WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

На рубеже XX – XXI веков в Канаде был сделан поворот к построению инновационного общества. Передовые информационные и коммуникационные технологии успешно внедряются в систему образования, на развитие которого государство выделяет 7,1% валового внутреннего продукта. В 1999 году была завершена реализация первой части программы Schoolnet, которая связала с сетью Интернет 16 тысяч канадских школ и публичных библиотек.

Медиаобразованием охвачены все средние учебные заведения страны и большинство высших учебных заведений. Изучение медиа на уровне высшего образования Канады осуществляется на факультетах журналистики, английского языка, медиаискусства, педагогики, и др. Однако медиаобразование в высшей школе уступает аналогичному процессу в средних учебных заведениях.

Начиная с 90-х годов XX века, медиаобразовательное движение в Канаде получило новый мощный импульс развития. Практически в каждой провинции страны функционируют различные медиаобразовательные организации, которые способствуют процессу эффективного внедрения медиаобразования в курс школьной программы. Регулярно проводятся конференции регионального и международного уровней, летние курсы, семинары, мастер-классы. Публикуются учебные и методические материалы, выпускаются периодические бюллетени. Ведущая медиаобразовательная организация Ассоциация медиаграмотности, стоявшая у истоков медиаобразовательного процесса, выполняет роль катализатора информации для других медиаобразовательных организаций Канады и США. Координация усилий канадских медиапедагогов осуществляется при помощи Ассоциации медиаобразовательных организаций, которая оказывает значительную поддержку педагогам из разных регионов страны для выработки национальной концепции. Медиаобразовательные ассоциации можно рассматривать как одну из самых позитивных отличительных характеристик канадского медиаобразования.

Система канадского образования находится в исключительной компетенции провинций. На региональном уровне устанавливаются собственные стандарты в области образования, регулируется процесс обучения региональными законодательными нормативами.

Анализ состояния медиаобразования показал значительные несоответствия степени его развития в различных провинциях. Процесс интеграции медиаобразования в курс школьной программы в провинциях Канады проходил неравномерно, однако к началу 2000 года был успешно завершён. Медиакультура на современном этапе в основном интегрирована в школьный учебный план по родному языку и искусству и не превышает 25% учебного времени. Наряду с этим всё большее применение она находит в таких учебных предметах, как «История», «География», «Музыка», «Математика», «Здоровье», «Технологии» и др.

Медиаобразование в Канаде развивается не изолированно. В последние годы отмечается значительная активизация международного сотрудничества, в рамках которого организуются и проводятся международные конференции и саммиты. Особо следует отметить саммит в Торонто (2000), который способствовал развитию взаимного сотрудничества между деятелями медиа и медиапедагогами разных государств.

Существующая несколько десятилетий канадская система медиаобразования во многом доказала свою эффективность и на пути практического выполнения поставленных задач добилась ощутимых успехов.

В параграфе 2.3. «Перспективные направления канадского медиаобразования: телевидение, интернет, дистанционное образование» рассматриваются преимущества вышеуказанных направлений.

Развитие канадского медиаобразования осуществляется на уровне образовательных учреждений и через СМИ (прежде всего через интернет и ТВ). Медиаобразование на материале телевидения рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений. В 1995 году было создано подразделение кабельного телевидения, выполняющего медиаобразовательные функции. На сегодняшний день в Канаде функционирует более 30 кабельных телевещательных станций, предоставляющих широкий спектр образовательных программ для учащихся 12000 школ.

С 1989 года функционирует специализированный телеканал CHUM Television, который выпускает учебные программы в тесном сотрудничестве с различными канадскими медиаобразовательными организациями. Основная цель работы коллектива CHUM Television обучение молодёжной аудитории критическому восприятию увиденного на телеэкране и повышение уровня развития медиаграмотности детей и подростков. Особое внимание CHUM Television уделяет профессиональной подготовке медиапедагогов, разрабатывая учебно-методические комплексы по курсу медиа. CHUM Television создаёт яркие и разноплановые медиаобразовательные программы, развивающие навыки критического мышления, обучающие интерпретации медиатекстов, прививающие эстетический вкус.

