WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 6 |

Урусбиевскоеобщество. Само обществоизначально состояло из одного селенияУчкумель, расположенного при слиянии рекАдыр-суу и Кыртык с Баксаном. Одновременнооно являлосьи княжеской резиденцией. Структурафеодальных владений в новомобществе строилась на основе деления потомков Чепелеу Урусбиева наответвления-атаулы. У Чепелеу было четыресына: Али, Исмаил, Кандаур и Магомет,положившие начало четырем атаулам.Соответственно общество делилось начетыре удела, но под главенством одного атаула. Послесмерти Кандаура, среднего из сыновейЧепелеу, его жена Убба-бийче, боясь за жизньсвоих сыновей Алхаса и Эльмырзы, вместе сподвластными уехала в Карачай. Алхас иЭльмырзаположили начало поселку Джамагат вТеберде. Временем переселения можно считать начало XIX в.

В селение Джамагатпозже переселяется и Мисост, сын Магомета.Особый интерес вызывает в этом отношениидокумент от8 июня 1867г., где Измаил Урусбиев (сын Мисоста, внука Магомета)отмечает, что «прежде было у негоугодий более чем теперь, но эти угодияотобраны были дядями его Мурзакулом иЧепело (сыновья Исмаила и Келемета), задетей которых Измаил был постоянным оплотом. Допоступления в аманаты Измаил с отцом своимМисостом проживал в Теберде, откудапереселились в Урусбий именно для этойцели, т.е. для поступления в аманаты. Мисост Урусбиеввынужден был выселиться в Теберду,вследствие убийства его отца Магомета, посмерти которого Измаил, отец Мурзакула иубийца Магомета, родного своего брата завладелБаксанским ущельем».

Касаясь ухода Мисостав Джамагат, А. И. Мусукаев замечает, что Магомет (отецМисоста) был женат на вдове своегостаршего брата Кандаура.После смерти Эльмурзы иАлхаса, Джамагатом управлял Мисост. С вхождениемБалкарии в состав России, Мисоствозвращается в Урусбиевское общество сподвластными емулюдьми. В те годы «старшиной» обществаявлялся сынУрусбия – Али, по смерти которого «старшиной» стал Мурзакул, сынИсмаила. С данным фактом следует увязатьсоперничество атаулов внутри рода. С приходом к властиМурзакула, постепенно теряют политическуюсилу другие ответвления– атаулы Али и Магомета, а атаулКандаура прекратилась.

Селение Учкумельусловно делилось на две части погеографическому принципу. Протекавшая река Кыртыкделилоеё на двафеода. По правую сторону жили ветвь Алии Магомета, апо левую сторону ветвь Исмаила. Потомство Али, всилу несоблюдения брачного индекса,было оттеснено в политическомплане. Семьсыновей Орусби и их потомки женились ивыдавали дочерей за узденей. Владенияпотомков Али были сильно ограничены.

НаселениеУрусбиевского общества ксередине XIX в. достигло 2000 жителей: 250человек принадлежали ксословию чагар, казаков икаравашей, втом числе 184 души принадлежали Урусбиевым, а узденям 36душ из чагар, казаков икаравашей. При перемножениина дворы получается: 35 дворов обрядных (чагар) и 54дворов холопов. Помимо Урусбиевых,крупными владельцами холопов были уздени Этезовы,владевшие 20 дворами.

Второй параграф «Эволюция феодальных институтов в ХVIII – первой половине ХIХ вв.» посвящен изучению генезиса иэволюции езденлика и эмчеклика и ихвлиянию на сословные отношения, и состоитиз двух вопросов.

Ёзденлик (Дворянскоепожалование-лен) посвященинституту вассалитета-сюзеренитета илисиньориально-вассальным отношениям. Князья-таубии имелиподвластных в лице различных сословий,среди которых большую часть составлялиуздени. Еще в ХVIII в. П. Г.Бутков, перечисляя князей Балкарского общества,отмечает, что «они имеют своих узденей».

