WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!

 

На правах рукописи

       

Алибекова Заира Нажмудиновна

Формирование  эмоционально-ценностного   отношения  старшеклассников  к семье  в  условиях этнокультурной среды

13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и  образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Махачкала 2012

Работа выполнена на кафедре общей и теоретической педагогики  ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель -  доктор педагогических наук,

  профессор Алиева Бика Шапиевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры педагогики ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный

педагогический университет»

Магомедов Абдурахман Магомедович;

кандидат педагогических наук, зав.

отделением гбоу спо «Дагестанский

политехнический колледж»

Улубекова Назани  Шихмахмудовна

Ведущая организация  -  ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный 

лингвистический университет»

Защита состоится «7» декабря 2012 г. в 1300 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: Республика Дагестан, 367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57.

       С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: Республика Дагестан, 367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57.

       Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru  и  на официальном сайте  ФГБОУ ВПО  «Дагестанский государственный педагогический университет»  http: www.dgpu.ru  «6» ноября 2012 г.

Автореферат  разослан «6» ноября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат пед. наук,

профессор  Ш.А. Мирзоев

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Российское многонациональное общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность отечественной культуры. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” общество, и прежде всего первичная ячейка общества – семья.  «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства”, - гласит Семейный кодекс. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой сегодня, в условиях серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественных ценностных. Многие ценности, в том числе и семейные, оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, издревле присущие как российской отечественной, так и каждой национальной культуре. Возникает необходимость пристального внимания к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям общества, их выявления, осмысления, возрождения и применения в социализации подрастающего поколения.

Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит структурам образования. В Концепции модернизации российской системы образования, «Национальной доктрине образования Российской федерации до 2025 года» определена важность обновления программ обучения школьников с учетом формирования у учащейся молодежи социально ценностного и ответственного отношения к семье, способности к успешной социализации в обществе. Отсюда  важнейшей задачей нашего общества становится разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих реализовать духовно - ценностный потенциал, исторически заложенный в семье.

  Современная семья испытывает небывалые, порою критические затруднения. Кризис современной семьи связан с резким изменением социального статуса, в котором она находится; с медленным переходом семьи к новым социально-экономическим условиям жизни; с затянувшимся процессом адаптации семьи к изменившимся социокультурным условиям; с ценностным вакуумом и т.д. Эти и другие негативные явления нарушают нормальное функционирование семьи, приводят к деградации семейного образа жизни. Результатами такого положения семьи являются:

- наблюдаемые явления резкого снижения престижа семьи;

- рост числа разводов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным насилием;

- резкое увеличение детской преступности, увеличение количества детей, приобщающихся к алкоголю, проституции, наркотикам;

- резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, что является причиной возникновения споров, ссор, чувства зависти, проявлений недоброжелательного отношения друг к другу;

- рост конфликтности среди членов семьи, снижение авторитета родителей.

Данные положения подтверждают, что кризис семьи приводит к разрушению самой ценности образа жизни, к исчезновению понятия «семейственность».

Анализ педагогической теории и практики позволил нам выявить имеющиеся в исследуемой проблеме острейшие противоречия между:

  • новыми соци­ально-педагогическими условиями в стране и недостаточной изученностью их влияния на семью и ее воспитательную деятельность;
  • снижением роли семьи в со­хранении национальных культурных ценностей и необходимостью восстановления и повышения этой роли;
  • изменившимися условиями жизни и необходимостью создания целенаправленной системы, стимулирующей повышение культурного уров­ня дагестанской семьи и ее деятельности по воспитанию подрастающего поколения;
  • ниспровержением прежних социальных и политических идеалов, приведших к смене «кругов ценностей», и неспособностью системы образования в полной мере отразить этот факт в целях воспитания;
  • усилением тенденции самоустранения многих родителей от воспитания собственных детей, ухудшения внутрисемейных отношений и необходимостью педагогического просвещения родителей для осознания ими силы влияния на детей семейного уклада жизни.

Новые тенденции развития общества, особенности по­строения семейных отношений в современных социокультурных условиях актуализируют проблему формирования у старшеклассников от­ношения к семье как к ценности. Особый интерес для решения данной проблемы представляют  труды классиков педагогики Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж-Ж Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого  и др., которые единодушны в том, что семейное воспитание является базовым для формирования личности. В исследованиях философов, социологов, демографов, психологов Г.М. Андреевой, И.В. Бестужева - Лады, С.В. Дармодехина, О.Л. Зверевой, И.С. Кона, Т.А. Ку­ликовой, А.В. Мудрика, В.А.  Разумного,  В.А. Сысенко, А.Г. Харчева и др. воспитание будущего семьянина трактуется как один из важнейших аспектов социального становления человека.

Важным инструмен­том, посредством которого ученые стремятся ре­шить данную проблему, является воспитание. Ценностным отношениям посвящены труды А.Г. Здравомыслова, В.П.Тугаринова, В.Л. Ядова и др. Проблема эмоционального отношения у школьников  и аксиологического подхода в эмоционально-ценностном отношении исследовались М.Б. Богусловским, Б.И. Додоновым, Н.Д. Никандровым, З.И. Равкиным, А.Я Чебыкиным, П.М. Якобсоном. В большинстве работ отмечено большое значение фактора усвоения системы ценностей в формировании отношения к семье как ценности, но сравнительно малочисленны специальные исследования по проблеме формирования эмоционально - ценностного отношения к семье. Среди них несомненный интерес для нас представляли диссертационные исследования Л.Н. Урбанович «Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности» (2008); И.Б. Левицкой «Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования»(2002);  Ю.В. Тягуновой «Развитие готовности учителя к воспитанию у подростков ценностного отношения к семье»(2008); Н.Л. Москвичевой «Семья в системе ценностных ориентаций личности студента» (2011); дагестанских ученых М.М. Гаджиевой «Дифференциация отношений учащихся к ценностям в условиях кризисных явлений»; Н.А.Салаватовой «Педагогические условия подготовки к брачно-семейным отношениям»; А.Н.Салахбековой «Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития».

