WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

   Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ имени Г.Р. Державина «Державинские чтения» (г. Тамбов); на Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования: теория и практика» (г. Тамбов, 19–25 мая 2005 г.), «Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект» (г. Тамбов, 25–31 октября 2005 г.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 22–28 мая 2006 г.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 24–29 мая 2007 г.), «Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы» (г. Тамбов, 22–23 ноября 2007 г.).

   Основные результаты исследования внедрены в практику воспитательной деятельности Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж».

   Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

   Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, охарактеризованы его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

   В первой главе «Теоретические основания использования киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи» анализируется понятие толерантности, характеризуются особенности ее видов; обосновывается необходимость формирования толерантности у учащейся молодежи; раскрываются возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности; рассматриваются содержание и организация воспитания толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба.

   В диссертации дается этимология термина «толерантность», его перевод с иностранных языков, характеристики этого понятия в различных словарях, проанализированы философские, социологические, психологические, педагогические труды, посвященные исследованию феномена толерантности.

   В частности отмечается, что многие современные зарубежные исследователи акцентируют внимание на толерантности как на политическом феномене и рассматривают ее в основном как проблему прав и свобод личности. Правозащитники выступают с трактовкой толерантности, прежде всего, как условия преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему «инакому» – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. В психологии и педагогике толерантность рассматривается как личностное качество (свойство) человека, как способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других индивидов (А.Г. Асмолов), а также как способность человека сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни (Б.З. Вульфов). Таким образом, толерантность понимается как универсальное качество личности, характеризующееся широким диапазоном его проявлений в общественной жизни и межличностных отношениях. Однако, как показал анализ современных научных исследований, преимущественное внимание уделяется в них этническим и социокультурным аспектам толерантности и их формирования, в то же время многие другие не менее важные содержательные аспекты толерантности (например, медицинский, гендерный, возрастной) не получили достаточного освещения в рамках данной проблемы.

   Основываясь на изучении научной литературы и социальной практики, исследовании разнообразных проявлений интолерантного отношения в современном социуме, в диссертации уточняется и дополняется содержание понятия «толерантность», которое определяется многообразием ее аспектов (видов толерантности).

   В диссертации представлены и охарактеризованы основные виды толерантности в зависимости от объектов, к которым наиболее часто проявляется нетерпимость: толерантность к личностным особенностям другого человека (межличностная); к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная); к другому этносу (этническая); к другой вере (конфессиональная); к другой культуре (межкультурная); к другому полу (гендерная); к другой сексуальной ориентации (сексуальная); к другому состоянию здоровья (медицинская); к другому возрасту (возрастная); к другой социальной группе/страте (социальная).

   Уточнение содержания понятия «толерантность» способствовало принятию следующего определения: толерантность это интегративное качество личности, проявляющееся в способности индивида принимать других людей во всем их своеобразии, признавать их индивидуальность, уважать убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, способы самовыражения и творчества, независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации и др.

   Как любое другое нравственное качество личности толерантность не присуща людям с рождения, она целенаправленно воспитывается с детских лет и нуждается в постоянной актуализации. Юношеский возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей. Он характеризуется поиском приемлемых социальных ролей, личностным самоопределением, развитием социальных активности и ответственности, стремлением проявить себя за рамками ближайшего социума (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Э. Эриксон и др.).

   В диссертации рассматриваются результаты опубликованных социологических опросов и собственных исследований, характеризующих мнения современной молодежи по проблеме отношения к «инаким». На разных этапах в осуществленном нами исследовании приняли участие более 300 человек от 15 до 20 лет. Обобщение полученных результатов позволило сделать вывод, что проблема интолерантного отношения ко всем «инаким» актуальна в современной молодежной среде. Многие респонденты настроены агрессивно по отношению к отличающимся от них людям. И вряд ли это можно объяснить только спецификой возраста. Здесь и нехватка информации, и замалчивание социально важных тем, и отсутствие интереса к ним, и элементарная невоспитанность. Причем аргументировать свою позицию участники опросов практически не могут. Зачастую они руководствуются не объективными знаниями, а стереотипами, мифами, предрассудками, распространенными в обществе.

   Анализ результатов социологических опросов и исследований еще раз подтвердил, что давно назрела необходимость этнического, конфессионального,

социокультурного, медико-социального, психологического просвещения молодежи в контексте проблем толерантности. Данное заключение, в свою очередь, привело нас к выводу о важности и необходимости целенаправленного воспитания у молодежи толерантности и поиска оптимальных для этого методов, средств и форм.

   В работе рассматриваются современные подходы, программы и методики воспитания толерантности у молодежи, которые имеют как несомненные достоинства, так и недостатки. В качестве основных средств, которые исследователи предлагают использовать на практике, поликультурное образование и воспитание, диалоговые формы, тренинги. Однако анализ сложившихся подходов к воспитанию толерантности позволил сделать вывод, что в целом педагогика толерантности носит сегодня или информативно-словесный, или тренинговый характер. С помощью названных средств можно дать молодым людям определенные знания, научить их грамотно вести себя в различных ситуациях, помочь овладеть стратегическими и тактическими приемами, технологиями, сформировать типичные поведенческие реакции, но трудно сформировать глубинные структуры, изменить личностные установки. Кроме того, тренинг, как правило, проводится в однородной группе (например, среди учащихся одного класса). В такой группе трудно создать проблемную ситуацию, нет возможности «вживую» пообщаться с «инакими». Поэтому наряду с совершенствованием имеющихся необходим поиск принципиально новых средств воспитания толерантности личности. Учитывая психофизиологические особенности возраста, нужны такие средства и формы воспитания, которые выведут воспитанников за пределы учебного заведения в «большой мир», окажут значительное влияние на их эмоциональную сферу.

