WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

_________________

Перова Марина Викторовна

Трансформация педагогической системы
под влиянием информационно-
коммуникационных технологий

Специальность 13.00.01 – «Общая педагогика,

история педагогики и образования»

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена на кафедре управления образованием Педагогического института Южного федерального университета

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент

Соколова Ольга Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Фёдоров Александр Викторович;

кандидат педагогических наук, доцент

Юшко Галина Николаевна

Ведущая организация

Ростовский областной институт
повышения квалификации и
переподготовки работников образования

Защита состоится 29 мая 2007 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 27 апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В условиях становления и развития современного глобального информационного общества, вхождения России в мировое образовательное пространство основными приоритетами развития системы образования становятся модернизация и повышение качества образования. Основой эффективной реализации данных направлений является, прежде всего, совершенствование современной педагогической системы, адекватной потребностям общества и функционирующей на базе современных телекоммуникационных технологий и высокоавтоматизированной информационной среды.

Проблемы, связанные с технологическим подходом в образовании, функционированием информационно-дидактических виртуальных сред, получили освещение в работах Ваграменко Я.А. [Ваграменко Я.А., 1996]; Захаровой И.Г. [Захарова И.Г., 2003]; Каракозова С.Д. [Каракозов С.Д., 2002]; Кинелева В.Г. [Кинелев В.Г., 1999]; Кречетникова К.П. [Кречетников К.П., 2002]; Хуторского А.В. [Хуторской А.В.,2001] и др.

Исследованию информационно-коммуникационных технологий в образовании посвящены труды Андреева А.А. [Андреев А.А., 2002]; Беспалько В.П. [Беспалько В.П., 1997]; Матроса Д.Ш. [Матрос Д.Ш., 2004]; Полат Е.С. [Полат Е.С., 2002]; Роберт И.В. [Роберт И.В., 2002]; Солдаткина В.И. [Солдаткин В.И., 2002]; Филатова О.К. [Филатов О.К., 2001] и др.

Совершенствование педагогической системы на современном этапе рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на дидактические возможности средств информационно- коммуникационных технологий.

Однако попытка использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе часто сводится к разработке соответствующего программного обеспечения и частных методик его применения, не затрагивая при этом фундаментальных проблем содержания, методов и организационных форм обучения. Вместе с тем, наличие информационной образовательной среды, формирующейся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, настоятельно требует разработки новых подходов к организации педагогического процесса и учета психологических факторов, влияющих на процесс познания.

Имеющийся к настоящему времени практический опыт обучения и теоретические исследования показывают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов на всех уровнях образования в современных информационно-образовательных средах необходима трансформация существующей педагогической системы в условиях развития средств информационно-коммуникационных технологий. Основные элементы педагогической системы, включая педагогические задачи и педагогические технологии для их решения, на современном этапе должны рассматриваться в приложении к педагогическому процессу в новой образовательной (информационной, интерактивной, мультимедийной, информационно-образовательной) электронной среде.

В связи с вышеизложенным и проведенными теоретическими исследованиями сформулирована проблема исследования – выявление теоретических и методических аспектов адаптации новых технических средств обучения к учебному процессу, изменение теории и методики обучения под их воздействием (трансформация педагогической системы).

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленные противоречия в подходах к ее решению определили выбор темы нашего исследования – «Трансформация педагогической системы под влиянием информационно-коммуникационных технологий».

Цель исследования теоретическое и практическое обоснование педагогических условий организации и проведения образовательного процесса на основе программно-педагогического комплекса, реализующего современные информационные образовательные технологии.

Объект исследования – педагогическая система в условиях модернизации образования на основе информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования трансформация педагогической системы, функционирующей на базе информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что трансформация педагогической системы в современной информационной образовательной среде будет достигнута, если реализуются следующие условия:

а) уровень информационной компетентности всех участников учебного процесса соответствует современным требованиям: готовность к обучению в современной электронной среде; наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов; владение приемами интерактивного взаимодействия и др.;

б) подготовлена система информационного обеспечения (электронные информационные ресурсы, учебно-методические комплексы нового поколения, математические модели для проведения практических работ, выполненные в трехмерной графике, и т.д.);

в) разработаны методы и формы обучения, адекватно отражающие дидактические возможности современных информационных образовательных технологий (электронные лекции, виртуальные семинары, видеоконференции);

г) организована система управления, обеспечивающая реализацию интерактивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности;

д) сформирована система контроля результатов учебной деятельности.

Согласно сформулированной цели работы и ее гипотезы были поставлены следующие задачи исследования.