Особый вклад в развитие CHUM Television внесли лидеры канадского медиаобразования С.Кроуфорд и Дж.Пандженте [Crawford S., Pungente J., 1999].

Перспективным направлением канадского медиаобразования является Интернет. Согласно последним статистическим данным, 94% канадских школьников являются его активными пользователями. Информатизация общества порождает новые формы образовательной деятельности. В Канаде стали использовать резервы публичных библиотек, 98% которых подключены к сети Интернет.

Обучение интернет-грамотности начинается с раннего возраста. Вся школьная библиотечная литература переведена в электронный вид. Каждый учащийся имеет возможность формировать свой мультимедийный портфель.

Уникальным достижением канадского медиаобразовательного движения конца 90-х годов ХХ века является создание он-лайн ресурса некоммерческой организации «Сеть информации о СМИ» (MNet), которая продвигает идею медиаобразования в канадском обществе, проводит большую просветительскую работу. По масштабу предоставляемых материалов, учебных программ, поурочных планов (свыше 300) для педагогов данный сайт не имеет аналога в мире. С 1999 года при поддержке MNet реализуется программа «Ориентация в интернет-пространстве в условиях Канады». MNet предоставляет бесплатный доступ ко многим тематическим интернет-ресурсам, применяемым на занятиях по медиаграмотности, разрабатывает интерактивные образовательные игры, предназначенные для обучения безопасному использованию интернета. Рекомендации, разработанные канадскими педагогами, по грамотному и безопасному использованию интернета могут быть взяты за основу для разработки аналогичных в контексте российского медиаобразования.

Интернет-образование и дистанционное образование имеют непосредственную связь с процессом медиаобразования. Компьютерные и интернет-технологии Канады предоставляют уникальные возможности для организации единой образовательной сети дистанционного обучения, основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения.

В современных условиях актуализируется потребность в дистанционном образовании. Основными его преимуществами являются следующие: нивелирование географических, возрастных, расовых отличий; экономическая целесообразность. Северная Америка обладает большим опытом применения информационных и коммуникационных технологий в области дистанционного образования. Ежегодно в Канаде реализуются до 100 тысяч дистанционных программ. Их предлагают министерства образования отдельных канадских провинций, отдельные университеты, колледжи и компании. К концу XX века в Канаде по дистанционным программам обучалось свыше 1,5 млн. человек.

Процесс обучения осуществляется через сеть Интернет. Студент попадает в «виртуальный кампус», состоящий из четырех подсистем: блока учебного сервиса, блока поддержки научных исследований, блоков технологического и административного сервиса.

Особая роль в развитии дистанционного образования принадлежит Канадскому виртуальному университету, который был образован 12 ведущими канадскими вузами. В настоящее время он предлагает 280 программ самого разного уровня и насчитывает свыше 2300 индивидуальных курсов. Однако система дистанционного образования ориентирована, в основном, на граждан Канады - некоторые из образовательных телефильмов и радиопередач транслируются только по местным каналам.

На наш взгляд, изучение канадского опыта в области дистанционного обучения целесообразно для дальнейшего его использования на Дальнем Востоке и в Сибири. Потенциал дистанционного образования можно использовать и для создания виртуальных методических центров по обучению российских медиапедагогов.

В заключении диссертационной работы подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы:

1. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий в современном усложняющемся медийном ландшафте делает особенно актуальным призыв М.Маклюэна к изучению богатого потенциала медиа. Базовые понятия медийной концепции М.Маклюэна («материя - это сообщение», «глобальная информационная деревня») нашли своё подтверждение в современном научном мире.

2. Несмотря на неоднозначность трактовки базовой медиаобразовательной терминологии, канадскими педагогами признаётся более правомерным вариант, рассматривающий медиаграмотность как результат процесса медиаобразования.

