WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |

   Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии индивида; о единстве сознания и деятельности; о личности как субъекте деятельности и общения; о социальной среде и различных институтах общества как факторах социализации.

   Методологическую функцию в исследовании осуществляли системный подход, предполагающий анализ объектов и явлений действительности как целостных, интегративных образований, характеризующихся взаимосвязью и соподчиненностью входящих в них элементов; личностно-деятель- 
ностный подход, опирающийся на идею о том, что все психические процессы, свойства и состояния принадлежат конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия, а также на положение о единстве сознания и деятельности, воспитания и развития личности; социально-педагогический подход, основывающийся на закономерностях жизнедеятельности человека в условиях социума и ориентированный на гармонизацию отношений личности и общества, человека и среды; культурологический подход, исходящий из закономерности нарастания многообразия культур и идеи «диалога культур» как условия понимания себя и Другого.

   Теоретическую базу исследования составляют:

   - ведущие положения методологии современной педагогики (Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.А. Липский, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.);

   - положения о сущности, процессе и факторах социализации человека (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, С.А. Беличева, Л.Г. Буева, Н.Ф. Голованова, М.З. Ильчиков, И.С. Кон, А.И. Кравченко, В.М. Медков, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн, Т. Шибутани и др.);

   - теоретические основы социальной педагогики (А.И. Арнольдов,  
Б.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.Н. Галагузова, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, Р.М. Куличенко, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев,  
А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Г.Н. Филонов и др.);

   - концептуальные положения о формировании толерантности (А.Г. Асмолов, Г.А. Бакиева, С.К. Бондырева, Л.С. Братченко, Р.Р. Валитова,  
Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, А.А. Леонтьев, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, Л.А. Шайгерова,  
В.В. Шалин, О.Д. Шарова и др.);

   - положения эстетики, искусствознания и теории художественного воспитания о функциях искусства и его роли в духовно-нравственном и социальном становлении человека (А.И. Арнольдов, Ю.Б. Борев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский,  
Л.Н. Столович и др.).

   Особое значение для исследования имели работы по кинопедагогике, содержащиеся в них положения о специфике использования киноискусства в воспитательных целях (О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, И.С. Левшина,  
В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.).

   Методы исследования.

   Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

   - теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, психологической, педагогической, искусствоведческой);

   - эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, беседа, обобщение практического опыта);

   - педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

   - количественный и качественный анализ полученных результатов.

   Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж». На разных этапах им было охвачено 325 учащихся. В основном эксперименте приняли участие 125 человек.

   Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.

   Первый этап (2003–2005 гг.) – теоретико-поисковый – включал изучение состояния проблемы воспитания толерантности у учащейся молодежи, анализ научной литературы и практического опыта, определение концептуальных подходов и исходных параметров исследования, его предмета, цели, задач,

гипотезы и категориального аппарата; теоретическое обоснование содержания понятия «толерантность», критерия и показателей ее сформированности, выявлении возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности, а также совокупности педагогических условий, способствующих эффективной реализации этих возможностей в социально-воспитательной работе с учащейся молодежью.

   Второй этап (2005–2007 гг.) – опытно-экспериментальный. На данном этапе были предприняты организационные меры, необходимые для подготовки и проведения констатирующего и формирующего экспериментов, разработаны их содержание и методика, осуществлена опытно-экспериментальная проверка сформулированных в гипотезе позиций, в частности педагогических условий, призванных обеспечить эффективность реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи.

   Третий этап (2007–2008 гг.) – обобщающий – состоял в подведении итогов опытно-экспериментальной работы, анализе ее результатов, уточнении теоретических выводов, основных идей и положений, завершении оформления текста диссертации.

