WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

Результаты анализа применения информационно-коммуникационных технологий при проведении различных видов учебных занятий показали, что наиболее широко они используются в образовательном процессе при проведении практических занятий [Рис. 2].

Рис. 2. Использование информационно-коммуникационных технологий преподавателями в педагогическом процессе

Для анализа отношения преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе было проведено анкетирование преподавателей, в результате которого были выявлены следующие особенности: уровень владения сетевыми информационными технологиями – 35%; применение Интернет в самообразовании (использование образовательных Интернет-ресурсов) – 25%; применение информационных технологий для подготовки к теоретическим и практическим занятиям – 21%; применение информационных технологий для проведения теоретических занятий/уроков и практических занятий – 19%; степень владения различными формами организации сетевого процесса обучения – 5%.

На основе полученных данных был сделан вывод: преподаватели могут, а, главное, хотят применять современные информационные технологии в своей педагогической деятельности. Медленный процесс внедрения современных средств информационно-коммуникационных технологий мы связываем, прежде всего, с недостаточной подготовкой преподавателей и неразработанной методологической и методической базой для организации и ведения процесса обучения на основе информационно-коммуникационных технологий.

Второй этап (2003 год) – повышение готовности преподавателей к работе с использованием инновационных педагогических технологий в образовательном процессе, соответствующих современным информационным технологиям.

Для преодоления негативных тенденций в методологической сфере нами разработана ПРОГРАММА курса «Информационные образовательные технологии в педагогическом процессе».

Третий этап (2004–2005 гг.) – разработка средств технологической поддержки сетевого обучения в качестве интегрированной среды, которая обеспечивала бы разработку учебных курсов с использованием разнообразных форм и способов подачи учебного материала, организацию процесса обучения, коммуникацию с помощью набора встроенных стандартных средств. В качестве средств технологической поддержки сетевого обучения применялась интегрированная среда разработки и применения сетевых курсов Moodle.

Четвертый этап (2005–2006 гг.) – непосредственная организация и проведение педагогического эксперимента по использованию информационных образовательных технологий. Были подготовлены учебно-методические материалы для планирования, организации и проведения экспериментального обучения (электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по предмету «Информатика» для среднего и специального образовательного учреждения и по курсу «Информационные технологии управления» при проведении учебного процесса в Северо-Кавказской академии государственной службы.

Для организации апробации была сформирована экспериментальная группа, состоящая из обучаемых с различной успеваемостью (отличники, успевающие на «хорошо» и «отлично», успевающие на «хорошо» и «удовлетворительно»).

Пятый этап (2006–2007 гг.) – оценка результатов обучения. Для количественной оценки эффективности обучения с использованием информационных образовательных технологий на основе программно-педагогического комплекса «Информационные технологии управления» использовался метод групповых экспертных оценок.

Метод групповых экспертных оценок наглядно показывает преимущества использования информационных образовательных технологий в учебном процессе, оценивая его эффективность по следующим критериям: 1) представление учебного материала; 2) методическая организация.

Для выявления отношения учащихся к введению новых педагогических технологий, основанных на информационно-коммуникационных средствах, и методике их использования в учебном процессе мы применили эмпирический метод психолого-педагогического исследования – метод полярных профилей. Учащимся предлагалось оценить по определенной шкале проявление каждого показателя. При этом оценивалось не само качество, а то, насколько оно выражено (если выражено положительно – обводится цифра 5, если противоположное ему – 1, в иных случаях – 4,3 или 2).

В анкетировании участвовали учащиеся Северо-Кавказской академии государственной службы, для которых данная технология была дополнением к традиционному изучению курса «Информационные технологии управления» (всего 380 человек). Результаты приведены на Рис. 3.

Рис. 3. Отношение учащихся к использованию электронного учебно-методического комплекса в начале и в конце обучения

Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод: большинство учащихся в целом высоко оценивают использование электронного учебно-методического комплекса в педагогическом процессе, считая, что возможность электронного обучения хорошо дополняет курс (3,08), и способствует более эффективному изучению материла (3,7). Далее проводилось исследование, в ходе которого были выявлены показатели результативности учебного процесса на основе сравнения успеваемости экспериментальной и контрольной группы.

Нами была рассмотрена средняя успеваемость по курсу «Информационные технологии управления» при обучении с использованием электронного учебно-методического комплекса и без него, полученная на основе проведенного тестирования данных групп по темам курса. Результаты приведены на Рис. 4.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что результаты тестирования для экспериментальной группы составляют 67,98%, а для контрольной – 58,83%, что доказывает эффективность применения информационных образовательных технологий в учебном процессе.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, которые подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили выявить особенности организации и проведения педагогического процесса на основе программно-педагогического комплекса, реализующего концептуальную модель трансформации педагогической системы.