  Что касается  формирования ценностного отношения к семье на этнокультурном потенциале народа, то таких исследований оказались единицы, касающийся лишь младших школьников как исследование Р.А. Яббаровой «Формирование образа семьи у младших школьников в условиях школы-интерната средствами народной педагогики».

Известно, что процесс формирования ценностного отношения к семье в целом и эмоционально-ценностного, в частности, следует ориентировать на приобретение положительного опыта взаимодействия с семьей. В связи с этим важное значение приобретает анализ этнокультурного и этнопедагогического опыта взаимоотношений в семье. В связи с этим особую актуальность для дагестанского многонационального региона приобретают научные исследования, ориентированные на выявление и возрождение социально-педагогических, культурно-исторических, духовно-нравственных семейных ценностей дагестанского народа Б.Ш. Алиевой «Этнопедагогика дагестанской семьи»; А.М. Магомедова «Этнопедагогическая культура Дагестана»; Ш.А. Мирзоева «Народная педагогика воспитания: содержание, формы и методы»; Т.Г. Саидова «Прогрессивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни» и другие.

Однако анализ имеющихся исследований показал, что в педагогической науке еще не подвергалась специальному анализу формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в исследуемом регионе. На практике почти не уделяется внимание созданию условий, способствующих формированию у школьников отношения к семье как ценности в социально-педагогической ситуации, хотя необходимость в этом становится все более очевидной.

Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы использования воспитательного потенциала этнокультурного и этнопедагогического наследия в формировании эмоционально - ценностного отношения старшеклассников к семье, определена тема исследования: «Формирование  эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды».

Ее проблема сформулирована следующим образом: каковы основные педагогические условия, способствующие формированию  у старшеклассников отношения к семье как к ценности?

Объект исследования – процесс обучения и воспитания старшеклассников в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет исследования – педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье.

Цель исследования – разработать, экспериментально проверить  и обосновать педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье на педагогической культуры народов Дагестана.

Гипотеза исследования основана на предположении о том,  что процесс формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье будет более эффективным, если:

-  определены сущностные характеристики, структурные компоненты и содержательное наполнение эмоционально-ценностного отношения к семье;

– в систему формирования эмоционально-ценностного отношения к семье будут включены этническая культура и прогрессивные идеи народной педагогики, содержание которых ориентировано на отношение к семье как к ценности;

- будут созданы и внедрены педагогические условия повышения эффективности формирования эмоционально – ценностного отношения старшеклассников к семье;

- будут внедрены педагогические технологии, активные формы и методы, содержание которых направлено на формирование отношения к семье как ценности как в учебной, так и внеучебной работе;

- ведется соответствующая работа по подготовке педагогов и родителей к ведению воспитательно–образовательной работы со школьниками в этом направлении.

В соответствии гипотезой и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

- уточнить понятие «эмоционально-ценностное отношение к семье», выявить ее сущностные характеристики, компоненты и содержательное наполнение;

  - выявить возможности использования этнической культуры и прогрессивных педагогических идей народа для решения конкретных задач по формированию у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье.

  - определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье;

  - разработать модель формирования эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье;

- разработать и апробировать экспериментальную программу «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме», нацеленную на формирование эмоционально-ценностного отношения  старшеклассников к семье.

Теоретическую основу исследования составили: положения о социальной сущности семьи и важнейших аспектах ее жизнедеятельности (В.Г. Афанасьев, В.А. Борисов, С.В. Дармодехин,  М.С. Мацковский, А.Г. Харчев и др.); о социализация ребенка в семье (И.В. Бестужева-Лада, И.В. Гребенников, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.); об особенностях психического развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, Л.М. Фридман,  Д.Б. Эльконин и др.);  теория ценностей (А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубиштейн, В.П. Тугаринов, В.Л. Ядов и др.);  традиции семейного воспитания горцев, в том числе и дагестанцев (Б.Ш. Алиевой, Т.З. Бесаевой, В.К. Гарданова, А.Ю. Гранкина, А.М. Магомедова, З.М.Магомедовой, М.А. Меретукова Ш.А. Мирзоева, А.Н. Мусукаева,  Т.Г. Саидова, З.Б. Цаллаговой, З.Я. Якубова и др.).

Методологической основой исследования являются: системный подход проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей и членов семьи между собой, исследованных Ю.П. Азаровым, Т.В. Воликовой, П.П. Пивненко, Л.С. Сальниковой, Е.Н. Сорочинской, О.Н. Урбанской и др.;  гуманизация педагогического процесса, приоритет духовных ценностей (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, М. Монтессори, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, С. Френе, Е.Н. Шиянов,  Р. Штейнер и др.); теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган и др.); личностно- ориентированное образование (Н.Л. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); аксиологический подход (И.В.Бестужева-Лады, О.К. Гуколенко,  И.С.Кона, И.Б. Левицкая В.Я.Разумного, В.А.Сысенко, А.Г.Харчева); аксиологический подход в эмоционально-ценностном отношении (М.Б. Богусловский, Б.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И.Равкин, А.Я Чебыкин, П.М. Якобсон).

