WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

___________

ФЕДОРЦОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ю.Н. УСОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история

педагогики и образования» (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена на кафедре социокультурного развития личности

Таганрогского государственного педагогического института

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Фёдоров Александр Викторович;

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Александров Евгений Павлович;

кандидат педагогических наук, доцент

Богомолова Галина Петровна

Ведущая организация - Институт художественного образования

Российской Академии образования

Защита состоится «30» марта 2007 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 27 февраля 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный мир трудно представить без средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, компьютерных сетей и т.д.), создающих вокруг каждого человека особое «информационное поле», под воздействием которого формируются моральные, социальные, художественные и интеллектуальные ценности и интересы. Воздействуя одновременно на зрение и на слух, медиатексты способны синтезировать в себе практически все накопленные человечеством способы общения.

Огромной популярностью медиатексты пользуются у молодёжи. Современный школьник уже не мыслит себя без видео, компьютерной сети, DVD, CD, которые предоставляют ему возможность индивидуального общения с медиа. Здесь он может не только использовать все преимущества процесса чтения книги, но и реализовать свои творческие идеи в виртуальном мире. Однако, общаясь с экраном, учащиеся зачастую не вдумываются в смысл медиатекстов, испытывают затруднения при самостоятельной их оценке. В итоге медиаискусства для молодёжи начинают выполнять релаксационную функцию, отодвигая на второй план потребность в приобретении знаний, в духовно-эстетическом общении. Учитывая тот факт, что в настоящее время кино- и видеорынок перенасыщены низкопробной в художественном и содержательном отношении продукцией, особенно актуальной является проблема развития медиаобразования, способствующего развитию критического мышления, художественного восприятия, познавательных способностей и т.д.

К сожалению, большая часть российских педагогов использует медиа как элементарное средство наглядной агитации, не зная, по мнению Ю.Н. Усова, о «богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегральном уровне комплексно решать проблему эстетического воспитания и художественного развития» [Усов Ю.Н., 1974]. Вместе с тем, опыт отечественного и зарубежного медиаобразования давно выявил огромные возможности медиапедагогики в развитии творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения и осмысления всего многообразия массовой информации. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, что возможно как в рамках автономных уроков, лекций, семинаров, факультативов, кружков и др., так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

В России научные исследования по медиаобразовательной тематике проводятся достаточно давно. В них рассматривались самые разные проблемы современного российского и зарубежного медиаобразования. Многие работы (например, А.А. Новиковой, Е.В. Мурюкиной, И.В. Челышевой, А.В. Федорова и др.) анализировали опыт, накопленный известными медиапедагогами. Однако работ, анализирующих опыт ведущих российских медиапедагогов по конкретным персоналиям, в настоящее время явно недостаточно.

Одним из признанных лидеров медиапедагогики в России был Юрий Николаевич Усов (1936-2000). В 1980 году была опубликована первая книга Ю.Н. Усова [Усов Ю.Н., 1980], где он предложил практический курс киноискусства «на основе рассмотрения отдельных моментов художественного восприятия по мере постепенного проникновения, «вживания» в произведения искусства открывается ученику многоплановость развития авторской мысли, в каких образных формах закрепляется она творческим воображением, сознанием школьника» [Усов Ю.Н., 1980, с. 4]. Так развивается невербальный тип мышления: образность, ассоциативность, возможность в момент восприятия одновременного сопереживания герою и автору художественного произведения.

В отличие от многих других деятелей медиаобразования (Ю.И. Божков, П.Д. Генкин, Л.П. Прессман и др.), полагавших, что на занятиях со школьниками основной упор нужно делать на работу с техническими средствами (кино/фото/видеокамера, монитор, работа в проявочной лаборатории и др.), Ю.Н. Усов утверждал, что целью таких занятий должно стать развитие художественного восприятия, творческого мышления, аудиовизуальной грамотности.

Опираясь на огромный опыт, накопленный медиапедагогами Великобритании, Канады, Германии, Австралии и других западных стран, а также на первые российские работы в этой области (А.В. Шариков), Ю.Н. Усов создал программу для учащихся старших классов средней школы под названием «Медиаобразование» (1998). Ученый сформулировал понятие «медиаобразование», дал своё определение некоторым ключевым категориям медиаобразования («медиатекст», «медиакультура» и др.).

Педагогическое наследие Ю.Н. Усова весомо и достойно тщательного изучения. Оно сохраняет свою значимость и для современного развития медиаобразования. Ю.Н. Усов считал, что экранное произведение не должно становиться для педагогов лишь поводом для обсуждения нравственных или идейных проблем. Бесспорно, в российском кино/медиаобразовании можно назвать немало заметных имен: Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, И.В. Вайсфельд, Л.С. Зазнобина, Н.Б. Кириллова, А.П. Короченский, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, К.М. Тихомирова, Л.В. Усенко, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько, И.В. Челышева, А.В. Шариков и др., однако именно Ю.Н. Усов сумел вывести медиапедагогику на самый высокий уровень теоретических обобщений, последовательно и четко разработанных методических принципов. Научная концепция исследователя позволяет и сегодня, в динамичном и изменяющемся информационном поле, строить систему взаимодействий между школьниками и масс-медиа.

На основании вышеизложенного сформулирована проблема исследования, заключающаяся в определении основных теоретических идей педагогического наследия Ю.Н. Усова в контексте дальнейшего процесса развития медиаобразования в России.

