WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

 

 

 

 

ЧЕРНЫШЕВА Елена Анатольевна

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

 

 

Специальность 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук

Белгород – 2008

Работа выполнена на кафедре социологии ГОУ ВПО

«Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова»

 

 

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Ильяева Ирина Алексеевна

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Романов Павел Васильевич

доктор социологических наук, профессор

Фиглин Лев Аронович

Ведущая организация:

Курский государственный технический университет

Защита состоится «26» июня 2008 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет».

Автореферат разослан «20» мая 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.В.Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Процессы, происходящие сегодня в мире, оказывают влияние на все стороны жизни общества, систему образования, в частности. В первую очередь, речь идет о процессах глобализации, информатизации, а также культурной трансформации, частью которой является изменение гендерной культуры. Бурное развитие информационных технологий вносит кардинальные перемены в образ жизни и картину мира мужчин и женщин, в процессы социальной стратификации, так как информация становится инструментом властных отношений в целом и отношений доминирования и подчинения между мужчинами и женщинами. С одной стороны, женщины получают дополнительные возможности для достижения равенства с мужчинами, с другой, информатизация усиливает гендерную асимметрию. Процесс глобализации позволяет осуществлять обмен опытом по выбору оптимальных стратегий для осуществления эгалитарной гендерной политики, а также принимать транснациональные решения для реализации этих задач. В условиях культурной трансформации проявляется феномен «мозаичности» культуры, происходит индивидуализация жизненных стилей, в том числе и распространение различных моделей гендерных отношений. Все это приводит к осознанию важности проблем гендерной стереотипизации, затрудняющих возможности конструирования новой гендерной культуры личности.

Масштабные социально-экономические и социокультурные изменения российского общества в последние десятилетия приводят к значительным переменам в сфере гендерных отношений. В сфере достижения гендерного равенства в правах (де-юре) наметился определенный прогресс, тем не менее, в социальной практике (де-факто) по-прежнему сохраняются многие проявления гендерной дискриминации. Для преодоления системы устоявшихся гендерных ролей необходимы не только юридические и социально-экономические меры, но и преодоление гендерной асимметрии в сфере повседневных коммуникаций. Поэтому особое значение приобретает поиск новых путей формирования гендерно-толерантной культуры, как качественно нового этапа развития гендерной культуры.

Гендерная культура в вузе складывается в ходе образовательного процесса, составляющего основу функционирования любого вуза. Этот процесс невозможен без информационно-коммуникативной деятельности, так как обучение, воспитание и развитие науки неразделимо связаны с поиском и обработкой информации, а коммуникация является основным и связующим звеном в осуществлении обмена социальной информацией. Вузовская библиотека является центром информационно-коммуникативной культуры, поэтому библиотекарь является активным деятелем (ктором) образовательного процесса, выступает посредником и незримым «партнером» в научных исследованиях. Однако гендерные стереотипы и патриархатная гендерная культура в целом затрудняют не только формирование комфортного психологического климата в вузе, но и создание партнерства между библиотекой и читателями. Кроме того, искусственное разделение культуры и образования на уровне государственных ведомств отделяет деятельность вузовских библиотек от участия в процессе создания культурных ценностей, формирования информационно-коммуникативной культуры и гендерной толерантности в вузах и регионах.

Поэтому актуальность темы диссертационного исследования связана с необходимостью изучения способов конструирования гендерной культуры в вузе и определения роли информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки в ее формировании.

Степень научной разработанности проблемы. За последние десятилетия появилось значительное количество работ, посвященных гендерным исследованиям в различных социальных науках. Специальных социологических исследований по вопросу гендерной культуры в вузе не много, но есть ряд публикаций, затрагивающих отдельные аспекты данной проблемы. Это дает нам возможность классифицировать их по следующим критериям: 1) методологическим основаниям гендерного подхода, которые можно было бы использовать при диагностике гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вузовских библиотек; 2) различным аспектам гендерных исследований в социальных науках, позволяющим многосторонне рассмотреть информационно-коммуникативную деятельность; 3) проблемам информационно-коммуникативной культуры субъектов вуза; 4) описанию эволюции и тенденций развития образа библиотеки и библиотечной профессии в общественном сознании.