Сделаны следующие выводы:

1. Использование в учебном процессе информационно-коммуникацион-ных технологий приводит к коренному изменению педагогического взаимодействия и трансформации существующих организационных форм, средств и методов обучения. Эти тенденции усиливают осознаваемые обществом и педагогами потребности изменения самой педагогической системы.

2. На современном этапе модернизации системы образования информационно-коммуникационные технологии являются не только средствами, повышающими эффективность и качество образования, но и ключевым фактором в применении новых методов, используемых в обучении.

3. На основе анализа направления трансформации педагогической системы нами была разработана концептуальная модель, отражающая данные тенденции.

4. В целях эффективного внедрения в процесс обучения современных образовательных технологий на базе средств информационно-коммуникационных технологий необходимо разработать программно-педагогический комплекс.

5. Проведенные исследования подтверждают эффективность использования современных информационных образовательных технологий на всех стадиях педагогического процесса.

Рекомендации к практическому использованию результатов работы:

Прошедшие экспериментальную проверку теоретическая модель и технология реализации программно-педагогического комплекса могут использоваться в целях организации и проведения педагогического процесса в образовательных учреждениях, представляющих различные уровни образования.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы: 1) исследование информационной образовательной среды как необходимое условие развития всех участников образовательного процесса; 2) анализ возможностей информационной образовательной среды, способствующих развитию креативных способностей личности; 3) использование методики применения электронного образовательного контента в учебном процессе; 4) исследование влияния современной электронной среды обучения на информационную экологию личности.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора:

*1. Перова М.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство модернизации образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». 2006. № 5. 0,5 п.л.

*2. Перова М.В. Потенциал информационных образовательных технологий для системы образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказс-кий регион. Современное образование. Общественные науки. Спецвыпуск. 2006. 0,5 п.л.

3. Перова М.В. Информационно-образовательная среда как интегратор профессиональной подготовки современного специалиста // Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в формировании личности государственного служащего: Материалы научно-методической конференции, Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2006. (В соавторстве с Гайсинским И.Е.). – авторский вклад 0,2 п.л.

4. Перова М.В. Информационные технологии в системе управления качеством высшего профессионального образования // Материалы IV научно-практичес-кой конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» ИТО-2004 (в рамках Международного конгресса конференции). Ростов н/Д: Ростиздат, 2004. ч.1. 0,2 п.л.

5. Перова М.В. Использование информационных технологий при обучении студентов и слушателей методам финансового анализа // Внутривузовская система контроля качества образования: Материалы научно-методической конференции преподавателей СКАГС. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002. (В соавторстве с Тугуз Ю.Р., Иващенко И.Л.). – авторский вклад 0,1 п.л.

6. Перова М.В. Концепция системы открытого образования на современном этапе развития и модернизации процесса обучения // Образовательные технологии. Научно-технический журнал. Воронеж: Научная книга, 2005. № 1(14). 0,5 п.л.

7. Перова М.В. Новые информационные технологии в педагогической деятельности // Этнодидактика народов России: преемственность, традиции, инновации: Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции, Нижнекамск: Изд-во НМИ «ЧИШ-МЭ», 2005. 0,2 п.л.

8. Перова М.В. Организация рубежного контроля знаний в условиях использования творческого потенциала студентов // Методология и практика применения тестовых контрольно-измерительных материалов в учебном процессе: Научно-методическая конференция, Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2005. 0,3 п.л.

9. Перова М.В. Особенности преподавательской деятельности в системе открытого дистанционного образования // Научно-технический журнал. Новые технологии в образовании (по итогам X Международной электронной научной конференции). Воронеж: Научная книга, 2005. № 1(10). 0,2 п.л.

10. Перова М.В. Совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: Материалы Всероссийской методологической конференции-семинара: В 2 ч. Ч.2: Тенденции развития образования / Науч. ред. В.В. Краевский. Краснодар: Изд-во Кубанский государственный университет, 2006. 0,4 п.л.

11. Перова М.В. Современные информационные технологии в учебном процессе как фактор модернизации российского образования // Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: Международная конференция, Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 0,3 п.л.

12. Перова М.В. Тестовая система как форма контроля знаний в учебном процессе // Методология и практика применения тестовых контрольно-измеритель-ных материалов в учебном процессе: Научно-методическая конференция, Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2005. (В соавторстве с Иващенко И.Л.). – авторский вклад 0,3 п.л.

Условные обозначения: * отмечены статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК МО РФ для публикации основных материалов кандидатских диссертаций.

Перова М.В. Трансформация педагогической системы под влиянием информационно-коммуникационных технологий: Автореф. дисс. … канд. педаг. наук: 13.00.01.- Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007.-23с.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»