WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

– организацию учебного процесса на основе электронного учебно-методического комплекса, включающего цели, содержание, дидактический процесс и организационные формы обучения и спроектированного с учетом потенциала информационных образовательных технологий;

– подготовку преподавателей и обучающихся с учетом психолого-педагогических особенностей использования информационных образовательных технологий в учебном процессе;

– проектирование контролирующей системы, учитывающей психологические особенности и основные формы контроля результатов учебной деятельности учащихся.

Научная новизна состоит в том, что:

1. Обоснована педагогическая целесообразность реализации возможностей средств информационно-коммуникационных технологий и определены следующие перспективные направления использования информационных образовательных технологий: 1) создание качественно новой информационной образовательной среды, способствующей развитию личности обучаемого, его подготовке к активной творческой деятельности; 2) трансформация структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемыми; 3) изменение структуры представления учебного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

2. Обоснована концептуальная модель трансформации педагогической системы на основе информационно-коммуникационных технологий, включающая такие блоки, как учебные материалы; методы обучения; система управления; контроль результатов; учащиеся и преподаватель.

3. Раскрыты дидактические возможности информационных образовательных технологий (обеспечение непрерывности, открытости, доступности, интерактивности педагогического процесса).

Теоретическая значимость исследования:

1. Расширен и обоснован ряд понятий (информационно-образовательная среда, электронная педагогика и дидактика, инновационные образовательные ресурсы, интерактивность обучения), объясняющих трансформацию педагогической системы и ее переход на новую парадигму образования, которая опирается на функциональную эффективность информационно-коммуникационных технологий и формирует новую культуру обучения.

2. На основе разработанной концептуальной модели трансформации педагогической системы обоснована необходимость создания программно-педагогического комплекса, реализующего методы и формы интерактивного взаимодействия между субъектами педагогического процесса.

3. Дополнено и конкретизировано определение информационных образовательных технологий как педагогической деятельности, спроектированной в условиях высокотехнологичной информационной образовательной среды.

4. Выделены основные направления оценки эффективности обучения на основе информационных образовательных технологий, включающие качественные и количественные подходы.

Практическая значимость исследования:

1. Разработаны и экспериментально апробированы: а) рекомендации по использованию аппаратных и программных средств информационных технологий в качестве дидактического средства обучения для повышения наглядности при изложении учебного материала, моделирования различных объектов и процессов, систематизации и логического упорядочения учебного материала, контроля результатов учебной деятельности; б) методические основы реализации различных форм обучения: индивидуальной, коллективной, самостоятельной и дистанционной; в) компьютерные телекоммуникации в образовании при реализации различных форм электронного обучения на основе информационных образовательных технологий.

2. Предложена схема поэтапной реализации информационных образовательных технологий в обучении, позволяющая сделать этот процесс конструктивным, диагностируемым и управляемым посредством стратегического планирования и педагогического проектирования, реализации согласованных стратегических, педагогических и технических решений.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования получили одобрение на областной научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» ИТО-2004 (в рамках Международного конгресса конференции) (Ростов-на-Дону, 2004); на Международной конференции «Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Кемерово, 2005); на X Международной электронной научной конференции (Воронеж, 2005); на III Всероссийской научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: преемственность, традиции, инновации» (Нижнекамск, 2005); на научно-методической конференции «Методология и практика применения тестовых контрольно-измерительных материалов в учебном процессе» (Ростов-на-Дону, 2005); на Всероссийском методологическом конференции-семинаре «Парадигма педагогики в контексте развития научного знания» (Геленджик, 2006).

Результаты экспериментального исследования используются в процессе

организации и проведения обучения на основе средств информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях, представляющих различные уровни образования: в гимназии № 36 г. Ростова-на-Дону; в межшкольном учебно-производственном комбинате г. Азова; образовательном учреждении среднего профессионального образования «Политехнический колледж» г. Таганрога; техническом лицее при Донском государственном техническом университете (ДГТУ); в Северо-Кавказской академии государственной службы (СКАГС) – при обучении по дисциплинам: «Информатика» и «Информационные технологии управления».

Теоретические положения и результаты исследования используются при чтении курса «Информационные технологии в образовании» преподавателями кафедры управления образованием факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Педагогического института Южного федерального университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ с общим объемом 3,7 условных печатных листа, из них 2 статьи, объемом в 1,0 п.л., опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включающего основные теоретические и эмпирические выводы, описания возможного практического использования результатов и перспектив дальнейшего исследования проблемы; списка литературы из 235 наименований, из них 6 на английском языке, и 11 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 156 м.п. страниц. Работа иллюстрирована 12-ю таблицами, 14-ю диаграммами, 3-я рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении даны обоснование актуальности исследуемой темы, степень ее научной разработанности; определяются цель, объект и предмет исследования; формулируются гипотеза и задачи исследования; выделяются теоретико-методологические основы и положения, выносимые на защиту; характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; описываются методы и этапы исследования.

Первая глава «Теоретические основы трансформации педагогической системы на основе информационно-коммуникационных технологий» представлена 3 параграфами.