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы многообразные методы. Система методов включает теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение личных дел учащихся, анализ сочинений, эссе, рассказов школьников. В процессе исследования положения детей в семье осуще­ствлялось анкетирование, интервьюирование, беседы, изучение продуктов деятельности детей, педагогической документации, статистико-математические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования: МКОУ «Гимназия №1» г. Хасавюрт, МОУ Лицей № 7, 13 г. Махачкалы с охватом 360 учащихся старших классов, 67 учителей и 76 родителей.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2006-2008) носил поисково-эмпирический характер. Изучались теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература. Исследовалось состояние использования традиционной педагогической культуры в семейном воспитании. Выяснялись ценностные ориентации молодежи, родителей, уровень их воспитательной культуры, изучалось отношение работников сферы образования к использованию народного опыта воспитания в семье и школе, возможности их сотрудничества на этой основе с педагогической наукой.

На втором этапе (2008-2010) выявлялись оптимальные условия по углублению, уточнению, развитию необходимых представлений у школьников о семье, апробировались различ­ные формы и виды деятельности совершенствования формирования эмоционально-ценностного отношения к семье.

Третий этап (2010-2011) был посвящен проверке и обобщению результатов исследования, их количественному и качественному анализу, разработке программы, теоретических выводов, методических и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-  научно обоснована сущность понятия  «эмоционально-ценностное отношение к семье»;

  - выявлены педагогические условия, обеспечивающие формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье,  перевод «кругов ценностей» в субъективные индивидуальные ценностные ориентации;

  - раскрыта роль мусульманских ценностей и семейных традиций  в формировании эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье;

  - показана роль педагогических ситуаций в формировании  эмоционально - ценностного отношения старшеклассников к семье;

  - разработана и экспериментально обоснована модель формирования эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье;

  - разработана и экспериментально обоснована программа «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыт  комплекс педагогических идей и положений, основанных на использовании средств этнической культуры Дагестана, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье;

- дано всестороннее освещение теоретических проблем, связанных с сущностными характеристиками  этнопедагогических ценностей  при формировании у старшеклассников отношения к семье как к ценности;

-  разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье;

- разработана теоретическая модель формирования эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье.

Разработанный автором теоретико-методологический подход к обоснованию методов и форм формирования эмоционально-ценностного отношения к семье позволяет повысить качество целостного педагогического процесса, конструировать эффективные механизмы передачи этнопедагогических ценностей в воспитании детей.

Практическая значимость исследования.

Разработана и экспериментально проверена программа «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме», отобран и систематизирован материал по народной педагогике. Разработаны педагогические  рекомендации для педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе со старшеклассниками.

Достоверность и обоснованность  исследования обеспечиваются опорой на современные теоретико-методологические принципы, использованием системы взаимодополняющих методов, наличием многообразного эмпирического материала, почерпнутого из научно-педагогических источников, из реалий современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием обобщения этой практики с опытной работой. Авторская позиция обоснована методологически, аргументирована с позиции результатов анализа фактического материала и научной объективности.

Апробация и внедрение  исследования в практику осуществлялись в процессе сообщений и докладов автора на Международных, Всероссийских и Республиканских региональных научно-практических конференциях (Москва, Пятигорск, Ростов - на Дону, Махачкала, Дербент, Хасавюрт) (2004-2012 годы), на заседаниях кафедр общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», общей педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»,  в ходе  лекций и семинаров на курсах по повышению квалификации учителей, классных руководителей и других категорий работников образования.

Методические разработки автора по семейной педагогике и авторская программа «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме» реализованы  в базовых учебных заведениях МКОУ «Гимназия №1» г. Хасавюрта, МОУ Лицей № 7, 13 г. Махачкалы и получили одобрение педагогических коллективов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Содержание и структура эмоционально – ценностного  отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной  среды как интегрального свойства личности, представляющее собой совокупность эмоций и потребностей, единство мотивов и убеждений,  понимание и  приобщение к семейным ценностям, формируемых в процессе эмоционального принятия семьи как ценности, осознания смыслов и способов поведе­ния в семье и ценностного к ней отношения, проявляющиеся  в  поведении  личности.

2. Педагогические условия и средства формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного от­ношения к семье: включение в учебно-воспитательный процесс педагогических ситуаций, стимулирующих эмоциональный интерес у учащихся по освоению семейных ценностей;  внедрение педагогических  технологий по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье; создание в образовательном пространстве  воспитывающей среды; создание ситуации успеха, стимулирующей эмоциональное восприятие семейных ценностей; повышение уровня профессиональной компетентности педагога в вопросах семейного воспитания; взаимодействие семьи и школы по формированию эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье и семейным ценностям.

3.  Модель формирования у старшеклассников эмоционально- ценностного отношения к семье, включающая: цель, методологический блок, принципы, этапы усвоения ценностей, педагогические условия и средства.

4. Программа «Традиции и ценности дагестанской семьи в  современном социуме», как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к семье, базирующаяся на педагогическом, психологическом и культурологическом блоках, отражающих содержатель­ные и процессуальные характеристики исследуемого процесса.

  Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации – 215 страниц.

 

Основное содержание работы

Во введении раскрыты основные компоненты диссертации: актуальность исследования, определены проблема, объект, предмет, сформулированы цель и задачи  работы, охарактеризованы методологические и теоретические основы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая, практическая значимость и достоверность полученных результатов и защищаемых положений, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Научно-педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к семье» раскрываются социально-педагогические предпосылки воспитания у школьников отношения к семье как ценности, выявлены и обоснованы этнопедагогические идеи дагестанских просветителей как культурно-исторический феномен; характеризуются состояние и особенности современной дагестанской семьи;  рассматриваются система ценностей и психолого – педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к семье;  дан историко-педагогический анализ своеобразия отношения к семье как ценности в народной педагогике Дагестана; рассмотрено влияние религии как духовно-нравственной основы этнопедагогической системы семейного воспитания у народов Дагестана; особенности основных  ментальных этнических ценностей русского и дагестанского народов сфокусированных в семье, присущих также и другим народам России.

