WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


 

На правах рукописи

Физоллахи Симин Алимохаммад

Сравнительный анализ социальных мотивов поэзии ФуругиФаррухзод и ГулрухсорСафиевой

10.01.03- литература народов стран ближнего зарубежья

(персидская литература)

                                       АВТОРЕФЕРАТ

                       диссертации на соискание учёной степени

                               кандидата филологических наук

Душанбе – 2012

Работа выполнена на кафедре  теории и новейшей таджикско-персидской литературы Таджикского национального университета

Научный руководитель:

  доктор филологических наук, профессор Х.Асозода

Официальные оппоненты:

  доктор филологических наук,профессор кафедры педагогики высшей школы и гуманитарных дисциплин Технологического университета Таджикистана Ходжимурадов О.

кандидат филологических наук, заведующий отделом современной литературы Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ Махмадшоев Ш.

Ведущая организация: Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

Защита состоится 11 октября 2012 года в 15-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 737.004.003 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025,  г.Душанбе. пр. Рудаки, 17).

Автореферат разослан «_____» ____________ 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета  М.Б. Нагзибекова

Общая характеристика работы



Актуальность темы. Сравнительно-типологическое исследование творчества современных поэтов Ирана и Таджикистана представляется важным в выявлении различных аспектов литературы, в частности взаимного творческого восприятия достижений литературы этих стран. Значимость изучения этой проблемы возросла особенно после обретения Таджикистаном независимости, когда произошло заметное развитие  литературных и научных связей с этой страной. Вместе  с тем, необходимо отметить, что, несмотря на тенденцию роста, в последние десять лет, публикации произведений  таджикских литераторов  в Тегеране, современная таджикская литература еще не представлена  в должной степени. ФуругФаррухзод и ГулрухсорСафи относятся  к числу  творческих личностей, занимающих особое место в персидской поэзии. Рассмотрение  произведений этих двух поэтесс, на основе социальных проблем, позволяет выявить их отношение к обществу, социально-политические взгляды, воздействие их творчества на общественное мнение и последующих художников слова, формирование их социальных воззрений, эстетического вкуса, периоды  развития поэтического мастерства.

ФуругФаррухзод и ГулрухсорСафиевадостигли творческого расцвета и создавали свои произведения в различных социально-политических условиях. Вполне естественно, что  условия  жизни и социально-политическое устройство общества накладывают  заметный отпечаток  на образ мыслей, пафос произведений и чувств художников слова. В связи с этим, можно без сомнений утверждать, что у  этих поэтесс больше различий, нежели схожести. Однако,  как бы мы не сравнивали их творчество и не противопоставляли друг другу, в поэзии их роднит то, что они женщины, которых волнует и не оставляет равнодушным женская доля, ее радости и боли, отражение социальной несправедливости в ее отношении. 

Степень изученности темы. Литературоведами и критиками, до сегодняшнего дня, написано большое количество статей и книг о творчестве ФуругФаррухзод и Гулрухсор. Исследователями  подробно рассмотрены различные аспекты  жизни, особенности произведений, характерные черты творчества, новаторские поиски этих двух талантливейшихпоэтесс. Амир Исмаил и АбулкасимСадорат являются первыми исследователями жизни и творчества Фуруг, написавшими, в соавторстве, книгу  под названием «БессмертнаяФуругФаррухзод».

Книги и статьи БехрузаДжалоли, СирусаТахбоза, РизоБарохани, Махмуда АшрафаОзода Тегеранского (М.Озод), СирусаШамисо представляют собой основательные  исследования, посвященныхтворчества Фуруг. В научных работах этих ученых внимание сконцентрировано на рассмотрении жизненного и творческого пути, анализе стихов и размышлениях ФуругиФаррухзод. Фуруг - поэтесса, творчество которой привлекло внимание ученых востоковедов и за пределами Ирана.

О ГулрухсорСафиевой, начиная с ее первых шагов на литературной арене, до сегодняшнего дня,  также написано достаточно внушительное число статей, в которых исследованы различные аспекты ее творчества. Свою точку зрения  о своеобразии ее поэзии высказали СохибТабаров, Юсуф Акбаров, АбдурахмонАбдуманнонов, Аскар Хаким,  ХоликМирзозаде, ХудойназарАсозаде и др. Удивительный образный мир мыслей и чувств таджикской поэтессы также  привлек внимание многих  известных  личностей  литературы и культуры других стран. О ее творчества написаны и отдельные монографические исследования. Так, в ценном научном исследовании МатлубыМирзоюнус произведен подробный  анализ поэзии Гулрухсор. Вышеуказанные исследователи, рассматривая  индивидуальный стиль поэтессы, своеобразие ее поэтического видения, богатство идейного содержания  произведений, выявили новаторские поиски поэтессы, отметили  достоинства и недостатки ее поэзии. Таким образом, касательно социальной направленности поэзии Фуруг и Гулрухсор завершено немало серьезных исследований, но до сегодняшнего дня, на основе сравнительного анализа социального характера стихов этих двух мастеров поэтического слова, нет ни одного отдельного исследования монографического характера.

Цель и задачи исследования. Основной  целью реферируемой работы является  сравнительный анализ социальных мотивов поэзии этих талантливых стихотворцев, выявление схожести и различий в их творчестве.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- Рассмотрение жизненного пути и атмосферы, становление личности этих художников слова;

- Охарактеризовать особенности того влияния, которое оказывали  на их социальные воззрения, семья и общество;

-  С учетом  двух творческих периода, пройденных каждой из  поэтесс, выявить особенности их поэзии, языка и размышлений  в каждом из этих  периодов;

- Выявить степень влияния на процесс совершенствования и видоизменения стихотворений каждой из поэтесс культурной атмосферы общества и различных событий в их жизни, личного характера;

-  Рассмотрение особенностей социальной поэзии Фуруг и Гулрухсор, на основе их анализа их взглядов и размышлений относительно места и роли женщины в обществе, ее социального положения, чувств и мыслей. 

Основными источниками и материалом исследования стали стихотворения этих двух поэтесс, а также другие виды и жанры их литературного творчества. Ибо беседы (интервью), письма и воспоминания Фуруг и Гулрухсор в большинстве случаев касаются непосредственно их взглядов относительно поэзии. В исследовании были использованы «Полное собрание поэзии ФуругФаррухзод» («ДевоникомилиФуругиФаррухзод») ЗияуддинаШако и «Полное собрание поэзии ФуругФаррухзод», опубликованные в Германии, а также «Диван Гулрухсор». 

Методологической основой диссертации послужили историко-сравнительный и текстологический методы литературного анализа, широко применяемые в современных научных исследованиях. Схожести и различия  поэзии двух художников слова  выявляются  на основе скрупулезного и всестороннего анализа социальных взглядов и социальной позиции  этих двух поэтесс в различные периоды их творчества.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. С  учетом того места, которое занимает Фуруг в персидской поэзии как женщина, которая впервые, без страха и оглядки на мнение общества, выразила свои чувства и мысли, в Иране изданы многочисленные исследования  в форме отдельных монографий, книг, статей, заметок и т.д. Также в Таджикистане  относительно творчества Гулрухсор проделана  значительная  исследовательская работав форме,  заслуживающих внимания,  книг и статей. Однако на основе стихов Фуруг в Таджикистане не встречается какого-либо серьезного и специального исследования. Также, несмотря на то, что многие литературоведы в Иране хорошо знакомы с именем Гулрухсор, с ее поэзией знакомы не в достаточной степени. И это понятно, потому, что до сегодняшнего дня, за исключением публикации некоторых выборок из ее стихов, большая и главная часть ее поэзии все еще остается недоступной для научного исследования. Некоторые исследователи ограничились лишь небольшими статьями или же выступлениями относительно творчества Гулрухсор, носящие часто характер ознакомления  иранского читателя с ее поэзией. Таким образом, можно сказать, что до сегодняшнего дня в Иране не завершено ни одного цельного и специального исследования, посвященного изучению и характеристике своеобразия  стиля поэзии Гулрухсор, ее новаторских поисков в персидской поэзии. Данное диссертационное исследование, по сути, представляет собой первый шаг в изучении и рассмотрении поэзии Гулрухсор, с точки зрения характеристики ее социальных воззрений и их сравнения с социально-политическими взглядами  ФуругФаррухзод, и с этой точки зрения, является новым словом в персидской и таджикской литературоведческой науке.

