культуры, как культура поведения у экрана, отношение к кино как к искусству и готовность к вдумчивому и активному в морально-психологическом плане взаимодействию с экраном.

   Следующим условием, обеспечивающим эффективность использования киноискусства в качестве средства воспитания толерантности, является педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра. Предкоммуникативная фаза – это своеобразное введение в фильм. До просмотра педагог должен создать у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробудить интерес к фильму, сформировать историко-культурный контекст восприятия. То есть создать установку на восприятие и информационно обеспечить его адекватность.

   Задача посткоммуникативной фазы просмотра – помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, способствовать формированию собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия играет, порой, не меньшую роль, чем сама картина. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм.

   Еще одним условием, обеспечивающим эффективность воспитательного воздействия киноискусства, является реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории.

Статус события получает не всякое явление, а лишь то, что выходит за пределы устоявшегося «порядка вещей». Событие – это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло. Как пишет А.Н. Малюков, событийность от встречи с прекрасным способна коренным образом изменить сложившуюся ситуацию. Ученый говорит о таком направлении, как педагогика событийности, которая способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений жизни и помогает гармонизировать психическое развитие человека, формирует его ценностные установки и ориентации.

   Необходимо, чтобы каждое заседание клуба, каждая встреча с искусством воспринималась ребятами не как рядовой кинопросмотр, не как повседневный акт потребления впечатлений от экрана, а как событие, как важное явление в жизни. Просмотр фильмов в киноклубе должен существенно отличаться от повседневно-будничного общения с телеэкраном в домашних условиях. Сам же фильм, «пережитый и прожитый» в зрительном зале, должен стать для учащихся эмоциональным потрясением, событием личной биографии, сгустком нового социального опыта.

   Принцип «диалогового взаимодействия» основывается на готовности изменить свою точку зрения при условии, что иная точка зрения будет убедительно аргументирована. Дискуссионный киноклуб предполагает диалоги разных уровней: диалог между участниками просмотра – обсуждение фильма членами киноклуба, включая организующего и направляющего его педагога; диалог зрителя с фильмом (то есть с автором – его позицией и с персонажами – принятие или непринятие их позиций) и, наконец, внутренний диалог зрителя с самим собой. Диалоговые формы обучения и воспитания помогают создать необходимые условия для становления толерантного сознания. Ведь толерантность начинается с умения выслушать чужое мнение, понять позицию другого, с уважения права другого на собственное мнение, с умения корректно поспорить.

   Следующим педагогическим условием при организации воспитания толерантности средствами киноискусства является сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма. О достоинствах скрытой педагогической позиции писал еще в ХVIII веке Ж.-Ж. Руссо. О ее эффективности для формирования качеств личности говорили Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, A.B. Мудрик и др. Ученые отмечают, что высокий уровень педагогического мастерства предполагает скрытые, косвенные формы воспитательного воздействия, при которых руководство педагога действиями учащегося выступает в завуалированном виде.

   Речь идет о скрытой позиции педагога как организатора и методиста. Воспитание толерантности средствами киноискусства должно, по нашему мнению, носить имплицитный характер, что предполагает незаметность этого процесса для самих воспитанников, которые собрались, чтобы посмотреть и обсудить фильм. В то же

время у педагога, несомненно, должна быть собственная точка зрения и отчетливая личностная (мировоззренческая) позиция, на которую он как и любой участник дискуссии имеет право и которая, безусловно, интересна учащимся. Будучи ведущим обсуждения, направляя его ход, он должен, избегая директивной формы, найти подходящий момент для изложения своих взглядов на предмет обсуждения.

   В ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в течение 2006–2007 гг., нами был создан на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж» киноклуб. Были определены экспериментальная (ЭГ) и две контрольные группы (КГ-1 и КГ-2), вполне сопоставимые по основным параметрам: половозрастным характеристикам и уровню успеваемости. В исследовании приняли участие 125 человек в возрасте от 16 до 19 лет. Участники ЭГ стали полноценными членами киноклуба, они не только регулярно смотрели специально отобранные фильмы, с ними проводилась целенаправленная работа с учетом сформулированных педагогических условий. Участники КГ-1 просто смотрели те же самые фильмы, но без какого-либо педагогического сопровождения. С участниками КГ-2 подобные просмотры не проводились. Заседания киноклуба проходили один-два раза в месяц во внеучебное время.

   В качестве критерия оценки сформированности толерантности у учащейся молодежи нами рассматривается – отношение к Иному. Мы выделили пять показателей, в которых проявляется данный критерий (таблица 1).

   В педагогической диагностике толерантности нами использовалась так называемая ранговая или уровневая классификация степени сформированности этого нравственного качества личности, было выделено четыре уровня сформированности толерантности, характеризующие отношение к Иному:

   1. Высокий – устойчивое позитивное отношение.

   2. Средний – преимущественно позитивное отношение.

   3. Низкий – ситуативно-неустойчивое отношение.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»