Настоящее исследование осуществлено на многообразном, уникальном материале этнической культуры Дагестана. В полиэтническом Дагестане, где мирно живут более тридцати национальностей, многие этнические идеи и мысли взаимообогащаются, взаимно дополняют друг друга. Ни один дагестанский народ не живет обособленно, их культуры взаимопроникнуты и взаимообогащены.

Этнокультурное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к культуре, содействующей усвоению традиций, обычаев, основ нравственности, обеспечивающей положительный эмоциональный фон развития.  Воспитательный потенциал этнокультурной среды многоаспектен: это условия жизнедеятельности, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта.

Таким образом, этнокультурная среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи социального опыта, культуры и этнокультуры.

Основными чертами дагестанской семьи являются: сохранение национальных традиций и обычаев, уважение к своему роду, почитание старших поколений, родственников, относительная самостоятельность в решении экономических, культурно - досуговых и социальных проблем. 

Рассматриваются  понятия «религиозные ценности» и «религиозные представления»; мусульманские семенные традиции.  Сплав народного опыта и исламских традиций составляет духовно-нравственный потенциал дагестанских народов. 

Содержание понятия «ценность» ученые характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания. К ним относятся: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность и т. п.. Переход усвоенных ценностей в личностно-значимые осуществляется в соответствии с потребностями и интересами. Существует множество подходов к понятию и  раскрытию структурных компонентов «ценностного отношения». Как отмечают ученые (В.Г. Алексеева, В.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская,  М.Б. Богусловский, Т.И. Власова, О.Г Дробницкий, Б.И. Додонов, М.С. Каган, И.С. Кон, С.В. Кульневич, И.Б. Левицкая, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, З.И.Равкин, А.А.Ручка, А.Я Чебыкин, В.А. Ядов П.М. Якобсон и др.) формирование ценностных ориентаций осуществляется путем соотнесения субъективного опыта с существующими в социуме образцами. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с со­циальным миром и другими людьми. Для усвоения эмоционально-ценностного отношения должны воссоздать механизмы усвоения ценностей и эмоциональное развитие. Эмоционально - ценностного  отношение может оказаться эффективными только в том случае, если оно отвечает потребностям и мотивам учащихся.

  Таким образом, формирование эмоционально – ценностного отношения к семье возможно в условиях организованной педагогической работы, учитывающей основные психологические каналы формирования отношений (В.Н. Мясищев) и этапы усвоения ценностей (В.И. Андреев, М.М. Бахтин, С.И. Маслов). Поэтому в качестве цели педагогических усилий выступает комплексное воздействие на когнитивную и эмоциональную сферу личности, что определяет его практическую деятельность и, в конечном итоге, повышает уровень развития эмоционально – ценностного отношения к семье. Отсюда в основу работы по формированию эмоционально – ценностного отношения  к семье положена система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую, что обеспечивает последовательность усвоения  ценностей и применения их в практической деятельности. Это последовательность имеет следующее построение: эмоциональное восприятие информации – получение и осмысление новой информации – практическое применение усвоенного материала.

Во второй главе «Педагогические технологии реализации педагогических условий формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье» раскрываются программно - методическое обеспечение эффективности формирования эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к семье; идет апробирование  модели формирования эмоционально-ценностного отношения к семье; даются методические разработки и порядок внедрения в практику образовательных учреждений специальной образовательной программы, основанной на этнокультурном наследии Дагестана.

Проектирование содержания экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отноше­ния старшеклассников к семье включало несколько этапов.

На первом - констатирующем этапе нами осуществлен анализ содержания учебных предметов в школе с целью выявле­ния возможности их использования в решении данной пробле­матики, что способ­ствовало определению уровней представлений о семье и отно­шения к семье как к ценности среди учащихся, учителей и ро­дителей, а также готовности учителей к деятельности в данном направлении. Задача исследования сводилась к выявлению уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников.

На втором - подготовительном этапе выявлялись оптимальные условия, апробировались различ­ные формы и виды деятельности.

Третий этап — опытно-экспериментальный. Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование эмоционально-ценностного отношения к семье среди старших школьников на основе апробации разработанного факультатива «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме» (для учащихся 10-11 клас­сов).

Четвертый этап - обобщающий, включал анализ результатов опытно-экспериментальной работы, создания пакета прак­тических, методических рекомендаций и отдельных технологий для классных руководителей, социальных педагогов, психоло­гов школы, работающих со старшими школьниками.

Изучение действующих программ семейного воспитания, методических рекомендаций показали, что требуется значительная их корректировка с учетом изменившегося социума и инноваций в школьном образовании. В учебно-методических пособиях, посвященных отношению к семье, как ценности недостаточно освещены:

- педагогические условия формирования эмоционально ценностного отношения старшеклассников к семье;

- методы, формы и средства реализации эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье.

Исследование показало, что современная гуманистическая система школьного образо­вания, основывающаяся на личностно-ориентированном подходе к учащимся, нуждается в практико-ориентированных разработ­ках, выявились неиспользованные резервы совершенствования этнопедагогической системы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье.

  Учитывая разработанные в отечественной педагогике и психологии подходы к формированию личности и организации целостного педагогического процесса как системы, мы предлагаем модель формирования эмоционально – ценностного отношения старшеклассников к семье.  Теоретическая модель формирования эмоционально-ценностного отношения к семье состоит из методологического блока: социокультурный, личностно- ориентированный и аксиологический компоненты; принципов гуманизации воспитательного процесса: учет индивидуально психологических и личностных особенностей школьника; проявление уважения к личности и поддержка чувства собственного достоинства;  безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; представление права на собственный выбор; осознание  и признание личности быть не похожей на других; оценка не личности школьника, а его поступков; этапов усвоения ценностей: эмоциональное восприятие информации, получение и осмысление информации, практическое применение усвоенного материала; педагогических условий, технологий и средств.

