WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, научная новизна; определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи, решаемые в работе; перечисляются методы анализа; излагаются положения, выносимые на защиту, отмечаются теоретическая и практическая значимость работы, приводятся условия ее апробации, указаны этапы исследования.

В первой главе «Теоретические основы медиаобразования в контексте российской системы образования» представлен обзор и анализ научной литературы по педагогике, медиакультуре, медиаобразованию, искусствоведению, философии, психологии, социологии по различным аспектам исследуемой проблемы, рассмотрена философско-методологическая основа медиаобразования в российской педагогической науке и условия развития эстетической концепции медиаобразования в России.

В первом параграфе «Теория «диалога культур» как методологическая основа медиаобразования» представлен теоретический анализ научных источников, раскрывающих философско-методологическую основу медиаобразования в российской педагогической науке.

Философско-методологическая основой исследования является теория «диалога культур», разработка которой была начата М.М. Бахтиным и продолжена В.С. Библером.

Согласно данной философской концепции различные культуры находятся в постоянном диалоге между собой, непрерывно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. По В.С. Библеру, культура нововременного мышления, - это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу» [Библер В.С., 1991]. Философия «диалога» рассматривает специфику художественно­го эстетического отношения, понимания себя и «Другого» через произве­дения культуры. Подлинные произведения искусства, в том числе и медиа-арт - это всегда взаимодействие. Образ (например, экранный) материализует замысел автора в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме повествования, побуждая аудиторию переживать, додумывать, домысливать, при помощи языка медиатекста. Именно медиакультура на новом уровне технических возможностей (спутниковое телевидение, Интернет) эффективно способствует такому объединению, создаёт невиданные прежде возможности для диалога культур. Медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных подходов в медиаобразовании ведущих стран планеты, а, следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и методику.

Теория «диалога культур» М.М. Бахтина – В.С. Библера как эффективная методологическая база медиаобразования в полной мере использовалась Ю.Н. Усовым и сейчас становится все более актуальной. В построении программ занятий, в выборе форм и методов обучения многие медиапедагоги, в том числе и Ю.Н. Усов, ориентируются именно на теорию диалогического бытия (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, С.Н. Пензин, А.В. Федоров и др.). Диалогические отношения учителя и ученика отражаются на всем медиаобразовательном процессе. Это высшая форма общения во взаимодействии человека с медиа.

Во втором параграфе «Развитие эстетической концепции медиаобразования в 60-х - 90-х годах ХХ века» проведен анализ исследований, посвященных основным исходным теоретическим положениям развития эстетической концепции медиаобразования в России.

Основные научные изыскания Ю.Н. Усов проводил в 70-е - 80-е годы XX века, когда приоритетным для российского медиаобразования являлся эстетический подход. Однако, по мнению отечественных исследователей (А.В. Федорова, А.В. Шарикова, И.В. Челышевой и др.), данный подход нередко проявлялся в синтезе с другими медиаобразовательными теориями, такими как практическая, идеологическая, а к началу 90-х годов добавилась и культурологическая теоретическая основа [Федоров А.В., 2001; Челышева И.В., 2006; Шариков А.В., 1990].. Основной целью эстетической теории провозглашалось формирование мотивов и качеств личности, необходимых для развития эстетического восприятия и вкуса, и, следовательно, основной акцент переносился на художественную составляющую медиа. Конечная цель кинопедагогов эстетического направления виделась в понимании учащимися основных законов и языка художественного спектра медиаинформации, в развитии эстетического (художественного) восприятия и вкуса, способности учащихся к квалифицированному анализу художественных медиатекстов [Федоров А.В., 2001].

Одним из активных сторонников и основоположником российской концепции эстетически ориентированного медиаобразования был Ю.Н. Усов. Он являлся одним из основателей Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики России. Под его руководством осуществлялись масштабные научно-методические эксперименты внедрения кинообразования в школьную практику.

Эстетически ориентированное медиаобразование, согласно мнению Ю.Н. Усова, должно быть направлено на развитие кинообразованности, представляющего собой целенаправленный процесс развития личности школьника в системе нескольких основных видов деятельности на материале экранных искусств: 1) усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в общественной жизни; 2) восприятие идейно-художествен-ного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной форме повествования; 3) интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка произведения экранного искусства; 4) художественно-творческая деятельность в области экранных искусств – любительская кино- и видеосъемка» [Усов Ю.Н., 1989].

