WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Теоретический анализ проблемы задан также рамками гендерной теории, позволяющей определить основные механизмы формирования гендерной культуры. В основе исследования постмодернистские концепции, объясняющие социальную реальность, и их осмысление в феминистской теории; идеи основателей «культурных исследований» (Cultural Studies) – Р. Уильямса, Р. Хогарта, С. Холла, Л. Гроссберга, а также продолжателей их традиции уже в русле феминистской и гендерной теорий, обращающих внимание на множественность культуры, неразрывную связь с господствующей идеологией, зависимость от социально и исторически определенных контекстов; идеи дискурсивной методологии М. Фуко, Т. Ван Дейка, Г. Фреге и интеракционной модели коммуникации, позволяющих рассматривать информационно-коммуникативную деятельность как процесс воспроизводства гендерных культурно-семиотических смыслов. Методологические основы диссертационного исследования представлены работами П. В. Романова, В. А. Ядова, В. Н. Ярской, Е. Р. Ярской-Смирновой.

Целью диссертационного исследования является социологическая интерпретация практик конструирования гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза (на примере библиотечной коммуникации).

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности;
  2. определить роль информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки как фактора формирования гендерной культуры;
  3. осуществить рефлексию и концептуализацию основных понятий системы информационно-коммуникативных гендерных взаимодействий;
  4. обосновать сочетание качественных и количественных методов исследования гендерной культуры в процессе информационно-коммуникативной деятельности вуза; выявить основные компоненты диагностики гендерной культуры в процессе информационно-коммуникативной деятельности;
  5. провести социологический анализ состояния гендерной культуры в «контексте», «тексте» и «подтексте» информационно-коммуникативных взаимодействий в вузе;
  6. ввести в дискурс научных исследований эмпирического материала кейс-стади ряда вузов г. Белгорода в изучении повседневных библиотечных коммуникаций;
  7. разработать принципы и методы формирования гендерно-толерантной культуры в процессе организации просвещения, парнерского взаимодействия, совершенствования умения и навыков субъектов информационно-коммуникативной деятельности библиотеки по преодолению гендерных стереотипов.

Объектом исследования является информационно-коммуникативная культура в вузе.

Предметом диссертационного исследования являются практики конструирования гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности библиотеки вуза.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

  1. результаты социологических исследований, посвященных деятельности вузов в различных регионах России и содержащих информацию о гендерной асимметрии в них;
  2. материалы исследований психолого-социологической службы кафедры социологии БГТУ им. В.Г. Шухова (N=153);
  3. данные социологических исследований отдела информационного менеджмента и маркетинга научно-технической библиотеки университета;
  4. результаты осуществления диссертантом включенного наблюдения за информационно-коммуникативной деятельностью библиотеки в течение пяти лет (2001-2006): а) кейс-стади; б) компьютерной диагностики библиотечных менеджеров, занимающихся регулированием информационно-коммуникативной деятельности библиотеки (N=18); в) фокусированного письменного интервью (N=343); г) фокус-групп (N=39); д) экспертного опроса библиотечных менеджеров вузов и ссузов г. Белгорода и Белгородской области (N=16).

Были использованы следующие методы: «качественный» анализ документов (текстов письменных интервью, дневниковых записей, видеозаписей), этнографические методы (включенное наблюдение, картографирование пространства), фокусированное групповое интервьюирование, экспертный опрос. В качестве вспомогательных применялись проективные методики, а также анкетный опрос. На этапе анализа качественных данных применялось открытое, осевое и выборочное кодирование, а также логические процедуры, соответствующие принципам «обоснованной теории».

Основная гипотеза. Мы полагаем, что социологическая интерпретация практик конструирования гендерной культуры в вузе поможет увидеть результат синтеза культурных смыслов и индивидуального опыта в повседневных коммуникациях и роль информационно-коммуникативной деятельности библиотеки в формировании гендерно-толерантной культуры.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании задач анализа гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза. Элементы новизны исследования состоят в следующем:

  1. с авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ подходов к исследованию гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности («качественный подход, концепции постмодернизма, гендерный подход);
  2. определено факторное влияние социального «контекста», «текста» и «подтекста» информационно-коммуникативной деятельности библиотеки во взаимодействии мужчин и женщин в образовательном процессе;
  3. предложена система понятий, описывающих объект и предмет исследования;
  4. по-новому обосновано сочетание количественных и качественных методов исследования и выявлены основные компоненты диагностики гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза;
  5. впервые в авторской интерпретации определена специфика гендерного дисплея в повседневных коммуникациях через синтез культурных смыслов и индивидуального опыта общающихся мужчин и женщин;
  6. в дискурс научных исследований введен эмпирический материал кейс-стади двух вузов г. Белгорода в изучении повседневных коммуникаций;
  7. предложена пошаговая технология организации информационно-коммуникативной деятельности библиотеки по формированию гендерно-толерантной культуры в образовательном процессе вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, корректным применением положений социологии культуры и духовной жизни, сочетанием качественной и количественной стратегии исследования, соотнесением полученных данных с исследованиями других ученых.