   Научная новизна исследования:

   - на основе анализа широкого круга типичных проявлений интолерантности в современном социуме уточнено и дополнено содержание понятия «толерантность», определяемое многообразием ее аспектов (видов толерантности), охарактеризованы основные виды толерантности (межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, гендерная, сексуальная, медицинская, возрастная, социальная);

   - определены критерий («отношение к Иному») и показатели (признание прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними; отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным; широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»; способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность); терпимость к жизненным проявлениям «инакости»), позволяющие оценить уровень толерантности личности;

   - раскрыты возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности, заключающиеся в таких механизмах социализации, реализующихся в процессе восприятия и осмысления кинопроизведения, как идентификация с героями фильма и авторской позицией, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий фильма, обогащающее зрителя опытом жизни непохожих на него людей («инаких»);

   - разработано содержание воспитания толерантности у учащейся молодежи как совокупность направлений педагогической деятельности, обеспечивающей развитие структурных компонентов этого личностного качества и осуществляемой в рамках дискуссионного клуба – наиболее адекватной формы организации воспитательной работы с молодежью на основе киноискусства;

   - обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи: составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям; формирование компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино; педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра; реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории; сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

   Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие социально-педагогической теории, в той части, которая посвящена социальному воспитанию молодежи, в частности формированию у молодых людей толерантности как личностного качества, отражающего уровень гуманизации отношений в современном социуме.

   Дополнены и конкретизированы существующие теоретические представления о средствах социального воспитания, в качестве одного из которых может быть использовано киноискусство, обладающее значительным социально-педагогическим потенциалом как фактор социализации и эмоционально-воспитательного воздействия на личность.

   Результаты исследования уточняют и обогащают научные представления о содержании понятия «толерантность», различных аспектах ее проявления, видах толерантности и соответственно о задачах, содержании и формах педагогической деятельности, направленной на воспитание толерантности у молодежи; расширяют представления о педагогических условиях, обеспечивающих эффективность процесса воспитания толерантности у молодежи; обогащают критериальный аппарат выявления уровня толерантности личности.

   Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащихся в нем теоретического и методического материалов и выводов для воспитания толерантности у учащейся молодежи средствами киноискусства.

   Материалы диссертации создают теоретические предпосылки для практического освоения дополнительных ресурсов воспитательной работы, в частности, для реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи и содержат конкретные рекомендации по организации воспитательной работы на основе произведений киноискусства в рамках деятельности молодежного дискуссионного киноклуба.

   Материалы диссертации также могут быть использованы в социально-воспитательной работе с учащимися общеобразовательных школ и студентами вузов, в деятельности молодежных досуговых объединений и учреждений дополнительного образования.

   Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием разнообразных источников информации; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; длительностью поискового процесса; корректной организацией опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения; использованием математического и статистического аппарата при обработке данных; количественным и качественным анализом полученных результатов.

   Основные положения, выносимые на защиту:

   1. Толерантность – это интегративное качество личности, проявляющееся в способности индивида принимать других людей во всем их своеобразии, признавать их индивидуальность, уважать убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, способы самовыражения и творчества, независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации и др.

   Содержание понятия «толерантность» определяется многообразием ее аспектов, сфер проявления в условиях социума, которые выступают как виды толерантности; к основным видам толерантности относятся межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, гендерная, сексуальная, медицинская, возрастная и социальная толерантность.

   2. В качестве критерия оценки сформированности толерантности выступает отношение к Иному, которое проявляется в следующих показателях, позволяющих выявить высокий, средний, низкий или очень низкий уровень толерантности личности:

   - признание и уважение прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними;

   - отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным;

   - широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»;

   - способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность);

   - терпимость к жизненным проявлениям «инакости».

   3. Киноискусство обладает значительным социально-педагогическим потенциалом как фактор социализации и средство воспитания толерантности, механизмами реализации которого в процессе восприятия и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»).

   4. Содержание воспитания толерантности обусловлено структурой данного качества личности, такими ее компонентами, как образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий, и включает такие направления воспитательной деятельности, как расширение кругозора учащихся, углубление их знаний из области науки, истории, культурологии, медицины, религиоведения в

аспекте отношения к «инаким»; развитие интеллектуальной самостоятельности и критичности мышления, разрушение негативных стереотипов, мифов, предрассудков; расширение диапазона принятия учащимися других людей, отличающихся от них по каким-либо параметрам; развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию другим; формирование терпимого отношения к жизненным проявлениям «инакости».

   Наиболее адекватной формой организации этой деятельности с учащейся молодежью на основе произведений киноискусства является дискуссионный киноклуб.

   5. Педагогическими условиями, способствующими эффективности использования возможностей киноискусства как средства формирования толерантности у учащихся, являются:

   - составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям;

   - формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино;

   - педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра;

   - реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории;

   - сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»