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений на филологических  факультетах, в связи с изучением современной персидской и таджикской поэзии, процессов взаимовлияния и взаимообогащения этих литератур.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теория и новейшая персидско-таджикской литературы Таджикского Национального Университета (протокол №13 от 13.03.12г). Основные результаты исследования отражены в двух статьях и одной монографии, список которых приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, указываются объект и материал исследования, показывается степень ее изученности, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагается методика исследования, формулируются цель и основные задачи, содержится список использованной литературы.

Первая глава - «Краткий обзор жизни и произведений Фуруг и Гулрухсор» состоит из четырех разделов. Задавшись такой целью, диссертант вначале рассматривает жизненный путь, произведения и творческое развитие этих двух поэтесс на основе суждений литературоведов и  самих литераторов. В разделе «Взгляд на жизнь Фуруг» отмечается, что ФуругФаррухзод родилась, в пятнадцатый день месяца дай 1313 (6-го января 1934) года,  в семье сурового  военного. Она всегда была обделена заботой и лаской отца и по этому поводу отмечает: «Отец с детства приучил нас к строгости. Несмотря на то, что в нашем доме были в достатке мягкие и теплые оде в строгости,  соразмерно своим особым правилам».  (1,58)

Она проучилась до третьего класса в школе «ХусравХовар». По окончанию третьего класса была переведена в женскую школу изящества и там освоила  портняжное ремесло и искусство рисования.

В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за ПарвизаШопура, который был старше ее на пятнадцать лет, но вскоре развелась с ним. Обстановка насилия и гнета в доме мужа была для нее каторгой и Фуруг не могла смириться с такой жизнью. От брака  с мужем у нее родился сын Комёр, которого в детстве отлучили от матери.

В тринадцать-четырнадцать лет она начала писать стихи, в основном в жанре газели. Ей было семнадцать, когда  вышел в свет ее первый сборник стихов, под названием «Пленница» 1331г. (1952). В двадцать один год была издана ее вторая книга стихов, под названием «Стена».  БехрузДжалоли, отмечая реакцию других на ее стихи, пишет: «Эти два сборника стали причиной негодования недалеких людей в отношении Фуруг. Они злословили в ее адрес, высказывали  непристойные слова, которых заслуживали сами.  Клеветали на нее, что в большей мере было характерно для них самих». (1,561)

В 1336 (1957) году, издали третий сборник ее стихов «Восстание». Итак, она  ступила на путь, с которого не было дороги назад.

В месяц шахривар  1337 (1958) года, в двадцати трехлетнем возрасте она,ушла в кинематографию и с этого времени  киноискусство  занялов ее жизни важное место. За сравнительно короткое время  она всецело освоила технику  кино.

Зимой  1343 (1964) года был издан (четвертый сборник ее стихов, под названием «Второе рождение»  - «Таваллудедигар») который символизировал ее второе рождение, после чего она обрела мировую славу и ее поэзия, перешагнув границы отчизны, отправилась с кругосветное путешествие. Фуруг любила эту свою книгу  больше всех остальных. Вот, что она писала по этому поводу: «Я всегда питаю большую любовь к последним стихам, нежели  предыдущим. Этот период бывает недолгим. После некоторого времени я переосмысливаю написанное, и все созданное  мне кажется слишком наивным…» (1,48).

Весной 1343 (1964) года Фуруг,  помогала в завершении фильма Ибрагима Гулистана «Кирпич и зеркало». Летом того же года она  отправилась в путешествие по Германии, Италии и Франции.

За несколько месяцев своего пребывания  в этих странах, в 1336 (1957) году, она в достаточной степени освоила  итальянский и немецкий языки, могла свободно общаться на них. Она также  сносно говорила на французском, но, занявшись серьезно его изучением, в соответствии с методикой английского языка, последние четыре года  своей жизни она  и переводила  с него на язык фарси множество пьес драматургов Запада.

В 1345 (1966) году Фуруг вторично посетила Италию и приняла участие на втором кинофестивале. В этом году из четырех стран Германии и Саудовской Аравии, Англии и Франции поступили предложения дать согласие на перевод и издание ее стихов. Теперь Фуруг принадлежала не только своей стране, ее хотели читать и воздавали ей должный почет во всем мире.

Жизнь Фуруга нашла свое обобщение в ее стихах. Двадцать пятого месяца бахман в 1345 (1966) году, в результате автокатастрофы лампада жизни Фуругугасла и великая поэтесса персидской поэзиинавечно уснула в сердце земли. Прожив не более пяти-шести лет,  после своего второго рождения, эта талантливейшая поэтесса смогла вписать свое имя  среди известнейших поэтов персидской поэзии.

Второй раздел первой главы «Путешествие в мир поэзии Фуруг, с ее истоков до последних дней» посвящен анализу развития и совершенствования  ее поэтического мастерства. Жизнь  и поэзию Фуруг можно разделить на два периода. Первые три сборников ее стихотворений «Пленница», «Стена» и «Восстание» относятся к первому периоду ее творческой деятельности. Второй период начинается  с  создания «Второго рождения» и заканчивается изданием «Веруем в холодное началогода» («Имонбиёварембаоѓозифасли сард»). Несмотря на то, что первые ее стихи сравнительно простые и еще не приблизились к совершенству, однако можно констатировать, что в целом она входила в когорту выдающихся современных  поэтов, обладая своим индивидуальным стилем и своеобразным поэтическим видением. Ее первые стихотворения представляют собой  отражение сравнительно поверхностных чувств и эмоций поэтессы. Эти стихи, своего рода, любовные песнопения, в которых поэтесса  беззаботно и открыто,  выражает свои эротические чувства. Необходимо подчеркнуть, что подобные стихи в поэзии предыдущих стихотворцев не имели аналога. Фуруг с первых шагов  в поэзии стремится к ломке старых  традиций  и даже пишет фрагмент (китьа) «Вина», в котором замахивается на ценности общества. Создав три тетради стихов  «Пленница», «Стена» и «Восстание» она продемонстрировала своё новое видение в поэзии, мятежность духа и отход от традиционализма. 

Фуруг твердо убеждена, что в поэзии необходимо быть новатором  и не позволять интеллекту впадать в  беспомощность и  старость, и поэтому, как она утверждает,  следует веровать в последние стихи. Эта вера, продолжает развивать данный тезис поэтесса, кратковременная, в силу чего издав  сборник  «Второе рождение» она в целом выражает чувство сожаления относительно публикации предыдущих произведений и говорит: « Я сожалею, что издала книги «Пленница», «Стена» и «Восстание». Так как в тех книгах я предстала перед читателем наивной выразительницей  своего внешнего мира.  В то время  поэзия еще не пробудилась во мне в полной силе, скорее она была моим сожителем, подобно мужу, подобно возлюбленному, подобно всем людям, которые  в течении определенного времени находятся вместе».(13,231) .





При всем этом, Фуруг  не является только пленницей вины, напротив она восклицает о боли и разлуке, одиночестве и тревоге:

       

...

(4,128)

Увидела тебя во сне и захмелела

Ах,… неужели вижу тебя  во сне

Ты не бутон, чтобы исполненная желанья

Проснулась и  сорвала тебя с ветки.

(Здесь и далее подстрочный перевод наш - С.Ф.)

Будто вокруг нее возведена стена  и нет в этой стене окошечка, через которое бы пробивался луч света и потому она не ждет перемен. Во всех своих невзгодах  и несчастьях она  винит ошибочное сотворение  и поднимает мятеж. Но ее мятеж, поверхностный и лишен философской глубины  и глубоких размышлений.

