WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |

На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 

Жмырова Екатерина Юрьевна 
 


 

КИНОИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 
 
 
 
 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(социальное воспитание) 
 
 
 
 
 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов – 2008

Работа выполнена в Тамбовском государственном университете

имени Г.Р. Державина. 
 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор Монастырский Валерий Анатольевич 
 

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Малюков Александр Николаевич

кандидат педагогических наук Ерохина Ирина Антоновна 
 

Ведущая организация:

Воронежский государственный педагогический университет 
 

Защита состоится «_29_» мая 2008 г. в _10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392700, Тамбов,  ул. Рылеева, 52, ауд. 5. 
 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. 
 

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина  
«_24_» апреля 2008 г. (http://tsu.tmb.ru) 
 
 

Автореферат разослан: «_25 » апреля 2008 г. 
 
 
 
 
 

Ученый секретарь диссертационного совета     Иванова Л.К.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

   Актуальность исследования. Проблема воспитания толерантности стала особенно актуальной в конце XX столетия, что было обусловлено значительными социальными трансформациями в стране и в мире. Войны, национальные конфликты, ксенофобия, экстремизм, различные формы дискриминации – все это и сегодня продолжает дискредитировать совокупный итог социального развития современного мира, подрывать демократические принципы его существования, приводит к нарушению прав человека, покушается на многообразие, являющееся важнейшим фактором общественного развития. В России в последние десятилетия одновременно, но не синхронно, происходят изменения во всех сферах жизни – духовной, политической, экономической, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества.

   Слово «толерантность» стало международным и вошло в обиход благодаря усилиям ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Чаще всего под толерантностью понимают терпимость, уважение, доверие, готовность принимать «инаких» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В то же время, содержание понятия «толерантность» продолжает уточняться и конкретизироваться применительно к различным аспектам его проявления.

   Актуализация проблем толерантности отражена в международных документах ООН: «Декларации принципов толерантности» (1995 г.), «Декларации тысячелетия» (2000 г.), в государственной целевой программе РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2002 г.). Однако утвердившаяся в официальных документах толерантность все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом взаимоотношений в социуме.

   Историко-педагогическим основанием данной работы явились труды Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ф. Вольтера, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Важнейшим принципом формирования толерантной личности выступает принцип гуманизма, который развил в своих трудах еще Я.А. Коменский. Он поставил глобальную цель перед человечеством – совершенствование социума через совершенствование личности.

   Западные исследователи в основном акцентируют внимание на толерантности как на политическом феномене и рассматривают ее как проблему прав и свобод личности, нередко практически отождествляя толерантность с равенством (Г. Бастид, П. Джонсон, Й. Йовел, Т. Нельсон).

   Роль и место толерантности в современном российском обществе раскрываются в работах А.Г. Асмолова, Г.А. Бакиевой, Р.Р. Валитовой, В.С. Гершунского, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.А. Тишкова, В.В. Шалина и др., которые рассматривают ее как социальную

норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условие сохранения человеческого разнообразия, права на непохожесть.

   В педагогическую науку и практику понятие толерантности вошло сравнительно недавно, образуя новые воспитательно-образовательные проблемы и задачи. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, росту проявлений нетерпимости, жестокости, ненависти к «инаким». Появилась необходимость нового содержания образования, основанного на понимании общности и единства человеческих сообществ. По утверждению Б.С. Гершунского, воспитание толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. Вопросам формирования толерантности у различных категорий граждан посвящены исследования С.К. Бондыревой, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфова, Б.С. Гершунского, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Ивановой, П.Ф. Комогорова, Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубиновой, Г.У. Солдатовой, А.Ф. Шакировой и др. Психологи и педагоги чаще всего рассматривают толерантность как личностное качество человека, способность индивида воспринимать без агрессии мнения, особенности поведения и внешности, отличающиеся от собственных.

   Однако практика показывает, что в процессе стихийной социализации толерантность как социальная норма усваивается далеко не всеми молодыми людьми. Более того, уровень толерантности как качества личности у довольно значительного их числа не может не вызывать беспокойства, что нашло отражение в социологических исследованиях и публицистике последних лет. Поэтому формирование у подростков и молодежи толерантного сознания и поведения представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему, которая нуждается в осмыслении в контексте социального воспитания подрастающего поколения. Последнее, вслед за Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, М.М. Плоткиным, М.В. Шакуровой и др., рассматривается нами как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс социального формирования человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая различными институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования.