   Огромными возможностями эмоционально-воспитательного влияния на личность обладает искусство (Ю.Б. Борев, И.Ф. Гончаров, А.Н. Малюков,  
Т.А. Марченко, Т.С. Позднякова, В.Л. Прокофьева и др.). В силу своей поли- 
функциональности и воздействия на чувственную сферу индивида искусство порождает глубокие и сложные переживания, активизирует психическую деятельность человека, помогает лучше понять окружающий мир, других людей, самого себя, проникнуть в сущность тех или иных явлений действительности и, как следствие, изменить к ним свое отношение. Изучение воспитательных возможностей различных видов искусств позволило сделать вывод о том, что в воспитании толерантности киноискусство имеет ряд несомненных преимуществ, прежде всего в силу своей доступности и популярности у подрастающего поколения. Для подростков и молодежи просмотр кинофильмов является одним из любимых видов времяпрепровождения: это и досуг, и отдых, и способ самообразования. Как фактор социализации кинематограф помогает молодежи искать и находить на экране образцы для поведения, жизненные ориентиры.

   Важное место киноискусства в процессе воспитания подрастающего поколения обусловлено социально-психологическими возможностями его воздействия на

личность. При установлении эмоциональной связи зрителя с персонажем фильма начинают работать такие механизмы, как идентификация и эмпатия; зритель как бы выключается из собственной жизни и погружается в другую, начиная сопереживать герою или отождествлять себя с ним.

   Идентификация с персонажем проявляется как отождествление с ним или как принятие на себя отношения к нему со стороны других.

   При восприятии кинофильмов возможны три вида идентификации:

   - идентификация с «иным»;

   - идентификация со «своим»;

   - идентификация с авторской позицией.

   Первый вид – это идентификация с героями-объектами интолерантного отношения, «другими», сопереживание им, проживание их жизней, изменение к ним отношения через отождествление себя с ними или сочувствие им, понимание и признание их. Это могут быть представители других этносов, герои, ставшие инвалидами и т.д. Например, герой Сидни Пуатье в фильме «Полуночная жара» или герой Тома Круза в фильме «Рожденный четвертого июля».

   Второй вид идентификации подразумевает отождествление с героями, являющимися для зрителя «своими», то есть близкими ему в социокультурном, психологическом планах, но в то же время демонстрирующими образцы толерантного отношения к «инаким» (пример – героиня Мелани Гриффит в фильме «Незнакомка среди нас»). Нередко у таких героев толерантность формируется в процессе развития сюжета фильма, изменяя первоначальное отношение по мере освобождения от предрассудков (пример – герой А. Панина в картине «Внук Гагарина»). При идентификации с авторской позицией усваиваются нормы и ценности создателя картины, его отношение к героям, проблеме, коллизиям фильма.

   Эмпатия – это понимание другого человека, постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживания другого человека. Благодаря механизму эмпатии пассивное созерцание изображенного на экране переходит в активный личностный процесс соучастия.

   Кино обладает специфическими возможностями воздействия на зрителя благодаря уникальным выразительным средствам. Даже, казалось бы, смежное с кинематографом искусство театра не дает таких возможностей для идентификации с героем, как фильм, показанный на большом экране. В театре события происходят на глазах у зрителей, которые смотрят на то, что происходит на сцене «со стороны», из зала. В кинотеатре же зритель не является сторонним наблюдателем, он как бы «растворяется» в экранном пространстве, находится среди героев фильма. Перенос обеспечивается самим способом «изложения» событий кинофильма, при котором режиссер, меняя планы, ракурсы, может заставить зрителя смотреть на все происходящее глазами героев фильма. Зритель попадает как бы внутрь изображаемой действительности, сам становится действующим лицом, сопереживает происходящему на экране. За несколько часов у экрана можно «пережить» многие другие жизни, обогатиться опытом других людей, в известной мере присвоить его. Процесс восприятия фильма и по существу, и по форме становится аналогичным процессу накопления собственного опыта.

   Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся толерантности, особое значение имеют познавательная, коммуникативная, развивающая и воспитательная.

   Познавательная функция кино позволяет обогатить образовательно-куль- 
турную сферу человека, разрушить распространенные в обществе стереотипы, мифы, предрассудки, касающиеся объектов интолерантного отношения. Кроме того, кинематограф позволяет человеку освоить такие ситуации, в которых он никогда бы не оказался в реальной жизни, увидеть людей, которых не встретил бы.

   Коммуникативная функция киноискусства заключается в том, что реципиент, то есть субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение, не просто «вычерпывает» из произведения заключенную в нем художником информацию, а опосредованно общается с автором, ведет с ним диалог, одобряет или не одобряет его позицию, уточняя при этом свою. В то же время коммуникативная функция киноискусства может быть реализована в процессе общения зрителей между собой по поводу фильма (обсуждение, обмен мнениями, дискуссия). А, как известно, ведущим видом деятельности у подростков и молодежи является общение со сверстниками.

   Развивающая функция позволяет зрителям стать психологически более тонкими и искушенными. При восприятии киноленты развиваются способности к сочувствию, восприимчивости, проницательности, способности эмоционального постижения другого, умение увидеть другого человека изнутри, взглянуть на мир как бы его глазами.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»