Три первых сборника стихов в большей степени тяготеют к жанру газели  и фарда (фрагмента). Язык и стиль в них еще  находится в стадии формирования. 

Во всяком случае, Фуруг начинает писать стихи с газелей, однако, со временем, под восприятием поэзии Нимо, вступает на путь совершенствования своих стихов и постепенно  ее поэзия из индивидуального и эмоционального состояния переходит в русло общечеловеческого и философского направления,  что способствует совершенствованию поэзии Фуруг.

Второй сборник  Фуруг «Стена» лишен того волнения и возбуждения, которые  ярко выражены в стихотворениях  сборника «Пленница». Поэтесса размышляет с чувством печали и усталости, в ее стихах  слышны явные  нотки отчаяния и  безысходности:

­                

­

               

­(4,129)

После  всех тех сумасшествий

Мне не верится, что стала мудрей я

Будто он умер во мне

Устала, стала молчаливой и пустой.

б)Стихи второго периода характеризуются в диссертации как процесс углубления и видоизменения взглядов и языка Фуруг.

С публикацией сборника «Второе рождение» Фуруг как бы рождается заново и это «рождение» символизирует рождение поэта новатора, внесшего в структуру языка своих произведений  новые смысловые оттенки, совершенно другое звучание, другую мелодику.  Здесь Фуруг смело освобождает свое Я, находившееся в заточении, наносит удары по невидимой стене, направляя силу своего мятежного голоса в просторы социально- культурные просторы, вырывается от  оков  печали и состояния угнетенности, тем самым укрепляя связь с обществом.

Во «Втором рождении» мы ощущаем на себе искренние и невымышленные чувства и мысли Фуруг. Она хорошо знает, как выразить свои чувства и эмоции. В этот период Фуруг находится в сомнении: возможно жизнь долгий - долгий  проспект, по которому каждый день проносят женщину  на носилках, жизнь  возможно ребенок, возвращающийся со школы.  Вот яркий пример этого  сомнения и глубокого его воздействия, в котором звучит и желание, и тонкий намек:

(295 ,4)

Когда ты захочешь прийти ко мне в дом

Принеси для меня, о,  милый, лампаду

И окошечко, чтоб из него

Я могла посмотреть на толпу счастливой улицы.

Фуруг в этот период продолжает поиски чего-то внутри себя, на пути совершенствования своих размышлений и взглядов,  чтоб осознать «себя», чтоб достичь точки совершенства.

Последний сборник Фуруг«Веруем в холодное начало года» («Имонбиёварембаоѓозифасли сард»), состоявший из шести стихотворений, свидетельствует о том, что  в период их сотворения, она переживала, трудные дни, и находилась в подавленном состоянии. По ее собственным словам, она высказывала неудовлетворенность. В последних ее стихах очень четко слышны мотивы пессимизма, неудовлетворенности своим существованием, угнетающей несправедливости, окружающей ее подлости, чувство  приближения смертного часа. В отчаяние и безнадежности она ощущает приближение своей смерти. Спрашивает себя: Смогу ли возродиться в жизни?

  (3524)

Смогу ли вновь ветрами причесать свои локоны?

Смогу ли я опять плясать?

При рассмотрении этих особенностейсодержания и стиля поэзии Фург, разделении ее творчества на два периода, на два особых направления  animision, или передача мыслей и чувств через образы животных и personification, или олицетворение в ее последних стихах, можно отметить, что в первых ее произведениях эти особенности проявляются в редких случаях.

Основными различиями первых и последних поэтических творений Фуруг является мощный накал чувств в  ее первых произведениях и совершенно иное восприятие чувства любви, чаяний, вины в последних произведениях, в корне изменивших ее образ мыслей и чувств. Использование  отличающейся лексики в двух разных периодах творчества, свидетельствует об изменении мировосприятия  и связи поэтической мысли и поэтического языка  женщины, которая расширила горизонты видения своего читателя, побудив глубже всмотреться в свою сущность, и коренным образом изменила отношениек  женской поэзии. 

В третьем разделе этой главы - «Панорама жизни и творчества Гулрухсор» - с опорой на исследования ученых-литературоведов, рассматриваются этапы становления и развития  творчества Гулрухсор.

Гулрухсор родилась в 1947 году в селение Яхч района Дарбанд в семье земледельца. Она рано лишилась матери и воспитывалась под опекой мачехи. В исследовании МатлубыМирзоюнус период детства Гулрухсор представлен на основе откровений самой поэтессы.

После окончания средней школы онаотправилась в столицу Таджикистана и в 1963 году поступила на историко-филологическом факультете Таджикского Национального Университета. По окончанииуниверситета, Гулрухсор  некоторое время работалав газетах «Комсомолец Таджикистана»,  «Пионер Таджикистана» и также с 1981 по 1986 годы  трудилась в должности секретаря Союза писателей Таджикистана. В конце восьмидесятых годов  двадцатого века  создала «Фонд культуры Таджикистана», председателем которого являлась до  1992 года. После 1992 года, тоестьизвестных трагических событий в Таджикистане, она некоторое время проживала в Москве, Бишкеке и других странах, затем возвратилась на родину. В настоящее время она живет в Таджикистана.

Первые  стихотворения Гулрухсор, как пишет известный литературовед Х.Асозода, были напечатаны еще в ее отрочестве, в 1962 году, в газете «Советский Каратегин» (8, 393). Первый же сборник ее стихов, под названием «Фиалка» («Бунафша») был  издан в 1970 г. Последующими сборниками ее стихов являются: «Отчий дом» (1973), «Ночная жатва»  и «Горная сказка» (1975), «Мир сердца» (1977), «Вера»  и «Согдийский огонь» (1981), «Зеленая колыбель» (1984), «Зеркало жизни» (1985), «Горная касыда», «Роса» (1986), «Дух Бактрии» (1987), «Каменный трон» (1992), «День рождения боли» (1994), « Под защитой своей тени» 1998). Также на  на арабской графике  в Тегеране были изданы  ее сборники стихотворений «Тайфун слез» 1378 по солнечному летосчислению) и «Собрание стиховГулрухсор»(1996). В 2004 году издательство «Пайванд» опубликовало диван стихов Гулрухсор. В этом диване представлены образцы лучших стиховпоэтессы, созданных в различные годы, прошедшие серьезную авторскую редакцию. На первой странице  книге написано, что «Назвав диван своих стихов, в скобках, «Диван Любви, Слез и Смеха» Народный поэт Таджикистана Гулрухсор  хотела подчеркнуть, что поэзия во все времена являлась выразителем, вернее мелодичным и печальным толкованием любви, слез и смеха  жизни,  жизни желанной, рождающей смех и слезы».

До сегодняшнего дня 17 книг Гулрухсориздано на русском и 7 книг, в том числе, «Щит», «Собрание стихов Гулрухсор», «Нерассказанные легенды», «Слезы тайфуна» на персидском языках.

Гулрухсор плодовитый литератор и помимо поэзии, также успешно работает в драматургии и прозе. Свидетельством сказанного могут служить  ее драматические произведения «Свобода», «Верьте  мне», «Землетрясение», «Пещера дивов» и роман «Женщины Сабзбахора». 

Творчество ГулрухсорСафиевой, с первых же ее произведений, привлекло к себе внимание критиков и литературоведов и до сегодняшнего дня относительно особенностей поэзии этой поэтессы продолжаются суждения и размышления исследователей. Особого внимания заслуживают работы таджикских литературоведов и критиков СохибаТабарова, Юсуфа Акбарова, АбдурахмонаАбдуманнонова, АтахонаСайфуллаева, ХудоиШарифова, Аскара Хакима, АбдунабиСатторзаде, УрватуллоТоирова, Мирзо Салихова, КамолаНасрулло, ХоликаМирзозаде, Рустама Ваххобова, КароматуллоШукруллоева, СадуллоАсадуллаева, ХамракулаШодикулова, ХудойназараАсозода и других.

Полноценное и всеохватывающее исследование принадлежит перу МатлубыМирзоюнус (12). В этом монографическом исследовании творчество Гулрухсор получило свою всестороннюю оценку. Вышеуказанные исследователи, при рассмотрении  и анализе ее поэзии высказали свои суждения относительно достжений и имеющихся недостатков.

