WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

Основными источниками данного исследования явились: научная литература (монографии, статьи) по проблемам медиаобразования российских и канадских исследователей; нормативные документы (резолюции, учебные планы, пособия и программы), используемые в школах Канады; официальные статистические данные канадского правительства; методические рекомендации, представленные официальными интернет-сайтами различных канадских медиаобразовательных ассоциаций.

Основные этапы исследования.

На первом проблемно-поисковом этапе (2004-2005 гг.) изучался уровень разработанности поставленной проблемы, анализировалась научная литература по медиакультуре, медиаобразованию, педагогике, культурологии, философии.

На втором этапе теоретико-исторического анализа (2005-2006 гг.) были сформулированы базовые теоретические положения, определены и исследованы основные исторические этапы развития медиаобразования в Канаде, проанализированы теоретические концепции и обозначены перспективные направления канадской медиапедагогики.

На третьем завершающем этапе исследования (2006-2007 гг.) проводилось обобщение полученных результатов, формулировка выводов по итогам диссертационного исследования.

Достоверность выводов исследования обеспечена опорой теоретического анализа на методологию историко-педагогического исследования; использование метода анализа и синтеза научных трудов канадских исследователей.

Апробация результатов исследования: основные положения исследования обсуждались на научно-практических конференциях: в Таганрогском государственном педагогическом институте (2006, 2007); в Таганрогском государственном радиотехническом университете (2005, 2006); на международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2006), на Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов (Таганрог, 2006). Результаты исследования послужили базой для разработки экспериментальной программы спецкурса для студентов педагогических вузов «Медиаобразование в Канаде».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объёмом в 5,1 п. л., в том числе 2 работы в журнале, рекомендованном ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения, состоящего из выводов, практических рекомендаций и перспектив дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, содержащего 160 источников из них 75 на иностранных языках, и 3 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор темы исследования, её актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются объект, предмет; формулируются цель и задачи; указываются основные этапы исследования; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Основные теоретические концепции медиаобразования» даётся развёрнутая характеристика медийной концепции канадского теоретика М.Маклюэна; анализируются терминология канадского медиаобразования, основные медиаобразовательные теории и технологии; на основании теории и практики канадского медиаобразования синтезируется медиаобразовательная модель.

В параграфе 1.1 «Медийная концепция М.Маклюэна - методологическая основа канадского медиаобразования» анализируются основные концепции теоретика массовых коммуникаций М.Маклюэна, который ввёл в научный оборот термин «медиа» и изучал проблемы воздействия средств массовой коммуникации на жизнь современного человека.

Исследователь считал, что электронные медиа возрождают слуховизуальную чувственную многомерность восприятия реальности, замещают дидактизм, индивидуализм. М.Маклюэн рассматривал медиа в качестве экстеоризации органов и чувств человека. Исследователь отмечал, что в связи с активным внедрением аудиовизуальных медиа, располагающих неограниченными возможностями манипулирования сознанием аудитории, возникает настоятельная необходимость в их изучении. Особый акцент ставился на изучении феномена телевидения. В 60-е годы М.Маклюэн разработал концепцию «визуальной грамотности», направленную на адекватное восприятие и понимание языка аудиовизуальных образов.

Позже исследователь выдвинул медийную концепцию, которая рассматривается нами в качестве методологической основы канадского медиаобразования. Отмечается, что выполненная в постмодернистском направлении, она не была чётко структурирована и теоретически обоснована. Учёный описал три основных положения этой концепции: тезис «материя – это сообщение», теорию «глобальной информационной деревни», а также теорию «холодных» и «горячих» медиа. М.Маклюэн дал первоначальный импульс развитию идей медиаграмотности и стал отстаивать необходимость её получения в условиях «глобальной информационной деревни», в которую превращается весь мир в результате широкого распространения и потребления различной медийной продукции. Исследователь вводит понятие «имплозии» «взрывного» сжатия пространства, времени, информации.

