WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

__________________

КОЛЕСНИЧЕНКО Виктория Леонидовна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ



Специальность 13.00.01 –

«Общая педагогика, история педагогики и образования»

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Ростов–на–Дону - 2007

Работа выполнена на кафедре социокультурного развития личности

Таганрогского государственного педагогического института

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Фёдоров Александр Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Фоменко Владимир Трофимович;

кандидат педагогических наук, доцент

Терновая Ирина Павловна

Ведущая организация - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Защита состоится 21 апреля 2007 года в 12-30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Южном федеральном университете по адресу: 344338, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд.222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЮФУ по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 19 марта 2007 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Рубеж второго-третьего тысячелетия характеризуется беспрецедентно возросшим влиянием массовых коммуникаций на жизнь современного общества. Контакты среднестатистического человека с медиа (средствами массовой коммуникации) превышают одиннадцать часов в сутки.

Разнообразные медиа становятся доминирующим фактором формирования мировоззрения подрастающего поколения. Согласно последним статистическим данным Национального союза семейных ассоциаций, несовершеннолетняя аудитория ежегодно на контакты с различными экранными медиа отводит 1400 часов.

В этих обстоятельствах особую актуальность приобретает вопрос о медиаобразовании. Из различных определений понятия «медиаобразование», на наш взгляд, наиболее приемлемым является следующее: «Медиаобразование (media education) – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, а также с развитием аналитических способностей интерпретации и оценки их содержания. Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей обеспечения медиаграмотности (media literacy)» [Dorr A., 2001, p.9494].

В конце ХХ начале XXI века процесс медиаобразования на Западе начал приобретать характер массового развития. При рассмотрении феномена медиаобразования нам представляется полезным изучение опыта зарубежных стран, где медиаобразование получило официальный статус.

Анализ специфики медиа и их воздействия на общество в ХХ веке представлен в трудах зарубежных исследователей [Лассуэл Г., 1948; Барт Р., 1964; Бодрийяр Ж., 1995; Делёз Ж., 1995; Маклюэн М., 1964; Тоффлер Э., 1999]. Вопросы теории и методики медиаобразования достаточно глубоко описаны в работах авторитетных западных учёных [Bazalgette C., 1992; Worsnop C., 1994; Gonnet J., 2001; Duncan B., 1999; Kubey R., 1997; Masterman L., 1985; Pungente J., 1993; Tyner K., 1998]. Британский медиапедагог Л.Мастерман сделал анализ процесса медиаобразования в мире [Masterman L., 1994]. Датская исследовательница Б.Туфте представила краткий обзор основных медиаобразовательных тенденций в Европе [Tufte B., 1999].

Опыт зарубежного медиаобразования анализировался и в российских работах [Шариков А.В., 1988; Федоров А.В., 2003; Спичкин А.В., 1999; Новикова А.А., 2000; Е.И.Худолеева 2006]. А.В.Шариков впервые в отечественной науке проанализировал опыт зарубежного медиаобразования [Шариков А.В., 1988]. А.В.Спичкин обратился к изучению методики британского медиаобразования [Спичкин А.В., 1999]. А.В.Федоров, А.А.Новикова в монографии «Медиаобразование в ведущих странах Запада» представили обширный анализ основных положений зарубежного медиаобразования, рассмотрели вопросы истории и теории западной медиапедагогики [Федоров А.В., Новикова А.А., 2005]. Однако проблематика зарубежного медиаобразования в конкретных западных странах подробно была рассмотрена только в двух диссертационных исследованиях российских авторов [Новикова А.А., 2000; Худолеева Е.И., 2006].

В данном исследовании изучен опыт канадского медиаобразования, так как последние пятнадцать лет именно Канада – признанный мировой лидер в этой области. Медиакультура интегрирована в обязательную школьную программу и изучается с 1 по 12 класс во всех провинциях страны. Канада, как и Россия, является многонациональным государством, образовательная система которой органично представлена разносторонним опытом многочисленных национальностей. Следовательно, медиапедагогический опыт Канады может быть полезен для изучения отечественными исследователями.

Вместе с тем, в настоящее время в отечественной педагогической науке отсутствуют фундаментальные работы по проблеме медиаобразования в Канаде. Общие проблемы медиаобразования в Канаде были отражены только в двух научных статьях: А.В.Федоров «Медиаобразование в Канаде», 2002 и А.В.Федоров, А.А.Новикова «Медиаобразование в США и Канаде», 2004.

Достаточно всесторонне и глубоко эта тематика анализируется в трудах канадских авторов [Duncan B., 2005; Andersen N., 1999; Pungente J., O’Malley M., 1999; Worsnop C., 1994; Caron A., 1998; Rother L., 2006]. В педагогических трудах канадских исследователей содержится большой теоретический и практический материал, отражающий наиболее эффективные методики и перспективные направления, которые после соответствующей обработки можно адаптировать к отечественным образовательным условиям.

В данном исследовании рассматривается история медиаобразования в Канаде от генезиса до его современного состояния.

Проблема исследования заключается в противоречии между актуальностью историко-педагогического анализа теории, практики медиаобразования в Канаде как мирового лидера в данной области и слабой разработанностью данной темы в отечественной науке.

Объект исследования исторический аспект процесса становления и развития медиаобразования в Канаде (1960-2007).

Предмет исследования основные этапы, теоретические и методические концепции канадского медиаобразования.

Цель исследования проведение историко-педагогического анализа процесса медиаобразования Канады (1960-2007) с точки зрения содержания, методов, организационных форм; выявление наиболее эффективных направлений с целью дальнейшей адаптации опыта канадского медиаобразования к российским условиям.