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

    1. Гендерный и качественный подходы, а также концепции постмодернизма позволяют, во-первых, изменить угол зрения исследователя, наполняя привычные гендерные отношения и термины качественно-новым смыслом, увидеть их как систему властных гендерно-обусловленных отношений; во-вторых, обосновать важность анализа повседневных взаимодействий на микроуровне; в-третьих, найти основания для исследования гендерной культуры в вузе посредством анализа повседневных коммуникаций, наполнить их культурно-семиотическими смыслами, рассмотреть дискурс «здесь и сейчас» в единстве с социальным контекстом, обратить внимание на «полифоничность» и «обыденность» культуры.
    2. Специфика информационно-коммуникативной деятельности библиотеки и социологическая интерпретация системы факторов, оказывающих влияние на формирование гендерной культуры в образовательном процессе вуза, определили фокус исследования - «текста» библиотечных коммуникаций, «контекста», выступающего условием информационно-коммуникативной деятельности, и «подтекста» коммуникации, являющегося фактором конструирования культурных смыслов в дискурсивных практиках.
    3. Потребность в разработке авторского видения категорий «информационно-коммуникативная культура», «библиотечная коммуникация», «информационно-коммуникативная деятельность», «гендерная культура», «гендерные стереотипы», «гендерная толерантность» и рассмотрении логических взаимосвязей между ними, опирается на противоречивость трактовок субкатегорий - «культура», «гендер», «информация», «коммуникация». Рассмотрение эволюции гендерных отношений в информационно-коммуникативной деятельности библиотек в социальном контексте различных стран и эпох доказывает их прямую зависимость от возникающей социокультурной ситуации, показывает «незаданность» и «изменчивость» гендерного дисплея.
    4. Сочетание количественных и качественных методов исследования обусловлено: а) триангулятивным характером качественной методологии, которая более адекватна предмету исследования; б) гендерным подходом, ориентированным на исследование каждодневных коммуникативных практик, позволяющим аналитически проникнуть в повседневность с присущими ей конструкциями; в) деятельностным характером опыта, в котором субъект (мужчина или женщина) усваивает и воспроизводит гендерные правила и отношения, в результате чего возникает такое явление, которое в теории получило обозначение «гендерный дисплей». Предлагаемая логика диагностики гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза на примере вузовской библиотеки: от рассмотрения социального макро-, меза- и микроконтекста информационно-коммуникативной деятельности к «тексту» социальных коммуникаций посредством изучения гендерных различий, воспроизводимых в сценариях библиотечной коммуникации и далее к информационно-коммуникативной культуре участников взаимодействия, к образам коммуникантов; затем к «подтексту», отраженному в гендерных стереотипах, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью.
    5. Гендерный дисплей в повседневных библиотечных коммуникациях представляет собой синтез культурных смыслов и индивидуального опыта общающихся мужчин и женщин. Индивидуальное переживание и осмысление коммуникации есть комбинация собственно субъективного и культурного, измененного в восприятии нашей субъективностью. Поэтому невозможно рассматривать механизмы формирования гендерно-толерантной культуры в отрыве от индивидуальной истории и культурного контекста.
    6. Маскулинность либо фемининность субъектов социокультурного пространства вуза конструируется на базе следующих бинарных оппозиций: логичности – интуитивности, абстрактности – конкретности, инструментальности – экспрессивности, сознательности – бессознательности, власти – подчинения, порядка – хаоса, индивидуальности – коллективности, силы «Я» слабости «Я», импульсивности – статичности, активности – пассивности и других. На основе «переживания» этих бинарных оппозиций строятся стереотипные представления о стратегиях поведения читателей и библиотекарей, образах участников библиотечной коммуникации, формируется гендерный дисплей.
    7. Технологии организации информационно-коммуникативной деятельности вузовских библиотек предоставляет возможности построения гендерно-толерантных отношений между всеми субъектами вузовского социокультурного пространства. В соответствии с проведенной диагностикой трехуровневой матрицы условий была определена последовательность шагов технологизации информационно-коммуникативной деятельности: 1) формулирование цели и задач организации информационно-коммуникативной деятельности библиотеки по формированию гендерно-толерантной культуры в вузе; 2) разработка принципов технологии гендерного просвещения в информационно-коммуникативной деятельности; 3) технология по изменению «контекста» библиотечных коммуникаций; 4) технология оптимизации «текста» информационно-коммуникативной деятельности; 5) технология по изменению «подтекста» библиотечных коммуникаций; 6) реализация разработанных технологий; 7) анализ результатов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование содержит теоретический и прикладной материал, способствующий приращению знаний в области социологии культуры, которое может быть использовано в процессе дальнейшего научного осмысления гендерных отношений в современных вузовских библиотеках России.

Выявление новых способов формирования гендерно-толерантной культуры в вузе через организацию информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки может способствовать: развитию партнерских отношений между мужчинами и женщинами в вузе; достижению гендерного равенства в системе управления вузом и образовательном процессе; созданию комфортной среды, которая даст возможность более успешно актуализировать и развивать информационно-коммуникативную компетентность взаимодействующих в вузе мужчин и женщин; усовершенствованию методов и приемов коммуникативно-информационной деятельности библиотеки; развитию гендерно-толерантных качеств библиотечного персонала; установлению равноправного диалога между читателями и библиотекой вуза; созданию условий для установления партнерских связей ученых и библиотекарей, способствующих взаимообогащению их опыта; дефеминизации образа библиотеки и повышению социального престижа библиотечной профессии в общественном сознании.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных программ (преподавании специальных дисциплин) для библиотечных работников (курсы повышения квалификации), преподавателей, аспирантов и студентов. Положения диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по социологии, социологии культуры и социологии образования в высших и средних специальных учебных заведениях.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»