Свою точку зрения  о творческих исканиях и достижениях Гулрухсор высказали также известные личности литературы и культуры других стран. Величайшие писатели современности Чингиз Айтматов, ЛеопольдМомонсоно, Расул Гамзатов, Файз Ахмад Файз, СиявушКасрои, АхавонСолис, АлиасгарШирдуст, НосирСармадиПорсо, АлиризоКазва, русские писатели А. Дементьев,  Т.Бек, И. Денисова и другие, давая оценку ее творчеству, отметили ее высокий талант, уникальность поэтического видения,  глубину мыслей и чувств.

В конце восьмидесятых годов ХХ века вышел в свет первый и единственный роман Гулрухсор «Женщины Сабзбахора». Таджикские литературоведы высоко отозвались  о мастерстве Гулрухсор в прозе  и отметили этот роман как высокий образец прозы, в котором она сумела  изобразить тяжелую жизнь таджикских женщин в годы Великой Отечественной Войны, в одном из горных регионов Таджикистана. 

Четвертый раздел первой главыдиссертации называется «Содержание поэзии Гулрухсор в советское время». В этом разделе диссертант, рассматривая поэзию Гулрухсор,  с точки зрения содержания и идейной направленности, на основе  ярких и конкретных примеров, выявляет отношение поэтессы к ценностям этого времени.

Если рассматривать  проблему исследования особенностей содержания или сущности таджикской советской литературы в сравнительном аспекте с поэзией того периода в Иране, можем наблюдать разительные различия. Эти различия, в первую очередь, связаны с социально-политическими условиями в этих двух, говорящих на одном языке, странах. По словам АлиасгараШирдуста: «Персидская современная поэзия также в персоязычных зарубежных странах (в странах Таджикистан и Афганистан) заметно отличается особенностями содержательного плана. Конечно, это не означает, что  между поэзией Ирана и поэзией этих стран нет единства и схожести в разработке тем и поэтических приёмов, средств художественного изображения» (6,82).

Поэзию Таджикистана с  точки зрения содержания можно  разделить на несколько разновидностей:

1.Стихи, имеющие историко-национальную направленность, в которых речь идет о прошлом таджикского народа, культуре и родном языке и связях с Ираном.

2. Тема матери и женщины очень часто встречается в современной таджикской поэзии. Она настолько популярна, что, пожалуй, невозможно найти  книгу стихов, в которой бы не было стихотворения, посвященного этой теме.

3. «Детство» также  не обойдено вниманием ни одного поэта  или писателя. В современной таджикской поэзии великое множество стихов, посвященных этой поре жизни человека. 

4. Война и миртемы многих стихов поэтов Таджикистана. Поскольку Таджикистан, как и другие республики Советского Союза, находилась в ее составе,  и ее сыны также защищали общую Советскую отчизну от фашистских захватчиков, в поэзии большинства поэтов этой страны тема героизма советских воинов, несчастья и беды, рожденных войной, и завоевания победы и мира была одной из центральных тем.

5. Любовь в поэзии Таджикистана, как и во всей мировой литературе, является одной из важных тем, к которой обращались и обращаются поэты всех времен и народов. 

6.  Описание природы также является традиционной темой, разработанной в древней персидской поэзии.

7. Социально-политические темы  поэзии Таджикистана заслуживают рассмотрения в двух аспектах: периода до развала Советского Союза  и периода после обретения Таджикистаном государственной независимости. АлиасгарШирдуст  пишет, что «если поэзия первого периода  является поэзией восхваления  и возвеличивания,  то во втором периоде происходит формирование поэзии протеста» (6,84).

8.В литературе советского периода религиозные и мистические стихи не были приемлемыми, авторов таких произведений  подвергали острой критике. После обретениянезависимости на литературную арену взошли немало поэтов  обладающих конкретной религиозно- нравственной позицией и творения этих поэтов заслуживают исследования и рассуждений.

ГулрухсорСафиева  также пришла  в литературу  в то время, когда советская структура еще была в полной силе. По этой причине литературу и искусство  анализировали  и оценивали с политических позиций. Метод соцреализма, который был признанным всей советской литературой, требовал как от поэтов, так и  агитировать и пропагандировать все партийные установки  и политические идеи советской структуры.Поэзия  Гулрухсоротличается широтой тематического диапазона. В диссертации проанализированы  темы, наиболее часто встречающиеся в ее творчестве и отличающиеся своеобразной подачей и решением.

А) Патриотизм и гордость о прошлом. Одной из распространенных тем в поэзии Гулрухсор является восхваление и описание родины. Первые достоинства поэтического мастерства поэтессы таджикские критики высказали относительно ее искренности любви к Родине. Действительно, патриотические стихи Гулрухсор в советское время были переполнены любовьюпреданности родному краю и родине. В стихотворениях «О родина, о дух, богоматерь» (Эй ватан, эй рўњ, эй модархудо), «Живи, о истерзанная душа моя», «О родина, о солнце моей чести», «Моя зороастристская вера, о родина», «Моя опора, родина моя», «Родина, судья моя», «Без тебя я ничто, с тобой я вселенная, Таджикистан», «Твоя любовь -путеводитель, родина» Гулрухсор  в форме воззвания  и призыва стремится убедить читателя в искренность своей  любви к родине:

Ба љои молу симузар,

Маробувадякењунар.

Њаќиќати ту дар забон,

Муњаббати ту роњбар, Ватан! (12, 429)

Взамен серебра и злата,

Мне дан один талант.

Твоя правда у меня на языке,

Любовь твоя мой поводырь, Родина!

На основе анализа патриотических стихов Гулрухсор, автор диссертации пришел к выводу, что  тема родины и гордость за историческое прошлое в ее поэзии  сложились на основе развития мировоззрения, поэтического вкуса и мастерства, а также преобразований социально-политического характера в обществе; что в в ее патриотических стихах советского периода,за редким исключением, мотивов жалобы, боли и страдания не наблюдается.

Б)Любовная тематика. Тема любви является одной из самых ранних, или говоря иначе, древних тем мировой литературы. Эта теме в творчестве ГулрухсорСафиевой отведено значительно большее место. Необходимо отметить, что  и эта тема  в ее поэзии также сложилась в результате  развития внутреннего мира. Стихи «Степной ветер», «Вспоминай обо мне»,  «Я ухожу, никогда не вернусь», «Меня твоя любовь сделала сильной и могущественной», «Я в этот мир пришла ради тебя», «Под защитой любви», «Ты узнаешь меня, я все такая, все такая», «Я ведь погибну без тебя»,  «Письмо разлуки», «Тот миг, когда тебя увидела», «Когда я не влюблена», «О боже, подари мне любовь» и др. являются образцами высочайших любовных стихов, которые постоянно на устах поклонников ее поэзии.

В жизни, Гулрухсор, как это видно из ее автобиографии, не является несчастной, как Фуруг. Однако любовные стихи Гулрухсор свидетельствуют о том, что она постоянно находится в состоянии любви к прекрасному и образ возлюбленногов ее поэзии не всегда является его реальным отражением. В некоторых ее стихах возлюбленный является лицом, совершенно не испытавшим чувство любви и в некоторых других абсолютно безразличен к ней, в следующих стихах пьет вместе с ней вино соединения или же испытывает боль и страдания, находясь с ней в разлуке.

Как в жизни, так и в любовных стихах чувства печали и пессимизма, отчаяния и раскаяния наряду с радостью и надеждойпредставляют собой элементы душевного состояния влюбленного. На самом деле, разве разумно требовать от влюбленного человека постоянное приподнятое  настроение, радоваться  и  ликовать? Конечно же, нет! Однако выражение печали  тоже  должно иметь причину или необходимость, чтобы дарить читателю здоровый дух.