К первой группе можно отнести исследования, посвященные концептуализации гендерного подхода, в частности, через осмысление ключевых понятий гендерной теории (работы Н. И. Абубикировой, Л. Аусландер, С. Ушакина), а также методологии гендерных исследований (труды О. А. Ворониной, Е. А. Здравомысловой и А. А. Темкиной, Е. Р. Ярской-Смирновой). Определенный исследовательский интерес представляют работы, посвящённые систематизации и обобщению западных феминистских и гендерных исследований (А. Костиковой, И. А. Жеребкиной, А. Усмановой, О. Чумак, Е. Р. Ярской-Смирновой). Среди них следует отметить также труды, авторы которых обобщают опыт российских ученых – исследователей гендера и женского движения (С. Г. Айвазова, Г. А. Брандт, О. А. Воронина, И. А. Жеребкина, Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина; А.  В. Кирилина, О. И. Ключко, Н. Л. Пушкарева, З.  А. Хоткина).

Во вторую группу можно отнести работы, связанные с различными предметными аспектами гендерных исследований. Они повышают теоретическую чувствительность при изучении места информационно-коммуникативной деятельности вузовских библиотек в системе факторов формирования гендерной культуры в вузе, так как вскрывают механизмы продвижения патриархатной идеологии и различные проявления гендерного неравенства. Технологии трансляции гендерных стереотипов посредством СМИ содержатся в публикациях И. В. Грошева, И. Н. Тартаковской и других авторов. Психологические аспекты гендерных исследований, позволяющие анализировать контекст информационно-коммуникативной деятельности можно найти в работах И. С. Клециной и Л. Поповой. В ряде трудов (М. Е. Баскаковой, Г. Ф. Беляевой и И. Д. Горшковой, И. Ф. Богдановой, Н. А. Винокуровой, Н. Л. Пушкаревой) раскрываются вопросы, связанные с гендерным неравенством в системе высшего образования, оказывающим влияние на вузовскую библиотеку и имеющим место в библиотечном образовании. К этой группе также можно отнести публикации, авторы которых описывают результаты гендерных исследований в различных предметных сферах: прикладных социологических исследований (Ж. Н. Авилова и Г. А. Котельников, С. Ашвин, Б. Бергстен, Н. В. Гончарова, Т. Ю. Журженко, Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина, И. С. Кон, О. В. Митина, И. И. Серегина, Г. Г. Силласте, В. Н. Ярская и Е. Р. Ярская-Смирнова), лингвистики (А. В. Кирилина, В. В. Потапов, О. Н. Проскудина), философии (Э. М. Викторов, Г. А. Ельникова, И. А. Жеребкина, Н. Н. Коростылева), истории (Л. П. Репина, Н. Л. Пушкарева), экономики и социальной политики (М. М. Малышева, Н. М. Римашевская), политической науки (С. Г. Айвазова, С. В. Поленина, Н. А. Шведова), антропологии и культурологии (Е. Гапова, Т. Г.Киселева, П. В. Романова), менеджмента (Т. В. Бендас, Г. Ложкин, А. Е. Чирикова).

Третья группа представлена публикациями, посвященными анализу информационно-коммуникативной культуры субъектов информационного и научно-образовательного пространств, в которых осуществляется информационно-коммуникативная деятельность библиотек. В нее входят труды, раскрывающие принципы современной системы образования в результате воздействия процесса информатизации (Б. Н. Бессонова, М. Г. Вохрышевой, А. В. Жаворонкова и других).