Князья, являясьземельными монополистами и правителями,обладали правом привлечения на службу узденей. Такими феодальными владельцамибыли фамилии, указанные в первом параграфе. Генезисинститута «ёзденлик» следует увязать с появлением вБалкарии предков таубиев: Басиата, Малкара,Мисака и других. Хронологические рамкиможно обозначить ХIV–ХV вв.. Впоследствии потомки означенных лицзавладели большинством земель и потом, какзамечает Н. Г. Петрусевич в отношении карачаевцев, «значительнуючасть из этих земель поотдавали вразное время тем из узденей, которыенаиболее заслужили это своеюприверженностью к ним или же тем, откоторых сами получили немало подарков».

Вассально-сюзеренныеотношения через призму ёзденлика стечением времени оформились в адатныеустановки, четко распределявшие права иобязанности сторон. Нормированиеотношенийтаубиев и узденей поддерживало сословнуюиерархию. Адатустанавливал ориентиры при возникновенииопределенной ситуации, сохранял закнязьями верховное право в вопросахземельногораспределения.

Выморочное право таубиев было следствиемвассально-сюзеренных отношений. Лен,полученныйузденем, обязывал его нести «дворянские обязанности» по отношению ктаубию. Субъектомправоотношений былиобязанности, а объектом былиземля, участок под дом, скот, оружие и т.д.За князьями сохранялосьверховное право на те земли, которые были отданы вёзденлик, вне зависимости от давности срока.Выморочное право было одной из привилегиикнязей. Продажа ёзденлика не допускалась,поскольку купившие землю не несли быповинности князю. Не допускалось наследованиеёзденлика по женской линии, в этом случаепри выходе замуж, фамилия таубия теряла землю.Если случалось такое, то наследникистарались выкупить обратно такие земли. Напервых порах, с получением земли вёзденлик, уздень делал ответные подарки.Н. Г.Петрусевич врапорте упоминает, что «получивший в ёзденлик землю обыкновенно делал подарившемуответный подарок скотом илилошадьми на значительную сумму…».

Т.Х. Кумыков, рассматриваяположение каракишей, приводит данные о том,что «есликаракишихотел переселиться в другое общество, то онмог передать свою землю одному изродственников с условием, что тот будетотбывать господину все его повинности.Если переселяющийся не имел родственников, тоземля его поступала в полное владениетаубия».М. Ч.Кучмезова, отмечает что «если ёзден по какой либо причинеуходил от сюзерена, то возвращалполученную землю первоначальномувладельцу –таубию, покровительства которого ёздентакже лишался». Адат предусматривал запрет напереход каракиши от одного таубия кдругому.

В обычном правебалкарцев со временем укоренилсяпрецедент продажи узденских обязанностей. Архивныйдокумент гласит: «каракиши, хотя и принадлежат ксословию зависимому по своим обязательствам ктаубиям, на земле которых живут (ёзденлик),не могут быть продаваемы лично, как люди личносвободные, но владелец может продаватьдругому владельцу ту повинность, которуюотбывает каракиши (узденские обязанности)».

Эмчеклик (Патронат).Термин «эмчеклик» служилобозначением у балкарцев,как политического покровительства, так имолочного родства. Во втором случае объектом правоотношений, помимовоспитываемого княжеского ребенка, былаземля, подаренная отцом ребенка в знакблагодарности аталыку, илиземля,подаренная эмчеком своемуэмчеку. Эти отношения впоследующембыли сопряжены с установлением эмчекскихотношений, следствием чего было несениеповинностей и обязанностей.