Словом, Гулрухсор в  изображении интимных чувств  и описании волшебства состояния влюбленности попыталась привлечь все возможности  и силу  поэтического таланта, чтобы «разными приёмами и средствами художественного изображенияпередать очарование кокетства и нежности, гордости и непоколебимости, самоотверженности безумства, печали и безысходности, бурление чувств, которые  присущи влюбленным» (11, 71).

Вторая глава диссертации - «Анализ социальных стихов Гулрухсор и Фуруг» - посвящена исследованию характерных черт социальных стихов  этих двух поэтесс и, состоит  из трех разделов и подразделов.

2.1. Характеристика социальных особенностей поэзии Фуруг. Одной из характерных особенностей новой персидской поэзии является повышенное и осознанное  внимание  к социальным проблемам. Это явление было присуще и древней поэзии, но оно столь всеобъемлющее, как  в  современной поэзии. Одной из ярких поэтесс новой персидской литературы является ФуругФаррухзод, которая обладает тонким видением и критическим взглядом относительно социальных проблем  своего времени.  В этом можно убедиться,  в большей степени, анализируя произведения, созданные ею во втором периоде ее творчества. В первом периоде она  была последователем  течения «Индивидуального  любовного романтизма». Во втором же периоде она становится последователем течения «Социального символизма». Теперь взгляд Фуруг обращен не только на себя, но в большей степени на  общество. В ракурсе ее видения находится  мир бытия и в результате ее размышления претерпевают значительные изменения. В таких стихотворениях  поэтессы наблюдаются повышенная ответственность за судьбу народа, и изменениям социально-политического и культурного характера, происходящих в общественной жизни ее времени. В стихотворениях «Тот человек, что ни на кого не похож», « О, страна, богатства», «Моя душа горит за садик» мы встречаемся с символами и аллегориями. Вместо ясных и реальных образов она  использует символический язык. Например, в стихотворении «Второе рождение»: 

(3384)

Ман дар оинатурооњкашидам, оњ

Ман дар ин оинатуро

Ба дарахтиобуоташпайванд задам.

Я вздыхала по тебе, вглядываясь в аят

Я тебя в этом аяте

Сросла корнями с древом огня и воды.

Дерево является символом жизни и радости, а вода символом света.

В этот периодФуруг критикует различные  группы общества. В некоторых случаях она делает это посредством философских вопросов.

Критика Фуруг, направленная на себя и общество,  основана на протесте в отношении царящей  несправедливости и недозволенности. Фуруг  направляет свою критику на человека. Она  считает, что желания  являются непонятной болью  и уверена в том, что достижение этих желаний не должно происходить благодаря  повиновению  силам зла и насилия.

Она  подвергает острой критике интеллигенцию  своего общества. Интеллигенцию, которая барахтается, утопая в мертвой воде алкоголя, а вечерами, за столом,  произносят пламенные речи относительно  нужд народа. В сущности, под интеллигенцией она подразумевает поэтов и писателей, претендующих на высокое звание и почет в литературе.

В воспоминаниях о путешествии в Европу она пишет: «Я, по своему желанию, отправилась в путешествие в одну из европейских стран и там встретилась с теми же притеснениями и неравенством в отношении женщины, которые существуют в Иране» (2, 143).

Фуруг обращается не только к социально-политическим проблемам  своей страны, но порой,  на мировом уровне, касается проблем развития открытого человеческого общества без дверей и войн. Она сравнивает мнимых поборников мира и согласия пророками, миссия которых заключается в разрушении мира и несчастии человечества:

(3664)

Эти пророки принесли с собой

В наш век миссию разрушения

Постоянные конфликты и раздоры

Эти  тучи несчастья

Разве  в этом суть священныхаятовКорана?

Она неприемлет законы, ущемляющие свободу  и ангелов справедливости. Ее борьба не приносит ожидаемых  результатов, и она  ищет защиту от  этого зла и насилия  в любви. Давление внешнего мира  вдавливает ее в собственный внутренний мир. Несмотря на то, что Фуруг самозабвенно любит и уважает простой трудовой народ, в особенности женщин, вынужденных,  не покладая рук,  трудиться с утра до поздней ночи, в то же время,  подвергает острой критике безвольных мужчин, шарахающихся  из одной стороны в другую, и поёт им «заупокойную» молитву, как «живым марионеткам».  Она наблюдает множество женщин, которые, невзирая на свою молодость, зарываются в могилу савана ожидания своей лучшей судьбы.  Общество, которое зиждется на  бесправии и несправедливости, является  прямым свидетельством власти угнетателей, варваров, которые во имя своего существования готовы пожертвовать всем народом.

2.2.  «Взгляд на социальные основы поэзии Гулрухсор». В этом разделе диссертации автор анализирует социальные основы поэзии Гулрухсор  в сопоставлении двух периодов ее творческой деятельности, тоесть  советского и послесоветского времени.

а)Развитие внутреннего мира Гулрухсор после гражданской войны

В конце восьмидесятых годов двадцатого века советское общество преодолевало, охвативший его  социально-политический кризис. В начале же девяностых годов в Таджикистане произошли политические движения,  вылившиеся вооруженную  борьбу и противостояние. Гулрухсор, от природы наделенная, бунтарским духом свободолюбия,  чувством справедливости, не смогла  спокойно наблюдать  за  мощными событиями и потрясениями времени.

Большое количество людей, покинув  родину,  были вынуждены скитаться на чужбине.  Скитание Гулрухсор  на чужбине и страдания вдали от родины было предначертано ей  судьбой.  Вот, что об этом она писала  в «Рузнамеиберуз»:  «Из всех страданий, выпавших на мою долю, страшной  болью, был мой безмолвный плач на плечах  поломанной металлической скамейки. Жгучий, болезненный  плач,  сухих очей, плач безысходности, плач, сжавшийся в кулак протеста по несбывшимся грезам и ожиданиям, подрубленных на корню, когда я покидала, на военном иностранном  самолете, свою  «маленькую родину больших мужчин» (10, 57).

В 1994 году Московское издательство «SEMETEY» опубликовало сборник стихов  поэтессы, под названием «День рождения боли». Эта книга  была первой, изданной на чужбине. Согласно мнению литературоведов,  книга «День рождения боли» явилась началом  периода совершенствования  поэзии Гулрухсор.

Еепять последних сборников стихов:«День рождения боли», «Под защитой своей тени», «Чаша газели», «Рай снов» и часть стихов,  написанных за последние 15 лет,свидетельствуют о том, что современная таджикская поэзия обогатилась  произведениями целиком состоявшего поэта» (11,16).

Гулрухсор говорит, что «поэта можно уничтожить физически, но духовно никогда! Поэт не может быть безразличным к событиям и явлениям действительности, в особенности  к судьбе своего народа. Поэт, подобен фотографу, и должен идти, хотя бы,  на шаг вперед  в  сравнении  с обществом, своим народом, своим временем. 

В этот период в поэзии Гулрухсор  усилились нотки  сарказма и иронии, укора и порицания, презрения и укоризны. Поэтесса с возмущением клеймит укором и презрением внутренних и внешних врагов Таджикистана. Тому подтверждением могут служить  стихотворения «Позором мы покрыли верность Родины» («Расвоивафоиватанем»), «Вены огня» («Рагиоташ»), «Ариана», «Судный день» («Рўзимањшар»), «Якорь печали» («Лангариандўњ»), «Разлука» и т.д.  В подобных стихах она порой обращается к Родине, а иногда и к патриотам:

Ватан, фарњангуосораткуљошуд,

Фарруфаррухуфархораткуљошуд?

Ба кайњонисаноятахтаренест,

Рањомўзишабитораткуљошуд? (11,57).

Родина, куда исчезла  культура твоя и твоитворения,

Твое великолепие, твой блеск, пышность куда исчезла?

В космосе твоей славы нет ни одной звезды,

Путеводитель ночи темной твоей куда подевался? 

Проанализировав диван стихов Гулрухсор, в котором произведения расположены  в соответствии с годами их написания,  можно убедиться, что в зависимости от  политической ситуации в Таджикистане,  происходили изменения и в  настроении поэтессы. Так, стихотворения, созданные между1993-1994 годами (в  разгар военного конфликта и беспорядков) наполнены печалью и скорбью, стенаниями и жалобой, пессимизмом и ненавистью.