Сюда можно также включить работы, авторы которых описывают результаты диагностики и способы повышения информационно-коммуникативной культуры в вузовской среде (О. А. Гордилова, И. А. Ильяева, Г. А. Котельников, В. Н. Маркова, Л. М. Съедина, А. Ткаченко, Р. Я. Цибриенко, О. П. Шамаева). Определенный научный интерес представляют исследования взаимодействия субъектов вузовского пространства с новыми информационными технологиями (человеко-компьютерными системами). Здесь можно отметить работы Л. А. Василенко, Г. А. Котельникова, А. М. Островского. Гендерные аспекты влияния компьютеризации на информационную культуру мужчин и женщин освещаются в публикациях Г. Гришиной и А. Денисовой.

Роль библиотек в современном информационном пространстве раскрывается в трудах И. А. Ильяевой и В. Н. Марковой, Т. Б. Марковой, М. М. Самохиной, И. П. Тикуновой. К данной группе можно также отнести работы, посвященные социологии чтения, как неотъемлемого элемента информационной грамотности. К данному ряду относятся работы И. А. Бутенко, И. Г. Васильева, М. Рочестер, М. М. Самохиной и других авторов. В рамках данной группы можно объединить ряд работ, посвященных гендерным аспектам литературы (М. С. Галина, В. Г. Иваницкий, В. Н. Люсин, В. И. Мильдон, В. А. Суковатая, Е. И. Трофимова, Е. Р. Ярская-Смирнова).

Последнюю, четвертую группу составляют работы, посвященные рассмотрению образа библиотек и библиотечной профессии. Образ библиотек и библиотекарей в историко-философском контексте наиболее полно представлен в материалах Б. Ф. Володина, М. Ю. Матвеева, А. В. Соколова, Э. Р. Сукиасяна, Е. М. Ястребовой и других авторов. Гендерных аспектов анализа библиотечной профессии касаются такие авторы, как Е. И. Березкина, А. Димитров и М. Блэквелдер, Е. А. Потанина. Проблемы, связанные с феминизацией библиотек затрагивают Г. К. Олзоева и Л. В. Солоненко.

Диссертант отмечает, что, несмотря на то, что гендерные исследования достаточно популярны (в нашей стране они проводятся уже более пятнадцати лет), роль информационно-коммуникативной деятельности библиотек в конструировании гендерной культуры в вузе является все еще недостаточно изученной. В социальной практике сложилось противоречие между увеличением вариативности гендерных ролей и сохранением гендерных стереотипов, препятствующих формированию новой, гендерно-толерантной культуры. В научной теории противоречие состоит в том, что социология информационной и коммуникативной деятельности людей, а также социология гендерных отношений имеют определенные достижения, в то же время изучения процесса конструирования гендерно-толерантной культуры под влиянием информационно-коммуникативной деятельности библиотек еще не осуществлено. Кроме того, существует противоречие между значительными научными достижениями в сфере гендерных исследований и низкой степенью их распространенности в научной сфере и повседневной жизни «обычных людей». Исследователи «гендера» как будто находятся в «башне из слоновой кости», наблюдая со стороны за гендерными отношениями и не оказывая непосредственного влияния на повседневные социальные практики.

Актуальность темы научного исследования, степень ее разработанности дают основания для формулировки основной проблемы, обуславливающей объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы. Проблема состоит в необходимости разрешения противоречия между теорией и практикой. Практика требует нового уровня развития гендерной культуры в современных условиях, а теоретические и эмпирические разработки, связанные с выявлением факторов формирования гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза, отсутствуют.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории, послужившие основой оформления качественного подхода в социологии: конструктивистский подход (А. Щюц, П. Бергер и Т. Лукман, И. Гофман, Г. Гарфинкель), смещающий акценты социальной теории на микроуровень и повседневные взаимодействия. В диссертационном исследовании нашла отражение объединительная методология П. Бурдье и Э. Гидденса, позволяющая понять взаимообусловленность структурных условий и социальных действий, предпринимаемых активными действующими лицами. Кроме того, в качестве теоретической базы исследования выступили положения о «гендерном дисплее», предложенные американским социологом И. Гофманом, автором социологии драматургического интеракционизма.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»