3. Были установлены некоторые сходства канадской, синтезированной нами на основе анализа различных первоисточников, медиаобразовательной модели с британской. Отмечены преимущества практической направленности. С опорой на восемь ключевых концепций канадские педагоги проводят творческие и практические занятия, способствующие развитию критического мышления учащихся, понимания ими роли медиа в социуме, их способностей к анализу медиатекстов, умений создавать собственные медиатексты.

4. Исследование позволило провести следующую периодизацию медиаобразования в Канаде.

I этап зарождения и становления (50-е – 80-е годы XX века):

1) 50-е – 60-е годы ХХ века формирование концепции «экранного образования»;

2) 60-е – 70-е годы интенсивное развитие в рамках эстетической теории медиаобразования.

3) 1972 по 1977 годы – период регресса.

4) с 1978 по 1989 годы – учреждение медиаобразовательных ассоциаций и интеграция медиаобразования в курс учебной программы в Онтарио.

II современный этап развития (90-е годы XX века – начало XXI века):

1) 1989 – 1999 годы – последовательное введение обязательного курса медиаобразования в школьную программу в отдельных провинциях Канады;

2) 1999 - 2007 годы – совершенствование процесса внедрения медиаобразования.

5. В Канаде разработана система творческого взаимодействия педагогов и медиаэкспертов. Благодаря совместным усилиям, предпринятыми разнообразными государственными, медиаобразовательными, общественными и коммерческими организациями разработаны и внедрены программы медиапедагогической направленности, как в области традиционных медиа (пресса, киноискусство, телевидение и др.), так и новых (интернет).

Практические рекомендации.

Изучение исторического пути и наиболее перспективных проектов канадской медиапедагогики, накопившей богатый теоретический и практический опыт, и перенос его в российское образование может быть полезен российским медиапедагогам, но должен проходить с учётом специфики отечественной образовательной системы.

Перспективы для дальнейшего исследования проблемы.

Разработка методики медиаобразования на материале мультимедиа, включая начальную и среднюю школу; исследование факторов развития медийной компетенции учащихся на материале рекламы, исследование медийных влияний на аудиторию различных возрастных категорий.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. Колесниченко В.Л. Интернет-грамотность в Канаде // Медиаобразование. 2006. № 3. С. 62-68. 0,4 п.л.

2. Колесниченко В.Л. Информационные технологии в канадском медиаобразовании // Тезисы докладов. Материалы VIII Всероссийской конференции студентов и аспирантов. Таганрог, 2006. С.234-235. 0,1 п.л.

*3. Колесниченко В.Л. К вопросу о повышении медиаграмотности в Канаде // Известия ТРТУ. 2006. № 9. С.134-135. 0,1 п.л. (до 1.01.2007 года журнал входил в официальный список ВАК РФ).

4. Колесниченко В.Л. Канада - лидер медиаобразования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2005. № 4 (24). С. 67-71. 0,4 п.л.

*5. Колесниченко В.Л. Канадская медиаобразовательная модель// Известия ТРТУ. 2006. № 8. С.258-262. 0,3 п.л. (до 1.01.2007 года журнал входил в официальный список ВАК РФ).

6. Колесниченко В.Л. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании//Монография. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. (в соавторстве с А.В.Фёдоровым, А.А.Новиковой, И.А.Каруна). авторский вклад 3,0 п.л.

7. Колесниченко В.Л. Медиаобразование на материале телевидения (канадский опыт) // Труды международной научно-практической интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4. Ростов-на-Дону, 2006. С. 141-145. 0,3 п.л.

8. Колесниченко В.Л. Оракул электронного века // Медиаобразование. 2006. № 1. С. 46-49. 0,2 п.л.

9. Колесниченко В.Л. Система оценивания знаний и умений учащихся по курсу медиаобразования в учебных заведениях Канады // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2006. № 3 (27). С.71-75. 0,3 п.л.

_______________________________________________________________________________

Условные обозначения: * обозначены работы, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК МО РФ.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»