  Социокультурный компонент предполагает создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом этнической культуры. Актуальным для нас являлось развитие школьников через усвоение общекультурных ценностей. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности и национальную духовную культуру (обычаи, обряды, фольклор, народные праздники, игры).

  В условиях гуманизации образования главное в социокультурной среде - обеспечить личностно-ориентированное образование. В основу личностно - ориентированного компонента мы относим личностно-ориентированную ситуацию, т.е. ситуацию, в которой потребности, интересы, личностный опыт являются также значимыми как знания и умения. В работе определены приемы личностно-ориентированного компонента: диалог как субъектно- смысловое общение; имитационно-игровые ситуации.

  Важными педагогическими условиями повышения эффективности воспитательно-образовательной работы по формированию эмоционально- ценностного отношения у старшеклассников к семье являются:

- включение в учебно-воспитательный процесс педагогических ситуаций, стимулирующих эмоциональный интерес у учащихся по освоению семейных ценностей (игровые, диалоговые, проектные и исследовательские);

- внедрение педагогических  технологий по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье (мастер-классы, проективные процедуры, деловые игры, портфолио);

- создание в образовательном пространстве  воспитывающей среды: выстраивание системы педагогической поддержки формирования эмоционально-ценностного отношения через  выявление характера ценностных ориентаций школьников; созданием ситуации успеха, стимулирующей эмоциональное восприятие семейных ценностей.

- повышение уровня профессиональной компетентности педагога в вопросах семейного воспитания, его педагогической культуры (специальные психолого-педагогические курсы, специальные семинары по вопросам семьи и брака; нетрадиционные технологии);

- взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение старшеклассников к семье и семейным ценностям; (психолого-педагогическое просвещение, конференции по обмену опытом, круглые столы, семинары-тренинги, дискуссии и др.);

- разработка и внедрение в практику образовательных учреждений специальных программ,  основанных на этнокультурном наследии Дагестана и пропаганда  эмоционально - ценностного отношения старшеклассников к семье (программа «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме»).

       

       

о

       

       

Схема 1. Модель  формирования эмоционально-ценностного отношения

старшеклассников к семье

Теоретически обоснованная модель  формирования  эмоционально- ценностного отношения к семье проходила апробацию в условиях экспериментального исследования по обоснованию разработанных педагогических условий; педагогических технологий, форм и средств; этапов  формирования эмоционально – ценностного отношения у старшеклассников к семье.

  Целью диагностики является изучение контингента уча­щихся, родителей, семей, проживающих на территории региона, проведение их дифференциации по возрастному цензу, по мате­риальному положению, по структуре и типу семьи, по характеру проблем, в решении которых нуждаются дети и их родители. В качестве показателей эффективности эмоционально-ценностного отношения выступали: ценности, уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к семье в эмоциональном плане, в плане получения информации, в плане практического применения усвоенного материала.

Результаты диагностики подтвержда­ют, что для 48% испытуемых главной ценностью в жизни явля­ется  семья,  64%  старшеклассников  отметили,  что  наряду  с семьей не менее приоритетными являются получение образова­ния и профессиональный рост. Полученные результаты отражают значимость семьи как социального института в системе социальных ценностей стар­шеклассников, а также показывают их представления о реально существующих семьях и о ценностном отношении к семье. В соответствии с целью исследования был выделен ряд ба­зисных блоков, объединяющих сходные ситуации в проблемах семейного воспитания, это: сложные отношения с родителями, конфликтные отношения со сверстниками, снижение престижа семьи, разброс во мнениях о ценностях (духовных и материаль­ных).

Статистические данные по этому виду опроса свидетельст­вуют, что: у более чем 69% (из опрошенных от общего числа) наблюдаются сложные отношения с родителями, у 17% приори­тетными являются материальные ценности, 8% считают, что создание семьи для них не существенно.

В ходе исследования мы выделили характеристики эмоционально-ценностного отношения к семье, такие как: понимание ценности семьи для отдельной личности и для общества в целом; правильная мотивация на создание семьи и выполнение супружеских и родительских обязанностей и осознание функционально-ролевых обязанностей супругов; эмоциональная отзывчивость на чувства, умение  сочувствовать  и  сопереживать; осознание важности семьи для личного счастья и для общества, понимание сложности семейной жизни,  необходимости  считаться  с  интересами  и  желаниями других  членов семьи; готовность к воспитанию детей: вооруженность знания­ми, необходимыми в будущем для обеспечения рождения здоро­вых детей, их нормального развития и воспитания.

Для определения уровней сформирован­ности в данном направлении были выработаны следующие кри­терии для старшеклассников:  наличие соответствующих потребностно - мотивационных установок на создание семьи;  оценочные суждения, связанные с половозрастными правами и обязанностями, влияющими на  характер внутрисемейных отношений; эмоциональное принятие и понимание учащимися сущности семейных ценностей, семейных традиций (родительская и супружеская любовь, семейная солидарность,  любовь к материнскому языку, духовно-нравственным сокровищам родного народа),  знание и степень приятия нравов (послушание, ответственность, заботливость, трудолюбие, в сочетании с осознанным стремлением к успеху);  самооценка ценностных установок о будущей семейной жизни, внутрисемейных обязанностях.