Кинообразованность немыслима без «аудиовизуального мышления» - понимания и интерпретации «звукозрительной, пространственно-временной формы повествования как речевой продукции, формирования представлений о мировоззрении, эстетическом сознании автора на основе анализа произведений экранных искусств» [Усов Ю.Н., 1974, с.57].

С развитием медиаискусств и смещением акцентов медиаобразования (с чисто практического и идеологического к эстетическому), в 70-е годы XX века произошла трансформация и одновременно расширение понятийного аппарата медиапедагогики. Появились новые термины, например, «аудиовизуальная грамотность» - система умений анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов (термин введен Ю.Н. Усовым), «аудиовизуальное образование» - целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями школьников в области экранных искусств [Федоров А.В., Челышева И.В., 2002, с.110].

Ю.Н. Усов считал, что все формы кинообразовательной деятельности создают благоприятные условия для формирования аудиовизуальной культуры, эстетического развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления.

В целом, в 70-е – 90-е годы отечественное медиаобразование было эстетически направленным и носило «очаговый характер». Постепенно оно становилось составной частью учебных дисциплин эстетического (литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, эстетика), лингвистического (русский и иностранный языки), историко-философского (история, философия, право) циклов. Особенно тесной была связь кинообразования со школьными и вузовскими курсами литературы. Сторонниками данной интеграции являлись С.М. Одинцова, Г.А. Поличко Ю.М., Рабинович Ю.Н., Усов и др.

В работе кинокружков, киноклубов и кинофакультативов популярными были такие формы деятельности учащихся и студентов, как диспуты, свободное общение, анкетирование с последующим обсуждением результатов, письменные работы, выполнение игровых и творческих заданий на киноматериале (рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов, изготовление киноафиш и т.д.).

Руководителей кружков и факультативов, любительских киностудий 70-е, и последующие годы ХХ века готовили в Московском институте культуры, на факультетах общественных профессий при университетах и педагогических институтах. Но, несмотря на то, что в этот период продолжался выпуск медиаобразовательной литературы, публиковались статьи по проблемам кинообразования, разрабатывались программы по основам киноискусства для школ и педагогических вузов, подготовка учителей к преподаванию основ киноискусства оставалась весьма актуальной проблемой.

К 80-м годам в России наметился процесс «углубления» медиаобразовательных исследований, переход от описания и обобщения чисто педагогического опыта к выявлению психологических и/или социологических аспектов данного феномена, усиление интереса исследователей к проблеме детского творчества, связанного с медиа, повышение уровня обобщений в медиаобразовательных диссертациях. В этом трудно переоценить вклад таких известных отечественных исследователей О.А. Баранова, И.С. Левшина, С.Н. Пензина, Ю.М. Рабиновича, Ю.Н. Усова и др.

Во второй главе «Основные педагогические идеи Ю.Н. Усова и их значение для развития медиаобразования» обосновывается совокупность положений, составляющих теоретическую основу медиаобразовательных взглядов Ю.Н. Усова, раскрыты основные содержательные аспекты современного состояния российской медиапедагогики и значение педагогических идей Ю.Н. Усова для развития медиаобразования, дан анализ результатов экспертного опроса.

В первом параграфе «Основные теоретические подходы Ю.Н.Усова к аудиовизуальному медиаобразованию» сделан анализ теоретических подходов Ю.Н. Усова к аудиовизуальному медиаобразованию, представлена медиаобразовательная модель экранных искусств ученого, синтезированная на основе его научных трудов.