   Актуальность данной социально-педагогической проблемы обусловила необходимость поиска эффективных средств воспитания толерантности у учащихся. И.В. Абакумова, В.Н. Гуров, Е.И. Дворникова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, П.Н. Ермаков, В.С. Кукушкин, В.А. Тишков, Е.Н. Яркова и другие акцентируют внимание на формировании толерантности посредством поликультурного образования. Многие ученые в качестве средств формирования толерантности рассматривают диалоговые формы воспитания: беседы, семинары, дискуссии (Н.А. Асташова, С.Л. Братченко, Е.О. Галицких, Л.М. Иванова, Ю.П. Ив-кова, И.Г. Пчелинцева, И.З. Сковородкина, Л.В. Строганова и др.), обосновывают возможности тренингов (Л.В. Зарецкая, Ю.П. Ивкова, С.В. Митрофанова, Е.В. Смирнова, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, Г.М. Шеламова и др.).

   За последнее десятилетие накоплен значительный эмпирический опыт воспитания толерантности. Однако в целом «педагогика толерантности» (термин В.А. Тишкова) носит сегодня информативно-словесный или тренинговый характер. Как отмечает Л.С. Братченко, многие ученые-практики пытаются «натаскать» на толерантность, научить произносить «правильные слова». Такой подход к воспитанию морально-нравственных качеств личности является поверхностным, по существу, декларативным. Предлагаемые современными учеными средства не могут в полной мере решить задачу воспитания такого глубинного качества, как толерантность, так как воздействуют в основном на разум, на автоматизм поведения, а не на чувства воспитуемых. По мнению С.К. Бондыревой, сегодня необходим поиск принципиально новых и глубокая корректировка прежних средств воспитания с учетом новых задач и психофизиологических особенностей воспитуемых1.

   Мы полагаем, что эффективным средством воспитания толерантности у учащейся молодежи может стать кино как массовое и востребованное молодежной аудиторией искусство, обладающее значительным художественно-воспитательным потенциалом, являющееся в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации подростков и молодежи.

   Теоретическая база для использования кино в образовательно-воспи-тательном процессе была создана в отечественной педагогике еще в 60–70 гг. прошлого столетия и получила в настоящее время развитие в русле мировых образовательных тенденций как теория медиаобразования (О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, И.Н. Гращенкова, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин,  
Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.). В то же время нельзя не отметить, что педагогическая практика (за исключением отдельных энтузиастов) воспитательные возможности киноискусства явно недооценивает, если не сказать – игнорирует, определив ему место в сфере домашнего досугового потребления. Нам представляется, что освоение киноискусства в контексте социального воспитания молодежи и использование его в качестве одного из средств воспитания толерантности могло бы обогатить содержание и повысить эффективность этого процесса. Однако специальных исследований, посвященных проблеме использования киноискусства в качестве средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, до настоящего времени проведено не было.

   Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена наличием ряда противоречий:

   - между преимущественной ориентацией теории и практики воспитания толерантности у подростков и молодежи на информационно-познаватель- 
ные, вербально-понятийные или тренинговые средства и недооценкой в этом плане эмоционально-воспитательных ресурсов искусства;

1 Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / под ред. С.К. Бондыревой. М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. С. 18

   - между социально-педагогическим потенциалом киноискусства как фактора социализации и средства эмоционально-воспитательного воздействия на личность и отсутствием научного обоснования возможностей и педагогических условий его реализации в процессе воспитания толерантности у учащейся молодежи.

   Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности киноискусства как средства воспитания толерантности и каковы педагогические условия его эффективного использования в названном качестве в социально-воспитательной работе с учащейся молодежью.

   В современной науке (педагогической, психологической, социологической, философской, искусствоведческой) создана научная база, сформулирован круг идей, положений, продуктивных подходов, делающих своевременной постановку данной проблемы и позволяющих найти ее решение.

   В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи».

   Объект исследования: процесс формирования толерантности у учащейся молодежи.

   Предмет исследования: киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.

   Цель исследования: обосновать возможности киноискусства как средства воспитания толерантности и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в воспитательной работе с учащейся молодежью.

   Гипотеза исследования строится на предположениях:

   - о значительном социально-педагогическом потенциале киноискусства как фактора социализации и средства воспитания толерантности, механизмами реализации которого в процессе восприятия и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»);

   - о том, что содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая таким образом их развитие, и что наиболее адекватной формой организации этой работы на основе киноискусства в молодежной аудитории является дискуссионный киноклуб;

   - о педагогических условиях, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, к которым мы относим:

   а) составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям;

   б) формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино;

   в) педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра;

   г) реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории;

   д) сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

   Задачи исследования:

   - уточнить содержание понятия «толерантность» и определить критерий и показатели ее сформированности как качества личности;

   - выявить возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности;

   - разработать содержание воспитания толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба;

   - обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»