Гипотеза: предполагается, что путём историко-педагогического анализа медиаобразования в Канаде мы сможем выявить основные перспективные направления его развития, значимые для современного этапа и касающиеся его целей, задач, теории и методики изучения, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему эффективному использованию опыта канадского медиаобразования в России.

Задачи исследования:

1) выявить и уточнить специфику ключевых понятий «медиаобразование», «медиаграмотность», применяемых канадскими исследователями и медиапедагогами;

2) синтезировать канадскую модель медиаобразования, обозначить перспективы для использования данной модели в российских условиях.

3) проанализировать наиболее прогрессивные теоретические концепции, методические подходы и перспективные направления в канадской модели медиаобразования для дальнейшего применения его в отечественной педагогической науке;

4) выявить и охарактеризовать основные этапы исторического развития медиаобразования в Канаде, определить ключевые педагогические проблемы медиаобразования, современное его состояние.

Методологические основания исследования: работы теоретиков медиа/медиаобразования М.Маклюэна, Л.Мастермана; исторический подход (рассмотрение генезиса и развития медиаобразования в Канаде); теория массовой коммуникации (Г.Лассуэл, У.Шрамм, Дж.Гербнер,); компаративистский подход (выявление специфики медиаобразования в различных провинциях Канады).

Теоретическая основа исследования: исследования тенденций и проблем медиаобразования в ведущих странах запада (А.В.Шариков, А.В.Фёдоров, А.А.Новикова, Е.И.Худолеева и др.); исследования проблем и тенденций медиаобразования в Канаде (Дж.Мур, Б.Дункан, Н.Андерсен, Дж.Пандженте, К.Ворсноп, А.Карон, Л.Розер и др.); исследования проблем медиаобразования в мире (К.Бэзэлгэт, Л.Мастерман, Д.Букингэм, Б.Туфте, А.Харт и др.); исследования проблем и современных тенденций российского медиаобразования (Л.С.Зазнобина, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, Е.С.Полат, А.В.Спичкин, А.В.Фёдоров, И.В.Челышева, А.В.Шариков, Е.Н.Ястребцева и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы по педагогике, философии, культурологии, медиаобразованию, медиакультуре, психологии; исторический метод (выявление исторических этапов, важнейших проблем и тенденций в развитии канадского медиаобразования); аналитические методы (сравнительный анализ процессов медиаобразования в различные исторические периоды в провинциях Канады; синтез теоретических концепций в области исследования, обобщение передового канадского опыта в области медиаобразования).

Научная новизна исследования:

впервые в отечественной педагогической науке исследован и проанализирован процесс исторического развития медиаобразования в Канаде, обозначены основные исторические этапы, охарактеризованы внутренние периоды в хронологических рамках каждого этапа канадского медиаобразования;

проанализированы работы канадских исследователей (М.Маклюэна, К.Ворснопа, Б.Дункана, К.Уинга, Дж.Пандженте и др.), которые ранее не были представлены (или представлены частично) в российской педагогической науке;

на основе изучения канадских первоисточников синтезирована базовая модель медиаобразования в Канаде.

Теоретическая значимость исследования:

установлено, что, с одной стороны, в трудах канадских медиапедагогов всё ещё отмечается тождественность использования ключевых понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность»; с другой, ведущие исследователи (К.Ворсноп, Дж.Пандженте, Л.Розер и др.) рассматривают медиаграмотность как результат процесса медиаобразования;

проведённый нами исторический анализ этапов развития медиаобразования в Канаде и основных теоретических концепций медиаобразования (что включает и синтезированную нами на основе анализа многих источников базовую медиаобразовательная модель, используемую канадскими медиапедагогами) существенно расширяет знания по истории и теории развития зарубежной медиапедагогики.

Практическая значимость исследования:

материалы данного исследования могут быть использованы российскими учёными, специалистами в области медиаобразования (например, в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30)), в курсах по педагогике, психологии, иностранному языку и др.; в ходе проведённого исследования были изучены перспективные методические подходы (творческие и практические задания, способствующие развитию критического мышления учащихся; развитие способностей учащихся к анализу медиатекстов; формирование умений создавать собственные медиатексты), применяемые канадскими медиапедагогами, которые можно использовать, адаптируя их к российскому медиаобразованию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Базовые понятия медийной концепции М.Маклюэна (тезис «материя – это сообщение», теория «глобальной информационной деревни», теория «холодных» и «горячих» медиа) дали первоначальный импульс развитию идей медиаграмотности. Понятие «визуальной грамотности» и другие базовые канадские трактовки терминологии медиаобразования нашли своё подтверждение в современном научном мире.

2. Синтезированная канадская медиаобразовательная модель, её структурно-содержательный компонент представлен теоретическим и практическим блоками. Использование синтезированной модели медиаобразования в российских условиях является перспективным.

3. История становления и развития медиаобразования в Канаде включает два основных этапа: этап зарождения и становления (50-е – 80-е годы XX века) и современный мультимедийный этап развития (90-е годы XX века – начало XXI века).

4. Повышение уровня медиаграмотности учащихся возможно путём использования мощного медиаобразовательного потенциала учебного телевидения (на примере телевизионного канала CHUM Television, эффективно осуществляющего программу, направленную на развитие медиаграмотности детской и юношеской аудиторий) и интернета (передовой опыт медиаобразовательной организации «Сеть информации о СМИ» MNet).

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»