Модель медиаобразования, предложенная Ю.Н. Усовым актуальна и в настоящее время [Усов Ю.Н., 2000]. Ее основная цель - развитие личности на материале художественных медиатекстов. Среди наиболее значимых задач, по нашему мнению, выделяются эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально–интеллектуальное образование аудитории, развивающее различные виды активного мышления (образное, ассоциативное, логическое, творческое); формирование навыков восприятия, интерпретации, анализа и эстетической оценки медиаинформации, потребностей в освоении медиаязыка для его использования при общении с произведениями экранных, традиционных искусств и СМИ, потребностей в вербальном общении по поводу освоенной информации и в художественно-творческой деятельности, умений передавать знания, полученные на учебных занятиях, результаты восприятия различных искусств, окружающего мира средствами освоения коммуникативных технологий в форме мультимедиа, аудиовизуальных и письменных текстов (Рисунок 1).Рисунок 1. Медиаобразовательная модель экранных искусств Ю.Н. Усова, синтезированная на основе его научных трудов

Выявлено, что среди разнообразных форм организации медиапедагогического процесса Ю.Н. Усов выделял следующие: внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся. Наиболее существенными методическими приемами ученый считал циклы игровых заданий, тренинги, коллажи, видеосъемку, чтение и анализ медиатекстов и т.д. (Рисунок 2).

Данная модель имеет довольно широкую область применения: дисциплины обязательного и факультативного циклов, в учебных учреждениях различных типов, кружках, клубах, учреждениях дополнительного образования и досуга [Усов Ю.Н., 1998].

Педагогическое наследие Ю.Н. Усова нуждается в последующем изучении, поскольку его роль как лидера российской кино/медиапедагогики трудно переоценить, Несмотря на то, что на протяжении большей части 80-х годов Россия все еще была «закрытым обществом», ученый сумел вывести медиапедагогику на самый высокий уровень теоретических обобщений и четко разработанных методических принципов, выдвинув на первый план «эстетическую» ориентацию российского кино/медиаобразования. Его научная работа позволяет и сегодня, в изменившемся информационном поле строить систему взаимодействия между школьниками и масс-медиа, вобравшим в себя природу экрана (телевидение, компьютерные технологии).

В трактовке многих педагогов-практиков медиаобразование сегодня часто понимается как компьютерное изучение, интернет-грамотность и проч. Эстетическая, нравственная составляющая медиатекстов в этом случае нередко остается на заднем плане учебного процесса. Анализ педагогического наследия Ю.Н. Усова – своего рода «прививка» против таких технократических подходов.

Рисунок 2. Содержательно-целевой компонент медиаобразовательной модели экранных искусств Ю.Н. Усова, синтезированной на основе его научных трудов

Во втором параграфе «Современное состояние и реализации медиаобразовательных идей Ю.Н. Усова» рассматриваются основные содержательные аспекты современного состояния российской медиапедагогики, реализация педагогических идей Ю.Н. Усова в ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт». Проведен анализ экспертного опроса ведущих медиапедагогов страны, который помог выявить личностное отношение к медиаобразовательному наследию Ю.Н. Усова.

Научное наследие, оставленное Ю.Н. Усовым, позволяет в современном, изменяющемся и постоянно расширяющемся информационном пространстве строить систему взаимодействия между школьниками и масс-медиа, которая вбирает в себя все новые медиакомпоненты (телевидение, компьютерные технологии, интернет-сети и т.д.).

Ю.Н. Усов сумел создать московскую школу медиаобразования, куда вошли сотрудники возглавляемой им лаборатории и аспиранты, продолжающие свою медиаобразовательную деятельность в настоящее время не только в Москве, но и в других российских городах.

Для России XXI века медиаобразование – это актуальное педагогическое направление: обновляется и расширяется понятийный аппарат медиаобразования, защищается все большее количество кандидатских и докторских диссертаций. Кроме того, в июне 2002 года Учебно-методическое объединение (УМО) Министерства образования РФ официально зарегистрировало вузовскую специализацию «Медиаобразование», присвоив ей государственный номер 03.13.30, что впервые придало медиаобразованию в России официальный статус. В настоящее время медиаобразовательные исследования активно поддерживаются грантами Российского гуманитарного научного фонда, государственной программой «Университеты России», Программой Президента Российской Федерации «Поддержка ведущих научных школ», Целевой научно-исследовательской программой Министерства образования и науки России «Развитие научного потенциала высшей школы». Таким образом, усиленное внимание к проблемам медиаобразования свидетельствует о его особой значимости в эпоху высоких технологий.

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»