На современном этапе в связи с интенсивным развитием интернета и спутникового телевидения основополагающие понятия («материя – это сообщение», «глобальная информационная деревня») приобретают особую актуальность и востребованность. М.Маклюэн во многом предсказал состояние современного глобального общества. Его учение оказало сильное теоретическое влияние на развитие канадского и зарубежного медиаобразования.

В параграфе 1.2. «Теоретические концепции канадского медиаобразования» определяется сущность ключевых терминов, анализируются основные теории медиаобразования, рассматривается синтезированная канадская медиаобразовательная модель.

Раскрыты особенности различных подходов к трактовке понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность». Сделан вывод о тождественности использования этих терминов. Однако на современном этапе всё большую поддержку находит утверждение о том, что медиаграмотность – результат процесса медиаобразования [Worsnop C., 1994; Pungente, J., 1993; Rother L., 2002]. Отмечается близость позиций автора данной точке зрения.

Проанализированы основные теории медиаобразования, получившие широкое распространение во всём мире. Было установлено, что многие из этих теорий доминировали в Канаде на определённых исторических этапах. В период становления (1950-1960) широкое распространение получили эстетическая и практическая теории медиаобразования, в незначительной степени использовалась и «защитная» теория. В 80-е годы преобладала теория «критической автономии» британского исследователя Л.Мастермана. В 90-е годы под влиянием британских теоретиков К.Бэзэлгэт и Э.Харта стала активно использоваться культурологическая теория, которая оказалась наряду с теорией развития критического мышления наиболее востребованной на современном этапе развития медиаобразования.

На основании анализа первоисточников синтезирован авторский вариант канадской медиаобразовательной модели, представленной на Рисунке 1.

Рисунок 1.

Синтезированная канадская медиаобразовательная модель

Данная модель ориентирована на максимальное использование возможностей медиаобразования и предполагает её вариативное использование в современном российском образовательном процессе.

В параграфе 1.3. «Технологии медиаобразования в Канаде (на материале печатных и аудиовизуальных образов)» анализируются нормативные документы, отражающие основные положения и медиаобразовательные задачи; рассматриваются передовые технологии канадского медиаобразования.

Было установлено, что, несмотря на ряд методических достоинств, в министерских нормативных документах Канады отсутствует концептуальная основа медиаобразования. В то же время методическое обеспечение канадского медиаобразования находится на достаточно высоком уровне. За последние годы исследователями и педагогами разработан широкий спектр учебно-методических пособий. Достаточно подробно анализируется базовый «Учебник по курсу медиаграмотности», в котором обширно представлены упражнения и творческие задания, охватывающие различные виды и жанры медиа. Методические разработки на материале телевидения и рекламы, в силу их особого воздействия на детскую психику, анализируются нами более подробно. Канадские медиапедагоги, которые имеют максимальную свободу в выборе методов преподавания, активно реализуют богатые потенциальные возможности медиакультуры в учебном процессе. Занятия по курсу медиа проходят в форме приглашения учащихся к диалогу, в ходе которого педагог занимает позицию консультанта, координатора познавательной деятельности. На занятиях преобладают практические, творческие задания (содержательный текстуальный анализ, моделирование, создание собственных медиатекстов и пр.). Активно используются репродуктивные, объяснительно-иллюстративные и проблемные методы.

Особый вклад в развитие канадского медиаобразования внёс авторитетный исследователь К.Ворсноп, который разработал более 180 видов творческих заданий, не требующих сложного технического сопровождения, большинство из которых может быть адаптировано к российскому медиаобразованию [Worsnop C.,1994].

Первостепенной задачей канадской медиапедагогики является формирование навыков критического мышления. Рассматривается методика критического анализа различных медиатекстов, разработанная этим же автором.