После девяностых годов  в творчестве Гулрухсор произошли  серьёзные изменения,  и она  стала всматриваться в  окружающую ее действительность  с другого ракурса.  «Когда, вдосталь, напившись,из черного котла политики, «баланды» лжи и обмана,после всего увиденного и услышанного, после всех хитросплетений, остановилась и проанализировала пройденный вместе с моими спутниками путь, с  ужасом осознала, что  двадцатый век,  в историичеловечества останется,  как  самый страшный опыт кровавой политики и политиков, против выдающихся личностей и гениев» (11,4).

б)Отображение проблем современной женщины  в поэзии Гулрухсор.Одной из особенностей  поэзии Гулрухсор является то, что  наряду с оценкой по достоинству своего пола, она не обошла вниманием и природное физическое соотношение. В  «Рузномаиберуз» она  пишет: «Утверждают, что мальчики, воспитанные матерью,  обычно вырастают слабовольными, неженками, с женским характером. О, женщины, дарящие жизнь, будьте же и созидателями мужчин! Не создавайте из лисиц львов! Мир, честь которого покоится на плечах мужественных мужчин, не превращайте в женскую обитель! Будьте же верными мудрости, высказанной  вами же, что «мужчину делает мужчиной женщина  и  женщиной его тоже делает женщина!»11, 18).

Исследуя женскую тематику в  поэзии Гулрухсор можно прийти к выводу, что эта тема, как и другие, грани ее творчества, прошла путь развития, в зависимости от социально-политических преобразований  ее страны.

В советский период женская проблема  нашла свое изображение, в основном, в ее прозаическом произведении «Женщины Сабзбахора».В этом романе Гулрухсоротобразила муки и страдания  таджикской женщины в годы великой отечественной войны, которыене покладая рук трудились в одном из уголков Таджикистана.

Подытоживая этот раздел, следует подчеркнуть, что в советский период социальная направленность поэзии Гулрухсор опиралась наидеологические основы и еесоциально-политическая позиция  также соответствовала  политике времени.

С развалом советского строя  и началом братоубийственной войны  все ценности для Гулрухсор утратили свое было значение. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, в этот период она изменила свою социальную позицию и в форме протест, презрения и упрека подняла свой голос против  беспорядков и хаоса. На этом этапе своего творчества она полностью отвергла всякие идеологические установки и выражает свою позицию в зависимости от душевного состояния.

Третий раздел второй главы называется «Сравнительный анализ социальной направленности поэзии Фуруг и Гулрухсор». В этом разделе диссертант осуществляет сравнительный анализ социальных основ поэзии Фуруг и Гулрухсор, как с точки зрения содержания, так и мастерства.

а) Сравнение содержания социальных стихов. Социальная поэзия Фуруг и Гулрухсор заслуживает сравнения и рассмотрения в нескольких аспектах. Эти поэтессы творили и жили в  различных социально-политических условиях. Фуруг пришахском режиме, в котором общество было охвачено культурным и нравственным кризисом, а Гулрухсор в советском Таджикистане, в котором люди творчества творили в соответствии идеологическими установками и их социальный статус определялся по усмотрения правительства. Часть ее жизни и творчества в Таджикистане пришлась на годы после развала  советского строя и социально-политических беспорядков.

ФуругФаррухзод и ГулрухсорСафиева относятся к литераторам, достигших вершин творчества  в отличительных социально-политических условиях акцентировавших свое внимание на особенностях этих условий.Естественно, что атмосфера жизни и общественный строй оказывают воздействие на образ мыслей и чувств художника слова. Помимо этого, большое значение в выражение социально- политических взглядов поэта,имеют эстетический вкус, художественное мастерство и врожденный талант. Без колебания можно сказать, что  различий в творчестве этих двух поэтесс гораздо больше, нежели схожести.

Как Фуруг, так и Гулрухсор  в процессе творческой деятельности  преодолели несколько этапов  совершенствования своего творчества,  что и является одной  из общих тенденций. Взгляд Фуруг на общество и поэзию претерпел изменения в процессе издания  поэтических сборников «Пленница», «Стена», «Мятеж». До такой степени, что она испытывала чувство угрызения совести относительно всего написанного ею раньше. Одной из причин такого преобразобавания в ее взгляда и воззрениях явилось знакомство с  Нимо.  Согласно мнению Али Хусайни, «После этого знакомства  изменении произошли как  в языке, так и в форме стихов Фуруг, и  она отказавшись от пути последователей  формы катрена, присоединилась  к рядам поэтов Нимо, вследствие чего заметные изменения произошли,  как  в масштабности мышления, так и в ее видении» (3,19).

Фуруг, в большей степени являющаяся лириком, в многих своих стихотворениях, включенных в  два последних  сборника «Второе рождение» и «Уверуем в начало холодного времени года» непосредственно  или опосредовано  касается социальных и политических проблем общества. Социальная поэзия Фуруг наполнена философскими размышлениями и глубокими мыслями. Эти стихи порождены не столько поэтическим воображением, сколько размышлениями и суждениями социально значимого характера.

Фуруг относительно общества, людей, социально-политической обстановки своего времени высказывается, преисполненная печалью и пессимизмом иногда даже неприязнью. Ее жизнь называется зимой. Обращение к зиме -  последнему месяцу года, носит символический  язык, продиктовано желанием изобразить  атмосферу холодного, почерневшего и бездуховного общества Ирана в тридцатые и сороковые годы. В этот период она  находит путь  к широкому безграничному миру общества и проявляет повышенный интерес к общественно значимым проблемам, вскрывая нарывы несправедливости . Ее пробуждение начинается с самокритики,  порицания бездейственных и безразличных людей, интеллигенции, поэтов и писателей. Насколько ей это позволяли  ее знания и интеллект,  она поднимает свой судейский голос. Фуруг называет человека своего века пустым человеком, из объятий которого упорхнул голубь чести и веры. В другом месте она называет людей своего века «счастливыми, унылыми, хорошо одевающимися, хорошо питающимися  покойниками».

В сравнении с Фуруг, общественные проблемыв творчестве Гулрухсор рассматриваются и преподносятся иначе.Первый период творчества Гулрухсор  прошел в условиях советского Таджикистана. В обществе, где литература и искусство оценивалось и проверялось в соответствии с социально-политическими нормами. В этот  период Гулрухсор вовсе не была, как Фуругромантикой индивидуалистом и считала себя  счастливой личностью, ориентируясь в своих социальных воззрениях на идеи структуры правительства. Невзирая на  то, что социальные основы  поэзии Гулрухсор впервый период ее творчества  были намного слабее втрого периода, однако она  никоим образом не отделяла себя от общества. Сравнительный анализ стихов Гулрухсор и Фуруг показывает, что диапазон  содержания ее стихов,  с точки зрения тематики гораздо богаче и шире.

Конечно же, одной из причин является недолгая жизнь Фуруг, другая же причина кроется в ватмосфере общества , событиях и проблемах времени жизни двух поэтесс.Важный период жизни Гулрухсор прошел во времена коммунистического режима, и как уже нами было отмечено, Гулрухсор часть своих стихов создала на основе требований и установок этой структуры. Во времена независимости Таджикистана перед Гулрухсор встают новые проблемы. В силу событий, гражданской войны, в творчестве Гулрухсор открываются новые страницы  истории родины.В этой связи,  в полнее естественно, что тема родины, мира,патриотизма, женщины, матери, порицания злодеяний, восхваления образованных людей, национального самосознания, гордости за богатое культурное прошлое, призыва к защите отечества, к созиданию наряду с другими темами занимают, в ее творчестве особое место.Гулрухсорпостоянно аккумулирует свое внимание на  проблемах страны, рассматривая их в соответствии со своим видением. Она обращается к женщинам, подчеркивая необходимость защиты своих попранных прав. В последующий период Гулрухсор оставив социальные позиции Советской эпохи, всецело переключается на изображение независимости Родины. В сравнении с ФуругГулрухсор является поэтессой бойцом, с непоколебимым духом  и твердой волей. Несмотря на  то, что  в годы гражданской войны она также прошла период пессимизма и безысходности, однако нашла в себе силы воспрять духом и как  пламенный поэт, с завидным мужеством согревало душу своего народа верой в лучшее будущее. Социальная направленность произведений Гулрухсор не ограничивается лишь лирическими стихами. В ее поэмах и пьесах также наблюдаются ярко выраженная социальная проблематика, важные вопросы жизни общества.Другой особенностью социальной поэзии Гулрухсор является наличие  лозунговых и революционных стихов, рожденных под воздействием атмосферы  ее времени и борцовского духа. В противовес  романтическому духу  и несколько  сдержанным чувствам Фуруг, жившей в более спокойной обстановке столицы.

