WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Второй международный конгресс студентов, молодых ученых и специалистов «Молодежь и наука – третье тысячелетие» (Москва, Россия; 15-19 апреля 2002 г.); Международная научно-практическая конференция «Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы» (Иваново 24-25 июня 2003 г.), Первая Международная конференция «Лидерство: гендерные перспективы» (Санкт-Петербург, 27 – 28 октября 2003 г.), Региональный семинар по обсуждению актуальных проблем синергетики и организации междисциплинарных исследований (Белгород, январь 2008 г.), Региональный круглый стол «Социальный маркетинг в деятельности современного вуза» (Белгород, февраль 2008 г.), II Всероссийская научно-практическая конференция «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (Белгород, февраль 2008 г.)) и других; на учебных занятиях по повышению уровня квалификации библиотекарей; в ряде социально-психологических тренингов с участием библиотекарей и читателей; на дискуссиях, которые проводились на заседаниях ученого и методического советов БГТУ им. В.Г. Шухова, методического совета областного объединения вузовских и ссузовских библиотек, на кафедре социологии.

Публикации. По материалам диссертации было подготовлено и опубликовано двенадцать научных работ, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 14,3 п.л.

Структура диссертации включает введение, три главы (девять параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается сущность проблемы, анализируется степень ее разработанности в научной литературе, показывается ее научная новизна, определяются цели и задачи, предмет и объект исследования, указываются его методологические источники, эмпирическая база и практическая значимость работы.

Первая глава диссертационной работы «Теоретико-методологические основания исследования факторов развития гендерной культуры в вузе» посвящена определению роли информационно-коммуникативной деятельности библиотеки вуза в системе факторов формирования гендерной культуры в образовательном процессе.

В первом параграфе «Факторный анализ гендерно-толерантной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза» выделены и рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на гендерную толерантность в вузе. Основным аргументом в пользу важности информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки является тот факт, что гендерно-толерантные отношения в образовательном процессе вуза складываются в результате пересечения собственно культурного и субъективного. В социальном пространстве вузовской библиотеки информационно-коммуникативная деятельность участников внутривузовских коммуникаций приобретает креативный характер, здесь коммуниканты получают возможности максимального самовыражения в активном поиске и обработке информации.

Во втором параграфе «Концептуальные основы изучения гендерной культуры» автор осуществляет анализ основных понятий, раскрывающих объект и предмет исследования. Проведена операционализация понятий, показаны взаимосвязи и смысловое наполнение категорий «информационно-коммуникативная культура», «гендерная культура» и связанных с ними дефиниций – «гендер», «культура», «гендерный дисплей», «гендерные стереотипы», «гендерная толерантность», «гендерные отношения», «информационно-коммуникативная деятельность», «информация», «коммуникация», «библиотечная коммуникация» и др.

Третий параграф «Методологические основы исследования гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза» посвящен теоретическому обоснованию выстроенной концепции. Концепции качественного подхода (М. Вебер, А. Щюц, П. Бергер и Т. Лукман, И. Гофман, Г. Гарфинкель и др.) подчеркивают важность индивидуального опыта на уровне повседневности. Для изучения факторов формирования гендерной культуры в отдельно взятом вузе данная позиция имеет принципиальное значение. Очевидно, что при исследовании идеальных конструкций человеческого сознания с множественностью различных интерпретаций одних и тех же феноменов нужна гибкая методология, которую иначе называют «качественной».

Гендерный подход (О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.) раскрывает новые аналитические возможности для анализа гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности. В постмодернистских концепциях найдены основания для исследования гендерной культуры в вузе посредством анализа повседневных коммуникаций.

Из идей, высказанных сторонниками различных течений постмодернизма (Р. Уильямс, Р. Хогарт, С. Холл, Л. Гроссберг, М. Фуко, Т. Ван Дейк, Г. Фреге) наиболее значимы: наполнение повседневных коммуникаций культурно-семиотическими смыслами; рассмотрение дискурса «здесь и сейчас» в единстве с социальным контекстом; понимание «полифоничности» и «обыденности» культуры; утверждение возможности существования «множественности» истин и смыслов, и их равнозначной ценности.

Во второй главе диссертационного исследования «Диагностика гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза (на примере библиотеки вуза)» автор выявляет смысловое наполнение «текста», «контекста» и «подтекста» библиотечной коммуникации в повседневных взаимодействиях общающихся мужчин и женщин. В четвертом параграфе «Методика осуществления диагностики» диссертант обосновывает применение методов «качественного» анализа документов, включенного наблюдения, картографирования пространства, фокусированного группового интервьюирования, экспертного опроса, выбор стратегии исследования (кейс-стади (case study)), объекта изучения, модели теоретической выборки.

Ключевой момент для осуществления диагностики информационно-коммуникативной деятельности библиотеки как фактора формирования гендерной толерантности в вузе по методу обоснованной теории – построение матрицы условий. Выделены три смысловых уровня матрицы: контекст, текст, подтекст. Первый уровень связан с социальным «контекстом» (макросреда, мезасреда, микросреда), определяющим специфику социальных коммуникаций субъектов информационно-коммуникативной деятельности библиотеки. Второй – поверхностный, символический, связан с «текстом», при помощи которого субъекты обмениваются информацией, необходимой для включения в разнообразные социальные отношения. Третий уровень раскрывает «подтекст» информационно-коммуникативной деятельности, отраженный в гендерных стереотипах.