Результаты медиаобразования оцениваются канадскими медиапедагогами по пятиуровневой системе, представленной двумя шкалами: холистической и аналитической. Холистическая шкала рассматривает медиаработу в целом, а не по отдельным аспектам. Аналитическая шкала предлагает подробные, специфические дескрипторы оценки выполнения задания; она более достоверна, валидна, позволяет точнее диагностировать и прогнозировать учебный процесс. Разработки системы оценки уровней медиаграмотности осуществляются на уровне международного научно-исследовательского сотрудничества с Россией (рук. совместного проекта проф. А.В.Фёдоров и К.Ворсноп).

Во второй главе «Исторические этапы развития медиаобразования в Канаде» характеризуются основные этапы становления и развития медиаобразования в Канаде. Выявляются наиболее перспективные направления: медиаобразование на материале телевидения, интернет-грамотность, дистанционное образование.

В параграфе 2.1 «Основные тенденции развития медиаобразования в Канаде 50-х80-х годов XX века» анализируются основные процессы зарождения и становления канадского медиаобразования.

Зарождение медиаобразования в Канаде было вызвано двумя факторами: интенсивной экспансией американской поп-культуры и толерантной системой образования, способствующей созданию новых образовательных парадигм.

Идеология канадского медиаобразования складывалась под влиянием работ ведущих теоретиков медиа (Х.Иннеса, М.Маклюэна, Л.Мастермана). В 1959 году М.Маклюэн разработал первую программу по медиаобразованию. Прогрессивные канадские педагоги, признавая бесперспективность попыток оградить учащихся от резко возрастающего влияния телевидения и кинематографа, стали активно использовать их мощный потенциал в качестве нового инструмента воспитания и образования.

Так же, как в США и Великобритании, в Канаде в 60-е годы медиаобразование развивалось в рамках кинообразовательной парадигмы, ориентированной на эстетическую теорию. При этом существовало два различных по своей сути направления: обучение при помощи медиа и обучение медиа. В 1966 году была основана первая Канадская ассоциация экранного образования. В 60-е годы курсы по «экранным искусствам» изучались на факультативной основе и были интегрированы в предмет «Родного языка и литературы». Активно проводились студенческие кинофестивали, конференции, посвященные медиаобразовательной тематике.

Появились первые практические разработки канадских авторов. В.Митчел разработал тематический подход к изучению экранных искусств. Дж.Кэтц внедрил интегрированный подход к изучению «основ киноискусства» в курсе преподавания литературы. Прослушать курс «Экранного образования» можно было в ряде университетов: Loyola College, McGill University, Sir George Williams University и др.

Существенная поддержка развитию «Экранного образования» оказывалась со стороны Национального совета по кинематографии, который занимался производством фильмов и другой аудиовизуальной продукции.

В 1972 – 1977 годах медиаобразование в Канаде находилось в кризисном положении: медиаобразовательные проекты не финансировались, отсутствовала целенаправленная поддержка со стороны государства. Занятия по повышению уровня медиаграмотности были объявлены «ненужной роскошью».

К 80-м годам прошлого столетия медиаобразовательное движение в Канаде начало возрождаться. Была создана теоретическая и методическая база для преподавания курса медиа в средних школах, наметилось постепенное повышение его статуса – от факультативного к обязательному. В 1978 году в Торонто была основана Ассоциация медиаграмотности, которую возглавил опытный медиапедагог Б.Дункан. Систематически организовывались летние курсы и семинары по медиаобразованию для учителей, проводились национальные и международные конференции, выпускалась методическая литература.

Постепенно идеи медиаобразования находили сторонников среди общественных и профессиональных организаций, при непосредственной поддержке которых лоббировалась идея включения его в курс школьной программы. В 1987 году Онтарио стала первой канадской провинцией, где медиаобразование является обязательным компонентом обучения для учащихся 7-12 классов в 5000 средних школ.

В параграфе 2.2. «Характеристика современного этапа канадского медиаобразования (90-е годы XX века начало XXI века)» анализируется состояние медиаобразования в ведущих странах мира, характеризуется современный мультимедийный этап канадского медиаобразования, анализируются пути интеграции медиаобразования в различных канадских провинциях.

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»