Критериально-ценностная характеристика родителей: следование общим традициям воспитания - почитание  старших, воспитание детей на примере старших; стремление к поддержанию семейно-родовых связей; использование в воспитании  этнокультурного наследия (ислам, обычаи, обряды, праздники, фольклор). Гуманистическая позиция: стремление родителей  к максимальной гибкости и диалогичности; их способность к эмпатии, сензитивность к потребностям детей и других членов семьи; педагогическая культура.

Критериально-ценностная характеристи­ка педагога. Ее признаками выступают: владение демократическим и гуманным общением с детьми; эмоциональная уравновешенность и способность выстраивать педагогически целесообразные отношения с детьми; вос­приятие семьи как ценности; высокая коммуникативная культу­ра; установки на дружелюбие, уважительное отношение к другим культурам и их носителям, толерантность.

На основе показателей, характеристик, критериев нами сформулированы уровни сформированности эмоционально – ценностного отношения, отраженные в таблице 1

  Таблица 1

Уровни сформированности эмоционально - ценностного отношения к семье

Показатель

Уровень

низкий

средний

высокий

ценности, уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к семье в эмоциональном плане, в плане получения информации, в плане практического применения усвоенного материала

Знания о ценностях. Данный уровень еще не предполагает, что человек в своем поведении будет руководствоваться этими ценностями. В этом случае ценности остаются только как знаемые, но не внутренне принятые и не являются инструкциями к действию.

Эмоционально-чувственное принятие ценностей, которое может характеризоваться внутренним принятием ценностей, без усвоения их значимости. В этом случае ценности делаются внутренним руководством действий человека, но он способен нарушить их, достаточно поменяться некоторым внешним критериям оценки.

Характеризуется принятием и осознанностью важности  ценностей; характеризует систему ценностных ориентаций личности. Внешние проявления входят в собственные отношения, делаются частицей его «Я», только если они пропущены  сквозь эмоции, переработаны силой его собственного  переживания и включены в сплав с его уже накопленным опытом.

 

Основным направлением формирующего эксперимента было включение  факультативного курса по формированию эмоционально-ценностного отношения к семье и систему воспитательных мероприятий, что позволяют целенаправленно познакомить учащихся с семейными ценностями.

В процессе экспериментальной работы мы привлекали к участию родителей.

Нами разработан и апробирован специальный комплекс занятий. Эффективность этих занятий повышается, когда они проводятся в форме деловых игр, мастер-классов, презентацией проектов и др.

Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников во многом зависит от комплексного взаимодействия родителей, педагогов и социума.

В нашем исследовании значительное место было от­ведено приемам формирования ценностных установок юношей и девушек на семью, супружество, материнство, отцовство - ситуации успеха и неуспеха, педагогические ситуации (игры, обряды, церемонии), ситуации новизны, ситуации эмоционального принятия.

Введение факультативного курса «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме» способствовало эффективности работы в данном направле­нии.

Разработанный нами курс рассчитан на  34  часа и представлен блоками, объединяющими занятия следующих направлений: перцептивно - воспитательное дело и тематическое планирование (поведенческая форма содержания материала), оценочное – учебные занятия  по изучению новых семейных традиций (семантическая форма содержания материала), практическое – закрепление и практическая реализация усвоенного материала (практическая работа).

Тематические мероприятия и воспитательные дела ориентированы на знакомство школьников с этнокультурными ценностями, создающих условия для реализации полученных знаний в различных видах деятельности: (конкурсы, народные праздники, игры и др.). 

В предложенной нами технологии предусмотрено последовательность этапов, отражающих особенности предлагаемой модели формирования эмоционально-ценностного отношения. 

Технологическая карта по формированию эмоционально – ценностного отношения у старшеклассников к семье представлена в таблице 2. 

  Таблица 2

Технологическая карта по формированию эмоционально

ценностного отношения у старшеклассников к семье (по программе)

Этапы формирования эмоционально-ценностного отношения 

к семье

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемые результаты

1этап. Эмоциональное восприятие информации.

Передача и принятие информации при усиленном воздействии на эмоции и чувства.

- Организует тематические мероприятия;

- создает проблемные ситуации; ситуации успеха и новизны;

- предлагает обсудить вопросы;

- предлагает творческое задание.

- Участвует в подготовке и проведении мероприятий;

- разрешает проблемные ситуации;

- выполняет творческое задание.

- Создание перцептивного образа семьи и придание ей индивидуального контекста;

- осознание школьниками ценности семьи;

- формирование познавательной потребности.

2 этап. Получение и осмысление новой информации.

Интеллектуализация эмоций посредством накопления, систематизации и осмысления новых знаний.

- Рассказывает о семейных ценностях, предлагает высказать свою точку зрения на новые сведения;

- предлагает сравнивать свои суждения с научной информацией;

- дискуссии;

- предлагает подготовить сообщение, реферирование литературы.

- Анализирует полученную информацию, высказывают свои суждения, отстаивают свои позиции;

- готовят сообщения, обсуждают, обмениваются информацией,

-выполняют задания.

- Расширение социального опыта школьников;

- личная переоценка и обеспечение актуальной значимости семьи и ее ценности.

3этап. Практического применения усвоенного материала. Практическая деятельность выбранных ценностей.

- Организует практическую работу;

- организует использование игровых, диалоговых, проектных ситуаций;

- мастер – классы.

- Выполняют практическую работу;

- участвуют в организации и проведении педагогических технологий;

- мастер- классов;

- презентация проектов.

_ Утверждение выбранных ценностей как личных идеалов, 

- приобретение опыта выполнения системы действий в определенных ситуациях,

- формирование осознанных поступков.

Структура  программы  « Традиции  и ценности дагестанской  семьи в современном со­циуме» построена на интегративном сочетании теории и практики, базирующаяся на педагогическом, психологическом и культурологическом блоках, отражающих содержатель­ные и процессуальные характеристики исследуемого процесса.