Теоретические:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, выделить понятийный аппарат исследования; определить перспективные направления разработки и использования средств информационно-коммуникационных технологий в современном педагогическом процессе.

2. Разработать и обосновать концептуальную модель, отражающую перспективные направления использования средств информационно-коммуника-ционных технологий.

3. Установить факторы, влияющие на развитие информационной культуры всех участников педагогического процесса общеобразовательного учреждения.

4. Разработать и обосновать программно-педагогический комплекс в целях реализации концептуальной модели и эффективного внедрения в процесс обучения современных информационных образовательных технологий.

Методические:

1. Разработать методические основы организации педагогического процесса для включения максимально большого круга педагогических работников и учащихся в использование информационных технологий, в совместную образовательную и педагогическую деятельность.

2. Разработать методику использования оптимальных средств и форм информационных технологий на этапе проектирования, проведения, анализа и обобщения результатов эксперимента.

Эмпирические:

1. Осуществить анализ использования учащимися образовательных учреждений средств информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

2. Выявить и проанализировать причины недостаточного использования преподавателями образовательных учреждений средств информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

3. Осуществить систему практического внедрения разработанного программно-педагогического комплекса в виде рекомендаций по основным направлениям системы организации и проведения обучения с использованием информационных образовательных технологий.

4. Провести количественную и качественную оценку эффективности обучения с использованием информационных образовательных технологий на основе программно-педагогического комплекса.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили концепции формирования ноосферной цивилизации, информатизации общества как основы устойчивого развития земной цивилизации (Г.А. Бордовский, Я.А. Ваграменко, А.А. Вербицкий, Е.П. Велихов, В.А. Гера-сименко, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, А.Д. Урсул); теории развития информационного общества и информатизации социальной и образовательной среды (В.Н. Афанасьев, В.П. Беспалько, С.А. Бешенков, К.К. Колин, Н.Н. Красовский, А.В. Петровский, Е.С. Полат, А.Д. Урсул, В.А. Ясвин); личностно-ориен-тированный подход (И.В. Абакумова, Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Д.Ж. Маркович, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.Т. Фоменко); концепции о принципах и технологиях развития и функционирования педагогических систем и их научно-методического обеспечения (В.П. Беспалько, М.М. Поташник и др.).

Методы исследования: 1. Теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы. 2. Педагогическое моделирование. 3. Методы системного подхода к анализу и прогнозированию сложных динамических систем. 4. Ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической и управленческой деятельности в качестве старшего преподавателя кафедры информационных технологий, преподавателя дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии управления». 5. Диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки, метод экспертных оценок). 6. Эксперимент.

Перечисленные методы обеспечили возможность апробирования и коррекции теоретической модели программно-педагогического комплекса.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась применением теорий, идей, концепций управления в образовательном процессе; науковедческим анализом разнообразных источников педагогической, управленческой информации; длительностью эксперимента и возможностью повторения опытно-экспериментальных исследований.

Эмпирическим объектом исследования послужили статистические данные по обеспеченности общеобразовательных учреждений Ростовской области компьютерной техникой, выходом в Интернет, о доступности компьютерной техники для подготовки уроков, проведения мониторинга, а также результаты анкетирования, проведенного среди преподавателей (125 чел.) и учащихся (700 чел.) Северо-Кавказской академии государственной службы, Педагогического института Южного федерального университета, технического лицея при Донском техническом университете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Готовность к обучению в современной электронной среде, наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владение приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения, классифицируемая в диссертации как информационная компетентность всех участников учебного процесса, является необходимым условием эффективности современного педагогического процесса.

2. Постоянный прогресс в развитии средств информационно-коммуника-ционных технологий и формирование на этой основе электронной информационно-образовательной среды инициируют разработку концептуальной модели трансформации педагогической системы, адекватной современным тенденциям модернизации системы образования и включающей: систему информационного обеспечения обучения; методы обучения; систему управления; контроль результатов обучения; учащихся и преподавателя.

3. Интеграция информационно-коммуникационных технологий с образовательными технологиями приводит к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют создать современные средства и формы обучения, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой, повысить качество обучения.

4. В целях реализации концептуальной модели трансформации педагогической системы и эффективного внедрения в процесс обучения современных информационных образовательных технологий на базе информационно-коммуникационных средств необходим программно-педагогический комплекс, предполагающий:

– создание технологической среды на основе инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов для организации и ведения педагогического процесса на базе средств информационно-коммуникационных технологий;

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»