Решение этой проблемы и составляет цель данного исследования.

Объектом исследования являются научные труды Ю.Н.Усова и литература о его творческом (педагогическом) наследии.

В качестве предмета исследования рассматриваются педагогические идеи наследия Ю.Н. Усова в контексте развития медиаобразования в России.

Гипотеза исследования - изучение, анализ и обобщение прогрессивных педагогических идей Ю.Н. Усова в области медиаобразования, которые могут создать предпосылки для дальнейшего совершенствования педагогической системы целенаправленного эстетического развития личности на материале медиа, если медиаобразование станет частью дисциплин эстетического цикла и будет установлена преемственная связь медиаобразования с учебной, внеучебной и досуговой деятельностью учащихся.

Исходя из цели, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:

1. Выявить своеобразие теории «диалога культур» М.М. Бахтина-В.С. Библера, составляющей методологическую основу медиаобразования.

2. Определить ведущие линии развития эстетической концепции российского медиаобразования в 60-е-90-е годы ХХ века.

3. Установить основные теоретические подходы Ю.Н. Усова к аудиовизуальному медиаобразованию с точки зрения целевых ориентаций, основных задач, организационных форм, предлагаемых методических подходов к медиаобразовательному процессу.

4. Выявить особенности современного состояния отечественной медиапедагогики, реализацию и границы применения медиаобразовательных идей Ю.Н. Усова.

5. Разработать синтезированную модель медиаобразования Ю.Н. Усова на основе его научных трудов.

Методологическая основа исследования. Исследование опирается на философскую концепцию М.М. Бахтина–В.С. Библера о «диалоге культур», на важнейшие положения о роли личности в истории, о социальной деятельности и творческой сущности и многофакторном характере её формирования, о связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2002 по 2007 годы.

В исследовании использовался комплекс различных методов.

Теоретические: анализ литературы по педагогике, медиакультуре, медиаобразованию, искусствоведению, философии, психологии, социологии; синтеза (разработана синтезированная модель экранных искусств на основе анализа трудов Ю.Н. Усова); тематическая и хронологическая классификация источников.

Эмпирические: информационный, базовый и проблемный мониторинг с целью сбора, накопления, систематизации информации, выявления закономерностей и проблем реализации педагогических идей Ю.Н. Усова в контексте развития медиаобразования в России.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые сделана попытка монографического анализа педагогического наследия Ю.Н. Усова в контексте процесса медиаобразования в России:

- проанализированы, обобщены и систематизированы педагогические взгляды Ю.Н. Усова;

- раскрыты теоретические основы и характеристика концептуальных идей Ю.Н. Усова в области медиаобразования;

- определены условия для дальнейшего совершенствования педагогической системы целенаправленного эстетического развития личности на материале медиа, педагогических идей Ю.Н. Усова в современном процессе медиаобразования в России;

- разработана синтезированная модель медиаобразования, представляющая собой обобщенный опыт наследия Ю.Н. Усова.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в области педагогики, медиаобразования, культуры, истории, педагогами-практиками (к примеру, на спецкурсах по медиаобразованию, медиакультуре, в учреждениях дополнительного образования, при изучении истории культуры и искусства в вузах в рамках специализации для педагогических вузов «медиаобразование» (государственный регистрационный № 03.13.30), студентами и аспирантами педагогических вузов).

Концептуальные идеи диссертации сводятся к следующим положениям, выносимым на защиту:

1. Ключевые педагогические идеи Ю.Н. Усова базировались на диалогической концепции культуры, сформулированной в трудах М.М. Бахтина и В.С. Библера.

2. Ю.Н. Усов – ученый с мировым именем, внесший огромный вклад в развитие отечественного кино/медиаобразования, оставивший богатейшее педагогическое наследие, которое до настоящего времени не стало предметом специального научного исследования;

3. Определяющим в наследии Ю.Н. Усова является эстетическая направленность педагогических идей и кино/медиапедагогической деятельности, обусловившие основные направления теоретических подходов Ю.Н. Усова к кино/медиаобразовательному процессу (целевые ориентации, задачи, организационные формы, предлагаемые методические подходы).

4. Творческое наследие Ю.Н. Усова, представляющее собой целостную медиаобразовательную систему, находит свое воплощение в современном российском медиаобразовании и имеет широкие перспективы для ее дальнейшего развития.

5. Синтезированная нами медиаобразовательная модель на основе экранных искусств представляет собой обобщенный опыт наследия Ю.Н. Усова.

Достоверность выводов исследования обусловлена четкостью исходных методологических позиций, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях различного уровня: в Таганрогском государственном педагогическом институте (2002-2006), в Таганрогском институте управления и экономики (2002-2006), на Международной научной конференции «Информационные технологии в естественных, технических и гуманитарных науках» (Ростов-на-Дону, 2006) и др. Материалы диссертационного исследования опубликованы в журналах «Известия вузов. Северо-кавказский регион» (Спецвыпуск, 2006), «Гуманитарные и социально-экономические науки» (№7, 2006), «Медиаобразование» (№ 2, 2005) и в научных сборниках.

Структура работы. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, включающего 200 источников, из них 10 на английском языке, и 4 приложений.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом в 0,9 условных печатных листов, в том числе 2 статьи в журналах рекомендованных ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»