Весьма точнуюинтерпретацию сущности эмчеклик дал князь И. М. Урусбиев, со слов которого в 1883 г. это было записано известнымученым М. М.Ковалевским. И. М. Урусбиев, выделяя эмчеков в отдельноесословие, отмечал: «каракиши мог взять любого таубия,помимо собственного, в емчеки. Емчек таубиянаделял его землей или драгоценностями.Каракиши платит емчеку с каждого калыма однукорову, одного 5-летнего бычка. Междуемчеками образуется теснейшая связь, котораядает право князю брать у него баранов илошадей, а каждые 3–5 лет 100 баранов. Князь, которого онемчек обязан оказывать каракишу помощь изащиту. Эти отношения до сих пор существуют. Емчек,желающий покинуть таубия, долженвозвратить ему взятое у него. В числеприсяжниковтаубием должен быть егоемчек. Угнетение князей инеобходимость защиты против них каракишей– вероятнаяпричина происхождения емчека…». Эмчеклик являлсядейственным инструментом во взаимоотношениях междутаубиями и узденями. Уздень помимо своегосюзерена-князя, мог вступить в патронат с другимкнязем, и не только изсвоего общества, но и издругих балкарских обществ.

Важной особенностьюразвития эмчеклик в Балкарии былоформирование эмчеков (в основном узденей. – А.Б.) в отдельнуюсоциальную категорию, которую некоторыеисследователи ставили в ранг отдельного сословия.Показателен генезис данного института,приводимый М. К. Абаевым. Эмчеков он определяет следующимобразом: «Таубии отдавали преимущественнокаракишам вбессрочное пользование участки своихземель. Получивший такой участок обязан былсобственнику –таубию во-первых отдавать известную частькалыма при выдаче замуж своих сестер и дочерей завсе время пользования полученным участком,и во вторых оказывать личные услугиназываясь эмчеком его. Таубий же, кроме того,покровительствовал своему эмчеку ивсегда являлся его защитником». М. К. Абаев вторитИ. М.Урусбиеву и в вопросе причины появления иустановления этих отношений: «каждаятаубиевская фамилия имела своих узденей икаракишей, которые несли известные личныеи материальные повинности по отношению к своимтаубиям. Последние иногда обижали их,поэтому уздень или каракиши одного таубиястановился эмчеком другого таубия, чтобы,кроме получения от него земли на эмчекскомправе, иметь защитника от самоуправства состороны своего таубия».

Вторая глава «Сословная структура вдореформенный период» состоит из трехпараграфов.Первый параграф «Ак сюек (Князья)» состоит из двух вопросов.

Таубии. Термины «басиат» и «таубий» в равной мере использовались вобиходе как внутри балкарских обществ, таки в обозначении выс­шего сословия у соседних народовпо отношению к высшему сословиюбалкарцев. Весь анализ источников показывает,что в большинстве случаев термин «басиат» употреблялся вформе обозначения потомковлегендарно­го Басиата –родоначальника рядатаубиевских фамилий собственноБалкарско­го ущелья. Появление Басиатаможноотнести к ХIV–ХV вв.. Упрочившись в Балкарии, потомкиБасиата закрепили за собойсословный термин – басиат.

Были фамилии, которыене вели свою родословную от басиатов, нопользовались равными правами с этим сословием. Одним из таких примеровслужит свидетельство,данное балкарскимитаубиями – Темирхановым, где они признают, «что Темирхановыпользуются всеми теми правами, кой имелистаршины, происходящие из класса Бассиатов». К басиатамотносились и таубии Женоковы. Такимобразом, правами басиатов в полной мерепользовались и некоторые фамилии, которыевели свое происхождение от Мисаки, а такжеи фамилии, сумевшие сохранить свои праваперед потомками Басиата. Собственно кбасиатам следует отнести следующиефамилии: Абаевы, Айдебуловы, Джанхотовы,Мисаковы, Амирхановы, Шахановы, Бийевы,Бийкановы, Боташевы, Темирхановы, Женоковыи Шакмановы. Все они, за исключениемШакмановых, проживали в Балкар­ском обществе.Значит, рассматриваемый термин имел хождение вБалкарии, употреблялся самими басиатами вкачестве самоидентификации и получилупотребление среди других сословий, какобозначение высшего сословия.