В первом параграфе «Состояние проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе» анализируются проблемы использования современных информационно-коммуникаци-онных технологий в учебном процессе. Выделяются основные направления, определяющие становление и развитие процесса трансформации педагогической системы: изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемыми под влиянием информационно-коммуникационных технологий; влияние информационно-коммуникационных технологий на представление учебного материала и на учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; формирование новой информационной образовательной среды, в которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Для реализации указанных направлений анализируются следующие условия: социально-общественная обусловленность; развитие материально-техни-ческой базы образования; подготовленность педагогических кадров к использованию информационно-коммуникационных технологий.

В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что на современном этапе освоения компьютерных сетей и применения информационно-коммуникационных технологий для научных и образовательных целей основная проблема состоит не только и не столько в техническом обеспечении и подключении научных и образовательных учреждений к интернет. Особенности современного этапа внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс в большей степени заключаются в теоретических и методических аспектах адаптации новых технических средств к учебному процессу, в изменении теории и методики обучения под их воздействием.

Во втором параграфе «Основные направления трансформации педагогической системы под влиянием информационно-коммуникационных технологий» рассмотрены направления трансформации основных элементов педагогической системы (цели, содержание, методы, формы обучения, преподаватели и учащиеся) в предположении, что они функционируют в современной информационной образовательной среде. Проведенный анализ научной литературы позволяет говорить о том, что изменение характера научно-информационной деятельности, развитие информационно-коммуникационных технологий, ускорение темпов развития науки и техники приводят к качественным изменениям информационной образовательной среды [Андреев А.А., 2002; Апатова Н.В., 1994; Гершунский Б.С., 2002; Захарова И.Г., 2003; Кречетников К.П., 2002; Лапчик М.П., 2002; Матрос Д.Ш., 2004; Машбиц Е.И., 1988; Полат Е.С., 2002; Роберт И.В., 2002 и др.].

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод, что качественные изменения информационной образовательной среды под влиянием информационно-коммуникационных технологий инициируют трансформацию методов и форм обучения, трансформируют структуру учебного информационного взаимодействия между обучающими и обучаемыми.

В третьем параграфе «Концептуальная модель трансформации педагогической системы на основе информационно-коммуникационных технологий» разрабатывается и обосновывается концептуальная модель, отражающая перспективные направления использования средств информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения в предложенной модели центральное место занимает учащийся, являясь субъектом образовательного процесса. В качестве других основных элементов данной модели мы выделили систему информационного обеспечения обучения (учебные материалы); методы обучения; систему управления; контроль результатов обучения; преподавателя. Все выделенные элементы функционируют в электронной среде, и их взаимодействие осуществляется на основе информационных образовательных технологий. Основные структурные элементы предполагают в своем развитии добавление, по мере становления и совершенствования системы, новых пунктов, что является непременным условием функционирования сложных, динамичных, открытых систем. Эта вариативная особенность обозначена на Рис.1 многоточием.

Рис. 1. Основные компоненты концептуальной модели трансформации педагогической системы

Особенность данной модели состоит в опосредованном взаимодействии участников образовательного процесса, обучение протекает в форме самостоятельной работы по индивидуальным программам, возможность конструирования и адаптации которых заложена в модель обучения; получение личностно значимого результата, что соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении; возможности формировать индивидуальную траекторию в образовательной деятельности.

Вторая глава « Опытно-экспериментальная работа по организации и апробации программно-педагогического комплекса как основы эффективного использования информационных образовательных технологий» представлена 3 параграфами.

В первом параграфе « Программно-педагогический комплекс как условие использования информационных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов» показано, что для эффективного внедрения в процесс обучения современных образовательных технологий на базе средств информационно-коммуникационных технологий, следует разработать программно-педагогический комплекс, включающий перечень этапов, необходимых для реализации педагогического процесса:

Первый этап – разработка инструментальной системы (технологической среды) для организации и ведения педагогического процесса на основе средств информационно-коммуникационных технологий.

Второй этап – организация учебного процесса на базе средств информационно-коммуникационных технологий.

Третий этап – учет психолого-педагогических особенностей использования информационных образовательных технологий в педагогической деятельности.

Четвертый этап – контроль результатов учебной деятельности.

Во втором параграфе «Оценка эффективности обучения на основе информационных образовательных технологий» в результате анализа научной литературы выделены два подхода. Первый из них связан с использованием качественных, а второй – количественных показателей. При этом первые базируются на основном критерии учебного процесса – качестве обучения и его составляющих. К ним следует отнести условные характеристики, выражающиеся в следующих понятиях: объем знаний, навыков и умений, их полнота, системность, осмысленность, прочность, действенность, результативность, качество, познавательная активность обучаемых, мотивация обучения и т.п.

Для количественной оценки эффективности обучения с использованием информационных образовательных технологий на основе использования программно-педагогического комплекса также целесообразно использовать метод групповых экспертных оценок. Приводятся основные этапы и математический аппарат данного метода.

В третьем параграфе «Опытно-экспериментальная работа по организации и апробации программно-педагогического комплекса» рассмотрен процесс апробации диссертационного исследования на примере базового образовательного учреждения Северо-Кавказской академии государственной службы (СКАГС). В процессе апробации были определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы и разработаны следующие его этапы:

На первом этапе педагогического эксперимента (2002 год) были проведены: а) анализ технических средств (наличие оборудованных компьютерных классов, наличие локальной компьютерной сети, возможность выхода в Интернет и т.д.); б) анализ готовности преподавателей к применению сетевых технологий в учебном процессе.

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»