б)Различие художественных особенностисоциальных стихов Фуруг и Гулрухсор.Анализ художественных или языковых особенностей  социальной поэзии Фуруг и Гулрухсор  заслуживает отдельного исследования. Так как, если социальные стихи Фуруг были созданы  в  проследовании течению социального символизма, то произведения Гулрухсор,  наряду следования новой поэзии, были созданы также и в традиционных формах.  Заслуга Нимо и его последователей в современной персидской поэзии заключается в том, что  они  придали языку поэзии свежесть и новое звучание. Он оглянулся по сторонам  и внес в поэзию множество новых слов  и словосочетаний. В результате его поэзия обогатилась  простонародными и повседневными словами как «деревенский» («дењотї»),  «шакал» («шаѓол»), «кума», «дорвак», «шабпо», «вел кардан», «бемористон» и т.д. В этом процессе поэты  для выражения своих мыслей и чувств,  используя все языковые возможности современного языка, обновили лексику  своей поэзии.

Читая  стихи Фуруг, мы осознаем, что  все вынесенное нами из содержания  стихотворения не есть правда, что правда, на самом деле, скрывается  за символическим и аллегорическим языком. Перечитывая стихотворения по нескольку раз, мы, каждый раз,  для  многих стихов новой поэзии, но великие поэты как Фуруг, заслуживают всестороннего наблюдения и изучения. Ее стихи многослойны и нуждаются в различных толкованиях и пояснениях.

В поэзии социального символизма каждый поэт обращается  ксвоим лексическим атрибутам, языковым  элементам местного языка и естественной  атмосфере, связанной с местом его рождения.  Фуруг поэт, обладающая индивидуальным стилем. Она,  в различных обстановках и условиях, за короткую, но плодотворную творческую жизнь внесла в поэзию много нового. Благодаря своему природному таланту, она в языке (в особенности социальной поэзии)  является инициатором и новатором. В создании своих новаторских  стихов, она не приняла господство языковых  правил.В языке поэзии продемонстрировала  использование слов и  своих языковых конструкций ранее не встречавшихся в персидской поэзии.  Фуруг в последних своих стихах,используя совершенно иные обороты речи,  предстала новатором языковых конструкций.  В ее поэзии можно встретить широкое применение таких конструкции и выражений как: «повторяющаяся лазурная доброта» («мењрубониимукаррари оби ранг» (небо), «засушливое время года бесплодной любви» («фаслихушкитаљрибањоиаќимиишќ»), «маленькие руки одиночества» («дастњоикўчакитанњої»), «слабая нить справедливости» («ресмонисустиадолат»), «вышагивание бога по спине крыши» («ќадамзадани худо бар пушти бом»),  «окно осведомленности и взгляд и молчание»( «панљараиогоњїванигоњусукут»), «благоухание звезд» («атриситорањо»), «детские глаза любви» («чашмоникўдаконаиишќ») и т.д.

Характерной особенностью поэтического мастерства Фуруг, в особенности после «Второго рождения», период, на который приходиться большая часть ее социальных стихов, заключается в том, что она не столько стремится к  высокой изобразительности, сколько создает зримую атмосферу, образ состояния души.

В стихах социального содержания  она особое внимание уделяет таким словам, как «решеточное окно» («панљара»), «дверца»(«дарича»), «улица», «стол», «лампа», «часы», «обитель жизни» («њаётхона»), «спина крыши» («пушти бом»), «стена» и т.д.В изображении картин природы, составляющей одну из ветвей социальной поэзии ФуругФаррухзод, также можно наблюдать применение ряда устойчивых слов и словосочетаний.  Использование элементов природы  в этот период, в противовес  первому этапу  ее творчества, выполнявших роль сравнения (ночь одиночества, ветерок дыхания, светлые небеса глаз), используются в  своем назначении и смысле (течение времени, древо чувств, холодное время года). Связанные с тематикой женского пола слова и словосочетания,, являются самыми частоупотребляемыми в ее творчестве: «локоны», «кукла», «серьги «гребенка», «чадра», «платье невесты» и т.д.

Средства художественного изображения в творчестве Фуругне навязчивы, они естественны и всегда оправданны, свежие и красивые, как в этом примере использования приёма повтора:

(6994)

Никто теперь о любви не думал,

Никто теперь не думал о победе

И никто

Теперь не думал ни очем.Большинство исследователей творчества Гулрухсор едины в мнении, что  она  поэт- новатор, внесшая много нового в современную поэзию  образом своих мыслей  и чувств, способами  иприёмами художественного изображения, посредством  использования  удивительных словообразовательных конструкций и оборотов речи. По словам МатлубыМирзоюнус, «Неповторимые и неожиданные картины природы, наполненные глубокими чувственными образами, намеки и кольцеобразные омонимы, символы и аллегории в сочетании с особым индивидуальным видением, заметно отличают поэзию Гулрухсор от творений других ее современников» (12,136).

Гулрухсор  примерно в равной  степени использует традиционные и новые формы поэзии. Для нее главное не сама форма, а ее естественное соотношение с содержанием, движением мысли и чувств.

В поэзии Гулрухсор сильной стороной являются многоплановость и основательность изображения. Помимо человека, находящегося всегда в центре ее размышлений, Гулрухсоракцентирует свое внимание также на различных предметах и явлениях, подчеркивающих ее мысли и чувства: 

а) дождь, снег и тайфун,горы, реки и родники, природа, растения и цветы, гром и молния;

б) разнообразие цветов (жасмин, роза, тюльпан, ромашка, фиалка, гречишка и т.д.)

Манузвињизбигулиёсам (9,421)

Я член партии  жасмин.

Ёсимењанбўйрофаслиљазо дар боѓкушт (9,599).

Жасмин, благоухающий запахом родины, был убит в саду временем отмщения.

Если в стихах первого периода цветок служит символом молодости, то в поэзии последних лет почки срезаны, роза увяла, соловьям отрезали языки, цветочная ваза стоит  пустая, в одиночестве.

в) животные и пернатые

Образы животных и пернатых, в  воображении поэтессы, выполняют вспомогательную роль в  выражении социальных взглядов и размышлений. Мир животных и пернатых, составляющих определенный образный ряд в поэзии Гулрухсор, можно разделить на следующие группы:

- муравей, кузнечик, оса, пчела;

- рыба, меринка, змея, лягушка, дракон;

-птица, курица, голубь, воробушек, соловей, ласточка, лебедь, сокол, журавль, кречет, стеревятник, ворона, сова;

Байнињамазоѓузаѓанукаргасукалмурѓманќуисафедам (9,796)

Среди всех ворон, стервятников и лысоголовок я белая лебедь.

Гулухсор для выражения своих мыслей  и чувств чаще всего использует образы  совы и соловья:

Дар дилишаб

Ба шоњибулбулњо

Чўљаичуѓзнаѓмаомўзад (9,281)

В полночный час

Царю соловьев

Птенец совы  преподает уроки пения.

- животные: овца, волк,лань, конь, тигр, лев, лиса, медведь, шакал, собака.

Из вышеназванных животных и зверей в поэзии Гулрухсор чаще встречаются  волк, лань и тигр.