Анализ полевого материала и из­вестных легендпозволяет разбить таубиевусловно на две группы. Кпервой группе можно отнести Айдаболовых, сих ответвлениями (айырылгъан или тукъум къарындаш)Биевыми (Мисирбиевыми) и Женоковыми(Зануюковыми), также жившимив НижнейБалкарии, Джанхотовых с ответ­влением Шахановыми. В Верхней Балкарии басиатамисчиталисьАбаевы, соследующими ответвлениями: Амирхановы,Кюцюковы, Темирчиевы и Боташевы. По некоторымнародным преданиям к басиатам относились итаубии Хуламского общества Шакмановы. Ко второйгруппе можно отнеститаубиев, потомков Мисаки и Мимбулата. Известно, чтоМисака являлся узденем Басиата еще впериод их жизни в Маджарах, но по приезду первым вМалкар, Мисака, а впоследствии и егопотомки, стали пользоваться правамибасиатов. К потомкам Мисакии Мимбулата, можно отнестикняжеские фамилии Мисаковых, Темирхановыхи Бийкановых.

Более упрощенной быласистема межсословных отношений в обществе,где власт­вовала только одна таубиевскаяфамилия. В Хуламском обществе правилитаубии-басиаты Шакмановы, в Безенгиевском обществетаубии Суншевы и в Урусбиевском обществе- таубииУрусбиевы.Своеобразной структуройотличалась Чегемское общество, гдеправили с начала ХVШ в.таубии Балкароковы, Келеметовы иБаймурзовы. Впоследствии ксере­динеХIХ в. из БаймурзовыхвыделяютсяКучуковы и Баразбиевы.

Чанка. Социальная категория таубиев (аксюеков) чанка былa распространена вЧегемском обществе Балкарии и служилаобозначением фамилий в лице Эбуевых,Мурачаевых, Гудуевых, Соттаевых, Тудуевых,Эфендиевых и Джаубермезовых. Они жили вселениях Чегемского общества: Думала, Джора,Джуунгу и Тузулгу. Вели свое происхождениеот чегемских таубиев Бердибийевых-Рачикауовых и выходцев из Кумыкии. В конце ХVII – начале ХVIIIв. в Чегемском обществепроисходят заметные политические события, следствием которыхстало смена «народных владельцев».

В прошении чанка кначальнику Центра Кавказской линии в 1851году отмечалось: «происходя, мы из предков от коленчегемских старшин, впоследствии передвступлением русского правительства, чегемскиестаршины, имея вражду на наши фамилиихотели во всех истребить, но провидение божье спасло итак до сего времени…».В прошении яснопрослеживается, что чанка выводили своепроисхождение от старшин Чегемскогообщества. Аналогичная ситуацияпрослеживается и укарачаевцев. По мнению Н. Г.Петрусевича, «чанкаобразовались исключительно из младшихветвей фамилии Крымшамхаловых и от прямыхпотомков Карча, от его сыновей Актугана иДжантухана,потерявших свои земли и прочее имуществовследствие разных случайностей и за темлишившиеся мало помалу всякого значения вобществе».Тем самым можно предположить, что чанка и вКарачае и в Балкарии являлись прямымипотомками некогда могущественныхтаубиевскихфамилий. В Балкарии они вели свое происхождениеот правителей Чегемского общества,истребленных в начале ХVIII в.

В Чегемском обществечанка избежали истребления в силуразличных обстоятельств. По преданиям, чанкаКазиевы и Джаубермезовы выводили себя изодного предка: «предок их некий Кази поселился в Чегеме,где дети его начали притеснять местноенаселение. Жители восстали подпредводительством Таубия КелеметаБалкорокова против них и истребили всехдетей Кази,кроме одного Актугана. В последствии отнего пошли Казиевы, а часть, вернувшаяся вЧегем, начали называтьсяДжаубермезовыми». Н. Г. Петрусевич же полагал, «что Казиевы вКарачае, Туудуевы и Джаубермезовы в Чегемепошли от одного предка по имени Кази, поразвитию Раджика-улу».

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»