Теоретический блок может быть реализован посредством та­ких различных методов: мини - лекции; реферирование литературы; анализ со­общений учащихся, проведение интегрированных круглых столов и др. Це­лью проведения подобных форм является ознакомление учащихся с разнообразной информацией,  работающей на обогащение пред­ставлений о функциях, типах семьи и взаимоотношениях в ней.

Практический блок включает творчество, работу по самовоспитанию, педагогические ситуации, деловые игры, портфолио, мастер-классы, презентация проектов.

Наиболее оптимальными  можно считать следующие педагогические ситуации: диалоговые; игровые; проективные; исследовательские.

В диссертации представлены темы и наименовании дискуссий, разновидности игр и технологий, мастер классы, формы и методы педагогического просвещения родителей и т.д.

В целях рассмотрения результатов изменения эмоционально-ценностного отношения к семье, полученных вследствие формирующего этапа эксперимента, мы обратились к критериям эмоционально-ценностного отношения и методикам его выявления, которые применялись на констатирующем этапе исследования с тем, чтобы сопоставить данные констатирующего и контрольного этапов исследования.

Таблица 4

Динамика формирования  эмоционально-ценностного

старшеклассников отношения к семье

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Этапы

Группы

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1.

КГ

11

31,4

18

51,4

6

17,1

ЭГ

12

34,3

20

57,1

3

8,57

2.

КГ

10

28,6

19

54,3

6

17,1

ЭГ

9

25,7

20

57,1

6

17,1

3.

КГ

8

22,8

20

57,1

7

20,0

ЭГ

5

14,3

19

54,3

11

31,4

4.

КГ

8

22,8

20

57,1

7

20,7

ЭГ

1

2.86

22

62, 8

12

34, 3

Полученные данные свидетельствуют о том, что реализа­ция выдвинутых условий по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников, предусматривающая ис­пользование возможностей отдельных школьных дисциплин в плане исследуемой проблемы, совершенствование и консолидация воспитательных усилий школы и семьи, а также внедрение программы, дали определенные положительные результаты: так уменьши­лось число учащихся экспериментальной группы с низким уров­нем эмоционально-ценностного отношения к семье – от 34,3% до 2,86%; возросло количество старшеклассни­ков со средним уровнем – 57,1% до 62,6%; увеличилось число учащихся с высоким уров­нем сформированности изучаемой нами проблемы - от 8,57% до 34,3%.

  В заключении диссертации представлены основные выводы, вытекающие из содержания, структуры и результатов экспериментальной работы исследования:

  1.  Анализ психолого-педагогической литературы и личный наш опыт доказали  объективную необходимость совершенствования системы семейного воспитания в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками, одно из составляющих которой является формирование эмоционально- ценностного отношения к семье.

  2. В ходе исследования выявлена сущность эмоционально-ценностного отношения к семье и показано, что основным ее содержанием являются: потребности в эмоциональном переживании процесса познания семейных ценностей, а также соответствующие мотивы и интересы.

  3. Исследование позволяет представить процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к семье как совокупность структурообразующих элементов: эмоций и потребностей, единство мотивов и убеждений,  понимание и  приобщение к семейным ценностям, формируемых в процессе эмоционального принятия семьи как ценности, осознания смыслов и способов поведе­ния в семье и ценностного к ней отношения, проявляющиеся  в  поведении  личности.

2. Результаты исследования позволили определить и систематизировать национально-культурные  ценности  семейного воспитания: ценность знания для духовного развития и социального престижа человека; раннее нравственное воспитание;  ознакомление и привитие уважения к истории рода (тухума) и семьи; почитание старших поколений, родственников и семейных реликвий;  удовлетворение потребности к отцовству и материнству; трудолюбие и участие детей в бытообустройстве,  народных ремеслах и промыслах; гостеприимство и деликатность  особенно в межнациональных отношениях; деятельная взаимопомощь; традиции побратимства и куначества как основа укрепления мирных, гуманных межнациональных отношений.

3. Исследование показало, что эффективность процесса формирования эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье значительно повышается при создании и реализации разработанных педагогических условий: включение в учебно-воспитательный процесс педагогических ситуаций, стимулирующих эмоциональный интерес у учащихся по освоению семейных ценностей;  внедрение педагогических  технологий по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения к семье и другие.

4. Результаты апробации модели формирования эмоционально- ценностного отношения к семье в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили обоснованность разработанных этапов усвоения ценностей, педагогических условий, форм, методов и педагогических технологий.

5. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье может осуществляться в различных видах деятельности, направленной на развитие отношений в системах  «учитель-ученик», «ученик-ученик», воздействующих на эмоциональную сферу школьников. Одним из путей является  разработка и внедрение программы «Традиции и ценности дагестанской семьи в современном социуме», построенной на интегративном сочетании теории и практики.

6. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах позволяет констатировать, что предложенная модель, педагогические условия, программа повышают динамику уровней сформированности эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье.

7. Подводя итоги исследования, мы можем заключить, что гипотетическое предположение, послужившее основой нашего исследования, подтвердилось. Полученные данные свидетельствуют о том, что реализация выдвинутых педагогических условий по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к семье у старшеклассников, совершенствование консолидаций воспитательных усилий школы и семьи, а также внедрения программы факультативного курса, дали определенные положительные результаты. 

Результаты диссертационной работы не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. В контексте совершенствования эмоционально-ценностного отношения у старшеклассников к семье представляется важным исследование системы семейных ценностей и преемственности в ее развитии у учащихся разных возрастных групп общеобразовательной школы  и других учебных заведе­ний, что может стать предметом будущих исследований.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Алибекова З.Н., Алиева Б.Ш. Ценности семейного воспитания  народов Дагестана/ З.Н. Алибекова, Б.Ш. Алиева // Педагогика.- М., 2009.-  №6. - С.49-53. (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ)  (0,3 п.л.) (авт. 0,2 п. л.) 

