Pages:     | 1 | 2 ||
  1. Клиническими прогностическими критериями развития стриктурирующей и пенетрирующей форм БК являются: женский пол, увеличение СОЭ при обострении заболевания в анамнезе и на момент обследования, курение, наличие перианальных свищей и анальных трещин, наличие псевдополипов и смазанности сосудистого рисунка по данным эндоскопического обследования.
  2. Проведенные молекулярно-генетические исследования показали значимость полиморфизмов гена NOD2/CARD15 и TNF- в патогенезе БК у пациентов, проживающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Частота полиморфных вариантов гена NOD2/CARD15 3020 ins C; Arg702Trp; Glu908Arg составила 17,5%; 6,2%; 8,25%, соответственно, а частота полиморфного варианта гена TNF- -308 G/A составила 25,5%.
  3. Установлена взаимосвязь полиморфного варианта 3020 ins C гена NOD2/CARD15 со стриктурирующей формой БК. Наличие одного из полиморфных вариантов генов NOD2/CARD15 и/или TNF- влияет на увеличение частоты болевого абдоминального синдрома и уменьшение числа лимфоцитов периферической крови у пациентов с БК.
  4. Наличие полиморфного варианта 3020 ins C в 1,6 раза увеличивает риск развития БК. Наличие полиморфного варианта -308 G/A гена TNF- в 1,8 раза, а наличие компаундных гетерозигот в 5,2 раза повышает риск развития БК.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Для принятия прогностического решения о развитии стриктурирующей или пенетрирующей формы болезни Крона в комлексном обследовании больных следует учитывать: женский пол, увеличение СОЭ при обострении заболевания в анамнезе и на момент обследования, курение, наличие перианальных свищей и анальных трещин, наличие псевдополипов и смазанности сосудистого рисунка по данным эндоскопического обследования.

2. С целью прогноза неблагоприятных вариантов течения заболевания в комплекс исследований пациентов с БК целесообразно включить молекулярно-генетические исследования полиморфных вариантов гена NOD2/CARD15 и TNF-.

3. При подозрении на БК пациентам показано определение полиморфных вариантов генов NOD2/CARD15 (3020 ins C; Arg702Trp; Glu908Arg) и TNF- (-238G/A, -308G/A).

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Семенов Н. В. ВЗК : недифференцированный колит. Трудности диагностики / Н. В. Семенов // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. — 2005. — № 1. — С. 15.

2. Барановский А. Ю. Ген болезни Крона. Перспективы диагностики и прогноза заболевания / А. Ю. Барановский и др. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. Спецвыпуск : Актуальные проблемы гастроэнтерологии. — 2006. — С. 97—99.

3. Семенов Н. В. Генотипические фенотипические соотношения при болезни Крона – роль мутации NOD2/CARD15 / Н. В. Семенов, О. Б. Щукина // Сб. науч. тр. VI съезда Научного общества гастроэнтерологов России. — М., 2006. — С. 189.

4. Щукина О. Б. Применение энтеральных смесей у пациентов с поражением тонкой кишки при болезни Крона / О. Б. Щукина, Н. В. Семенов // Немедикаментозные методы терапии : сб. тез. науч.-практ. конф. — СПб. : Издательский дом СПбМАПО, 2006. — С. 142—143.

5. Насыхова Ю. А. Генетические факторы предрасположенности к болезни Крона / Ю. А. Насыхова, Т. Э. Иващенко, Н. В. Семенов и др. // Медицинская генетика. — 2007. — № 5. — С. 51—53.

6. Nasyhova Y. Role of TNFA-gene promoter region polymorphism in chronic inflammatory disorders / Y. Nasyhova, Y. Ostankova, N. Semenov et al. // European Journal of Human Genetics. — 2008. — Vol. 16, Suppl. 2. — P. 355.

7. Nasyhova Y. Crohn's disease and polymorphisms of NOD2/CARD15 genes and TNFA / Y. Nasyhova et al. // European Journal of Human Genetics. — 2007. — Vol. 15, Suppl. 1. — P. 244.

8. Nasykhova Y. Novel differentiatting genetic markers for CD and UC / Y. Nasykhova et al. // European Journal of Human Genetics. — 2008. — Vol. 16, Suppl. 2. — P. 319.

9. Щукина О.Б. Перианальные поражения при болезни Крона / О. Б. Щукина, С. В. Васильев, Н. В. Семенов и др. // Санкт-Петербург – Гастро-2008 : мат. Международного Славяно-Балтийского науч. форума. — СПб., 2008. — № 2. — С. 134.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