WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

Для выявления личностного отношения медиапедагогов к медиаобразовательному наследию Ю.Н. Усова, нами был проведен экспертный опрос ведущих педагогов страны. К сожалению, далеко не все откликнулись на нашу просьбу, поэтому результаты опроса отражают в основном мнения российских медиапедагогов и исследователей лично знавших Юрия Николаевича (всего в экспертном опросе участвовало 9 человек).

Анализ экспертного опроса показал, что кроме ответов непосредственно на вопросы, практически все респонденты высказывали свое эмоциональное, личностное отношение к Юрию Николаевичу, вспоминали какие-либо моменты из совместной работы, характеризующие ученого как человека. В целом, экспертный опрос подтвердил актуальность исследования данной проблемы, огромный вклад Ю.Н. Усова в развитие кино/медиаобразования в нашей стране, научную обоснованность его теоретических трудов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XXI век сталкивает человечество со множеством проблем: ориентация в постоянно растущем информационном потоке, приобретения практических навыков работы с медиааппаратурой, необходимость обладать развитым восприятием, самостоятельным, критическим мышлением, творческим отношением к воспринимаемой медиапродукции, аудиовизуальной грамотностью. Традиции эстетического подхода к медиаобразованию, заложенные Ю.Н. Усовым, успешно развиваются в трудах многих отечественных исследователей в области медиапедагогики. Научные разработки и практическая педагогическая деятельность ученых доказали, что богатый опыт отечественного медиаобразования давно выявил огромные возможности медиапедагогики в развитии творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения и осмысления всего многообразия медиаинформации. Процесс медиаобразования, сочетая в себе лекционные и практические занятия, предполагает активное включение учащихся и студентов в создание собственных произведений медиакультуры, их критическое осмысление, что успешно реализуется в форме автономных уроков, лекций, семинаров, факультативов, кружков, а также в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

В процессе исследования была достигнута его основная цель, заключающаяся в выявлении основных направлений педагогического наследия Ю.Н. Усова в контексте повышения эффективности современного процесса медиаобразования в России.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Ю.Н.Усов – ученый с мировым именем, внесший огромный вклад в развитие отечественной кино/медиапедагогики, оставивший богатейшее педагогическое наследие, которое до настоящего времени не было предметом специального научного исследования. Он является автором более 100 работ, посвященных медиаобразовательной тематике, среди которых - книги, учебные пособия, учебные программы для школьников. Эти работы не потеряли своей актуальности и значимости и в настоящее время.

2. Основные педагогические идеи Ю.Н. Усова базируются на диалогической концепции культуры, изложенной в трудах М.М. Бахтина и В.С. Библера. Теория «диалога культур» М.М. Бахтина – В.С. Библера, являясь методологической основой медиаобразования, становится все более актуальной в области педагогики, в полной мере ее основы использовались и в теоретической концепции Ю.Н.Усова.

В построении программ занятий, в выборе форм и методов обучения Ю.Н. Усов и многие его соратники и последователи (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.) ориентируются именно на теорию диалогического бытия. Диалогические отношения учителя и ученика в педагогическом творчестве Ю.Н. Усова отражаются на всем медиаобразовательном процессе. Такая форма общения является высшей формой при взаимодействии человека с медиа.

3. Главным и определяющим в педагогическом наследии Ю.Н. Усова является эстетическая направленность всей его кино/медиапедагогической деятельности, его педагогических идей. Эстетически ориентированное медиаобразование, по мнению Ю.Н. Усова, направлено на развитие аудиовизуальной грамотности, представляющей собой целенаправленный процесс развития личности школьника в системе нескольких основных видов деятельности: усвоение знаний об экранных искусствах, восприятие идейно-художественного содержания, интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка, художественно-творческая деятельность в области экранных искусств.

4. Анализируя основные направления теоретических подходов Ю.Н. Усова к кино/медиаобразовательному процессу, мы выявили, что основной целью его концепции является развитие личности на материале художественных медиатекстов. Реализация поставленной цели достигается путем решения связанных с ней задачи:

- эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально–интеллектуальное образование аудитории, развивающее различные виды активного мышления;

- развитие умений восприятия, интерпретации, анализа, эстетической оценки медиаинформации, потребности в освоении медиаязыка, потребности в вербальном общении по поводу освоенной информации и в художественно-творческой деятельности;

- выработка умений передавать полученные на учебных занятиях знания, результаты восприятия различных искусств, окружающего мира средствами освоенных коммуникативных технологий в форме мультимедиа, аудиовизуальных и письменных текстов. К формам реализации поставленных задач относится внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся, к методические приемам - циклы игровых заданий, тренинги, видеосъемка, чтение и анализ медиатекстов и т.д. Данная модель реализуется при изучении дисциплин обязательного и факультативного цикла, общеобразовательных учреждений, а так же в учреждениях дополнительного образования и т.д.

5. Разработана медиаобразовательная модель экранных искусств Ю.Н. Усова, синтезированная на основе его научных трудов.

6. Основные педагогические подходы Ю.Н. Усова представляют собой целостную медиаобразовательную систему и находят свое воплощение в современной российской медиапедагогике, активно и плодотворно используются многими российскими медиапедагогами – Л.М. Баженовой, Е.А. Бондаренко, Г.А. Поличко, А.В. Федоровым и др. Например, не потеряли своей актуальности такие идеи Ю.Н. Усова как принципы работы с художественным экранным образом, система формирования экранной культуры учащихся, концептуальные подходы к проблеме аудиовизуального мышления.

Практические рекомендации к использованию результатов. Результаты исследования могут применяться не только в дисциплинах обязательного и факультативных циклов (в учебных учреждениях различных типов), кружковые занятия (в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образования и досуга), но и в специальном и интегрированном медиаобразовании. Причем, модель медиаобразования Ю.Н. Усова может быть реализована в различных вариациях и соотношениях: В студиях детского экранного творчества, на учебных занятиях художественно-эстетического цикла («Мировая художественная культура», «Основы экранной культуры» и др.), а также уроках литературы, истории, иностранного языка и т.д. Например, предмет «Медиаобразование» может стать составной частью различных учебных дисциплин, или существовать в виде самостоятельного курса.

Перспективы дальнейшего исследования: предполагается практическая апробация медиаобразовательной модели экранных искусств Ю.Н. Усова, синтезированной на основе его научных трудов в условиях учебного процесса педагогического вуза.

Основные положения диссертации отражены в следующих

публикациях автора:

1. Федорцова С.С. Инфокоммуникационные технологии в процессе обучения //Преподаватель высшей школы в XXI веке. Сб.4. Ростов: Изд-во Рост. гос. ун-та путей сообщения, 2006. С.165-169. – 0,2 п. л.

2. Федорцова С.С. Медиаобразование в информационном обществе //Журналистика и медиаобразование в XXI веке /Отв. ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2006. С.246-248 – 0,14 п. л.

*3. Федорцова С.С. Медиатексты в современном образовании //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2006. Спецвыпуск. С.76-78. – 0,2 п. л.

*4. Федорцова С.С. Медиаобразование в эмоционально-интеллектуальном развитии школьников // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 7 (26). С. 183-184. – 0,1 п. л.

5.Бухова С.С. (Федорцова С.С.) Педагогические идеи Ю.Н. Усова и их значение для аудиовизуального медиаобразования //Медиаобразование. 2005. № 2. С.62-67. – 0,3 п. л.

Условные обозначения: * обозначены работы автора, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»