В пятом параграфе «Социальный «контекст» информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки» анализируется социокультурная ситуация на уровне макро-, меза- и микросреды. Именно здесь проявляются тенденции снижения информационной роли библиотечной коммуникации и потенциальные возможности развития за счет психотерапевтического воздействия на читателей. В современных условиях вновь стала актуальной роль библиотеки, как социального института, способствующего сглаживанию противоречий между требованиями социума и потребностями отдельной личности. Для обозначения вышеназванной функции библиотеки используются категории: «уют», «тишина и спокойствие», «средство расслабиться, снять напряжение», «получение положительных эмоций», «перенестись в другой мир», «духовная атмосфера».

В шестом параграфе «Текст» информационно-коммуникативной деятельности библиотеки вуза» рассматриваются поведенческие стратегии и образы, с ними связанные в повседневных коммуникациях сотрудников библиотеки и читателей. Анализ текстов показал, что реальные поведенческие стратегии не имеют гендерных маркировок, однако, их восприятие зависит от установок взаимодействующих мужчин и женщин. В работе выявлена актуальность проблемы отсутствия творческого подхода к переработке информации не только для студентов, но и для преподавателей и библиотекарей. Так, например, только 31,25% библиотечных экспертов считают себя достаточно компетентными для создания на основе имеющейся информации качественно новой. Большинство из них все еще предпочитает работать с традиционными видами информации (62,5%), использовать прежние способы поиска информации (68,75%), не прибегая к помощи новых информационных технологий.

Задачей седьмого параграфа «Подтекст» информационно-коммуникативной деятельности» является рассмотрение преломления традиционных гендерных стереотипов в информационно-коммуникативной деятельности. Показывается, что представления об уровне навыков в работе с информацией связаны с традиционным делением сфер на «мужские» и «женские. Кроме того, тексты отражают стереотипы о «продвинутости» мужчин и «консерватизме» женщин: предпочтение традиционных типов и способов поиска информации женщинами и электронных – мужчинами: «Большинству женщин довольно сложно переключиться на новые методы сбора и обработки информации… Поэтому женщины являются как бы хранителями традиций, а мужчины стараются внедрить что-либо новое (БГТУ-4к-м)». Гендерные стереотипы, создающие «пред-знание» коммуникативной ситуации, определенные ожидания у коммуникантов с обеих сторон, влияют на весь процесс осуществления библиотечной коммуникации. И в этом смысле они являются «подтекстом» гендерного дисплея в библиотечном дискурсе. Высказывается предположение, что «развенчивание» традиционных гендерных стереотипов будет способствовать формированию толерантности в вузе.

В третьем разделе диссертации «Технология организации информационно-коммуникативной деятельности библиотеки по формированию гендерно-толерантной культуры в вузе» автором разработана общая технология оптимизации информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки.

Восьмой параграф «Целеполагание организации информационно-коммуникативной деятельности» описывает первые два «шага» технологизации информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки, позволяющие определить основные направления формирования гендерной толерантности в образовательном процессе. Принципы технологии гендерного просвещения нацеливают библиотечную коммуникацию на субъект-субъектные отношения.

В последнем параграфе «Технологии изменения «контекста», «текста» и «подтекста» информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки» автором выделены три технологии: технологию по созданию условий для партнерского взаимодействия мужчин и женщин в информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки; технологию совершенствования умений и навыков субъектов информационно-коммуникативной деятельности; технологию по преодолению гендерных стереотипов в информационно-коммуникативном взаимодействии. Организация технологий гендерного просвещения даже в отдельно взятой библиотеке создает «прецедент» внедрения гендерного подхода в информационно-коммуникативную деятельность и, в конечном счете, способствует развитию гендерно-толерантных отношений в вузе.

Представляется, что реализация предложенной общей технологии организации информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки по формированию гендерной толерантности в образовательном процессе вуза будет способствовать деконструкции многих патриархатных гендерных стереотипов и, тем самым, созданию привлекательного для мужчин и женщин коммуникативного поля, основанного на равноправном партнерском взаимодействии субъектов внутривузовских коммуникаций.

В заключении диссертации проводится обобщение результатов теоретического и эмпирического изучения актуализированных проблем, формулируются теоретические выводы и практические рекомендации. В приложении представлены программа исследования, анкеты, вопросы к письменному интервьюированию, таблицы, схемы, проект создания центра информационно-коммуникативной культуры в вузе.

Основные результаты работы изложены в публикациях автора:

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Чернышева Е. А. К истории библиотечной коммуникации: гендерные аспекты / Е. А. Чернышева // Библиотековедение. – 2007. – № 3. – С. 109 – 113. (0,5 п.л.)
  2. Чернышева Е. А. Гендерные подтексты информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки / Е. А. Чернышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : Аспирантские тетради. – 2007. – № 14 (37). – С. 353 – 356. (0,4 п.л.) ISSN 1992-6464
  3. Чернышева Е. А. Гендерные аспекты библиотечной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : Аспирантские тетради. – 2008. – № 25 (58). – С. 325–327. (0,4 п.л.) ISSN 1992-6464

В других изданиях:

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»