г) удивительные существа: дев, ангелы, дьявол, черт, гурии:

Шайтонизардќањ-ќањимастонамезанад (9,946)

Желтый черт смеялся в пьяном бреду.

д)конструкции из палитры цветов:

Зеленая скорбь, зеленый плач, зеленая смерть, зеленая солома, зеленые грезы, старческая желтизна, черная смерть, черная доля.

2. Изобразительные средства - приёмы художественного изображения.

Для выражения своих социальных взглядов и воззрений Гулрухсор использует различные средства художественного изображения:

а) метафора, иносказание, аллегория

- пугала, поклоняющиеся чучелам - символизируют людей, ставших игрушками в руках других.

Многие метафоры избитые и затасканные, типа язык взглядов, край вселенной, слух разума, глаза рук, тюлпаны слез и т.д.

Лолаиашкмекоштам (9,33) – киноя аз сурхииашк, яънеандўњибузург.

Сеяла тюлпаны слез – тоесть, намек на кровавые слезы, великую скорбь и печаль.

Использует  аллегорические словосочетания:

«Бесплодный кипарис», «голый кипарис», «траурный сад», «зеркало солнца», стекло дыхания»:

Сафиринур аз сиёњиипанљарањоикўрсуроѓмегирад,

Нишонаиманеро, ки дар фаноишаб

Чашмирушноиро ба рўисубњдамбастам.

Посол луча света навещает черноту слепых оконныхрешеток,

Ищет меня, что  в час смерти ночи

Затворила глаза света перед наступающим рассветом.

1.Легенды и придания, исторические личности:

В Диване Гулрухсорнаблюдантся частое обращение к имени Сухраб, Рустам, Сиявуш, Тахмина, Гурофарид, ЗалиЗар, Хотам Тай, Авель и Каин Дарий и т.д. По подсчетам Исследователя творчества ГулрухсорМатлубыМизоюнус, образ Рустама в ее творчестве используется (9 раз), Сухраба (8 раз), Сиявуша (4 раза), Тахмины (5 раз) (12,160).

1.Религиозные предания и легенды:

Адам и Ева (6 раз), Мансур Халладж (11 раз), Иисус (6 раз), Мария (4 раз), Зороастра (3 раза), Мустафа (2 раза).

б) Приём описания

Этот приём служит выпуклому изображению образов, к которым Гулрухсор питаетнеприязнь и отвращение:

-некрасивый, несчастный, бессовестный, двуличный, алчный, слепой, предатель, приспешник дьявола, презренный, кровожадный, подлый, невежда, глупый, завистливый, грязный и т.д.

Одним словом, язык социальной поэзии Гулрухсор безграничен, в  выборе и использовании слов, оборотов речи и художественных приёмов. Она использует  все возможные средства изображений для выражения своих социальных воззрений. Несмотря на то, что  средства художественного изображения  в ее поэзии не отличаются новизной, носят традиционный характер, однако она пользуется ими таким образом, что обретают особую прелесть и очарование.

С точки зрения формы поэзия стихотворцев этого направления не соответствует ни одной из традиционных жанров, как газель, касида, маснави, дубейти, мустазод, мусаммат, четверостишие и т.д., а чаще  обладают иной, свободной конструкцией. Единицей стиха  в традиционной поэзии принято считать строку или бейт, рифма  и редиф же повторяются в конце  бейтов, в соответствии  определенных правил.

В поэзии социального символизма в качестве единицы стиха выступают стихотворные строки  и строфы. Традиционное полустишие заменяет строка, вместо  бейта  рождается отрывок или раздел. В подобных стихотворениях в  строках и строфах не соблюдается  какой-либо конкретный стихотворный размер и они могут быть усеченными  или длинными. Строфа в поэзии стиля нимои  чем-то напоминает параграф прозаического произведения. Обычно между строфами  соблюдается определенный  промежуток.Сборники Фуруг  «Второе рождение» и «Уверуем в начало холодного времени года» свидетельствуют о том, что  у нее есть собственное мнение или видение относительно стихотворной системы.В ее поэзии стихотворная система аналогична  той системе, которую мы наблюдаем в  нимоийской поэзии. Порой этот стихотворный размер становится настолько бесцветным, что такие стихи становятся похожими на  белый стих.Стихотворения Фуруг в последнем сборнике  являются хорошим примером  такой  стихотворной системы.В особенности стихотворения «Земные аяты», «После тебя», «Решетточее окно», «Втрое рождение», Серце пылает огнем за садик», «Уверуем в начало холодного времени года»  имеют именно такую систему стихосложения.

Исследователи творчества Гулрухсор, выявляя особенности системы стихосложения и рифмы в ее поэзии, высказали интересные наблюдения также о соотношение традиционных  и новых стихов в ее Диване. Так, в монографии МатлубыМирзоюнус вкратце рассмотрены проблемы метрического размера стиха и рифмы, а также факторы мелодичности в поэзии Гулрухсор. Из таблицы лирических жанров, составленной ею, на основе дивана поэтессы, выясняется, что из 985 стихотворений, вошедших в ее диван, всего 191 стихотворений написаны в форме новой поэзии.

Как мы уже отмечали,  Гулрухсор не придает особого значения  форме своих стихотворений.Созданные ею в  форме свободного аруз стихотворения, также не отличаются соблюдением  определенной закономерности.

Проведенное исследование показало, что в плане использования стихотворных размеров  в социальной поэзии,  между  Фуруг и Гулрухсор ни чего общего не наблюдается. Фуруг  пишет свои стихи в совершенно новой форме, изобретенной ею самой, которая находится  между нимаийской и шомлуйской  системой стихосложения. Гулрухсор  же выражает свои мысли чувства  как с соблюдением традиционной системы стихосложения, так и  в форме нового аруза.

В заключении подводятся итоги исследования, оцениваются результаты наблюдений по исследовательским главам, делаются основные выводы, а также намечаются перспективы дальнейших разработок.

В заключительной части диссертации также даются выводы автора относительно истории развития творчества, мировоззрения и поэтического мастерства этих двух талантливейших поэтесс в персидской и таджикской литературах.

Автор диссертации подчеркивает, что  несмотря на различия в стилях социальной поэзии этих поэтесс, они обе постоянно  акцентировали свое внимание на важнейших национальныхвопросах и проблемах всего человечества. Их социальная поэзия направлена на  расцвет своей страны, пробуждение своего народа и его чувства самосознания.

Цитированная литература:

  1. . : ­ ­ ­ . ­ ­ .- : , 1378. - 910.
  2. . . : .1382.- 328.
  3. ­ . ­ . 1332 1358 .-: 1383.- 386 .
  4. ­ . . . 1383.- 462.
  5. . 2003 . 254.
  6. . .- : 1374.-328 .
  7. . . : 1384.

8. Асозода Х. Адабиётитољик дар асри ХХ.- Душанбе: Маориф, 1999.- 447 с.

9. Гулрухсор. Девон. Девониишќуашкуханда.- Душанбе: Пайванд, 2004.- 950 с.

10. Гулрухсор. Рўномаиберўз.- М:, 2000

11. Гулрухсор. Зодрўзидард.- Москва: «SEMETEY», 1994.- 128 с.

12. МатлубаиМирзоюнус. Њамзодитўфон (Нигоње ба рўзгорваосориГулрухсор).- Душанбе: Адиб, 2007.-256 с.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Взгляд на некоторые особенности стихотворного размера и рифмы в поэзии ФуругФаррухзод и ГулрухсорСафиевой.// Известия Академии Наук Таджикистана  (Отделение общественных наук), №3, 2011, с. 110-112(на тадж.яз.)
  2. Анализ трех первых сборников стихов ФуругФаррухзод («Асир»,«Девор», «Исён»).// Известия Таджикского Национального Университета, №5 (69), 2011, с..  300-307 (на тадж.яз.)
  3. К вопросу о социальных мотивах поэзии ФуругиФаррухзод и ГулрухсорСафиевой.- Душанбе:Шуджоиён, 2012.- 71 с.





© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.