2.  Алибекова З.Н., Алиева Б.Ш. Педагогические ситуации как условия формирования ценностного отношения к семье/ З.Н. Алибекова, Б.Ш. Алиева  // Вестник Дагестанского государственного университета.- Махачкала, 2011- №4. - С. 176-185. (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ) (0,9 п.л.) (авт. 0,6 п.л.)

3. Алибекова З.Н. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье/ З.Н. Алибекова  // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2012.- № 2. - С. 5-9. (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ) (0,5 п.л.)

4. Алибекова З.Н. К вопросу об интеграции общечеловеческих и национально-традиционных ценностей в воспитании школьников./ З.Н. Алибекова  // Актуальные проблемы специального образования. Вып.3.- Махачкала, 2004.-  С. 102-105. (0,25 п.л.)

5. Алибекова З.Н. О возможности использования национального в контексте общечеловеческого в воспитательной работе классных руководителей. / З.Н. Алибекова  // Научное образование. Региональная общественная организация «Ассоциация молодых ученых Дагестана» Вып. 31.- Махачкала, 2006. - С.103-108. (0,3 п.л.)

6.  Алибекова З.Н. Современный подход к воспитанию школьников на народных традициях/ З.Н. Алибекова  // Начальная школа: реалии, проблемы, перспективы. - Махачкала, 2007. - С.39-42. (0,3 п.л.)

7. Алибекова З.Н.  Этнопедагогические основы содержания современного образования/ З.Н. Алибекова // Вестник вузовских исследований. - Хасавюрт: Изд-во «Новолуние», 2008. - С.20-27. (0,5 п.л.)

8. Алибекова З.Н. Этнопедагогические аспекты экологической воспитанности школьников/ З.Н. Алибекова  // Материалы докладов XХVII психолого-педагогических чтений Юга России. Развитие личности в образовательных системах Российского региона. - Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - С.14-20. (0,4 п.л.)

9.  Алиева Б.Ш., Алибекова З.Н. Трудовое воспитание в семье: труд в детской среде/ Б.Ш. Алиева, З.Н. Алибекова, Б.Ш. // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические технологии как фактор повышения качества образования» 21 апреля, 2009. - Пятигорск: ПГЛУ,2009.- С.25-32. (0,4 п.л.) (авт. 0,2 п.л.)

10. Алибекова З.Н. Воспитание семьянина на этнокультурных традициях кумыкского и даргинского народов / З.Н. Алибекова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Семья как фактор возрождения России: проблемы и пути решения»  - Махачкала, РАО,2009. - С.102-105. (0,3 п.л.).

11. Алибекова З.Н. Алиева Б.Ш. Духовно-нравственные аспекты традиционного воспитания в дагестанской семье/ З.Н. Алибекова, Б.Ш. Алиева // Материалы международной научно-практической конференции «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика» 30-31 октября. Махачкала - М.,- С.29-36. (0,3 п.л.) (авт. 0,2 п.л.)

12. Алибекова З.Н., Алиева Б.Ш. Этнокультурный компонент воспитания в современных условиях / З.Н. Алибекова, Б.Ш. Алиева // Материалы международной научно-практической «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика» 30-31 октября. - Махачкала - М., - С.36-43. (0,3 п.л.) (авт. 0,2 п.л.)

13. Алибекова З.Н., Алиева Б.Ш. Этнопедагогические идеи дагестанских просветителей как культурно-исторический феномен/ З.Н. Алибекова, Б.Ш. Алиева  // IХ Лихачевские научные чтения «Диалог культур и партнерство цивилизаций» 14-15 мая 2009.Спб,  издательство СпбГУ, 2009. - С.325-327. (0,3 п.л.) (авт. 0,2 п.л.)

14. Алибекова З.Н. Национально-культурные ценности семейного воспитания как основа педагогической поддержки школьников / З.Н. Алибекова // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Эффективность социальной работы на современном этапе:  состояние, проблемы, перспективы» - Махачкала, 2011.- С. 25-30. (0,3 п.л.)

15. Алибекова З.Н., Алиева Б.Ш. Инновационные технологии по  формированию ценностного отношения к семье / З.Н. Алибекова, Б.Ш. Алиева // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Дагестанского государственного университета «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза, в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования» 12-13 октября. - Махачкала 2011. - С. 37-42. (0.3 п.л.) (авт.0,2 п.л.).

16. Алибекова З.Н. Педагогические условия и средства воспитания  ценностного отношения у старшеклассников к семье в системе школьного образования / З.Н. Алибекова // Материалы ХVI Региональной научно-  практической конференции «Гуманитарные науки: новые технологии образования». - Махачкала, 13-14 мая 2011 г.: В 1 ч. Ч.2 - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.- С.46-50. (0,4 п.л.)

17.  Алиева Б.Ш., Алибекова З.Н. Инновационные технологии при формировании профессиональной компетентности специалиста /Б.Ш.Алиева, З.Н. Алибекова // Материалы Международной научно- практической конференции «Модернизация системы непрерывного образования Дербент 25-27 июня». - Махачкала: ДГПУ,2011.- С. 77-82.(0,4 п.л.) (авт.0,2 п.л.)

18.  Алибекова З.Н. Ислам как духовно-нравственная основа семейного воспитания школьников / З.Н. Алибекова // Материалы  международной научно-практической конференции «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения стандартов второго поколения». - М:, Изд-во «Гном», 2012. - С.58-62. (0,3 п.л.)






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.